Склонение имён прилагательных во множественном числе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Спресова Наталья Николаевна

Урок в занимательной форме: прогулка по зимнему лесу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Нялинское

имени Героя Советского Союза В.Ф.Чухарева»

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

(урок открытия новых знаний)

УМК «Школа России»

( Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  «Русский язык», 4 класс)

учитель начальных классов

Спресова Наталья Николаевна.

с.Нялинское

Цель:

Познакомить с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.

Формировать умение склонять и употреблять имена  прилагательные

во множественном числе.

Задачи:

  • учебно-познавательные:

выяснить особенности склонения  прилагательных во множественном  

числе, составить таблицу падежных вопросов и окончаний

прилагательных в форме множественного числа;

развивать умение распознавать падежи имён прилагательных;

совершенствовать практические навыки проверки и  написания  

безударных падежных окончаний имён прилагательных;

развивать орфографическую зоркость учащихся.

  • интеллектуально-развивающие:

развивать интеллектуальные способности ребенка: умение наблюдать,

сравнивать, анализировать и синтезировать;

воспитывать   культуру интеллектуального труда, развивать    

монологическую речь;

  • воспитывающие:

формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки;

воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;

формировать  интерес  к предмету;

развивать творческую фантазию детей.

Оборудование:

компьютер,

проектор,

сигнальные круги «Падежи»,

снежинки,

карточки для доп.  заданий для сильных уч-ся;

карточки для самостоятельной работы,

памятки «Как проверить безударное падежное окончание имени прилагательного?»

баян

снежинки-памятки для домашнего   задания  «Синквейн»

таблица самооценки

Программное обеспечение: 

Презентация: «Склонение имён прилагательных во множественном числе».

                                  Ход  урока:

I. Организационный  момент.

Необычный день у нас,

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

«Видеть вас мы очень рады!»

Прямо встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко-сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Ноги вместе, спинки прямо-

Поработаем на славу!

Пожелаем удачи друг другу.

(Хлопки в ладоши с соседом)

II. Основная часть.  Ознакомление с темой и задачами урока.

1. Актуализация опорных знаний, формулирование учащимися темы и цели урока.

На доске запись:

добрый, честный –  

сосна, лиственница–  

Нялинское,  Зенково –  

Задание 1.

– К каждой паре слов подберите общее понятие в виде словосочетания или фразы

добрый, честный –  положительные качества человека;

сосна, лиственница – хвойные деревья;

Нялинское, Зенково – сельские  поселения.

Задание 2.

– Найдите общее в сформулированных вами понятиях и скажите, о склонении какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке?

(В каждом понятии есть имя прилагательное во множественном числе, значит, тема сегодняшнего урока «Склонение имён прилагательных во множественном числе».)

– Какую цель поставим перед собой?

 (Мы должны научиться склонять имена прилагательные  во множественном числе. Узнаем падежные вопросы.  Будем учиться определять падеж прилагательных  во множественном числе и писать их окончания.)

– А ещё будем стараться применять  прилагательные во множественном    

   числе в речи.

                                                                         Слайд 2.

 – Открываем тетради, пишем число и тему урока.                                                 

                                                    Слайд 3.

Птички нам принесли какое-то известие. Они принесли нам шараду.

   Разгадайте её.

                                                                          Слайд 4.

2. Разгадывание шарады.

Один не пришёл на работу,

Другой не пришёл на учёбу-

Часть первую нашего слова

Они показали нам оба.

Название буквы прибавить

К неявке описанной надо,

И в целом пойдём по дорожкам:

Без цели, а для променада.

                                                  Слайд 5.

–  Прогул+ка. (За отгадку - снежинка)  Променад, в переводе с французского, означает прогулка,  маршрут прогулки.  Это слово устаревшее.

 

Разбор  отгадки  по составу (у доски)

Птички приглашают  нас на прогулку в лес. Хотите?

  – Мы в лес за наукой сегодня пойдём.

    Смекалку, фантазию нашу возьмём.  

Полюбуемся зимним лесом и дружно  выполним задания,  за что будете получать снежинки.  

                                                    Слайд 6.

3. Работа над каллиграфией. 

Февральские ветры надули большие сугробы, и нам надо их преодолеть, чтобы двигаться вперёд.  Напишем буквы, изображающие зимние тропинки.

Внимательно посмотрите на данную запись  (на доске):

большие         –        маленькие

сухие                 –         ?

