Урок русскогоя языка, 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка по теме "Изменение глаголов прошедшего времени по родам", 4 .класс. Конспект урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.62 КБ |
![]() | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе.
Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»
Цель урока: познакомить учащихся с изменением окончаний глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Задачи:
- Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам.
- Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени.
- Развивать внимание, память, монологическую речь, орфографическую зоркость.
- Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах.
ХОД УРОКА:
1. Орг. момент.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Проверьте готовность к уроку. Всё ли у вас на месте? Я пожелаю вам удачи, а вы постарайтесь работать быстро, а самое главное дружно!
Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
2. Повторение. Актуализация знаний.
( на листочках)
Тест.
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета
б) количество
в) предмет
г) действие предмета
2. Глаголы отвечают на вопросы:
к) Какой? Какая? Какое? Какие?
л) Что делает? Что делают?
м) Кто? Что?
н) Как?
3. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:
а) Что делала? Что делали?
б) Что делает? Что делают?
в) Что делать? Что сделать?
г) Что сделает? Что сделают?
4. Глаголы изменяются по:
в) склонениям
г) временам
д) падежам
5.Каким членом предложения бывает глагол:
м) дополнением
н) подлежащим
о) сказуемым
п) обстоятельством
6. У какого глагола нельзя определить время:
и) засияет
к) светил
л) сверкать
м) светит
- Какое слово получилось?
- Что такое ГЛАГОЛ?
- Что вы можете рассказать о данной части речи?
3.Лексическая работа. Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы, а затем поставьте их в 3 лицо, мн.число. Определите время и спряжение. (Слайд 2)
Витать в облаках (мечтать-мечтают).
Зарубить на носу (запомнить – запомнят).
Бить баклуши. (бездельничать – бездельничают)
Как изменяются глаголы прошедшего и будущего времени?
4. Выведение темы и постановка целей урока.
Ребята, перед нами отрывок стихотворения К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»
(чтение обучающимися) (слайд 3)
- Вступит.слово учителя о поэте.
Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина.
В крепости продолжал писать стихи, накалывая их иголкой на кленовые листы, – они были переданы на волю
Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания
Думы – любимый жанр поэта
Думы - малороссийские героические народно-эпические произведения, близкие по тематике и идейности историческим песням
Ерма́к Тимофе́евич (1532 — 6 (16) августа 1585, Сибирское ханство) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Русского государства. Один из исторических героев России.
Погиб в бою с ханом Кучумом.
Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии летали;
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
- Какие слова вам не понятны? (Дебри – непроходимые леса)
- Какие образные средства использует автор?
- Какими словами автор передает состояние природы? (Словами – ревела, шумел, летали, гремел, бушевали.)
- Ребята, что объединяет эти слова? (Это глаголы прошедшего времени.)
- Докажите. (Во всех глаголах есть суффикс л.)
- А чем они различаются?
- Ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. («Изменение глаголов прошедшего времени по родам»)
(слайд 4)
- Молодцы, мы продолжим сегодня работу над глаголами прошедшего времени.
5. Открытие новых знаний.
(слайд 5)
Снег сверкал
Солнце сверкал
Заря сверкал
Проблемный диалог.
- Согласны ли вы с таким написанием?
- А какие предложения вам не нравятся? Чем?
- Определите род существительного в каждом предложении.
- Как вы думаете, будет ли меняться глагол в зависимости от рода существительного? (Да)
- Прочитайте правильно эти предложения. Что в них изменилось? (окончание)
- А почему вы меняли окончание? (род существительного)
- Можете ли вы сделать вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени? (по родам)
- Что меняется у глаголов прошедшего времени? (окончание)
- Давайте понаблюдаем за изменением глаголов прошедшего времени. Проведём исследовательскую работу.
6. Исследование (работа в паре).
(слайд 6)
- Сейчас вы будете работать в парах.
- У вас на столе лежат таблица для исследования. Заполните её.
- Выделите окончания глаголов.
