Уроки русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технологические карты уроков по русскому языку 3 класс ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rusyaz_2-6.docx | 47.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок2 Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм Учитель:Смирнова ЯА. | |||
Задачи:создать условия для формирования УМЕНИЯ определять вид орфограммы, формирования поняти я орфограмма, развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые рез-ты | |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку
| Учебная дискуссия о правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя. Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма | Познавательные: наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные Умение грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника Личностные: осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. .З. Т С. 1 №1 |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Работа над каллиграфией Словарное слово ПОГОДА (С№ 2; Т.1) | Работают в тетради | |
3. Постановка учебной задачи. | С. 8 Упражнение 2. Цель упражнения – добиться осознанного различения написания строчной и прописной буквы; напомнить о существовании омонимов (в данном случае омофонов – слов, которые одинаково произносятся, но означают разное), напомнить базовые орфограммы (безударный гласный в корне слова, парный по звонкости/глухости согласный в середине слова). Картинка (изображение березовых сережек) добавляет еще один омоним, поэтому необходимо уточнить у детей, почему здесь именно такая картинка. | Ставят цель урока | |
4. Построение проекта выхода из затруднений. Физминутка | . С. 9. Упражнение 3. Это маленькое стихотворение чрезвычайно насыщено орфограммами: 1. «Парный по звонкости/глухости согласный в корне слова» – сладким; 2. Написание буквосочетания ЖИ-ШИ под ударением – душистые; 3. Безударный гласный в корне слова – поля, цветку, шмеля; 4. Выбор написания (наличие/отсутствие) ь в словах основой на букву шипящего – брошь. | Повторяют правила работы в рабочей тетради. 1. Письмо учащимися в тетради | |
5. Первичное закрепление Физминутка | С. 10. Упражнение 4. Цель этого упражнения – тренировать осознанное восприятие орфограммы «парный по звонкости/глухости согласный в корне слова». Орфограмма не выделена специально: школьник должен ее обнаружить в 10 случаях (повтор мы не учитываем) и проверить | Выполняют задания учителя | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словарный диктант Ворона, сорока, воробей, завод, лопата, работа, лимон, дежурный. | Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу | |
Рефлексия деятельности | - Какое у вас настроение? - Что нового для себя узнали? - Что бы вам хотелось бы узнать? | Как вы оцениваете свою работу на уроке? | |
Урок3 Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм Учитель:Смирнова ЯА. | |||
Задачи:создать условия для формирования УМЕНИЯ определять вид орфограммы, формирования поняти я орфограмма, развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые рез-ты | |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку
| Учебная дискуссия о правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя. Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма | Познавательные: наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные Умение грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника Личностные: осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. Д.З. Т С. 9 №5 |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Работа над каллиграфией Л, М
| Работают в тетради | |
3. Постановка учебной задачи. | С.10–11. Упражнение 5. Цель этого упражнения – повторение орфограммы «непроизносимый согласный в корне слова», осознание причины существования этой орфограммы (чередование звуков [т]/[–]) и понимание того, как именно образованы некоторые слова, имеющие эту орфограмму. Требование выписать слова-названия признаков, которые образованы от ОСНОВ слов ж.р., предполагает несколько шагов: а) школьники называют существительные, от основ которых образованы все слова из списка (не учитывая слов с приставками!), и тут же определяют их род; б) если слово ж.р., школьники выписывают его (власть, часть, совесть, доблесть,прелесть, горесть, честь, тягость, сладость, радость, ярость, грусть); в) выбирают 4-е слова из этого списка, чтобы показать, как они образованы. На доске нужно показать образование всех этих слов. Сам процесс словообразования обнажает природу орфограммы: дети видят, как именно она появляется. | Ставят цель урока | |
4. Построение проекта выхода из затруднений. Физминутка | С. 11–12. Упражнение 6. Цель этого упражнения – столкнуть в рамках одного упражнения слова, в которых есть чередование звуков [т]/[–], и слова, где этого чередования нет. Слова делятся на группы: а) ужасный, опасный, прекрасный, напрасный, вкусный, ясный, тесный; б) местный, честный, прелестный, тягостный, грустный, лестный, уместный. Как доказать, что во всех этих словах есть орфограммы? Обратиться к определению орфограммы (на с. 7.) и взять любую пару слов, где одному и тому же звукосочетанию [сн] соответствует разное написание: сн и стн. | Повторяют правила работы в рабочей тетради. 1. Письмо учащимися в тетради | |
