Урок русского языка "Междометия"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бобкова Ольга Алексеевна

Урок русского языка для 2 класса по теме "Междометия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdometiya.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова, к которым нельзя задать вопрос.  Междометия»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:   Познакомить учащихся с междометиями, раскрыть их роль в речи.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с междометиями.

2. Выяснить, какова роль междометий в речи.

3. Рассмотреть какие чувства могут выражать междометия.

4.Совершенствовать орфографические навыки.

5.Развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

Умение эмоционально выражать свои чувства и понимать переживания других, умение сочувствовать, сопереживать;

осознание практической важности умения узнавать и использовать в речи междометия.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Умение определять и формировать тему и цель деятельности с помощью учителя;

умение высказывать свое предположение;

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные:

Умение пользоваться словарем для получения необходимой информации;

умение делать выводы в результате совместной деятельности.

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли;

слушать и понимать речь других людей;

учиться работать в паре.

Предметные результаты:

Умение видеть и выделять изученные орфограммы;

развитие умения ставить вопросы к изученным частям речи;

умение опираться на свои знания и опыт при открытии новых знаний;

умение узнавать и использовать в своей речи междометия.

Оборудование: отрывок из мультфильма «Ох и Ах идут в поход»(режиссер Юрий Прытков), карточки с заданиями (приложение №1), презентация к уроку, видеоролик для озвучивания (составления предложений с междометиями), видеоролик для физкультминутки.

Ход урока:.

1.Оргмомент(1мин)

-Прозвенел уже звонок.  Начинается урок.

Будем вместе развивать  у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша  любознательность.

2.  Минутка чистописания

– Для чего нужна минутка чистописания?

 ох  //  эй  //  эх  //  ух  //  ах // фу

3 .Словарная работа(3мин)

Прочитайте , из каждого предложения найдите и выпишите слова, которые отвечают на вопросы кто? что? - 1 столбик,  какая? - 2 столбик,  что делает? - 3 столбик. (Работа у доски, с комментированием)

Ах, стоит чудесная погода!

Ого, большая птица  летит!

Ой, идет злая собака!

4.Введение в тему урока (Определяем основной вопрос урока)(6мин)

- Все ли слова распределили по группам?

- Какие возникли трудности? (слова «ах, ого, ой»)

-Почему эти слова не попали ни в одну из групп?

-А может какой-то другой вопрос можно задать к этим словам? (дети пытаются подобрать разные вопросы)

В ходе рассуждения приходим к выводу, что к этим словам нельзя поставить вопрос.

5.Работа над темой урока. Наблюдение за ролью междометий(15мин).

-А сейчас мы с вами понаблюдаем за новыми словами. Посмотрите фрагмент сказки и отметьте, какими словами герои выражают свои чувства. ( просмотр фрагмента м\ф)

- Как звали героев мультфильма?

- Назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства.

(дети называют ОХ, АХ, УХ)

- Такие слова называются – междометия

 МЕЖДОМЕТИЕ -  неизменяемое слово, непосредственно выражающее  эмоциональную реакцию, чувство, ощущение. ( из словаря) 

-Какой был герой Ах?(жизнерадостный, весёлый)

-Как он выражал свои чувства жизнерадостности, веселья?(говорил Ах!)

(в жизни такого человека называют оптимистом)

-Каким был герой Ох?(недовольный, усталый)

-А как он выражал свои чувства недовольства, усталости?(говорил Ох!)

(в жизни такого человека называют пессимистом)

- Назовите ёще раз слова, которые помогли героям выразить свои чувства.

(дети называют ОХ, АХ, УХ)

-Значит, для чего используются междометия?

Дети делают вывод: междометия используются для выражения чувств

-А чтобы узнать, с помощью каких слов можно ещё выражать свои чувства ,какие еще междометия бывают, Ах и Ох приготовили для вас отрывки из произведений, которые взяли из учебника по литературному чтению. Прочитайте и найдите здесь междометия и подчеркните их. Попробуйте догадаться, какое это произведение, кто автор( Дети работают в парах с карточками )

1.Ура, Вообразилия!

Моя Вообразилия!

