Фразеологизм. Его возможности в формировании интереса ребёнка к родному языку.
статья по русскому языку на тему
Фразеологизм. Его возможности в формировании интереса ребёнка к родному языку.
Программа « Начальная школа 21 века»
Где современный ребёнок может расширять свой словарный запас?
Это семья, школа, Интернет, телевизор. Ребёнку повезло, если в семье есть читающие люди с богатым словарным запасом.
Но как редко это бывает? В школе он, несомненно, обогатит свой словарный запас от других учеников, но не всегда в лучшую сторону.
Интернет и телевидение тоже всё чаще используют слова ненормативной лексики, и кажется, даже немного бравируют этим – оправдываясь художественной необходимостью описания реальной действительности.
А ведь совсем недавно, буквально лет 30 назад мы говорили о том, что русский язык один из самых богатых и выразительных.
По себе, взрослому человеку, замечаю, что, имея очень богатый словарный запас, в активном словаре использую наиболее простые, общеизвестные – понятные детям слова. Это особенность нашего проживания в обществе. Если и проскользнёт в речи необычное, яркое слово, то это обращает внимание окружающих взрослых, часто с негативным оттенком восприятия. А вот дети реагируют по-разному. В нашем обществе, к сожалению, становится нормой ограничение словарного запаса.
Знакомство с фразеологизмами происходит по программе Виноградовой в первом классе. Значит, о письменной речи детей можно спокойно забыть – она не сформирована ещё на таком уровне, чтобы в ней можно было бы ожидать наличие выразительных средств языка. ( Уроки №130, 131, стр.85-87). Понятия фразеологизм не вводится. С детьми мы называем их устойчивыми выражениями.
В устной речи у детей за весь первый класс я также не слышала ни одного фразеологизма, значит, в активном словаре они не используется.
Пассивный словарь проверить было очень просто:
- Дети, что, я имела в виду, когда сказала, что ему медведь на ухо наступил?
Я получила совершенно разные предположения, именно предположения.
Более того, многие были напрямую связаны с неким, никому неизвестным медведем.
Только сильные дети смогли понять, второй слой фразы, - эзопов язык, а значит, имеется в виду, - не животное. Но это всё равно были предположения, а не точные ответы, что показывает, что с этим фразеологизмом дети в своей сознательной жизни никогда не сталкивались.
Легче, понятней было с фразеологизмами, которые встречались в русских сказках – помните, ленивица мух считала?
Но и здесь большая часть детей думала, что это было её реальное занятие. Опять же сильные дети, осознав мои предыдущие вопросы, догадались, что у этой фразы есть другой общий смысл и по контексту поняли какой именно.
Поэтому работа с фразеологизмами очень полезна по 5 причинам:
1.Формирует у детей понимание того, что в реальный смысл фразы может быть спрятан.
2.Появляется интерес к открытию этого смысла – приобщение к миру и языку взрослых.
3. Формируются познавательные мотивы учебной деятельности.
4.Обогащается пассивный словарный запас, при серьёзной работе учителя ещё и активный.
5.Развитие устной и письменной речи.
6.Являются великолепной базой для формирования УУД (познавательных, личностных и коммуникативных)
Исходя из данных причин, я рассматривала работу с фразеологизмами по следующему плану:
Этапы изучения фразеологизмов:
1. Введение понятия фразеологизма. (1 класс)
Цель: осознанное понимание того, что это сочетание слов, которые по отдельности имеют один смысл, а в сочетании друг с другом совершенно иной.
Задачи:
1.)Научиться находить в тексте фразеологизмы.
2.) Понимание смысла фразеологизма.
2.Обогащение детского словаря (2-3 класс)
Цель: осмысленное накопление в памяти фразеологизмов и их значений
Задачи:
1.) Создание синонимичного ряда фразеологизмов
2.) Подбор фразеологизмов антонимов.
3.)Создание словаря фразеологизмов.
3.Введение фразеологизмов в активный словарь ребёнка.(2-3 класс)
Цель: Введение фразеологизмов в активный словарь ребёнка.
Задачи:
1.)Введение в устную речь в различных жизненных ситуациях ( происходит на всех этапах работы по теме)
2.) Введение в письменную речь
4.Самостоятельное обогащение речи фразеологизмами.
Цель: Самостоятельное нахождение фразеологизмов в бытовом общении и расширение собственного словаря.
Результатами данной работы должны были стать:
Личностные результаты:
1. Чувство включения во взрослую речь путём понимания идиом.
2. Осознание совершенствования своих возможностей по построению речевого высказывания.
3.Повышение самооценки
4. Развитие познавательных мотивов учебной деятельности.
5. Развитие творческих способностей.
6. Развитие коммуникативных способностей
Предметные результаты:
1.Развитие письменной и устной речи
2. Обогащение пассивного и активного словаря.