глубокие        –         ?

старые         –         ?

твёрдые         –         ?

Если правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

 (К словам левого столбика надо подобрать антонимы: большой – маленький, сухой – мокрый, глубокий – мелкий, старый – молодой, твёрдый – мягкий. Все слова во втором столбике начинаются на  одну букву м. Значит, мы сегодня будем писать букву м.

 Дайте характеристику первому звуку в антонимах.

(Согласный, непарный, звонкий, сонорный, может быть твёрдым и  мягким.)                        

–  Чем красивее мы напишем эту букву, тем лучше будет наша тропинка.  

 Красиво писать - красоту творить!       мм мМм  МмМ

– Во второй строчке найдите закономерность и продолжите.

ма мя мб мю

(Строчная буква  м  чередуется с идущими в прямом и обратном порядке буквами алфавита  мв, мэ.)

 – Хорошие  получились тропинки.  Вы старательные и внимательные.  

Оцените свою работу.

Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки.

1.) Я – молодец!

2.) Могу и лучше.

3.) Надо постараться.

(Снежинки упали в тетрадь)                                              

                                             Слайд 7.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

4. Словарно- орфографическая работа.

                         

–  А что мы взяли с собой в лес? Узнайте по признакам и подпишите существительное.  Допишите окончания прилагательных (на доске).

 красн..               чёрн…                           вкусн…                     пшеничн…

 спел…               мелк…                           питательн…             хлебн…    

 сух…                 подсолнечн…               кедров…                           ржан..

 (ягоды)              (семечки)                       (орехи)                      (крошки)

                                                   Слайд 8.

–  Проверьте себя.  Найдите ваше слово на экране. Возьмите с доски снежинку, если справились с заданием

   Как вы думаете, какое слово лишнее? 

(Крошки, т.к. орфограмма парная согласная и  не из словаря)                                                       

 – А зачем мы всё это, даже крошки,  взяли с собой? 

 (Покормить птиц.)                                                     

   Молодцы.  Для  лесных жителей февраль -  самая  трудная пора.   Наше угощение поможет им выжить.                                                                             

                                                       Слайд 9.

Нас встречает  снеговик.                

К зиме холодной он привык.

Но  смотрит каждый день  вокруг:

Не придёт ли к нему друг?

–  Поможем снеговику найти  верного друга? Для этого нужно выполнить задание.

                                                   

III. Изучение нового материала.

1. Наблюдение над особенностями  склонения имён прилагательных во множественном числе.

а) Работа в парах.

                                                    Слайд 10.

   Полюбуйтесь, какое чудо! Зимняя сказка!  Подберите прилагательные.  

–   Просклоняйте словосочетание. Окончания прилагательных выделите, запишите падежные вопросы. Будете работать в парах, объяснять написание окончаний прилагательных.

(Дети объясняют  друг другу в паре  и записывают в тетрадь)                                              

( Можно воспользоваться таблицей в учебнике на стр. 33)       

 Дополнительные задания для сильных учащихся. Приложение 1.

 

                                                   Слайд 11.

б  )Самопроверка.                      

–  Что вы заметили?

(Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам.)

–  Как определить падеж имён прилагательных множественного числа?

( Так же, как у прилагательных  в единственном числе, падеж прилагательного во множественном числе узнаем по имени существительному.)

  –  Кто помог снеговику? Кто справился с заданием?

                                                     Слайд 12.

–  Молодцы. Вы нашли друга снеговику. Он очень рад и благодарит вас. Он посылает вам снежинки.  (Приостановить работу проектора.)

    2. Работа с учебником

а) Сравнение результатов склонения с данными в книге.

– Посмотрите в учебнике на стр. 33 образец склонения прилагательных во множественном числе. Сравните  свои результаты с данными в книге. Что заметили?

(В винительном падеже возможен ещё один вариант окончания –ых, -их,

если прилагательное связано с одушевлённым существительным.)

   б) Чтение правила в учебнике.

    Сравните наши выводы с правилом в учебнике. 

–  Прочитайте правило на стр. 34 самостоятельно.

–  Прочитайте правило друг другу, подготовьтесь  к ответам на вопрсы.

– Давайте обобщим, что мы узнали.

–  Как изменяются прилагательные во множественном числе?

(Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам.)

 –  Как не изменяются имена прилагательные множественного  числа?

(Не изменяются по родам.)

 –  Как  определить падеж прилагательного во множественном числе?

