урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку на тему

Стручкова Александра Михайловна

русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Класс, школа: КСОШ 2 класс                                           

 УМК: Школа России

Тема урока: Единственное и множественное число имен существительных.

Тип урока: урок открытия нового понятия  

Цель учителя:  Создание условий для формирования умения  определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

Учебная задача: Как определять число имени существительного?

Результат урока:

1.Предметный результат:

- умение определять грамматический признак имен существительных — число;

– умение изменять имена существительные по числам.

2.Метапредметные результаты:

Регулятивный результат: умение осуществлять контроль, коррекцию, самооценку, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.  

Познавательный результат: умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение  выполнять мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативный результат: умение слушать и слышать речь других, умение принимать активное участие в обсуждении, умение высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

3.Личностный результат: 

– воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;

Оборудование: раздаточный материал, презентация

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Результат

Орг.этап

Добрый день, дорогие ребята.

Открываем свои тетради и пишем сегодняшнее число.

И внизу каллиграфическим почерком пишем большую букву Г и маленькую букву г.

Приветствие учителя и друг друга

Мотивационный

Психолого-эмоциональный подход

Готовность к уроку

1.Постановка учебной задачи

 

1.1.Создание ситуации для выхода на учебную задачу

Задание 1

  Докажите, что это имена существительные. В чем их сходство и различия слов в различных столбиках?

Конфета

Книга

Альбом

Конфеты

Книги

Альбомы

Это имена существительные, так как они отвечают на вопрос что? Они являются неодушевленными и нарицательными именами существительными.

В 1-м столбике слова обозначают один предмет, а во 2-м – много.

Обсуждение, анализ, доказательство

Фронтальный

Уметь высказывать свою точку зрения и отстаивать ее

Знать сущность понятия «имя существительное»

1.2. Формулировка У.З.

Тогда какую цель мы перед собой поставим?

Как изменяются  имена существительные?

Проблемный вопрос

Формулировка и принятие учебной задачи

2.Решение учебной задачи

2.1. Поиск Решения У.З.

Конфета

Книга

Альбом

Конфеты

Книги

Альбомы

итак, мы сказали, что в 1-м столбике слова обозначают один предмет, а во 2-м – много.

Тогда какие имена существительные обозначают один предмет, а какие – несколько предметов?

Какой вывод можем сделать?

Имена существительные единственного числа обозначают один предмет, а имена существительные множественного числа – много предметов.

Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе. Имена существительные единственного числа обозначают один предмет. Например, книга, конфета. А имена существительные множественного числа обозначают два или много предметов. Например, книги, конфеты.

Сравнение, анализ, обобщение, обсуждение

фронтальный

2.2. Применение открытого способа (понятия)

Задание 2.

Выпишите сначала имена существительные в форме единственного числа, а затем те, которые стоят во множественном числе.

Волга, л..сник, друз..я, м..л..ток, маш..ны, мес..ц, м..сквичи, мал..чики, ур..жай, Ил..я, к..ртины, т..варищи, б..льница, м..ряки, Р..ссия, д..кабрь, л..сята, М..сква.

- как узнать, в каком числе употреблены имена существительные?

- В какие еще группы можно объединить слова?

Задание 3.

Прочитайте. Измените число каждого имени существительного.

  1. Туфля – туфли, ягода - …, море - …, облако - …
  2. Простыни – простыня, улицы - …, блюдца - …, одеяла - ….

Запишите пары слов. Над каждым словом укажите его число.

Подчеркните в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменилось по числам.

Задание 4.

Ребята, а как вы думаете, есть ли существительные, которые стоят либо в ед. числе, либо в мн. числе? Приведите примеры.

Задание 5. Прочитайте.

Санки, тетрадь, солнце, ножницы, доска, торты, сахар, стаканы, банты, молоко, снежинка, метро, очки, творог, гербы, весы.

 - Изменяются ли данные слова по числам?

-  Какие из них употребляются только в ед. числе?

- А какие только во мн. числе?

Сначала выпишите те слова, которые изменяются по числам. Затем  – в ед. числе, а потом – во мн. числе. (Вызвать трёх учащихся к доске).

Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва

Друзья, машины, москвичи, картины, товарищи, моряки, лосята.

Ответы детей.

Одушевленные и неодушевленные, имена собственные и нарицательны.

  1. Туфля – туфли, ягода - ягоды, море - моря, облако – облака.
  2. Простыни – простыня, улицы - улица, блюдца - блюдце, одеяла – одеяло.

Сахар, ножницы, сани.

Изменяются, но не все.

сахар, молоко, творог, метро

Санки, ножницы, очки, весы

Тетрадь, солнце, доска, стакан, бант, снежинка, гербы.

Сахар, молоко, творог, метро.

Санки, ножницы, очки, весы.

3.Рефлексия

- О каком признаке имени существительного вы узнали?

- Все ли вам было понятно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Кому нужна помощь учителя или товарищей?
- Запишите д/з: упр. 109 стр. 62

- число имен существительных.

- ответы детейю

Устные объяснения

Фронтальный

Умение осуществлять оценку в правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....