3.Нахождение в контексте приблизительного смысла фразеологизма.
4 Выстраивание синонимичных рядов.
5.Нахождение антонимов – фразеологизмов.
Метапредметные результаты:
1. Самостоятельный поиск (не всегда осознанный ребёнком)
2. Умение пользоваться словарём.
3. Умение строить коммуникативное высказывание, объясняющее смысловое значение.
4. Улучшение построения структуры высказывания (как письменного, так и устного).
5. Создание сценки – иллюстрации на заданную тему
6. Улучшение коммуникации в группе.
Фразеологизмы по программе Виноградовой изучаются по концентрам. Знакомство с фразеологизмами происходит в 1 классе при изучении темы лексика и продолжается во втором классе.
В 3 классе эта тема вспоминается при изучении синтаксиса. Там мы рассматриваем фразеологический оборот как одну синтаксическую единицу.
Основная работа проводится во 2 классе. Эта тема идёт после темы – лексика (уроки 78-125). Поэтому знакомство с данной темой я строю на материале объяснение значения слова.
Для этого я выбираю фразеологизм «язык за зубами». Прошу объяснить значения слова «язык» - их у него много. Прошу объяснить значение слова «зубы» - то же несколько вариантов.
Обещаю объяснить, что такое фразеологизм, при условии, что дети умеют держать язык за зубами.
«А вы умеете держать язык за зубами?»
Объясните мне, что я имею ввиду, тогда я расскажу, что такое фразеологизм.
Дети понимают, что язык и так находится за зубами, и у этого предложения есть какое-то другое значение.
- Попробуйте догадаться какое?
Проблема поставлена. Дети начинают думать, что же это действительно может обозначать мой вопрос, и довольно быстро предлагают вариант – молчать.
Выставляется картинка – молчание.
- Где здесь зубы? – их нет.
- Где здесь язык? - его нет.
- А слова есть. - Почему?
Ещё раз рассматриваем изученное – по отдельности слова обозначают одно, а вместе совсем другое.
- Почему? - Ответы получаются разные, но сводятся к одному так принято говорить.
Здесь мы узнаём, что фразеологизмы это устойчивые сочетания, значение которых отличается от значений отдельных слов.
Следующим этапом работы осознание полученных знаний: надо соединить половинки фразеологизмов:
Зарубить не разольёшь
Водой на носу
Вставлять палки в колёса
После дождичка на неделе
Семь пятниц в четверг
Бить баклуши
- Что обозначают данные выражения? Объясняем идиомы и представляем ситуацию, в которой они могли бы произноситься.
Следующим этапом работы является нахождение фразеологизмов в тексте.
На доске записан текст:
Ваня возвращался из магазина не солоно хлебавши. Бабушка, увидев, что внук повесил нос, спросила:
- Что, голову повесил?
Ваня объяснил, что в книжном магазине не было фразеологического словаря.
- А это что ещё за зверь такой и с чем его едят?
- Это не зверь, а это бабушка такой словарь, где объясняется, что разные сочетания слов обозначают.
- Это ж, какие?
- Ну, разные. Про сидорову козу, после дождичка в четверг, мёдом намазали и другие.
- Такие слова я и сама тебе объясню.
Бабушка оказалась настоящим кладезем мудрости. Но значение самых сложных фразеологизмов Ваня нашёл в библиотеке.
Задание:
- Найдите фразеологизмы. В один столбик записываем знакомые, в другой - те, значение, которых вы не знаете.
Далее у детей спрашиваю:
- Как вы нашли знакомые фразеологизмы – мне понятно, но как вы узнали, что это фразеологизм про кладезь мудрости и (или) не солоно хлебавши?
Это очень редкий фразеологизм? Детям довольно трудно бывает осознать, как они это сделали. Помощь учителя должна направить детей на понимание того факта, что если в речи встретилось сочетание слов не подходящих по смыслу – значит это неизвестное им устойчивое выражение.
- Где, скажите ребята, где можно узнать значение неизвестных вам фразеологизмов?
Из текста дети понимают где (спросить у взрослых, посмотреть в фразеологическом словаре в библиотеке), что и предлагается им сделать.
Дальнейшая работа с фразеологизмами строится по следующему принципу:
я ставлю задачу для себя создать словарь фразеологизмов – не письменный словарь, – устный.
Для этого важно количество фразеологизмов знакомых детям. Оно должно постоянно увеличиваться.
Для этого создаю на уроке ситуацию, в которой дети учатся друг у друга. Начало урока мы начинаем с соревнования между рядами. Выбираю одного ребёнка в эксперты.
Каждый ряд может назвать по 1 фразеологизму. Они чередуются.
Сначала называть легко. Но потом появляются сложности, так как общеизвестные уже названы. Количество баллов увеличивается у того ряда, дети на котором смогли вспомнить что-то необычное.