 (Падеж прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно  относится.)

                                                     Слайд  13.

 –  Посмотрите!   Мы зашли далеко в лес. Зайчонку угрожает серьёзная опасность.  Мы сможем ему помочь, если быстро и правильно  составим таблицу.

3. Составление таблицы падежных вопросов и окончаний имён прилагательных  во множественном числе.          

                                                     Слайд  14.

–  Какие особенности склонения прилагательных во множественном числе вы заметили?

(Совпадают окончания именительного и винительного падежей, родительного, винительного и предложного.)

Сколько вопросов и вариантов падежных окончаний для винительного падежа? Почему?

(Два, так как один  для тех случаев, когда  прилагательное связано с неодушевлённым существительным, а другой, когда прилагательное связано с одушевлённым существительным.)

–  Зачем  нам нужна эта таблица?  

 (Будет помогать правильно писать окончания.)

–  Как проверить написание падежных окончаний у имён прилагательных?

(Будем задавать вопрос от существительного.  Какое окончание в вопросе, такое и окончание.)

–   Вы спасли зайчонка. Молодцы. Всем по снежинке.

                                                      Слайд 15.    

       4. Первичное закрепление. 

а) Комментированное письмо.

– Запишем предложение.

Снежинки  хлопьями летят на землю.

–  Какие задания вы  можете предложить согласно теме урока?

(Дополнить предложение подходящими по смыслу прилагательными  во множественном  числе, выделить у них окончание и определить падеж.)

Запись предложения с комментированием.

Пушистые снежинки большими хлопьями летят на землю.

Дополнительное задание для сильных учащихся.

(Обозначь части речи, подчеркни главные члены предложения)

 б) Фронтальная проверка.

– Приготовьте сигнальные круги. Покажите, пожалуйста,  в каком падеже стоит первое прилагательное?

–  Как определили падеж?

(Пушистые относится к существительному снежинки. Задаю вопрос: что? –снежинки. Это именительный падеж, значит, и прилагательное пушистые 

в именительном падеже. Снежинки какие? пушистые, окончание  -ые.

– Покажите,  в каком падеже второе прилагательное?

– Объясните, пожалуйста.

(Прилагательное  большими относится к существительному хлопьями.  Чем?- хлопьями. Творительный падеж.  Хлопьями какими? большими. Окончание

 –ими, творительный падеж.)

– Значит, как определить падеж прилагательного во множественном числе?

  (Падеж прилагательного во множественном числе узнаем по имени существительному.)

Физминутка

 –  Наша прогулка продолжается.   Посмотрите,  пошёл снег! Встаньте, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу.  Протяните руки.  Ощутите на ладонях пушинки-снежинки. Покружитесь.

                (Ученики поют под баян и выполняют движения)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки, мы пушинки,

Мы танцуем день и ночь

Встанем вместе все в кружок-

Получается снежок.

Мы деревья побелили-

Крышу пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

      IV. Закрепление. Упражнение в склонении прилагательных во множественном числе и определении падежей.

1. «Успокой вьюгу»

 

 а) Самостоятельная работа.

–  Успокойте разгулявшуюся вьюгу. Для этого допишите  окончания и определите падеж.

Памятка для слабых учащихся.  (Приложение 1.)

«Как проверить безударное падежное окончание имени прилагательного?»

                                                   Слайд 16.

     

    б) Взаимопроверка.

–  Продолжается игра.

    Мы теперь учителя!

    Работу друга проверяйте

    И ошибки исправляйте.

   – Поднимите руку, у кого ученик выполнил работу без ошибок?

(Снежинки)                                              

                                                  Слайд 17.

  –  Последим глазками за снежинкой.  (Физминутка для глаз).

                                                                      Слайд 18.

                                               

2. Выполнение  разноуровневых  заданий по карточкам. 

а) Дифференцированная работа.

Для слабых учащихся.

1 задание.

 Согласуй данные в скобках прилагательные с существительными, обозначь падеж, выдели окончания.

Наступила зима с ( трескучий) морозами, с ( глубокий) сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в ( тяжелый, снеговой) шубы. До самых бровей нахлобучила им ( белоснежный) шапки.

 



2 задание
.

Дополни предложения  подходящими по смыслу прилагательными.

Засыпаны снегом …. березки. Трещат от ...  морозов …  стволы. Их ….  ветви похожи на ….,  ….  кружева.

