Формирование познавательных УУД на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Работа учителя по формированию, развитию и активизации познавательных УУД в начальном обучении..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_russkiy.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с.Нялинское
имени Героя Советского Союза В.Ф.Чухарева»
Формирование познавательных УУД
на уроках русского языка.
Учитель начальных классов
Спресова Наталья Николаевна
«Почему мне так больно сейчас? Оттого, что в последние 20 лет образовался разрыв между великим, богатым русским языком и примитивной русской речью. Русская речь находится в критическом состоянии. Испортился не великий русский язык, а русская речь. Нужно учиться русскому языку. Всю жизнь. Учиться языку не стыдно, стыдно говорить плохо».
П.А.Лекант
«В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом,»-отмечается в «Фундаментальном ядре содержания общего образования». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.
Необходимость повышения эффективности учебного процесса побудила меня выбрать тему для педагогического проекта: « Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе»
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные универсальные действия,
логические универсальные действия,
а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение всех видов необходимой текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывание и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
-свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
На уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия. Под «универсальными учебными действиями младших школьников" мы понимаем совокупность обобщённых действий обучающегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать звуки, буквы, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.
Важнейшим критерием усвоения универсальных учебных действий на содержании русского языка является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения).
Поэтому педагогический подход к решению проблемы формирования, развития и активизации познавательных УУД в начальном обучении должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности.
Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому разнообразно его влияние на процесс обучения. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных процессов, проявляются активный поиск, догадка, пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний – всё это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, определяющий её активное отношение к миру и процессу его познания.
Стремлюсь активизировать познавательную деятельность учащихся, создавать ситуацию заинтересованности. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Материал подается так, чтобы ученики оказались в обстановке творческого поиска, умственного напряжения: даются различные проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов.
С первых дней обучения грамоте дети учатся:
- пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание, учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе;
- использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; - отрабатываются умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе.
В 3 – 4 классах ученики обучаются поиску нужной информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах.
Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. В классе существует библиотека справочной литературы, которой дети пользуются на уроках и во внеурочное время. Почти у всех учащихся дома есть компьютер с выходом в Интернет, поэтому уже в начальной школе они владеют способами поиска необходимой информации в электронном виде.
На каждом уроке работаю над формированием познавательных УУД у обучающихся. Это и осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ. Часто обращаюсь к детям: «Подумайте, проанализируйте, исследуйте, докажите, сравните, сделайте вывод, объясните, ответьте на один из вопросов (задание на выбор), выполните взаимопроверку, составьте задание». Побуждаю учеников сделать самостоятельные выводы и обобщения. Стараюсь на уроках создать игровую атмосферу, которая развивает познавательный интерес, снимает усталость, позволяет удержать внимание, активизировать обучающихся. В процессе выполнения различных упражнений учащиеся самостоятельно приходят к новым знаниям или способам их получения, то есть поиск способа решения или само решение возлагается на учащихся. Как показывает опыт, необходима не случайная совокупность проблемных заданий, а их система. Задания должны быть доступны, важны в общеобразовательном отношении, иметь разную степень сложности. Структура содержания задания необязательно должна отвечать принципу дидактики «от лёгкого к трудному».
На уроках русского языка используется моделирование. На этапе обучения грамоте это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели можно использовать на протяжении всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему.
На всех этапах урока происходит анализ языковых явлений, классификация и обобщение, синтез как составление частей целого. Операция сравнения, установление причинно-следственных связей, установление аналогий – все эти виды мыслительной деятельности приводят к формированию познавательных УУД.
В ходе урока использую дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика на уроке.
Я хотела бы предложить задания по русскому языку по формированию познавательных действий.
Например, при изучении темы «Корень слова» на одинаковом для всех учащихся дидактическом материале предлагается выбрать задание и выполнить его.
Рисунок, рисовый, рисовать.
Вода, водяной, водитель.
Переносить, переносица, носовой.
Морской, морить, моряк.