Остальные ряды слышат новые фразеологизмы и на следующий день их озвучивают, чтобы выиграть.
По окончанию работы обращаемся к эксперту. Его задача была запомнить и назвать фразеологизмы, значения которых ему неизвестны. Ребята, которые назвали этот фразеологизм, должны объяснить его значения и привести пример ситуации, где его можно было бы использовать.
Нужно отметить, что при работе с фразеологизмами, учитель изначально должен учитывать две категории: понимание значения фразеологизма и ситуативность, т.е. понимание в какой ситуации его можно применить.
Фразеологизм | Лексическое значение | Ситуация применения |
Душа в пятки ушла | испугался | Увидела, куда мой Паша залез, и душа ушла в пятки. |
Я считаю, что эти три компонента неделимы. В большинстве же упражнений предлагается либо только определить значение фразеологизма, либо выбрать из списка фразеологизмов подходящее к данной ситуации.
Сначала я предлагаю детям 2 набора фразеологизмов, их значений, и два незаконченных предложения, к которым данные фразеологизмы можно применить. Например:
Фразеологизм | Лексическое значение | Ситуация применения |
Клевать носом | Оказать не нужную помощь | Саша так устал на тренировке, что в автобусе по дороге домой… |
Медведь на ухо наступил | засыпать | Когда я читал наизусть стихотворение, Коля подсказывал мне. Учительница решила, что я плохо выучил и поставила «3». Коля оказал мне…. |
Нужно соединить ячейки, которые относятся к одному фразеологизму. Кажется, что просто, но для большинства детей эта работа очень важна, так как не только знакомит их с новыми фразеологизмами и их значением, но и показывает ситуацию возможного применения.
Позднее включаю в таблицу 3 фразеологизма. Дети спокойно с ними справляются.
Фразеологизм | Лексическое значение | Ситуация применения |
Клевать носом | Оказать не нужную помощь | Саша так устал на тренировке, что в автобусе по дороге домой… |
Когда рак на горе свистнет. | Никогда | Мы поедем на рыбалку … |
Медвежья услуга | засыпать | Когда я читал наизусть стихотворение, Коля подсказывал мне. Учительница решила, что я плохо выучил и поставила «3». Коля оказал мне…. |
При последующей работе, в таблице появляются пропуски. И задание – заполни пропуски. Чаще всего они во второй колонке – напиши значение или в третьей – придумай, как можно использовать. Данный вариант предлагается для парной или групповой работы – инсценируй.
Далее, я изменяю таблицу, включая в неё фразеологизмы, синонимы и антонимы.
Фразеологизм | Лексическое значение | Ситуация применения |
Кот наплакал |
| Молока в бутылке оставалось, просто … |
Куры не клюют |
| Времени до начала уроков осталось … |
С гулькин нос |
| Оказалось, что картошки в сарае… |
Воз и маленькая тележка |
| Игрушек у Васи … |
Из этой работы мы делаем на доске вывод: кот наплакал и с гулькин нос – имеют одно значение – мало.
Куры не клюют и воз и маленькая тележка – много.
Вспоминаем правило, что если слова имеют одинаковое значение – то это синонимы.
- Ребята как вы думаете, а бывают ли фразеологизмы - синонимы? - Взрослым людям кажется, что ответ очевиден, но в классе на эту тему может развернуться целая дискуссия.
Так у меня и произошло. В результате без моего участия одни дети доказали всем, что фразеологизмы - синонимы существуют.
Следующий вопрос звучит так:
- А существуют ли фразеологизмы - антонимы? – Дети делают вывод без моего участия. В учебнике мы рассматриваем и выполняем предложенные упражнение для закрепления данных понятий.
Особое удовольствие и мне и детям доставила работа по рабочей тетради 2ч. с 49. Там в дополнительных упражнениях я нашла замечательное стихотворение И.Соковня-Семёновой «Кудыкина гора».
Кудыкина гора.
Возле нашего двора
Есть Кудыкина гора.
Над горою ветры дуют,
За горою солнце спит.
Под горою рак зимует,
На вершине рак свистит.
Весь четверг дожди и грозы,
Рыбы плавают с зонтом,
Бродят Сидоровы козы,
Носят воду решетом.
Там Макар телят не гонит,
Из бездонных бочек пьёт,
Лошадь бубликами кормит,
Ну а дырки сам жуёт.
Что упало и пропало,
Тоже под гору попало.
Вот такая есть гора
Возле нашего двора.
Я случайно наткнулась на него. Мы не вставляли буквы, как требовалось по заданию, мы находили фразеологизмы, которые там спрятались, и объясняли их значение.
Следующим этапом работы стало написание сочинения по плану.
