Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Маркелова Надежда Викторовна

Конспект открытого урока русского языка  по теме "Суффикс" в 3 классе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon suffiks_3_klass.zip378.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2 г.Дубны Московской области»  Маркелова Н.В.

Тема: « Суффикс. Суффикс как значимая часть слова»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

-формировать представление о суффиксе, как новой значимой части;

-формировать умение строить алгоритм выделения  суффикса на  примере алгоритма выделения приставки;

-формировать умение самостоятельно образовывать новые слова при помощи суффикса.

Оборудование:   проектор, компьютер для учителя, карточки для учащихся, карточки для  индивидуальной работы, учебник.

Ход урока

  1. Орг. Момент (1-2 мин.)

- Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Все друг другу повернитесь

А теперь все улыбнитесь

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам!

- Откройте свои тетради. Вспомните, как вы это делаете? Запишите  сегодняшнее число. Сегодня восьмое  ноября. ( Киселев Егор  комментирует). Пишем классная работа. Комментирует (Рыбакова Полина).

2. Минутка чистописания. (3-4 мин.)

 - Начнем мы наш урок как обычно с минутки чистописания.

- Прописываем строчку  соединений букв Сс сл. (показ на доске)

- А теперь внимательно прочитайте предложение на доске, как его можно назвать?  Какие  опасные места  встретились нам  в этой пословице? Запишите пословицу красиво, аккуратно: Сам погибай, а товарища выручай!

- А как вы поняли смысл этой пословицы? (2-3 человека спросить)

3. Актуализация знаний. (3-5 мин)

- Над какой большой темой мы с вами работаем на уроках русского языка? (Состав слова).

Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей!

- С какими частями слова вы уже познакомились?  (с корнем)

- Что такое корень, кто мне даст определение? (Ваня)

- Какая часть слова нам ещё знакома? (Окончание)

- Давайте вспомним, что такое окончание? (Руслан)

- А ещё  какая часть слова нам  известна? (приставка)

(Я прикрепляю на доске названия этих частей).

- Как вы думаете, а все ли части слова мы изучили? (Нет)

-  Так чем же мы с вами будем заниматься сегодня? (Знакомиться с новой частью слова)  

ФИЗМИНУТКА

4. Подготовительная работа к введению  в тему (3-4  мин.)

- Сегодня мы продолжим с вами увлекательное путешествие  по стране Морфемике.  Но на пути у нас возникли горы. Да не простые, а волшебные. И название у них удивительное.  А какое, вы узнаете,   разгадав кроссворд.  

- 2 минуты вам на разгадывание кроссворда. Кто разгадал кроссворд, положили ручки. Проверяем.

- Какое слово получилось? (Суффикс) Прикрепляю табличку на карту.

- Молодцы!  Какую цель себе поставим?

- Цель нашего урока: узнать, что такое суффиксы. Какие бывают суффиксы? Где стоят? И для чего служат? 

Игровой момент: (1 мин)

- В горах живут сказочные  герои гномики, они сегодня будут нашими помощниками.

- Слово суффикс образовано от  латинского слова «суффиксус» что значит «подставленный»! Его подставляют к слову после корня, чтобы получить новые слова, и придать им новое значение.

- Давайте и мы с вами попробуем, образовать новые слова.

 - Запишем первое слово гном, а если  он совсем маленький? (гномик)  

  - Как называются эти слова?  Назовите корень. Суффикс.

- Что мы образовали с помощью суффикса ик-? А где стоит суффикс? Хорошо!  

- Посмотрите ребята на шапку гномика. И на горы  Что  у них общего, как вы думаете? (форма) А какая форма? (треугольная) Вот так и суффиксы выделяются   уголком. - Выделите, пожалуйста,  суффикс в слове гномик.

