Конспект урока по русскому языку на тему "Время глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Фокеева Елена Александровна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya_glagolov.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-ом  классе

по системе развивающего обучения Занкова Л.В.

Тема: «Понятие о глаголе  как часть речи. Времена глагола».

Цель:

- познакомить  учащихся с временными формами глагола.

Задачи:

- повторить и закрепить  знания о существенных признаках глагола;    

-  развивать умение различать  временные формы глагола и правильно их употреблять;

 - воспитывать любовь к истории русского народа через уважительное отношение к слову.

Оборудование:

-модель машины времени;

- индивидуальные модели машины времени для каждого учащегося (ленты времени);

- картина В.М.Васнецова «Богатыри»;

- таблицы;

- копии страниц из толкового словаря Ожегова;

- магнитофон;

- буклеты.

  1. Организационный момент.

      Приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята.  В начале урока я хочу подарить вам свою улыбку. Улыбка подобна солнцу, которое несет в себе свет и тепло, помогает преодолевать трудности».

     Далее педагог интересуется, совершали ли  когда – нибудь дети путешествие во времени?

- Нет? А хотите?

     Проходит беседа на тему: «Как можно и на чём возможно совершить путешествие».

Сегодня на уроке учитель предлагает  совершить путешествие с помощью «машины времени».

«А вы когда – нибудь ее видели?» - интересуется педагог.

Я вас сегодня на уроке хочу с ней познакомить (демонстрация ленты времени).

«Но ей нужно научиться управлять», - продолжает учитель, - « прежде всего надо ввести пароль. Он зашифрован на доске. Угадайте это слово».

На доске зашифровано слово «глаголать», ранее незнакомое учащимся.

     II. Урок начинается  с чистописания.

   Г

                                                                     Ь                Л      

                                                                 Т                        А  

                                                                      А              Г                  

     Л  О

- Давайте каллиграфически правильно  пропишем каждую букву (г  л  а  г  о  л  а  т ь )

      Далее происходит беседа.

- Сколько букв в этом слове? (9)

- Сколько в этом слове звуков? (8) Почему? («ь»– звука не обозначает)

- Давайте произнесем это слово вместе и поставим ударение.

- Сколько слогов в этом слове? Назовите. Выделите их. Повтор правила (сколько в слове гласных столько и слогов).

- На какой вопрос отвечает это слово? (что делать?)

-  Вы встречались раньше с этим словом? (Нет)

Учитель сообщает, что это слово устаревшее, его употребляли в старину. В старославянской азбуке была такая буква Г (глаголь). Что обозначало «слово», «речь». Показ таблицы.

Славяне считали глагол одной самых важных частей  речи. Без него не построить предложение, не передать никаких сообщений.

Учитель спрашивает: « Как вы думаете, что оно обозначает слово «глаголать»??  (Ответы детей).

Обращение к толковому словарю Ожегова (у учащихся копия страницы толкового словаря находится на парте).

       III. Подбор синонимов и запись их с новой строки в тетрадь.

 Глаголать – рассказывать, повествовать, говорить…

( повтор понятия «синонимы»).

«Какой же частью речи являются эти слова?» - спрашивает педагог (глаголы).

Так вот тема нашего сегодняшнего урока звучит так:

«Глагол как часть речи. Времена глагола».

- Ну вот, наша машина времени включилась.

У каждого из вас есть пульт дистанционного управления.

Именно он поможет нам совершить путешествие во времени.

Давайте поупражняемся в  управлении машиной времени.

Повторное обращение к  ленте времени, которая представлена на доске.

-Мы с вами в данный момент находимся здесь и сейчас и делимся своими мыслями.

Лента времени.

_____________________________________!_______________________________________

Момент речи

- Что мы сейчас с вами делаем?  

Учитель движениями показывает действия, а дети угадывают глаголы (слышим, видим, говорим.…)

Теоретический материал.

- Глаголы, отвечающие на вопрос «Что делает? Что делают?», стоят в настоящем времени. Они отвечают за данный момент речи.

Показ таблицы. Подписать на листах н.в. запись глаголов.

Мы сейчас находимся с вами вот здесь.

-Ребята, а что такое «время»? (ответы детей)

Показ таблицы.

Время – промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь.

Ожегов С.И.

- А вы знаете пословицы и поговорки о времени? (выслушиваются  ответы учащихся)

    Очень важно обратить внимание на пословицу «Всему своё время». После её разбора учитель сообщает, что эти слова помогут на уроке совершать переход из одного времени в другое.

- В чем измеряется время? (сек., мин., час …)

- Что будет происходить в скором времени, называют будущим. Глаголы этого времени отвечают на вопросы: «Что сделает? Что будет делать?» Это глаголы будущего времени. Показ табличек. Подпись буд.в.. Составление нескольких примеров на данное правило.

-Что происходило некоторое время назад, называют прошедшим временем.

Подпись на ленте времени пр.в.. Показ вопросов.

Обращение к машине времени.

Учитель создаёт проблемную ситуацию: «В какое время мы с вами уже никогда не попадём?» ( в прошлое)

- Вы желаете совершить путешествие в прошлое? (да)

Мы можем совершить путешествие во времени, которое было сек., мин.,…назад. Вам это интересно?