Текст назвали «Уборка школьного двора». Это задание из учебника, (стр. 99 упр.3 – урок 132), но идёт немного раньше изучения фразеологизмов. Я его приберегла и дала после темы: «Использование фразеологизмов» (Урок 133). В этот текст просто просятся фразеологизмы, связанные с работой и бездельем. (Засучив рукава, не покладая рук, до седьмого пота, в поте лица, ловить мух, гонять лодыря, бить баклуши, спустя рукава и др.)
Сочинения получились шикарные. У каждого ребёнка было включено от 2 – 6 фразеологизмов.
2 класс – дети ещё маленькие, а очень хочется рассказать историю возникновения какого-нибудь фразеологизма. Жаль, что нет такого в учебнике. Но почему бы немного не пофантазировать? Я решила, что такая сложная тема как текст- рассуждение – будет замечательной точкой в работе с фразеологизмами.
По программе не предусматривается создание детьми текста-рассуждения. Я решила это изменить.
Для меня важной задачей этому являлось структурирование детских текстов. Все знают, что первоначально у детей присутствует как основная речевая ошибка – неумение делить свой текст на структурные единицы – предложения. Во многих работах есть только одно предложение.
Я попросила детей создать тексты на темы:
Почему возник фразеологизм: когда рак на горе свистнет?
Почему возник фразеологизм: спустя рукава?
Почему возник фразеологизм: вставлять палки в колёса?
Почему возник фразеологизм: уши вянут?
В задании я четко обрисовала структуру:
1.Записать фразеологизм и объяснить его значение.
2.Попробовать представить ситуацию, в которой этот фразеологизм был придуман.
3.Подумать, почему остальные люди стали использовать его в речи.
В задании я сказала, что мы фантазируем так, как у многих идиом происхождение известно, поэтому вы должны использовать слова: я думаю…, мне кажется…, может быть, потому, что …
Задание оказалось сложным. Но были дети, которым оно очень понравилось, и они успешно с ним справились.
На последних уроках можно провести следующий опрос:
- Дети поставьте цифру подходящего вам высказывания:
1.) Поставьте цифру 1 те из вас, кто на этом уроке научился хорошо считать. (Вопрос на понимание задачи.) Поставят цифру 1 на русском языке те, кто не понял, что от них требуется.
2.) Поставьте цифру 2 те, кто знает, что такое фразеологизм. (Так же на понимание задачи опроса)
3.) Научился красиво писать. (Проверка искренности)
4.) Стал, как ему кажется, умнее или образованнее. ( Открытый смысл)
5.) Стал лучше понимать речь окружающих. ( Осознание того, что ребёнок научился справляться с проблемой непонимания смысла устойчивых сочетаний)
Самым важным для учителя является 5 вопрос. Он показывает, что ребёнок осознал результат своей деятельности на уроке и понимает его эффективность.
Можно не учитывать тех детей, которые поставили все цифры. Они не сосредоточились на вопросах учителя.
В 3 классе мы встретились устойчивыми выражениями в разделе изучения синтаксиса. Мы вспомнили устный словарь фразеологизмов, узнали правило, что фразеологизм разбирается как один член предложения.
Также очень успешно прошла сказочная викторина в 3 классе:
Задание: дети разделены на 4 группы. У каждой группы своя сказка
1гр. «Волк и семеро козлят»
2гр. « Репка»
3 гр. «Колобок»
4 гр. « Пузырь, соломинка и лапоть»
В какую сказку, и в какой ситуации можно было бы включить фразеологизмы:
Голодный как волк, расхлёбывать кашу, как кошка с собакой, пошли туда, не зная куда, намылить шею, с больной головы на здоровую.
Дети должны были взять на себя роль одного из героев и показать ситуацию, в которой один из героев произнёс данный фразеологизм.
Как результатом этой работы стало появление фразеологических словарей в некоторых семьях моих учеников. Дети научились включать фразеологизм в письменную речь, объяснять их значение и придумывать ситуации их использования. В бытовом и дружеском общении детей я стала слышать фразеологизмы, да и я сама часто ловила себя на том, что вставляю в свою устную речь на уроке устойчивое выражение. Это, я считаю, самым главным результатом своей работы. Родители моих детей приходили и рассказывали, что фразеологический словарь стал любимой книгой некоторых моих учеников. Многие дети стали называть предмет русский язык – своим любимым уроком. Какая это редкость знают все учителя.
Интерес к русскому языку, самое важное достижение учителя. Работа над фразеологизмами позволяет этой цели достигнуть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Фразеологизм. Его возможности в формировании интереса ребёнка к родному языку.
Программа « Начальная школа 21 века»
Где современный ребёнок может расширять свой словарный запас?
Это семья, школа, Интернет, телевизор. Ребёнку повезло, если в семье есть читающие люди с богатым словарным запасом.