 

7 слов  (3,5 мин)

- Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет своё лицо.  И многое может рассказать.  От него зависит значение слова.  Посмотрите, какой суффикс нарисован на нашей шляпе? (ик)

Давайте при помощи него  превратим  слова, которые будут перед вами в названия маленьких предметов. Колпак волшебный, кто получает, тот и слово называет.  Берете слово, и называете его с суффиксом.

- Какое значение придал нашим словам суффикс ик? (уменьшительное)

- Для чего он служит?

3-4 мин

- Прочитайте  текст Н. Сладкова «Как их зовут?».  Спишите, вставьте  пропущенные  слова:

       

- Прочитайте вставленные слова. Выделите суффиксы.

- Назовите значение суффиксов (получились слова – называющие  детенышей животных).

ФИЗМИНУТКА.

Применение новых знаний: (2  мин)

- Ребята, а вы любите, когда вас называют ласковыми именами? Как вас зовут дома самые близкие люди?  А при помощи чего это им  удавалось? С помощью суффиксов.

Давайте, попробуем сказать ласковые имена другу другу. (Сашенька, Ванечка, Лизочка и т.д.) Какое значение несут суффиксы: -еньк, -ечк, -очк- ?

3,5 мин.

- Живет в стране Морфемике,  в горах Суффиксов,  суффикс  чик- . Он ласковый и добрый, и все слова к которым он подходит, сразу же превращаются в ласковых и добрых, как и сам суффикс.  Перед вами слова: трамвай стакан, лимон. Превратите их с помощью  суффикса чик. В добрых и ласковых. Запишите,  выделите суффикс. Сам-но записывают.  Проверяем. А какое значение вносит суффикс чик в слово?

 

2 мин

- Каждый гном мечтает вырасти и стать большим, как великаны.  А мы поможет сейчас им превратить слова  в большие предметы. Я называю слово, а вы при помощи суффикса образуете новое : рука, нога, глаз, дом, хвост, нос.

- С помощью какого суффикса вам это удалось? (ищ)

Ребята, а кто заметил где стоит суффикс?   После корня, а может и после ещё одного суффикса.  Вы правы.

За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком

Река большая превратиться в речку, лес в лесника,

 а печь  всего лишь в печку.

- Для чего служат нам суффиксы?  (для образования новых слов).

- Так что же такое суффикс? Кто может дать определение? Давайте проверим   по учебнику,  верны были наши рассуждения и выводы.

- Открыли учебник стр. 89   , давайте прочитаем с вами определение суффикса. Закрыли учебники. И проверим как вы  усвоили новый материал.  

6. Подведение итогов. (3-4 мин)

 - Выполняем тест. Даю вам 2 минутки. Проверяем.   (проговаривают правильные ответы)

- Какое слово у вас получилось? (молодец) Как вы думаете, достаточно ли одного урока, чтобы усвоить знания о суффиксе?  А где мы может продолжить работу? (дома)

- Запишите домашнее задание: Упр. № 165, с.89, правило.

- Вы сегодня молодцы, хорошо работали. И гномик  вам говорит большое спасибо за работу  и прощается с нами до следующих встреч. А на  память о сегодняшнем уроке хочет подарить вам сердечки и  просит вас оценить свою работу с помощью них.  Если вам всё было понятно и вы усвоили новый материал хорошо,  делаете сердечко улыбающимся. Если вам было трудно, что-то непонятно, рисуете прямой ротик, а если  ничего не понял, - ротик  грустного человечка. Оценки за урок. Спасибо за урок!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Конспект открытого урока русского языка, 1 класс

Конспект открытого урока русского  языка в 1 классе по теме "Заглавная буква в словах"....

конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"

Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого урока русского языка, 3 класс.

Цель урока: уточнить представления о том, что такое корень и однокоренные, что корень слова в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах....

Конспект открытого урока русского языка 4 класс ОВЗ по теме: Мягкий знак в середине слова.

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак в середине слова.Цель: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце и в середине слова мягким знаком.Задачи:Образо...