Урок русского языка "Междометия"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка для 2 класса по теме "Междометия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdometiya.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слова, к которым нельзя задать вопрос. Междометия»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока: Познакомить учащихся с междометиями, раскрыть их роль в речи.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с междометиями.
2. Выяснить, какова роль междометий в речи.
3. Рассмотреть какие чувства могут выражать междометия.
4.Совершенствовать орфографические навыки.
5.Развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
Умение эмоционально выражать свои чувства и понимать переживания других, умение сочувствовать, сопереживать;
осознание практической важности умения узнавать и использовать в речи междометия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Умение определять и формировать тему и цель деятельности с помощью учителя;
умение высказывать свое предположение;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные:
Умение пользоваться словарем для получения необходимой информации;
умение делать выводы в результате совместной деятельности.
Коммуникативные:
Умение оформлять свои мысли;
слушать и понимать речь других людей;
учиться работать в паре.
Предметные результаты:
Умение видеть и выделять изученные орфограммы;
развитие умения ставить вопросы к изученным частям речи;
умение опираться на свои знания и опыт при открытии новых знаний;
умение узнавать и использовать в своей речи междометия.
Оборудование: отрывок из мультфильма «Ох и Ах идут в поход»(режиссер Юрий Прытков), карточки с заданиями (приложение №1), презентация к уроку, видеоролик для озвучивания (составления предложений с междометиями), видеоролик для физкультминутки.
Ход урока:.
1.Оргмомент(1мин)
-Прозвенел уже звонок. Начинается урок.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Минутка чистописания
– Для чего нужна минутка чистописания?
ох // эй // эх // ух // ах // фу
3 .Словарная работа(3мин)
Прочитайте , из каждого предложения найдите и выпишите слова, которые отвечают на вопросы кто? что? - 1 столбик, какая? - 2 столбик, что делает? - 3 столбик. (Работа у доски, с комментированием)
Ах, стоит чудесная погода!
Ого, большая птица летит!
Ой, идет злая собака!
4.Введение в тему урока (Определяем основной вопрос урока)(6мин)
- Все ли слова распределили по группам?
- Какие возникли трудности? (слова «ах, ого, ой»)
-Почему эти слова не попали ни в одну из групп?
-А может какой-то другой вопрос можно задать к этим словам? (дети пытаются подобрать разные вопросы)
В ходе рассуждения приходим к выводу, что к этим словам нельзя поставить вопрос.
5.Работа над темой урока. Наблюдение за ролью междометий(15мин).
-А сейчас мы с вами понаблюдаем за новыми словами. Посмотрите фрагмент сказки и отметьте, какими словами герои выражают свои чувства. ( просмотр фрагмента м\ф)
- Как звали героев мультфильма?
- Назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства.
(дети называют ОХ, АХ, УХ)
- Такие слова называются – междометия
МЕЖДОМЕТИЕ - неизменяемое слово, непосредственно выражающее эмоциональную реакцию, чувство, ощущение. ( из словаря)
-Какой был герой Ах?(жизнерадостный, весёлый)
-Как он выражал свои чувства жизнерадостности, веселья?(говорил Ах!)
(в жизни такого человека называют оптимистом)
-Каким был герой Ох?(недовольный, усталый)
-А как он выражал свои чувства недовольства, усталости?(говорил Ох!)
(в жизни такого человека называют пессимистом)
- Назовите ёще раз слова, которые помогли героям выразить свои чувства.
(дети называют ОХ, АХ, УХ)
-Значит, для чего используются междометия?
Дети делают вывод: междометия используются для выражения чувств
-А чтобы узнать, с помощью каких слов можно ещё выражать свои чувства ,какие еще междометия бывают, Ах и Ох приготовили для вас отрывки из произведений, которые взяли из учебника по литературному чтению. Прочитайте и найдите здесь междометия и подчеркните их. Попробуйте догадаться, какое это произведение, кто автор( Дети работают в парах с карточками )
1.Ура, Вообразилия!
Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья
(Б.Заходер «Моя Вообразилия» (Ура-радость)
2.И только тот, кто начисто
Лишён воображения,-
Увы, не знает, как войти
В её расположение!..
(Б.Заходер «моя Вообразилия» (Увы-сожаление)
Ой, Конёчек-Горбуночек!
прибегай скорей, дружочек!
(П.Ёршов «Конёк-Гобунок» ой-жаль,неодобрение,сомнение)
«Ай, хозяин ,отличился!»
Говорит ему Конёк.
(П.Ёршов «Конёк-Гобунок» ай-восхищение)
-А теперь попробуйте прочитать друг - другу в парах отрывки , пропуская междометия. Какой вариант вам больше понравился- с междометиями или без них?
Вывод: -Мы увидели, что использование междометий в сказках, в стихотворениях делают произведение ярче, выразительнее.
Дальше дети сами пробуют назвать междометия самостоятельно.
(увы,ого, эх, ох,ура, ух, фу, ой, ай, о, ха-ха-ха, хи-хи-хи….)
Молодцы! Наши герои Ах и Ох вами довольны.
6. Физминутка (1-2мин.)
7.Развитие учебно-языковых и речевых умений(10 мин)
1) Развивается умение наблюдать за оттенками чувства, которые выражают междометия.
На партах лежат карточки с предложениями , где пропущены междометия. Детям предлагается списать их , вставив пропущенные слова- междометия.
__________, как хорошо!
__________, и устал я сегодня…
__________, как страшно!
Если позволяет время, можно самопроверку провести по учебникам:
-В учебниках на странице 77 в упражнении 103 получились следующие предложения. Прочитайте. Обращайте внимание на знаки в конце предложений.
2)Упражнение в умении использовать полученные знания в речи.
- Представьте , что вы получили первое место в конкурсе поделок.
Какие у вас будут чувства? Как вы их передадите?
- Представьте , что вам не досталось первое место.
-А какие у вас будут чувства? Как вы их передадите?
- Вас не берут в цирк. Какие у вас будут чувства? Как вы их передадите?
Составьте и запишите 1предложение, используя междометие.
Дети зачитывают свои предложения. Возможные варианты предложений:
Ура, мы получили первое место!
Эх, как жаль…
Ох, мы не пойдем в цирк!
-Назовите слова, которые помогли вам выразить свои чувства.
Ура – какое чувство? - радость
Эх – какое чувство? – сожаление
Ох – какое чувство ? - огорчение
-Какие паузы услышали в предложении?
- После междометия ставится запятая, поставьте.
3)Лингвистический эксперимент:
-Наш герой Ах придумал для вас свое задание. Он просит определить, какие чувства выражает слово Ах в каждом предложении?
1.Ах, какая красота: всё белым-бело!
2.Ах, как я боюсь!
3.Ах, что же ты наделал?
4.Ах, как же я устала!
После ответов детей появляются слова, называющие эти чувства (восхищение, страх, недовольство, усталость )
Вывод: одно и то же междометие может выражать разные чувства.
«Мне, - сказало Междометие –
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Тех, кого охватит страх,
Произносят слово «Ах».
У кого тяжелый вздох
Произносят слово «Ох».
Кто встречается с бедой
Произносит слово «Ой».
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй».
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух».
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья.
8. Итог урока (2 мин)
-Что узнали о междометиях? (междометия-слова, которые выражают различные чувства, но не называют их, они делают нашу речь эмоциональней, к ним невозможно поставить вопросы)
8.Рефлексия.(1мин)
А теперь, используя междометия, придумайте предложения, выражающие ваше эмоциональное отношение к сегодняшнему уроку.
-А наши герои Ах и Ох вас благодарят за урок и тоже составили свое предложение. «Ах! Какие любознательные и старательные дети! Молодцы!»-говорят они.
8. Оценка работы учащихся(1мин) .
9.Д\З(1 мин)
Карточки, в которых пропущены междометия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)
Цель урока: закрепить представление у уч-ся о формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через написание форм накл...
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....