Правописание глаголов в прошедшем времени.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Круглякова Алла Павловна

Технологическая карта урока

Русский язык 4 класс УМК «Школа России»  Учебник: В.П. Канакиной, М. «Просвещение», 2014г. Тема.  Правописание глаголов в прошедшем времени.  

Цель деятельности учителя

создать условия для  выявления признаков глаголов в прошедшем времени; развивать умение образовывать формы глаголов в прошедшем времени; учить обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

Тип урока

открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

- определять признаки глаголов прошедшего времени;

- изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам;

- образовывать формы глаголов в прошедшем времени;

- обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; понимать и сохранять в памяти учебную задачу;

Познавательные: оценка информации.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные результаты: проявлять сотрудничество в разных ситуациях; проявлять интерес к изучаемому предмету; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая;

Методы обучения

проблемно-поисковый метод, эвристический, метод контроля результатов обучения, объяснительно – иллюстративный

Образовательные ресурсы

 

учебник, ч.2; рабочая тетрадь, ч.2; рабочая программа.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока                                                                                                                                                              Русский язык 4 класс УМК «Школа России»                                                                                                                                            Учебник: В.П. Канакиной, М. «Просвещение», 2014г.                                                                                                                                 Тема.  Правописание глаголов в прошедшем времени.                                                                                                                                    

Цель деятельности учителя

создать условия для  выявления признаков глаголов в прошедшем времени; развивать умение образовывать формы глаголов в прошедшем времени; учить обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

Тип урока

открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

- определять признаки глаголов прошедшего времени;

- изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам;

- образовывать формы глаголов в прошедшем времени;

- обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; понимать и сохранять в памяти учебную задачу;

Познавательные: оценка информации.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные результаты: проявлять сотрудничество в разных ситуациях; проявлять интерес к изучаемому предмету; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая;

Методы обучения

проблемно-поисковый метод, эвристический, метод контроля результатов обучения, объяснительно – иллюстративный

Образовательные ресурсы

учебник, ч.2; рабочая тетрадь, ч.2; рабочая программа.

                                                                                                                     

                                                                                                                Организационная структура урока

Этап  урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1.Организационный

Психологический настрой 

Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение материала.  

«Приветствие – Желание»

Улыбнулись друг другу. Подарите свою улыбку мне. Приятная улыбка располагает к общению.

 Вот с таким замечательным настроением мы будем работать на уроке русского языка.

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей

Проводят действия в соответствии со словами учителя

Воспринимать на слух речь учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Наблюдение учителя

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Корзина идей

«Блицтурнир»

- Какую большую тему изучаем?

-Что знаем по данной теме?

Предлагаю провести игру «Блицтурнир». Я читаю утверждения, а вы отмечаете их правильность  знаками + или  - .

1 Глагол-это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

2.Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам?

3. Глаголы изменяются по временам и числам?

4.Глагол в предложении являются главным членом предложения сказуемым?

5.Спряжение глагола с безударным окончанием можно определить по неопределённой форме?

6. Глаголы слышать, гнать, дышать, держать относятся к 1 спряжению?  

Проверка по слайду ( - + + + + -)(презентация слайд1)

Отвечают на вопросы

Осознанно строить речевые высказывания

тремыслительные операции анализ, синтез, обобщение

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий

Наблюдение учите

 с помощью светофора

3.Мотивация учебной деятельности учащихся.

4.Определение темы, цели урока. Планирование

Работа в паре

Постановка проблемного вопроса

Постановка темы и цели, планирование работы

На слайде  слова: (презентация слайд2)

Увядает, запорошит, таяли, распустились, завьюжит, желтеешь, зазеленели, заискрятся, опадают.

-Прочитайте слова

-Что у них общего?

-Что такое глагол?

-Распределите данные глаголы на группы .

-Какие группы у вас получились?

1 группа                                      

Увядает          

Желтеешь

Опадают

2 группа

Запорошит

Завьюжит

Заискрятся

3 группа

Таяли

Распустились

Зазеленели

- В первую группу вошли слова, которые обозначают действие предмета, происходящее в природе осенью. Эти глаголы настоящего времени.

- Во вторую группу вошли глаголы будущего времени, которые отвечают на вопросы что сделает? Что сделают? И обозначает действие предмета, происходящее в природе зимой.

-Третью группу составили глаголы прошедшего времени, которые отвечают на вопрос что делали?

-Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

-Что делает? Увядает (глагол, наст. вр., 2л., ед.ч.)

-Что делаешь? Желтеешь (гл., 2л, ед.ч.)

Что делают? Опадают (гл., наст.вр.,3л, мн.ч.)

Глаголы будущего времени изменяются по числам: ед.ч. и мн.ч., и по лицам.

Она что сделает? Запорошит (2л., ед.ч,)

Она что сделает? Завьюжит (3л, мн.ч.)

-Мы знаем, как изменяются глаголы настоящего и будущего времени, а об изменении каких глаголов мы с вами ещё не говорили?

Для чего нам это надо знать?(приложение1, кластер )

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и цель урока.

- Определите тему урока  (Тема и цель, план  фиксируется на доске)

Правописание глаголов в прошедшем  времени.

- Чему  будете учиться на уроке? Для чего надо этому учиться?                                          

Учиться различать глаголы прошедшего времени и правильно писать окончания .

-Что нам нужно для достижения цели?

-Нам нужен план.

