Формирование УУД на уроках русского языка
план-конспект по русскому языку по теме
Материал включает урок русского языка в 3 классе по системе "Школа России" на тему "Местоимение как часть речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proeknaya_rabota.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
Институт развития образования Республики Башкортостан
Проектная работа на тему:
«Формирование познавательных
универсальных учебных действий
на уроках русского языка »
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 78 г. Уфы
Токарева Ю.Н.
г. Уфа – 2011 г.
Введение.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия. Общеучебные универсальные действия включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Особого внимания заслуживает такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимся своих действий предполагает осознание им всех компонентов учебной деятельности.
Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение от рицания, утверждение и опроверже ние как построение рассуждения с ис пользованием различных логических схем - индуктивной или дедуктив ной). Номенклатура логических действий включает:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
- опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
- анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части; синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
- классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- вывод следствий, установление аналогий.
Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России».
Тема: местоимение как часть речи.
Задача: развитие познавательных УУД через понятие «местоимение»,определение роли местоимений в речи.
Ход урока:
1.Чистописание.
2.Наблюдение: на доске записан текст, прочитайте его.
Я уже давно мечтаю о нём. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он у меня будет, я буду лучше учиться. Я буду всех-всех любить, и у меня всегда будет весёлое настроение.
Кто герой этого рассказа? Каким словом он назван? О чём мечтает герой? Какие слова нужно заменить в тексте, чтобы это стало понятно? Какой частью речи их можно заменить? Чем интересны эти слова? Какое название вы бы дали этим словам?
3. Определение понятия «местоимение»:
Является ли местоимение частью речи? В чём его особенность? Какую часть речи заменяют местоимения? Назовите местоимения. Почему они личные? Почему мы употребляем их в речи? Запись в тетради: вместо имени я – местоимения.
4. Употребление местоимений в речи: работа в парах.
Какие слова вставите? Вместо каких слов они употребляются?
1.Позвольте представиться: Карлсон, друг Малыша. ______
живу на крыше дома.
2. Ну что за помощник! Сынок, когда ______ успел всё убрать?
3. На ветке сидел воробей. ______ чистил свои пёрышки.
4. На соседнюю ветку села ворона. _______ громко закаркала.
5. Выглянуло из-за тучи солнце. ______ осветило землю.
6. Я, Петя и Саша – друзья. _______ живём в одном доме.
7. Молодцы, дети! ______ очень старались на уроке.
8. Я люблю читать книги. ______ помогают мне хорошо учиться.
5. Определение лица местоимения: составление схемы.
Послушайте диалог:
- Алло! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
- Да, хорошо.
- Мне нужна Катя. Скажи, она дома?
- Нет, её нет.
- А Саша? Где он?
- Не знаю.
Кто был 1 лицом в диалоге? Как этот человек себя назвал?
Кто 2 лицо – участник диалога? Какое местоимение указывает на него? О каких третьих лицах разговаривали участники диалога? Какие слова на них указывают? Назовите местоимения 1, 2, 3 лица.
Составление схем-силуэтов в группах по рядам.
6. Самостоятельная работа: 4 лишнее.
Найдите в каждой строчке лишнее слово, спишите слова без «лишних», укажите лицо местоимений:
1) я, яма, ты, он;
2) мы, вы, ты, они;
3) он, она, они, оно;
4) Ока, окно, оно, око.
7. Изменение местоимений:
Определите, какое местоимение так изменяется:
1) у него, к нему, его, с ним, о нём – он;
2) к вам, с вами, для вас, о вас – вы;
3) для меня, ко мне, меня, со мной, обо мне – я;
4) тебя, к тебе, у тебя, с тобой – ты;
5) у неё, за ней, ею, о ней – она.
8. Рефлексия урока:
С какой частью речи познакомились? Почему она получила такое название? Закончи предложения письменно, подчеркни местоимения.
1. Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только ___________________________.
2.Местоимения 1-го лица: ____________________________.
3.Местоимения 2-го лица: ____________________________.
4.Местоимения 3-го лица: ____________________________.
5. Они, одни, мы, ты, но, як, он, вы, я, выли, она, окна, тон, оно, высь.
Использованная литература:
1. Мяновская И.В. «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка».
2. Савинов Е.С. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа».
3. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий.
4. Е.А. Двоеглазова, Н.В. Ладанова «Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников».
5. А.А. Вахрушев «Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального образования (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»).
Заключение.
В ходе изучения любого учебного предмета, в частности русского языка, происходит формирование у учащихся познавательных действий двух видов: специфических и общелогических. Специфическими действиями при изучении русского языка являются: умения распознавать части речи, выделять части слова, находить главные и второстепенные члены предложения и т. д. Общелогическими действиями выступают анализ (умение анализировать заданный объект, выявлять его признаки), сравнение объектов по их признакам; классификация, основанная на закономерностях варьирования признаков в совокупности однородных объектов; выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение. Если логические универсальные действия уже сформированы у учащихся, это находит отражение в высокой эффективности обучения, сознательном и прочном усвоении ими специфического материала. Логические универсальные действия являются средством обобщения и систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний из уже имеющихся. Первоначально логические приемы мышления должны быть усвоены как специальный предмет усвоения. Далее логические приемы мышления выступают как познавательные средства, обеспечивающие успешное усвоение любых учебных предметов, знаний, умений и компетенций.
Практика показывает, что если простые логические действия в опреде ленной мере формируются у каждого человека стихийно (хотя очевидно, что специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированности этих действий), то составные логические операции, имеющие более сложный и комплексный характер, у большин ства людей сами по себе не формируют ся, их развитие требует специальной целенаправленной методической рабо ты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках русского языка
Обобщение опыта...
"ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ"
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
Мастер класс"Формирование УУД на уроках русского языка с использованием ИКТ."
Мастер класс был проведен на семинаре ЮВАО...
Формирование УУД на уроках русского языка в специальном классе
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного...
Формирование ууд на уроках русского языка
Формирование ууд на уроках русского языка...
Формирование УУД на уроках русского языка
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, в связи с тербованием ФГОС....