У всех, кому захочется,

Там вырастают крылья

(Б.Заходер «Моя Вообразилия» (Ура-радость)

2.И только тот, кто начисто

Лишён воображения,-

Увы, не знает, как войти

В её расположение!..

(Б.Заходер «моя Вообразилия»    (Увы-сожаление)

Ой, Конёчек-Горбуночек!

прибегай скорей, дружочек!

(П.Ёршов «Конёк-Гобунок» ой-жаль,неодобрение,сомнение)

«Ай, хозяин ,отличился!»

Говорит ему Конёк.

(П.Ёршов «Конёк-Гобунок» ай-восхищение)

-А теперь попробуйте прочитать друг - другу в парах отрывки , пропуская междометия. Какой вариант вам больше понравился- с междометиями или без них?

Вывод: -Мы увидели, что использование междометий в сказках, в стихотворениях делают произведение ярче, выразительнее.

Дальше дети сами пробуют назвать междометия самостоятельно.

 (увы,ого, эх, ох,ура, ух, фу, ой, ай, о, ха-ха-ха, хи-хи-хи….)

Молодцы! Наши герои Ах и Ох вами довольны.

6. Физминутка (1-2мин.)

7.Развитие учебно-языковых и речевых умений(10 мин)

1) Развивается умение наблюдать за оттенками чувства, которые выражают междометия.

На партах лежат карточки  с предложениями , где пропущены междометия. Детям предлагается списать  их , вставив  пропущенные слова- междометия.

__________, как хорошо!

__________, и устал я сегодня…

__________, как страшно!

Если позволяет время, можно самопроверку провести по учебникам:

-В учебниках на странице 77 в упражнении 103 получились следующие предложения. Прочитайте. Обращайте внимание на знаки в конце предложений.

2)Упражнение в умении использовать полученные знания в речи.

- Представьте , что вы получили первое место в конкурсе поделок.

Какие у вас будут чувства? Как вы их передадите?

- Представьте , что вам не досталось первое место.

-А какие у вас будут чувства? Как вы их передадите?

-  Вас не берут в цирк. Какие у вас будут чувства? Как вы их передадите?

Составьте и запишите 1предложение, используя междометие.

Дети зачитывают свои предложения. Возможные варианты предложений:

Ура, мы получили первое место!

Эх, как жаль…

Ох, мы не пойдем в цирк!

-Назовите слова, которые помогли вам выразить свои чувства.

Ура – какое чувство? - радость

Эх – какое чувство? – сожаление

Ох – какое чувство ? - огорчение

-Какие паузы услышали в предложении?

- После междометия ставится запятая, поставьте.

3)Лингвистический эксперимент:

-Наш герой Ах придумал для вас свое задание. Он просит определить, какие чувства выражает слово Ах в каждом предложении?

1.Ах, какая красота: всё белым-бело!

2.Ах, как я боюсь!

3.Ах, что же ты наделал?

4.Ах, как же я устала!

После ответов детей  появляются слова, называющие эти чувства (восхищение, страх, недовольство, усталость )

Вывод: одно и то же междометие может выражать разные чувства.

«Мне, - сказало Междометие – 
Интересно жить на свете: 
Выражаю поощренье, 
Похвалу, упрек, запрет, 
Благодарность, восхищенье, 
Возмущение, привет… 
Тех, кого охватит страх, 
Произносят слово «Ах». 
У кого тяжелый вздох 
Произносят слово «Ох». 
Кто встречается с бедой 
Произносит слово «Ой». 
Кто отстанет от друзей, 
Произносит слово «Эй». 
У кого захватит дух, 
Произносит слово «Ух». 
Интересно жить на свете, 
Если знаешь междометья.

8. Итог урока (2 мин)

-Что узнали о междометиях? (междометия-слова, которые выражают различные чувства, но не называют их, они делают нашу речь эмоциональней, к ним невозможно поставить вопросы)

8.Рефлексия.(1мин)

А теперь, используя междометия, придумайте предложения, выражающие ваше эмоциональное отношение к сегодняшнему уроку.

-А наши герои Ах и Ох вас благодарят за урок и тоже составили свое предложение. «Ах! Какие любознательные и старательные дети! Молодцы!»-говорят они.

8. Оценка работы учащихся(1мин) .

9.Д\З(1 мин)

Карточки, в которых пропущены междометия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...