«Шипящие согласные звуки. «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». Проект»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Докучаева Лариса Юрьевна

Конспект урока для учеников 1 класса. Работа над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

«Шипящие согласные звуки.  «Скороговорки». Составление сборника  «Весёлые скороговорки». Проект»

Цель

Познакомить со скороговорками, как  одним из видов устного народного творчества, и как средством развития у детей интереса к чтению и письму.

Задачи

-познакомить учащихся с произношением и написанием шипящих согласных звуков, их ролью в русском языке.

 -дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. 
-способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества

-развитие навыка использовать жанры устного народного творчества по назначению в различных ситуациях.

-создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных. 
-способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Тип урока

Комбинированный

Время реализации

45 минут

Форма урока

Урок-игра по станциям.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся отличать согласный  шипящий звук в слове и вне слова. Учащийся в совместной деятельности со сверстниками и взрослым научится создавать собственный информационный объект,

Метапредметные:

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в группах при выполнении учебных задач.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания по учебнику.

Познавательные: - находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю;

Личностные:

-проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию;

-создавать собственную текстовую информацию, участвовать в её презентации.

-дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

-правильно произносить шипящие согласные звуки.

Методы и формы обучения

Наглядный, словесный, частично-поисковый; фронтальная, работа в парах, группах.

Образовательные ресурсы

 Учебник «Русский язык, 1 класс»В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Оборудование

-мультимедиа: проектор, презентация: картинки; аудиозаписи; музыкальная физминутка.

Межпредметные связи

Литературное чтение.

Наглядно-демонстрационный материал

 Презентация, толковые словари, карточки с заданиями.

Современные технологии

Игровые технологии.

Приемы, методы

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый

Список литературы и  интернет-ресурсов:

1) Г. Науменко. Загадки, пословицы, скороговорки. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 188 с.

2) Г. Науменко. Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки. М.: Дет.лит., 1989. – 32 с.

3) С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

4) Фольклор народов России. В 2 т. Т. 1. М.: Дрофа, 2009. – 314 с.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия

Планируемые результаты

Этап "Организационный момент"

Эмоциональная и психологическая подготовка к уроку.

1 мин.

Проверка готовности к уроку, "вхождение" в учебную деятельность.

-Прочитайте фразу.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

-Как назвать эту фразу? (пословица)

-Как вы понимаете эту пословицу?

Я желаю вам получить удовольствие от урока, от своей работы.

Демонстрируют готовность к уроку, желание учиться.

Фронтальная

Этап " Мотивация к познавательной деятельности.  Целеполагание"

Мотивационная подготовка обучающихся к усвоению учебного материала.

3 мин.

-Кто написал эту пословицу? (Народ)

-Что еще может написать народ? Это жанры устного народного творчества.

-Назовите одним словом устное народное творчество? (Фольклор)

Мы уже читали народные загадки, сочиняли загадки, читали и объясняли народные пословицы и поговорки…

-А с каким жанром познакомимся сегодня, узнаете, когда выполните задание.

Поберите синоним. Быстро-…(скоро)

Сказать-…(говорить)

У нас получилось 2 ключевых слова. Скоро говорить.

-Как вы думаете чему сегодня мы будем учиться? (Будем учиться проговаривать скороговорки, правильно писать, искать в книгах скороговорки, сочинять)

Отвечают на вопросы, формулируют цели урока.

Фронтальная

Личностные:

-проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию.

Этап " Минутка чистописания"

Минутка чистописания.

3 мин

- Сегодня нас интересуют скороговорки с конкретной группой звуков.

-Какая группа звуков преобладает в скороговорке?

Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат. (ж-ш)

-Что общего у этих звуков? (Согласные, шипящие)

-В чем различие?

Пропишите аккуратно, правильно буквы Жж, Шш.

-Какие еще шипящие звуки вы знаете? (ч-щ)

-Что общего у этих звуков (согласные, мягкие, шипящие)

Пропишите аккуратно, правильно буквы Чч, Щщ.