Слова для справок: сильных, гибкие, стройные, испуганных, тонкие, красивые, причудливые.

Для сильных учащихся.

3 задание. 

Мини – сочинение на тему «Забота о птицах»

1 предложение – красногрудые снегири (И.п), снег (Т.п.)

2 предложение –  деревья (П.п.)

3 предложение – зимний парк (П.п.), заботливые  ребята (И.п.)

4 предложение – голодные птицы (Д.п.), корм (В.п.)

4 задание.

Используя данные слова и словосочетания, составь текст.

Последний зимний месяц, суровый, вьюги, метели, морозы, старуха Зима, солнышко, сосульки, весна.

б) Проверка работ.

 Чтение текстов по порядку.

(Снежинка за правильно выполненное задание)

– Что вы можете сказать о прочитанных текстах?

( Их объединяет одна тема «Зима»).

– Почему они получились выразительными, красивыми, образными?

(Прилагательные украшают нашу речь.)

– Зима дарит вам снежинки.

   Нам пора возвращаться в класс.  

V. Домашнее задание.

– Я тоже хочу подарить вам большие снежинки - Памятки для домашнего

 задания. Они вам будут напоминать о синквейне. Синквейн-восточное стихосложение. Дома я предлагаю вам попробовать себя в роли поэта и написать синквейн о сегодняшней прогулке. В этом стихотворении

совсем не обязательна рифма.  Здесь важно соблюдать употребление

 нужных частей речи.

                                                  Синквейн.

(У каждого ученика памятка-снежинка с особенностями данного стихосложения.)

Первая строка – одно ключевое слово, (существительное) определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – предложение из четырёх слов, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Например.

Прилагательные.

Разные, прекрасные.

Украшают, изменяются, склоняются,

С интересом нами изучаются.

Нравится!

                                        Слайд 19.

                 стр. 34-правило,  синквейн  или  упр. 343.

VI.  Подведение  итогов. Рефлексия.

                                         Слайд 20.

– Наш урок подошёл к концу. Что на уроке было главным?

– Что было интересным?

– Какую цель мы поставили на уроке?

– Что мы сделали для её достижения?

– Как правильно написать безударное падежное окончание имён прилагательных во множественном числе?

– Какие задания вызвали затруднение?

                                             Слайд 21.

– Закончите предложения.

–  Вы сегодня творчески работали. Своим теплом, добрыми делами, хорошими знаниями  помогли братьям нашим младшим. Ведь что может быть красивее доброго сердца, в котором горит огонёк любви, огонёк милосердия.

– Посчитайте свои маленькие снежинки. Кто доволен своей работой?

– Возьмитесь за руки, улыбнитесь тому, с кем вам понравилось работать,

тому,  чья работа вам понравилась.

– Я тоже очень рада. Спасибо вам!  

– Оцените свою работу на уроке.

Комментирование оценок учителем,  выставление их в журнал и в дневники учащихся.

                                             Слайд 22.

                                         Источники  информации:

  1. Я.Ш.Гараева.  Русский язык. 4класс: Поурочные разработки к учебнику Т.Г.Рамзаевой - М.:  ВАКО, 2004.

  1. Е.Е.Гугучкина.  Русский язык. 4класс.  Поурочные планы по учебнику Т.Г.Рамзаевой  «Русский  язык. 4класс» II полугодие / Волгоград.

      3. С.В.Кучеренко. Русский язык. 4класс. II полугодие.  Поурочные планы

          по учебнику Т.Г. Рамзаевой  «Русский язык» 4класс.

  1. А.Ундзенкова, О.Сагирова. Русский с увлечением. Сборник    

занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий

с младшими школьниками.  Екатеринбург,  «АРД ЛТД», 1997.

  1. Г. А. Бакулина, Е.А. Обухова, Н.В. Дембицкая.  Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках

русского языка.

  1. Загадки – шарадки и не только… Занимательные материалы по  

русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. - Волгоград: Учитель, 2007.

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» «Первое сентября»

  1. Г. Бакулина, Е. Обухова, Н. Дембицкая.  Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России" по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе." Представлен подробный конспект с прописанными УУД и презентация к этом...

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"...

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Урок русского языка       4 класс. Уникальность урока в том, что наряду с познавательными задачами решаются воспитательные задачи по формированию толерантных отношений, в...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)

Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

Цель: учить распознавать имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания таких имен прилагательных.Тип урока: урок открытия новых знаний и ум...