Но как редко это бывает? В школе он, несомненно, обогатит свой словарный запас от других учеников, но не всегда в лучшую сторону.
Интернет и телевидение тоже всё чаще используют слова ненормативной лексики, и кажется, даже немного бравируют этим – оправдываясь художественной необходимостью описания реальной действительности.
А ведь совсем недавно, буквально лет 30 назад мы говорили о том, что русский язык один из самых богатых и выразительных.
По себе, взрослому человеку, замечаю, что, имея очень богатый словарный запас, в активном словаре использую наиболее простые, общеизвестные – понятные детям слова. Это особенность нашего проживания в обществе. Если и проскользнёт в речи необычное, яркое слово, то это обращает внимание окружающих взрослых, часто с негативным оттенком восприятия. А вот дети реагируют по-разному. В нашем обществе, к сожалению, становится нормой ограничение словарного запаса.
Знакомство с фразеологизмами происходит по программе Виноградовой в первом классе. Значит, о письменной речи детей можно спокойно забыть – она не сформирована ещё на таком уровне, чтобы в ней можно было бы ожидать наличие выразительных средств языка. ( Уроки №130, 131, стр.85-87). Понятия фразеологизм не вводится. С детьми мы называем их устойчивыми выражениями.
В устной речи у детей за весь первый класс я также не слышала ни одного фразеологизма, значит, в активном словаре они не используется.
Пассивный словарь проверить было очень просто:
- Дети, что, я имела в виду, когда сказала, что ему медведь на ухо наступил?
Я получила совершенно разные предположения, именно предположения.
Более того, многие были напрямую связаны с неким, никому неизвестным медведем.
Только сильные дети смогли понять, второй слой фразы, - эзопов язык, а значит, имеется в виду, - не животное. Но это всё равно были предположения, а не точные ответы, что показывает, что с этим фразеологизмом дети в своей сознательной жизни никогда не сталкивались.
Легче, понятней было с фразеологизмами, которые встречались в русских сказках – помните, ленивица мух считала?
Но и здесь большая часть детей думала, что это было её реальное занятие. Опять же сильные дети, осознав мои предыдущие вопросы, догадались, что у этой фразы есть другой общий смысл и по контексту поняли какой именно.
Поэтому работа с фразеологизмами очень полезна по 5 причинам:
1.Формирует у детей понимание того, что в реальный смысл фразы может быть спрятан.
2.Появляется интерес к открытию этого смысла – приобщение к миру и языку взрослых.
3. Формируются познавательные мотивы учебной деятельности.
4.Обогащается пассивный словарный запас, при серьёзной работе учителя ещё и активный.
5.Развитие устной и письменной речи.
6.Являются великолепной базой для формирования УУД (познавательных, личностных и коммуникативных)
Исходя из данных причин, я рассматривала работу с фразеологизмами по следующему плану:
Этапы изучения фразеологизмов:
1. Введение понятия фразеологизма. (1 класс)
Цель: осознанное понимание того, что это сочетание слов, которые по отдельности имеют один смысл, а в сочетании друг с другом совершенно иной.
Задачи:
1.)Научиться находить в тексте фразеологизмы.
2.) Понимание смысла фразеологизма.
2.Обогащение детского словаря (2-3 класс)
Цель: осмысленное накопление в памяти фразеологизмов и их значений
Задачи:
1.) Создание синонимичного ряда фразеологизмов
2.) Подбор фразеологизмов антонимов.
3.)Создание словаря фразеологизмов.
3.Введение фразеологизмов в активный словарь ребёнка.(2-3 класс)
Цель: Введение фразеологизмов в активный словарь ребёнка.
Задачи:
1.)Введение в устную речь в различных жизненных ситуациях ( происходит на всех этапах работы по теме)
2.) Введение в письменную речь
4.Самостоятельное обогащение речи фразеологизмами.
Цель: Самостоятельное нахождение фразеологизмов в бытовом общении и расширение собственного словаря.
Результатами данной работы должны были стать:
Личностные результаты:
1. Чувство включения во взрослую речь путём понимания идиом.
2. Осознание совершенствования своих возможностей по построению речевого высказывания.
3.Повышение самооценки
4. Развитие познавательных мотивов учебной деятельности.
5. Развитие творческих способностей.
6. Развитие коммуникативных способностей
Предметные результаты:
1.Развитие письменной и устной речи
2. Обогащение пассивного и активного словаря.
3.Нахождение в контексте приблизительного смысла фразеологизма.
4 Выстраивание синонимичных рядов.
5.Нахождение антонимов – фразеологизмов.
Метапредметные результаты:
1. Самостоятельный поиск (не всегда осознанный ребёнком)
2. Умение пользоваться словарём.
3. Умение строить коммуникативное высказывание, объясняющее смысловое значение.
4. Улучшение построения структуры высказывания (как письменного, так и устного).