- Как образуются шипящие звуки? (Из шума, из шума и голоса) 

-Со скороговорками с какими звуками мы сегодня будем работать? (Слайд 1)

Отвечают на вопросы, каллиграфически прописывают в тетрадях буквы.

Самостоятельная работа

Предметные: учащиеся научатся отличать согласный  шипящий звук в слове и вне слова. Личностные:

-дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

-правильно произносить шипящие согласные звуки.

Этап «Работа по теме урока»

Работа в тетрадях.

5 мин.

Самомассаж. Артикуляционная гимнастика

1 мин.

Составление сборника  «Весёлые скороговорки». Проект

22 мин

-Что такое скороговорка?  (Слайд 2)

-Для чего нужны скороговорки? (Слайд 3) 

-Прочитай скороговорки со с.108-109. (Слайд 4)

Найди одну скороговорку с шипящим звуком. 1 группа-щ, 2 группа-ш, 3 группа-ч, 4 группа-ж, 5 группа-ш. Найди слова на орфограммы: заглавная буква в именах собственных, гласная после шипящих, парный согласный по звонкости-глухости). Спиши выбранную скороговорку. Обрати внимание, что писать надо по строчкам. Каждую строчку пишем с заглавной буквы.(Слайд 5)

Подготовим свой речевой аппарат к произнесению скороговорок. Поработайте в группе, научитесь произносить выбранную скороговорку медленно, быстрее, быстро.

Создадим еще одну страничку для нашей книги. (После каждого задания дети переходят к другому столу по сигналу учителя)

1 задание. Найдите скороговорки с заданным звуком. Приклейте на лист.

2 задание. Найдите в словаре значение выделенного слова.

3 задание. Сочините свою скороговорку с заданным звуком. Запиши.

4 задание. Найди среди записанных скороговорок скороговорку-победителя. В какой скороговорке больше всего шипящих звуков?

5 задание. Сделай рамку на листе. Укрась работу. (Слайд 6-10)

Работа по учебнику. Открывают учебник на с.108, зачитывают ответ.

Проводят самомассаж (язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами...), артикуляционную гимнастику («Лягушка», «Хоботок», «Лопаточка», «Чашечка».

Фронтальная, индивидуальная.

Работа в группах

Индивидуальная работа.

Работа в группах

Предметные: Учащийся в совместной деятельности со сверстниками и взрослым научится создавать собственный информационный объект,

Метапредметные:

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в группах при выполнении учебных задач.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания по учебнику.

Познавательные: - находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю;

Личностные:

-проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию;

-дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

-правильно произносить шипящие согласные звуки.

Этап «Итог. Рефлексия.»

Рефлексия.

10 мин

-Продемонстрируйте свою страничку классу.

Возвращение к целям урока.

Определяют свое эмоциональное состояние

Групповое представление работы.

Личностные:

-создавать собственную текстовую информацию, участвовать в её презентации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за работой гласных при чтении шипящих согласных. Правописание гласных а, у, и после шипящих.

Цель: закрепление знаний правописание гласной и после шипящих ж, ш;развитие умения писать слова с изучаемой орфограммой.Задачи:учить применять теоретические знания на практике;повторить  звукобук...

Конспект урока в 1 классе "Шипящие согласные звуки. Слова с сочетаниями жи, ши"

Урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы».  Цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала....

"Шипящие согласные"

Урок позволяет вести наглядную и эффективную работу по усовершенствованию навыка правописания слов с ЖИ_ШИ...

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Структура    урока:  1.Организация внимания учащихся.2. Развитие учебной мотивации.               * Цели и сод...

Сборник весёлых задач

Используется для устного счёта....

Самостоятельная работа по теме «Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими».

Цель данного урока проверки знаний: создавать условия для изучения звуков в словах; Задачи: выявить навыки правописания гласных с шипящими  в словах; развивать фонематический слух; корригиро...