5. Первичное закрепление Физминутка | С. 12–13. Упражнение 7. Это упражнение можно выполнить так, как рекомендует учебник, а можно попросить детей списать текст, вставляя нужные буквы и указывая в скобках проверочные слова. Два столбика, о которых упоминает учебник, делят слова на такие две группы: а) несчастная, опасна, ужасно, прекрасна; б) в будке, незабудки, в желудке. Родственные слова: собака – собачий. Не нужно просить детей показывать, как от одного слова образовалось другое, поскольку они еще не знают суффиксов притяжательных прилагательных и могут не понять, что -ий – это суффикс. Достаточно выполнить требование учебника – показать стрелочкой, какое слово от какого образовано. С. 13. Упражнение 8. Это упражнение, как и предыдущее, можно выполнить так, как рекомендует учебник, а можно попросить детей записать текст, поставив нужные буквы и записав проверочные слова на отдельной строчке. В выделенном предложении надо показать обращение. Если следовать второму варианту, то можно превратить это в маленькую самостоятельную работу с взаимной проверкой ошибок (дети меняются тетрадями с соседом по парте) и последующим выполнением работы над ошибками с помощью Обратного словаря (см. форзацы в начале и конце учебника). | Выполняют задания учителя | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | ТПО С.5 №2 | Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу | |
Рефлексия деятельности | - Какое у вас настроение? - Что нового для себя узнали? - Что бы вам хотелось бы узнать? | Как вы оцениваете свою работу на уроке? | |
Урок 4. Звукобуквенный разбор слова Учитель:Смирнова ЯА. | |||
Задачи:создать условия для формирования УМЕНИЯ характеризовать звук, ориентируясь на произношение слова; – объяснять написание буквы, опираясь на понимание правил графики и знание орфограмм | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые рез-ты | |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку
| Учебная дискуссия о правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя. Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма | Познавательные: наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные Умение грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника Личностные: осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. Д.З. Т С. 10 № 7. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Работа над каллиграфией Словарное слово ФУТБОЛ (У. № 9; Т.1) | Работают в тетради | |
3. Постановка учебной задачи. | С. 18–19. Учитель предлагает детям читать этот параграф по пунктам и параллельно выполнять те инструкции, которые там содержатся. Кто-то из детей читает каждый пункт до конца, после чего все его выполняют (один на доске). И так до конца. После того как будет разобрано слово «рука», можно точно так же разобрать слово «як»... | Ставят цель урока | |
4. Построение проекта выхода из затруднений. Физминутка | С. 20. Упражнение 13. Единственная тонкость сравнения звукового облика двух слов состоит в том, что дети должны сразу, произнеся эти два слова, убедиться в том, что у обоих слов он – одинаковый, поскольку на конце слова «луг» слышится глухой звук [к]. С. 20. Упражнение 14. Если во 2 классе учебник дублировал пиктограмму словаря (условное обозначение словаря в виде бокового флажка) и название словаря в тексте упражнения, то в 3 классе этого дублирования уже нет: осталась только пиктограмма. Это необходимо, чтобы приучить детей правильно читать язык условных обозначений. Поэтому на первом этапе работы с упражнениями, отсылающими к словарям, необходимо прежде всего уточнить у детей, какой же словарь имеется в виду. Так, упражнения 14 и 15 работают со словарем «Произноси правильно»*. *Примечание. Каков принцип подбора слов в словаре «Произноси правильно»? Здесь представлены слова, в которых чаще всего делаются орфоэпические ошибки (по статистике отдела фонетики Института русского языка РАН), а также слова из текстов учебников «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир», содержащие орфоэпические сложности. Цель этого упражнения – не только еще раз обратить внимание детей на разное качество согласных звуков и на разницу слов-названий предметов по родам, но и заставить читать подряд с целью выбрать нужные слова) все слова, содержащие орфоэпическую проблему. После того как самостоятельный этап работы закончится, важно перейти к проверке, а значит, к чтению всех слов подряд по цепочке с обсуждением того, нужно ли было выписывать данное слово и почему. Во время этого чтения вслух важно следить за правильным произношением. Дети должны выписать такие слова: автор, аккордеон, ансамбль, батальон, ветеринар, ымпел (объясните им, что гантель – существительное ж.р.), дельфин, император, квартал, композитор, корень, музей (напомните детям, что звук [й'] – звонкий и не имеет пары по вонкости/глухости), павильон, спортсмен, чемпион. | Повторяют правила работы в рабочей тетради. 1. Письмо учащимися в тетради | |
5. Первичное закрепление Физминутка | С. 20. Упражнение 15. Перед тем как побудить детей сделать звукобуквенный разбор слов купе и кафе, очень важно, чтобы они нашли эти слова в словаре «Произноси правильно»: словарь обозначает твердость второго согласного звука в каждом слове. Именно необозначение этой твердости является той ошибкой, которую можно допустить в звукобуквенном разборе данных слов. | Выполняют задания учителя | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Т. с. 14 №10 | Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу | |
Рефлексия деятельности | - Какое у вас настроение? - Что нового для себя узнали? - Что бы вам хотелось бы узнать? | Как вы оцениваете свою работу на уроке? | |
Урок 5 Звукобуквенный разбор слова Учитель:Смирнова ЯА. | |||
Задачи:создать условия для формирования УМЕНИЯ определять вид орфограммы, формирования поняти я орфограмма, развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые рез-ты | |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку
| Учебная дискуссия о правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя. Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма | Познавательные: наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные Умение грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника Личностные: осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. Д.З. Т С. 17 №11 |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
| Работают в тетради | |
3. Постановка учебной задачи. | С. 20–22. Контрольная работа (в 32-х словах есть орфограммы), Правописание слов: в саду, листопад, в доме, половицы, не скрипят, молчит, собачья, будка, скворечник, сеновал, в рот, воды, на дорожку, не спешит, травинками, шуршит, воздушный, воздушной, ножкой, бьет. Школьники делают звукобуквенный разбор слова сад: [сат]; показывают образование слов дорожка и травинка: дорог/а → дорог/; дорог/ + к + … = дорожк/а; трав/а → трав/; трав/ + инк + … = травинк/а | Ставят цель урока | |
4. Построение проекта выхода из затруднений. Физминутка | Выполнение этой работы и взаимная проверка (дети меняются тетрадями с соседом по парте) | Повторяют правила работы в рабочей тетради. 1. Письмо учащимися в тетради | |
5. Первичное закрепление Физминутка | Работа над ошибками с использованием фoрзацев учебника. Освоение этой методики работы над ошибками – специальная работа, которой нужно уделить особое внимание. Учитель показывает, как выполнять работу над ошибками на конкретных примерах. – У кого есть ошибка на безударный гласный в корне слова? Открываем оборот обложки в начале учебника и проверяем, есть ли здесь такая орфограмма. Если ее здесь нет, значит, она указана в самом конце учебника. – Нашли? Сколько заданий есть на эту орфограмму? Несколько? – Выполняйте первое из этих заданий. Все задания предполагают использование Обратного словаря. Прочитайте инструкцию и приступайте к выполнению задания. – На какую еще орфограмму вы допустили ошибку? – Давайте найдем ее название на обороте обложки учебника и выполним одно из заданий, которое там предлагается. – Как вы думаете, почему учебник предлагает не одно задание на одну орфограмму, а несколько? Возможно ли, что в следующей самостоятельной или контрольной работе некоторые из вас снова сделают подобную ошибку? Конечно, возможно: не так-то легко освоить сразу все орфограммы. Понимаете теперь, почему заданий на каждую орфограмму несколько? | Выполняют задания учителя | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Т. с. 84 . | Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу | |
Рефлексия деятельности | - Какое у вас настроение? - Что нового для себя узнали? - Что бы вам хотелось бы узнать? | Как вы оцениваете свою работу на уроке? | |
Урок6 ПРОверочная работа Учитель:Смирнова ЯА. | |||
Задачи:создать условия для формирования УМЕНИЯ определять вид орфограммы, формирования поняти я орфограмма, развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые рез-ты | |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку
| Учебная дискуссия о правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя. Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма | Познавательные: наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные Умение грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника Личностные: осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. Д.З. Т С. 1 №1 |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Работают в тетради | ||
3. Постановка учебной задачи. | Ставят цель урока | ||
4. Построение проекта выхода из затруднений. Физминутка | Диктант Первый снег Я всегда рад зиме и снегу. Вот, наконец, и первый снег. Крупные мохнатые снежинки кружили над землей. Вот снег повалил хлопьями. Лавочка у окна и ветви ели стали белыми и пушистыми. А с неба сыпал и сыпал белый пух зимы. Грамматическое задание Вариант 1 1. Подчеркни основу в 3-м предложении. 2. Подчеркни в 3-м предложении слова с безударным гласным в корне. Выпиши слова вместе с предлогами, рядом пиши проверочное слово. Вариант 2 1.Подчеркни основу в 4-м предложении. 3. Выпиши из 4-го предложения словосочетание, в котором командует слово – название действия | Повторяют правила работы в рабочей тетради. 1. Письмо учащимися в тетради | |
5. Первичное закрепление Физминутка | Выполняют задания учителя | ||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу | ||
Рефлексия деятельности | - Какое у вас настроение? - Что нового для себя узнали? - Что бы вам хотелось бы узнать? | Как вы оцениваете свою работу на уроке? | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....