5. Создание сценки – иллюстрации на заданную тему
6. Улучшение коммуникации в группе.
Фразеологизмы по программе Виноградовой изучаются по концентрам. Знакомство с фразеологизмами происходит в 1 классе при изучении темы лексика и продолжается во втором классе.
В 3 классе эта тема вспоминается при изучении синтаксиса. Там мы рассматриваем фразеологический оборот как одну синтаксическую единицу.
Основная работа проводится во 2 классе. Эта тема идёт после темы – лексика (уроки 78-125). Поэтому знакомство с данной темой я строю на материале объяснение значения слова.
Для этого я выбираю фразеологизм «язык за зубами». Прошу объяснить значения слова «язык» - их у него много. Прошу объяснить значение слова «зубы» - то же несколько вариантов.
Обещаю объяснить, что такое фразеологизм, при условии, что дети умеют держать язык за зубами.
«А вы умеете держать язык за зубами?»
Объясните мне, что я имею ввиду, тогда я расскажу, что такое фразеологизм.
Дети понимают, что язык и так находится за зубами, и у этого предложения есть какое-то другое значение.
- Попробуйте догадаться какое?
Проблема поставлена. Дети начинают думать, что же это действительно может обозначать мой вопрос, и довольно быстро предлагают вариант – молчать.
Выставляется картинка – молчание.
- Где здесь зубы? – их нет.
- Где здесь язык? - его нет.
- А слова есть. - Почему?
Ещё раз рассматриваем изученное – по отдельности слова обозначают одно, а вместе совсем другое.
- Почему? - Ответы получаются разные, но сводятся к одному так принято говорить.
Здесь мы узнаём, что фразеологизмы это устойчивые сочетания, значение которых отличается от значений отдельных слов.
Следующим этапом работы осознание полученных знаний: надо соединить половинки фразеологизмов:
Зарубить не разольёшь
Водой на носу
Вставлять палки в колёса
После дождичка на неделе
Семь пятниц в четверг
Бить баклуши
- Что обозначают данные выражения? Объясняем идиомы и представляем ситуацию, в которой они могли бы произноситься.
Следующим этапом работы является нахождение фразеологизмов в тексте.
На доске записан текст:
Ваня возвращался из магазина не солоно хлебавши. Бабушка, увидев, что внук повесил нос, спросила:
- Что, голову повесил?
Ваня объяснил, что в книжном магазине не было фразеологического словаря.
- А это что ещё за зверь такой и с чем его едят?
- Это не зверь, а это бабушка такой словарь, где объясняется, что разные сочетания слов обозначают.
- Это ж, какие?
- Ну, разные. Про сидорову козу, после дождичка в четверг, мёдом намазали и другие.
- Такие слова я и сама тебе объясню.
Бабушка оказалась настоящим кладезем мудрости. Но значение самых сложных фразеологизмов Ваня нашёл в библиотеке.
Задание:
- Найдите фразеологизмы. В один столбик записываем знакомые, в другой - те, значение, которых вы не знаете.
Далее у детей спрашиваю:
- Как вы нашли знакомые фразеологизмы – мне понятно, но как вы узнали, что это фразеологизм про кладезь мудрости и (или) не солоно хлебавши?
Это очень редкий фразеологизм? Детям довольно трудно бывает осознать, как они это сделали. Помощь учителя должна направить детей на понимание того факта, что если в речи встретилось сочетание слов не подходящих по смыслу – значит это неизвестное им устойчивое выражение.
- Где, скажите ребята, где можно узнать значение неизвестных вам фразеологизмов?
Из текста дети понимают где (спросить у взрослых, посмотреть в фразеологическом словаре в библиотеке), что и предлагается им сделать.
Дальнейшая работа с фразеологизмами строится по следующему принципу:
я ставлю задачу для себя создать словарь фразеологизмов – не письменный словарь, – устный.
Для этого важно количество фразеологизмов знакомых детям. Оно должно постоянно увеличиваться.
Для этого создаю на уроке ситуацию, в которой дети учатся друг у друга. Начало урока мы начинаем с соревнования между рядами. Выбираю одного ребёнка в эксперты.
Каждый ряд может назвать по 1 фразеологизму. Они чередуются.
Сначала называть легко. Но потом появляются сложности, так как общеизвестные уже названы. Количество баллов увеличивается у того ряда, дети на котором смогли вспомнить что-то необычное.
Остальные ряды слышат новые фразеологизмы и на следующий день их озвучивают, чтобы выиграть.
По окончанию работы обращаемся к эксперту. Его задача была запомнить и назвать фразеологизмы, значения которых ему неизвестны. Ребята, которые назвали этот фразеологизм, должны объяснить его значения и привести пример ситуации, где его можно было бы использовать.
