Урок русского языка по теме "Время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Оксана Александровна МИХАЙЛОВА

Данный мателиал поможет провести урок по теме "Время глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2017.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Михайлова Оксана Александровна

Школа: Кобраловская ООШ

Урок по теме «Время глагола» ( 4 класс)

Цели урока:

1.        Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия .

2.        Предметно-дидактическая: актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.

Планируемые образовательные результаты урока:

Предметные:

  • определяют форму времени глагола;
  • наблюдают (анализируют) по таблице и устанавливают на практике по неопределенной форме глагола его возможные формы времени;

Метапредметные:

  • участвуют в постановке темы урока;
  • работают с различными источниками информации;
  • устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;
  • сотрудничают с одноклассниками (в группе);
  • выражают и аргументируют свои мысли;
  • оценивают правильность выполнения своих действий и заданий.

Личностные:

  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

Тип урока:

1.        По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.

2.        По способу организации: комбинированный.

3.        По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Методы обучения:

1.        Основной: проблемно-поисковый.

2.        Дополнительные: объяснение, беседа, самостоятельная работа и др.

Основные вопросы урока:

1. Какие формы времени имеет глагол?

2. Как изменяются глаголы по временам?

3. Определение  времени глагола.

Средства обучения:

  • оформленная доска;
  • магнитно-маркерная доска;
  • МЭШ.

Этапы урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки

самооценки

учителя

ученика

1. Организационный.

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

2. Актуализация опорных знаний.

Устный фронтальный опрос.

Что такое глагол?
Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает глагол?
-Чем в предложении является глагол?
-Имеет глагол форму единственного числа? -Форму множественного числа?
-Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?

- Ставим глаголы в неопределенную форму: узнал, была, рисует, нарисует, хвалишь, строим, перекормит, выбегаете, слушал, ехать, скачешь, учимся.

Отвечают на вопросы.

Общеучебные, регулятивные, коммуникативные.

Совместное обсуждение.

3.Самоопределение к деятельности.

Беседа.

Привлекает учащихся к определению темы урока:

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, предлагают формулировку темы урока.

Общеучебные, регулятивные, коммуникативные

Совместное обсуждение.

- Прочитайте:

Весной в нашем дворе (таять) снег .

- Это предложение?

-Нет. Слова не связаны между собой по смыслу.

- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

-Изменить форму глагола.

- Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что происходит сейчас.

-Весной в нашем дворе  тает снег .

- Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что уже произошло.

-Весной в нашем дворе таял снег.

- Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что произойдёт.

-Весной в нашем дворе будет таять снег.

- Чем различаются эти предложения?

-Формой глагола.

- Что изменяется у глагола?

-Время.

- В  форме какого времени употреблён глагол в 1, 2, 3 предложений?

-В форме настоящего, прошедшего, будущего времени.

- Сформулируйте тему урока.

-Время глагола.

Уточняет формулировку темы урока

(если требуется)

3. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Беседа.

Этот хитренький глагол

Себе время изобрел.

«Ухожу»- кричит сегодня.

«А вчера ,- кричит ,-ушел»

«Завтра,-скажет,-я уйду!»

Позавидуйте ему

Общеучебные, регулятивные, коммуникативные.

Совместное обсуждение.

- Какой грамматический признак необходимо добавить глаголу?

-Время.

1) Упражнение 146.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Выразительное чтение стихотворения.

- Объясните значение слова навострили.

-Приготовились к действию.

-Найдите глаголы. -Расскажите о выделенных глаголах по плану.

Ответы по алгоритму, данному в учебнике.

-Сформулируем  правило о временах глагола опираясь на план учебника.

-Глаголы настоящего времени обозначают действие , которое происходит в момент речи.

-Глаголы прошедшего времени  обозначают действие , которое произошло до момента речи.

-Глаголы настоящего времени обозначают действие , которое будет происходить после момента речи.

Устный фронтальный опрос.

2) МЭШ. Занятие 18.

    Урок 2.

Задание. Тренируемся. Время глагола

Обучающиеся распределяют глаголы по группам: настоящее, прошедшее , будущее время.

Общеучебные, регулятивные.

Проверка МЭШ.

Беседа.

3) Работа с таблицей «Изменение глаголов по временам»

Общеучебные, регулятивные,

коммуникативные.

Совместное обсуждение.

Время глагола — это постоянный или непостоянный грамматический признак глагола?

Непостоянный  

грамматический

признак.

Докажите на примере.

Изменяют глаголы по временам.

Составим таблицу

«Изменение глаголов по временам»

Составляют таблицу.

Сделайте вывод.

Вывод формулируют самостоятельно:

1) глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать имеют три формы времени.

2) глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что сделать имеют две формы времени.

Работа по таблице. Изменить по временам глаголы: летать , полетать.

Самостоятельная работа в тетрадях.

4) Упражнение 158.

- Прочитайте. Поставьте вопрос к каждому глаголу.

(Далее работа по вопросам и заданиям учебника)

Обучающиеся выполняют упражнение 158.

Общеучебные, регулятивные.

Проверка учителем.

4. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа в группах.

Организует работу учащихся в группах.

Обучающиеся работают в группах. Обсуждают результаты работы.

Общеучебные, регулятивные, коммуникативные.

Совместное обсуждение в группе.

1 группа.

Оживите картинку с помощью глаголов, поставив их в настоящее время.

Весна. Яркое солнце. Проталинки. Веселые ручейки. Жучки и бабочки. Под пеньком ежик.

 

2 группа.

Оживите картинку с помощью глаголов, поставив их в прошедшее время.

Весна. Яркое солнце. Проталинки. Веселые ручейки. Жучки и бабочки. Из берлоги медведь.

3 группа.

Оживите картинку с помощью глаголов, поставив их в будущее время.

Весна. Яркое солнце. Проталинки. Веселые ручейки. Жучки и бабочки. Перелетные птицы.

4 группа

«Найди лишнее слово» в каждой строчке. Подчеркни его.

Трещит, дует, скрипит,  скулил.

Встречает, приносила, визжал,  дули.

Прочитает, записала, удивил.

5 группа.

«Найди лишнее слово» в каждой сторочке. Подчеркни его.

Идет, несёт, сверкает, плыл.

Скулит, мечтал, сломала, обидел.

Скрипит, воет, погладит, рисует.

Тестирование.

Предлагает выполнить задания теста.

Выполняют задания, проверяют и оценивают правильность их выполнения.

Общеучебные, регулятивные.

Самопроверка. Сопоставление с образцом (вариант правильно выполненного теста демонстрируется ).

5. Завершающий. Рефлексия.

Фронтальный.

Подводит итоги работы на уроке.

Предлагает записать и комментирует домашнее задание.

Участвуют в подведении итогов работы на уроке

Записывают домашнее задание, слушают рекомендации учителя по его выполнению.

Регулятивные, коммуникативные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"

Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....

Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол.  Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...

Презентация- тренажер к урокам русского языка по теме "Глагол. Спряжение глагола"

Презентация- тренажер включает задания на определение спряжения глагола по личному окончанию, по начальной форме, на определение глаголов-исключений. К урокам русского языка по теме "Глагол. Спря...

Урок русского языка по теме: "Глагол"Распознавание глагола по вопросам

Урок открыитя новых знаний. Урок с использованием презентации....

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Урок русского языка 3 класс Глагол. Время глагола.

Класс: 3УМК: система РО Л.В. Занкова.Предмет: русский языкТема: Глагол. Время глагола.Тип урока: урок открытия нового знания.Место и роль урока в изучаемой теме :урок изучается в разделе: «Измен...

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...