Варианты заданий:
1) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», обозначить корень.
2) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных
слов.
3) Подобрать к «третьим лишним» однокоренные слова, обозначить в них все
морфемы.
4) Сформулировать задание к данному дидактическому материалу. Подготовить карточку для самопроверки.
Можно предложить задание: подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
- Являются ли однокоренными словами:
кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
- Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, основа, остов, остров, острый? - Верно ли утверждение, что приведённые слова могут быть разными частями речи: покрывало, зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?
Упражнения и задания на развитие знаково – символических действий
Проба на выявление количества слов в предложении.
Учитель зачитывает предложение и просит назвать, сколько слов в предложении, и назвать их.
1. Скажи, сколько слов в предложении.
2. Назови первое слово, второе и т.д.
Расшифруйте схемы предложений письменно.
|____________ рычит.
Ёж ___________.
Составь предложения к схеме:
________ _________ _ _ _ _ _ _ _ .
__________________________
Составь схему предложения:
Весеннее солнце осветило лесную поляну.
Звуковые графические диктанты.
Тема: Состав слова.
Разделительный ъ пишется перед...
Неизменяемая часть слова …
После корня находится...
Изменяемая часть слова …
В слове ягодка нет…
Записи детей: 5.
Звуковой графический диктант "Плюс - минус".
Тема: Перенос слов
Знаком "+" обозначить слова, которые можно перенести, а знаком "-" те, которые нельзя перенести.
Аня, Саша, Юлия, дело, тень, класс, дети, урок, книга
- + - + - - + - +
Подбери и запиши 3 слова
–о—о– , – о—о–, –о—о–.
Игра «Живая схема»
Разбор предложения по членам: ученик, назвавший подлежащее, надевает бумажную шапочку с одной чертой, задаёт вопрос к сказуемому, ученик, изображающий сказуемое, надевает шапочку с двумя чертами, затем так же находят второстепенные члены.
Упражнения по созданию и анализу алгоритмов как упражнения, призванные научить планировать свою деятельность по осознанию способа действия, осуществлять «пошаговый» контроль за своими действиями:
- проанализировать готовый алгоритм,
- составить собственный алгоритм (таблицу, схему),
- определить, к каким правилам относится алгоритм (таблица, схема),
- закончить (восстановить) алгоритм (таблицу, схему).
Задания на развитие умения задавать вопросы
Одним из самых важных умений исследователя является умение задавать вопросы.
В процессе познания вопрос играет ключевую роль. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая автора вопроса к умственному труду.
– задай вопросы другу;
– представь себя в роли учителя и задай вопросы классу
Составление плана урока
или даже целой темы совместно с учителем - такая форма проведения урока наиболее эффективна в развитии познавательных УУД учащихся. Цель такого урока: наметить ход, способы, этапы познания, поставить учебные задачи, которые предстоит решить как на данном уроке, так и на последующих.
Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков. Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки. Эти же УУД формируются через задания на выделение так называемого «лишнего слова». Дети, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов слово этими признаками не обладающее. Через анализ объектов выполняется выборочное списывание и задания на вычленение слов с определёнными признаками из группы слов, предложения или текста.
Логические задания: задания на составление слов из звуков и слогов, сложных слов из основ, словосочетаний, устойчивых выражений, пословиц из «разбросанных» слов, конструирование и переконструирование предложений, составление слов и предложений по схеме, разгадывание шарад требуют применения такого логического действия, как синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетаются. Это все виды диктантов, списывания, комментированное письмо. Сообщение о том или ином языковом явлении, объяснение значения слова, фразеологизма, правильное употребление слова, постановка ударения требует поиска необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ. Эти же задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной речи.
Собери пословицу:
Чему, не выучит, Ваня не научился, Иван того.
Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу.
ВСЕГДАЛЕНЬАБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ).
Раздели текст на предложения.
Стоит жара Игорь и Саша бегут на пляж на волнах плывет белый парус морская вода моет берег
Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений
1. На небе сгустились тучи. Прохожие открыли зонты. Сверкнула молния. Начался дождь.