Глагол | Прошедшее время | ||
Мужской род, он | Женский род, она | Средний род, оно | |
Что делал? Что сделал? | Что делала? Что сделала? | Что делало? Что сделало? | |
Петь Играть Прибыть |
Зачитывают столбики ответов.
Самопроверка. (Слайд 7)
- Сделайте вывод. (Слайд 8)
7. Работа с таблицей в учебнике.
- Давайте сравним результаты нашего исследования с данными таблицы в учебнике на с.110.
- Почему глаголы изменили свои окончания?
- Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?
Запишите предложения, вставьте окончания.
8. Давайте вернемся к отрывку из стих-ния. Посмотрите на слайд 9, найдите глаголы. К каким сущ они относятся. Можем ли определить их род? Почему? Можем ли определить род у глаголов? Почему? Сделайте вывод. Изменяются ли гл. прошедшего времени во мн.числе по родам. Слайд 10
9.*Первичное закрепление полученных знаний.
Р.т. с.63 упр.144
10. Закрепление полученных знаний.
А). Работа с учебником.
С.112 упр.236 по заданию упражнения. (2 чел. на доске)
б). Самостоятельная работа по вариантам.
(слайд 11)
Ребята, а сейчас работаем с текстом. 1-ый вариант – находит предложения с глаголами прошедшего времени среднего рода, 2-ой вариант - с глаголами прошедшего времени множественного числа. Выпишите предложения. Выделите окончания. (Проверка взаимная..)
Стоял_ раннее утро. Солнце освещал_ верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал_ на песке. Море сверкал_ в лучах солнца. Лёгкие волны набегал_ на берег. На берегу сидел_ белые чайки.
В) Дополнительно. Морфологический разбор 1 из глаголов из самостоятельной работы.
11. Итог урока. Рефлексия. Слайд 12-13
- Что нового узнали вы сегодня на уроке?
- Чему научились?
- А сейчас каждый подумает и оценит, как понял тему урока, а затем оценит свою деятельность на уроке. В тетради нарисуйте кружок соответствующего цвета. Слайд 14.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Замените глаголами неопределенной формы, а затем поставьте их в 3 лицо, мн.число. Определите время и спряжение. Витать в облаках. Зарубить на носу. Бить баклуши.
Ревела буря, дождь шумел; Во мраке молнии летали; Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали… КОНДРАТИЙ ФЁДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ Ревела, шумел, летали, гремел, бушевали.
«Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам»
Согласны ли вы с таким написанием? Снег сверкал . Солнце сверкал . Заря сверкал .
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПО РОДАМ Слова для справок: петь, играть, прибыть Глагол М.р. он Ж.р. она Ср.р. Что делал? Что сделал? Что делала? Что сделала? Что делало? Что сделало?
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПО РОДАМ Глагол М.р. он Ж.р. она Ср.р. Что делал? Что сделал? Что делала? Что сделала? Что делало? Что сделало? петь пел пел а пел о играть играл играл а играл о прибыть прибыл прибыл а прибыл о
Вывод: Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание , в женском – а , в среднем роде - о .
Во мраке молнии летали, И ветры в дебрях бушевали .
Вывод: Глаголы прошедшего времени во множественном числе имеют окончание – и . Во множественном числе род глагола не определяется .
Стоял… раннее утро. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка. Лучи солнца освещал… верхушки сосен.
Составь рассказ по плану о глаголах прошедшего времени На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Когда происходит действие : до момента речи , в момент речи, после момента речи? Какая часть слова отличает глаголы прошедшего времени от других временных форм глагола?
Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе? Какие окончания имеют в мужском, женском и среднем родах? Изменяются ли глаголы прошедшего времени по числам? Какое окончание имеют все глаголы во множественно числе? Можно ли определить во множественном числе род глагола?
Итог урока:
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...

ПЛАН урока французского языка Класс: 3 Учебник: Автор Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. Тема урока: Рождество
Класс: 3Учебник: Автор Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений.Тема урока: РождествоЦель урока: формирование умений понима...