Что для вас интереснее? (век, тыс.)

Музпауза. Дети закрывают глаза.  Произносят заветные слова: «Всему своё время». Звучит музыка.          

О ком идет речь? (о богатырях)

- Кто такие богатыри? Какого человека можно так назвать? (Сильного, смелого, храброго).

Это  люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают тяжести, которые не под силу поднять ни одному человеку.

- Ребята, а когда жили богатыри? ( В прошлом, много лет тому назад…)

Учитель обращает внимание учащихся на картину  В.М.Васнецова.

-  Кто знает, как она называется? («Богатыри»)

- Как же звали богатырей, изображенных на данной картине и когда они жили? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, тыс лет назад).

- Богатырей на Руси было много: и Святогор, и Вольга-богатырь, и Микулушко Селянинович…

Так вот, что говорили о богатырях:

Их богатство – сила богатырская,

 Они  Руси служили,

От врагов ее обороняли,

Малых детушек, женщин и сирот оберега

- Так какая же роль принадлежала богатырям на Руси? Чем они занимались?

Запись глаголов в столбик по ленте времени с обязательным проговариванием вопроса.

Защищали………

Обороняли……..

Оберегали………

- Что объединяет все эти слова? (они отвечают на один и тот же вопрос)

- Какого же времени эти глаголы? (прошедшего)

- Подберите существительные к этим глаголам.

Защищали………землю русскую

Обороняли……..пути, дороги

Оберегали………сирот и малых детушек (устно)

Физминутка.

Учитель проговаривает слова с одновременным показом движений. Дети повторяют за ним.

А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам

По нашей земле!

Не топтать их коням

Землю русскую!

Ох, и нелегкая это работа!

Посмотрите, какое тяжелое копье в руках Ильи Муромца!

Как внимательно он всматривается вдаль!

- Ну, что не заметили ли вы какой опасности? (Нет).

- Тогда мы усаживаемся на свои места и продолжаем урок.

   Учитель продолжает рассказ.

Русский народ прославлял героические подвиги богатырей.

- От какого слова произошло слово «прославлял?» (слава)

Давайте подберем однокоренные слова к этому существительному  (славный,  славить)

Давайте определим  корень. Проходит работа по вариантам в тетради.

1-в разбор по составу слова «слава»

2-в «славный»

Взаимопроверка с проговариванием.

    IV. Во второй половине урока педагог предлагает учащимся текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова– глаголы. Их необходимо вставить по смыслу. По ходу чтения  происходит работа по развитию речи учащихся, выясняется значение

 слов «калики перехожие», « не посрамить».

     Не раз ………………… богатыри могучие Русь-матушку, а и теперь ……………………земли русской.  ……………………. В старину на Руси калики перехожие, ……………………… на гуслях, ……………………….. песни – былины, …………………………….. о богатырях русских, о подвигах их славных.

 Учитель добавляет, что кому сложно, можете использовать слова для справок. Но  будет всё-таки приветствоваться, если дети  догадаются сами.

Слова для справок: защищать, не посрамить, ходить, играть, складывать, рассказывать.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе, после чего происходит коллективный разбор текста.

- Глаголы в каком времени мы вставили в тексте?  (прошедшем).

- Какой глагол отличается от остальных ? ( не посрамят).

 - На какой вопрос он отвечает? (что сделают?)

-  Какого времени этот глагол? (будущего)

 Педагог сообщает детям, что путешествие подходит к концу.

- Жаль, что нам не хватило времени совершить такое же путешествие в будущее, но пройдет не так уж много времени и,  вы  в него попадёте.

- Что с вами произойдёт в будущем? Ответы учащихся (вырастим, возмужаем…) Запись нескольких вариантов.

      V. Итог.

- Что вы узнали на уроке? Чем сможете поделиться со своими близкими, друзьями?

- Вы знаете, чем рисуют художники свои картины? (Красками).

- А писатели – тоже художники. Чем же они рисуют? (Словом).

- Мы с вами были сегодня в роли писателей – историков, в роли художников.

Может быть,  кто-то из вас пожелает после урока, дома, нарисовать или написать о русских богатырях. Я была бы этому очень рада.

  В этом вам поможет материал сегодняшнего урока, а также те сведения, которые вы сможете добыть сами из дополнительной литературы (раздача шаблонов). Но вы должны помнить, что слова в сочинение вы должны подбирать точные, продуманные, выверенные, т.е. относиться к каждому слову вы должны будете с уважением.

    В конце урока звучит музыка (гимн богатырям). Учащиеся  слушают его, стоя.

    Учитель благодарит учащихся за работу, дарит им свои аплодисменты и на память об уроке книгу о богатырях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"

Конспект урока+ презентация  по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе

Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе (по методике Блума)...

Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами"...

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс (глагол) (8 + презентация)

Русский язык 2 класс 1. Тема: глагол как часть речи. Значение глаголов в речи2. Тема: признаки глагола3. Тема: единственное и множественное число глаголов4. Тема: правописание частицы "не" с глаг...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- знать, как изменяются глаголы по временам;- знат...