2. Прилетели пчёлы. Получился вкусный мёд. Пчёлы собрали нектар, отнесли его в улья. Расцвели цветы.
3. Стволы яблонь оголяются. Зимой у зайцев мало еды. Беляк обгладывает в садах кору молодых яблонь. Они болеют и погибают.
Упражнения на установление причинно – следственных связей в парах слов.
Найди пару, запиши.
1. Мёд – пчела
Яйцо – курица
Шерсть – овца
Молоко - ?
Подчеркни орфограмму, подбери однокоренные слова
Найди пару, запиши.
2. Изюм – виноград
Бензин – нефть
? – бумага
Подчеркни орфограмму, подбери однокоренные слова
Упражнения на установление причинно-следственных связей в предложениях.
1. Перед едой енот моет добычу.
Енота прозвали полоскуном.
2. Из крапивы получают краску, производят ткани, тесьму, веревки, нитки.
Крапива - полезное для человека растение.
3. Рис используют не только в пищу, но и для приготовления крахмала клея, пудры. Рис – чень важный продукт.
Составь анаграммы.
Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова (рост-сорт)
Ивик, лисав , колябо, шураг, норагивд
Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Придумай и запиши еще два слово с таким составом.
Один не пришёл на работу,
Другой не пришёл на учёбу-
Часть первую нашего слова
Они показали нам оба.
Название буквы прибавить
К неявке описанной надо,
И в целом пойдём по дорожкам:
Без цели, а для променада.
«Гипотеза».
Ученикам задаётся проблемный вопрос. Они выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения. Гипотеза может быть либо ошибочной, либо истинной. Данный этап завершается нахождением решения, т.е. открытием (пониманием) нового знания.
Почему –ча/ща пишутся с а?
Как образовалось это слово?
Узнать, какие знаки препинания когда появились?
Всегда ли в русском языке существовало два числа: единственное и множественное?
Одинаково ли количество падежей в разных языках?
Все имена собственные пишутся с большой буквы?
Как можно разбить данные слова на группы и почему?
В конце побудительного предложения всегда ставится восклицательный знак?
“Развиваем логику”
По определению назови слово:
Хрустящая, белая
зелёный, пупырчатый длинный
круглый, сладкий, зелёный
интересная, толстая, библиотечная
Придумай два аналогичных примера.
Если в следующих парах второе слово – синоним первого, замените его антонимом и наоборот:
Грусть – тоска Ложь – вымысел
Мрак – темнота Жара – холод
Близко – рядом Работать – трудиться.
“Закодированное слово” или «Зашифрованное слово»
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.
Обозначим следующие буквы цифрами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А Б В К М Н О Л Д Т
Какое слово кроется под номерами: 4756101?
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
“Какография”
Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.
Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.
Подберите сложные антонимы,
например, умная девочка – глупый мальчик
Слабый мороз-
Поздний вечер –
Найди соответствие.
Определите каждое слово 3-4 прилагательными.
дробь – десятичная, свинцовая, правильная.
Звук –
Речь –
Предложение –
Вставьте пропущенные прилагательные в пословицы и поговорки:
Лучше _____ правда, чем______ ложь.
_______мир лучше _______ войны.
Приведите свои примеры.
Разгадай ребусы.
Игра «Всёлый наборщик»
Из букв слова СМОРОДИНА составь другие слова.
«Заморочки из бочки».
Интересный приём помогает при повторении изученного материала. Это может быть картонная бочка, а у нас с ребятами обыкновенная жестяная баночка, в которой лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается загадочно, необычно и полезно!
Группировка
Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.
Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.
Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.
В результате предложенные слова группируются:
· по родам (существительные общего рода, мужского и женского);
· по наличию орфограмм;
· по количеству слогов;
· по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;
Более сложным видом задания является группировка языковых явлений по нескольким признакам одновременно.
Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.
Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.
Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:
а) по написанию (существительные с ь и без ь);
б) по родам (существительные мужского и женского рода);
в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).
Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.
Задания на исключение лишнего
Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объёма знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.
«Найди четвёртое лишнее».
Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Найди лишнее слово:
Лукошко, луковый, луковица, лук.
А в системе развивающего обучения ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.
Сосна, клён, ясень, тополь.
Варианты ответов учащихся:
· Сосна – хвойное дерево, остальные – лиственные.
· Клён – 1 слог.
· Ясень – начало – на гласную букву, у остальных – на согласную букву.
· Клен – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».
· Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.
· Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.
2-й вариант задания.
Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову.
Задание. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Варианты ответов учеников:
- Объединить – это глагол, остальные – существительные.
- Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.
- Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.
- Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского
Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.
Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.
Упражнения на замену словосочетаний одним близким по смыслу
1. Остаться без еды –
Остаться без денег –
Остаться с носом –
2. Бросить мяч –
Бросить реплику –
Бросить тень –
Корзина идей
Это приём организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисунок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Сочинения на такие темы как «Всё, что я знаю о …» способствует достижению высокого уровня сформированности познавательных УУД.
Слово «всё» в теме этого сочинения подразумевает, что ученик должен найти всю информацию, систематизировать её, а затем изложить её в той форме, которую считает наиболее приемлемой.
Темы сочинений:
Всё, что я знаю о … (кошках, собаках, чае, своём селе, Новом годе и т.д.). Тему ученик выбирает сам.
Расскажу вам о себе.
Мое любимое занятие.
Самая интересная книга.
Любимый литературный герой.
Советы нашим учителям.
Советы будущим первоклассникам.
Кластер — графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Часто применяю этот приём на уроках русского языка.
В целях творческого самовыражения и самореализации обучающихся использую разнообразные творческие домашние задания, носящий вариативный характер: написание лингвистической сказки, синквейна, стихотворения с целью лучшего запоминания правила, составление кроссворда, подбор дидактического материала, упражнений для одноклассников и др.
Относительно формирования познавательных учебных действий при изучении русского языка в начальных классах, можно отметить, что ученик научится формулировать правила на основе выделения существенных признаков, выполнять задания, используя материальные объекты, проводить сравнение и классификации, строить объяснения в устной форме и логические цепи рассуждения
Так, у нас есть памятка, в которой отмечены все изучаемые орфограммы.
При проверке тетради на полях сначала я ставлю номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой. Позднее я ставлю только пометку на полях, сигнализирующую об ошибке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой и прорабатывает ошибку.
В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать: «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты. Использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебника. На каждого ученика веду индивидуальную карту допущенных ошибок по русскому языку
В качестве диагностики выявления уровня сформированности познавательных УУД использую комплексные диагностические работы.
Таким образом, формируя познавательные УУД, осуществляется развитие компетентностей личности младших школьников, идёт подготовка их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Используемая литератур:
1.А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2011г
2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка – М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999
3. Бакулина Г.А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка // Начальная школа №1. 2003 г.
4. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа №4. 2006 г.
5. Волина В.В. Учимся играя - М. «Новая школа» 1994 г.
6. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа № 5. 2006 г.
7. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1класс, - М.: ВАКО, 2008
8. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1999 г.
9. Обухова Е.А. Словесно-логические упражнения на уроках русского языка // Начальная школа № 4. 2006 г.
10.Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках русского языка
Материал включает урок русского языка в 3 классе по системе "Школа России" на тему "Местоимение как часть речи"....
Формирование УУД на уроках русского языка
Обобщение опыта...
"ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ"
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
Мастер класс"Формирование УУД на уроках русского языка с использованием ИКТ."
Мастер класс был проведен на семинаре ЮВАО...
Формирование УУД на уроках русского языка в специальном классе
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного...
Формирование ууд на уроках русского языка
Формирование ууд на уроках русского языка...
Формирование УУД на уроках русского языка
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, в связи с тербованием ФГОС....