Нужно отметить, что при работе с фразеологизмами, учитель изначально должен учитывать две категории: понимание значения фразеологизма и ситуативность, т.е. понимание в какой ситуации его можно применить.
Фразеологизм | Лексическое значение | Ситуация применения |
Душа в пятки ушла | испугался | Увидела, куда мой Паша залез, и душа ушла в пятки. |
Я считаю, что эти три компонента неделимы. В большинстве же упражнений предлагается либо только определить значение фразеологизма, либо выбрать из списка фразеологизмов подходящее к данной ситуации.
Сначала я предлагаю детям 2 набора фразеологизмов, их значений, и два незаконченных предложения, к которым данные фразеологизмы можно применить. Например:
Фразеологизм | Лексическое значение | Ситуация применения |
Клевать носом | Оказать не нужную помощь | Саша так устал на тренировке, что в автобусе по дороге домой… |
Медведь на ухо наступил | засыпать | Когда я читал наизусть стихотворение, Коля подсказывал мне. Учительница решила, что я плохо выучил и поставила «3». Коля оказал мне…. |
Нужно соединить ячейки, которые относятся к одному фразеологизму. Кажется, что просто, но для большинства детей эта работа очень важна, так как не только знакомит их с новыми фразеологизмами и их значением, но и показывает ситуацию возможного применения.
Позднее включаю в таблицу 3 фразеологизма. Дети спокойно с ними справляются.
Фразеологизм | Лексическое значение | Ситуация применения |
Клевать носом | Оказать не нужную помощь | Саша так устал на тренировке, что в автобусе по дороге домой… |
Когда рак на горе свистнет. | Никогда | Мы поедем на рыбалку … |
Медвежья услуга | засыпать | Когда я читал наизусть стихотворение, Коля подсказывал мне. Учительница решила, что я плохо выучил и поставила «3». Коля оказал мне…. |
При последующей работе, в таблице появляются пропуски. И задание – заполни пропуски. Чаще всего они во второй колонке – напиши значение или в третьей – придумай, как можно использовать. Данный вариант предлагается для парной или групповой работы – инсценируй.
Далее, я изменяю таблицу, включая в неё фразеологизмы, синонимы и антонимы.
Фразеологизм | Лексическое значение | Ситуация применения |
Кот наплакал | Молока в бутылке оставалось, просто … | |
Куры не клюют | Времени до начала уроков осталось … | |
С гулькин нос | Оказалось, что картошки в сарае… | |
Воз и маленькая тележка | Игрушек у Васи … |
Из этой работы мы делаем на доске вывод: кот наплакал и с гулькин нос – имеют одно значение – мало.
Куры не клюют и воз и маленькая тележка – много.
Вспоминаем правило, что если слова имеют одинаковое значение – то это синонимы.
- Ребята как вы думаете, а бывают ли фразеологизмы - синонимы? - Взрослым людям кажется, что ответ очевиден, но в классе на эту тему может развернуться целая дискуссия.
Так у меня и произошло. В результате без моего участия одни дети доказали всем, что фразеологизмы - синонимы существуют.
Следующий вопрос звучит так:
- А существуют ли фразеологизмы - антонимы? – Дети делают вывод без моего участия. В учебнике мы рассматриваем и выполняем предложенные упражнение для закрепления данных понятий.
Особое удовольствие и мне и детям доставила работа по рабочей тетради 2ч. с 49. Там в дополнительных упражнениях я нашла замечательное стихотворение И.Соковня-Семёновой «Кудыкина гора».
Кудыкина гора.
Возле нашего двора
Есть Кудыкина гора.
Над горою ветры дуют,
За горою солнце спит.
Под горою рак зимует,
На вершине рак свистит.
Весь четверг дожди и грозы,
Рыбы плавают с зонтом,
Бродят Сидоровы козы,
Носят воду решетом.
Там Макар телят не гонит,
Из бездонных бочек пьёт,
Лошадь бубликами кормит,
Ну а дырки сам жуёт.
Что упало и пропало,
Тоже под гору попало.
Вот такая есть гора
Возле нашего двора.
Я случайно наткнулась на него. Мы не вставляли буквы, как требовалось по заданию, мы находили фразеологизмы, которые там спрятались, и объясняли их значение.
Следующим этапом работы стало написание сочинения по плану.
Текст назвали «Уборка школьного двора». Это задание из учебника, (стр. 99 упр.3 – урок 132), но идёт немного раньше изучения фразеологизмов. Я его приберегла и дала после темы: «Использование фразеологизмов» (Урок 133). В этот текст просто просятся фразеологизмы, связанные с работой и бездельем. (Засучив рукава, не покладая рук, до седьмого пота, в поте лица, ловить мух, гонять лодыря, бить баклуши, спустя рукава и др.)
Сочинения получились шикарные. У каждого ребёнка было включено от 2 – 6 фразеологизмов.