-Соответствует план нашему уроку? (нет)

-Что вы предлагаете? (поменять этапы урока)

-На каком этапе находимся? (исследуем и наблюдаем)

Отвечают на вопросы

Работают в паре,  

Классифицируют слова по признакам;

Отвечают на вопросы,  составляем кластер, что мы знаем о глаголах настоящего и будущего времени

определяют тему урока, отвечают на вопросы, планируют

Осознанно строить речевые высказывания

Устанавливать межпредметную связь; выявлять существенные признаки глаголов;  навык  самоконтроля и познавательной активности.

Осознанно строить речевые высказывания

Принимать

и сохранять учебную
задачу

Воспринимать на слух речь учителя; планировать своё действие в соответствии с планом

Наблюдение учителя

5.Работа по  достижению цели урока

Открытие нового знания

Работа в паре

Организует самостоятельную работу учащихся по таблице в задании к упр. 231 в учебнике..

Предлагаю работу по учебнику (в паре)  стр. 110, упр.231

-с чего начнём работу?

-прочитайте задание

-что нужно сделать?

Прочитать таблицу.

Поставить вопрос к каждому глаголу.

Сравнить окончания в вопросах и глаголах.

-Работаем по заданию

-Проверяем.

-Почему глаголы изменили свои окончания?

-Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?

-В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

(составляем кластер по прошедшему времени)(приложение 2, кластер)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

Мы открыли новые знания? (да) Значит, переходим на следующую ступень нашего плана-Практика

Читают  задание. Анализируют информацию,сравнивают окончания в вопросах и глаголах. Делают вывод

Отвечают на вопросы

Осознанно строят речевые высказывания

Принимать и сохранять учебную задачу, работать в соответствии с планом

формировать общее мнение в совместной деятельности.

обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной
задачи

Наблюдение учителя

6.Сохранение и укрепление здоровья уч-ся

7. Работа по достижению цели урока

Двигательная разминка

Работа с учебником

Самостоятельная работа

Работа в группах

(по Базарному)

Потрудились-отдохнуть

Нужно-без сомнения.

Дружно, быстренько встаём

Выполним движения.

Я буду называть глаголы, а вы - выполнять движения.

Наст.вр.-руки вверх

Прош.вр.-руки на пояс

Буд.вр.-руки на плечи

Поёт, запоёт, пела, смотрит, смотрел, сидит, читал, будет сидеть.

Отдохнули. Молодцы!

Где мы сейчас работаем? На каком этапе? (Применяем на практике) – план урока на доске

-Какие есть предложения?

-Работаем по учебнику   упр.232

-Прочитайте задание

-рассмотрите образец

Обобщение.

Проверка по образцу. Оценили себя.(Слайд 3)

- Чему вы учились, выполняя  это задание?                

-Как образуются глаголы прошедшего времени? (от глагола неопределённой формы)  ть-л

-Прочитайте информацию  «Обратите внимание!»

-Что интересного узнали?

Вывод:- суффикс «л» образует форму прошедшего времени глагола, но в основу слова не входит.

Работа в группах

Задание. Работа с карточками, развешаны по классу. Вставить пропущенные буквы (приложение 3)

1 группа-на экологическом панно. Работаете с карточками красного цвета.

2 группа-на стенде «Сделаем сами - своими руками» с карточками жёлтого цвета

3группа - на месте (белого цвета)

4группа - с ЭОР., урок 51, упражнение

5группа (у доски)  с карточками синего цвета

Проверяем работу. Отчёт групп. Если задание выполнено правильно -получаете приз -  цветок.

Координаторы у доски собирают слово по буквам на цветах                         « УСПЕХ» . Пожелания учителя (Приложение 4)

Выполняют  двигательную гимнастику

Выполняют упражнение,

обобщают полученные знания, делают выводы

Выполняют  задание,

проверяют работу, оценивают.

Формировать умение сохранять свое здоровье

Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме;

навык

на  самоконтроля и познавательной активности.

Формировать общее мнение в совместной деятельности,

Наблюдение инструкцияучителя

Наблюдение учителя

7.Домашнее задание

Упр.234, 2-3 ; Р.т. упр.141по выбору

 Проговаривает и объясняет домашнее задание. 
Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.(слайд 4)

записывают в дневник д/з.

Принимать 
учебную 
задачу, 
планировать ее
выполнение

Объясняет дом. задан

8.Рефлексия

Итог урока

- Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

– Чему вы учились, выполняя задания?

 - Для чего необходимо знать правописание глаголов в прошедшем времени?

– Расскажите о правописании глаголов прошедшего времени. 

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Продолжите предложения (слайд 5)

На уроке я узнал(а) … .

Могу рассказать другим … .

Было трудно …

Было интересно … .

Спасибо за урок.

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

Литература

  1. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 3 класс» ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2000, урок 51



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

 



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание глаголов в прошедшем времени"

Закреплять знания об особенностях глаголов; развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени;развивать устную и письменную речь; закреплять навыки морфемного, синтаксич...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени"....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе, на тему "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Урок патриотического воспитания на уроке русского языка в 4 классе. Методическая разработка....

Правописание глаголов в прошедшем времени

Правописание глаголов в прошедшем времени...

Карточка по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени"

Карточка содержит учебно -методический материал по теме  "Правописание глаголов прошедшего времени"....

Карточка по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени"

Упражнения по теме "Правописание глаголов прошедшего времени"...