2 класс – дети ещё маленькие, а очень хочется рассказать историю возникновения какого-нибудь фразеологизма. Жаль, что нет такого в учебнике. Но почему бы немного не пофантазировать? Я решила, что такая сложная тема как текст- рассуждение – будет замечательной точкой в работе с фразеологизмами.
По программе не предусматривается создание детьми текста-рассуждения. Я решила это изменить.
Для меня важной задачей этому являлось структурирование детских текстов. Все знают, что первоначально у детей присутствует как основная речевая ошибка – неумение делить свой текст на структурные единицы – предложения. Во многих работах есть только одно предложение.
Я попросила детей создать тексты на темы:
Почему возник фразеологизм: когда рак на горе свистнет?
Почему возник фразеологизм: спустя рукава?
Почему возник фразеологизм: вставлять палки в колёса?
Почему возник фразеологизм: уши вянут?
В задании я четко обрисовала структуру:
1.Записать фразеологизм и объяснить его значение.
2.Попробовать представить ситуацию, в которой этот фразеологизм был придуман.
3.Подумать, почему остальные люди стали использовать его в речи.
В задании я сказала, что мы фантазируем так, как у многих идиом происхождение известно, поэтому вы должны использовать слова: я думаю…, мне кажется…, может быть, потому, что …
Задание оказалось сложным. Но были дети, которым оно очень понравилось, и они успешно с ним справились.
На последних уроках можно провести следующий опрос:
- Дети поставьте цифру подходящего вам высказывания:
1.) Поставьте цифру 1 те из вас, кто на этом уроке научился хорошо считать. (Вопрос на понимание задачи.) Поставят цифру 1 на русском языке те, кто не понял, что от них требуется.
2.) Поставьте цифру 2 те, кто знает, что такое фразеологизм. (Так же на понимание задачи опроса)
3.) Научился красиво писать. (Проверка искренности)
4.) Стал, как ему кажется, умнее или образованнее. ( Открытый смысл)
5.) Стал лучше понимать речь окружающих. ( Осознание того, что ребёнок научился справляться с проблемой непонимания смысла устойчивых сочетаний)
Самым важным для учителя является 5 вопрос. Он показывает, что ребёнок осознал результат своей деятельности на уроке и понимает его эффективность.
Можно не учитывать тех детей, которые поставили все цифры. Они не сосредоточились на вопросах учителя.
В 3 классе мы встретились устойчивыми выражениями в разделе изучения синтаксиса. Мы вспомнили устный словарь фразеологизмов, узнали правило, что фразеологизм разбирается как один член предложения.
Также очень успешно прошла сказочная викторина в 3 классе:
Задание: дети разделены на 4 группы. У каждой группы своя сказка
1гр. «Волк и семеро козлят»
2гр. « Репка»
3 гр. «Колобок»
4 гр. « Пузырь, соломинка и лапоть»
В какую сказку, и в какой ситуации можно было бы включить фразеологизмы:
Голодный как волк, расхлёбывать кашу, как кошка с собакой, пошли туда, не зная куда, намылить шею, с больной головы на здоровую.
Дети должны были взять на себя роль одного из героев и показать ситуацию, в которой один из героев произнёс данный фразеологизм.
Как результатом этой работы стало появление фразеологических словарей в некоторых семьях моих учеников. Дети научились включать фразеологизм в письменную речь, объяснять их значение и придумывать ситуации их использования. В бытовом и дружеском общении детей я стала слышать фразеологизмы, да и я сама часто ловила себя на том, что вставляю в свою устную речь на уроке устойчивое выражение. Это, я считаю, самым главным результатом своей работы. Родители моих детей приходили и рассказывали, что фразеологический словарь стал любимой книгой некоторых моих учеников. Многие дети стали называть предмет русский язык – своим любимым уроком. Какая это редкость знают все учителя.
Интерес к русскому языку, самое важное достижение учителя. Работа над фразеологизмами позволяет этой цели достигнуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению"
Данное собрание провожу вместе с детьми в виде интеллектуального марафона. Собрание требует предварительной подготовки не только ребят, но и родителей. Соревновались команда детей и команда роди...
Проектное исследование. Формирование интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л. В. Занкова.
Проектное исследование, в котором предложена модель формирования интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова, позволяющая воспитыв...
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учёбе
Выступление на родительском собрании...
Родительское собрание: "Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению".
Родительское призвано способствоать пониманию родителями разумного отношения к методам и приемам воспитания детей в семье....
Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к чтению.
Эта методическая разработка родительского собрания одна из самых атуальных. Её цель - показать родительскому коллективу значение интереса к чтению в формировании интеллекта ребёнка, развивать у детей ...
Формирование у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края
Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории родного края. Школьники, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания об отдельном и...