Мастер- класс "Инновационные приемы работы при изучении словарных слов"
методическая разработка на тему

Никишина Наталья Владимировна

В методической разработке  в русле разработанной автором комплексной методики повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе рассматриваются теоретические и практические аспекты внедрения специальных (нетрадиционных) приемов и методов, основанных на методике эйдетики и мнемотехники, использовании дактильной азбуки, этимологического анализа и т.д.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЯ i КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МОУ СОШ №15 г . АЗОВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НИКИШИНОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ 1. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО СРЕЗА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ 3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В СЛОВАРНЫХ СЛОВАХ 4. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ 4.1. МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ 4.1.1. «ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» 4.1.2. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК 4.1.3. «АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ» 4.2. «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК 4.3. РАЗВИВАЙ-КА. 4.3.1. «АНАЛОГИИ» 4.3.2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ» 4.3.3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 4.3.4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ» 4.3.5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» 4 .4. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 5 . ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ 6 . СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАПИСАНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА 7 . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 3

Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами, Та , которая словами, Как людьми, населена. Правит ими государь По прозванию Словарь И относится он к ним Словно к подданным своим. Утверждать ему не ново, Как писать какое слово, Как писать и как читать, Как с другими сочетать.

Слайд 4

«…НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ НАПИСАНИЯ СОСТАВЛЯЮТ 30-35% ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОВЕРЯЕМЫМ. ЭТИ ЦИФРЫ ГОВОРЯТ О НЕОБХОДИМОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ РАБОТЫ С ТАКИМИ СЛОВАМИ.» О.Н.ЛЕВУШКИНА

Слайд 5

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ Задачи констатирующего эксперимента: выявление уровня орфографической грамотности учащихся в работе над словарными словами; установление основных причин орфографических ошибок.

Слайд 6

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО СРЕЗА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ Место проведения: МОУ СОШ №15 г.Азова Дата проведения: 23 ноября 2013г. Объем: 15 словарных слов Количество учащихся: 20 человек Словарно-орфографическая работа, предшествующая данному срезу, была ориентирована на механический способ запоминания. Написали без ошибок 3 человека -15% Допустили 1 ошибку 3 человека – 15 % 2 ошибки 6 человек – 30% 3 и более ошибок 8 человек – 40 %

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В СЛОВАРНЫХ СЛОВАХ работа над словарными словами носит, как правило, бессистемный характер; задания преимущественно механического способа запоминания, исключающие опору на мыслительную деятельность и различные виды памяти.

Слайд 8

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

Слайд 9

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Мнемонические приемы запоминания облегчают запоминания внешнего облика «трудных» букв путем образования ассоциаций. Требования к мнемотехнике: ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-либо общим признаком: цветом, формой, действием, звучанием и т.д.; иметь не вызывающие сомнения буквы, «опасные» в словарном слове.

Слайд 10

ВИДЫ ЗАДАНИЙ С ОПОРОЙ НА АССОЦИАТИВНЫЕ ОБРАЗЫ

Слайд 11

«ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» «Графические ассоциации» ( рисунки-образы) – зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы. Слово трудное попалось – Это, братцы, не беда. Нарисуем в слове букву – Не забудем никогда.

Слайд 12

Х ЗЯЙСТВ В КРУГ К ЛЕСО

Слайд 13

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении: КОС тя пришел в КОС тюме . ПА па носит ПА льто . Меб ЕЛ ь из ЕЛ и . Я вышел на у ЛИЦ у и увидел много ЛИЦ .

Слайд 14

«Маленькие кроссворды»- использование приёма перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму. М О РОЗ Х Л О Д А Р О МАТ П Х Н Е Т Р З А С О БАКА Х В С Т

Слайд 15

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Придумайте фонетическую ассоциацию к словам: зд о ровье уч е ник в а с и лёк м а шина

Слайд 16

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ЗД О РОВЬЕ - ЭТО ЗД Ó РОВО. УЧ Е НИК – УЧ É НИЕ В А СИЛЁК СОРВАЛИ В Á СЯ И ВАС И ЛИЙ. У М Á ШИ ЕСТЬ М А ШИНА.

Слайд 17

«АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ» Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей. ЗАДАНИЕ: Дана цепочка слов: УЧИТЕЛЬ КЛАССУЧЕНИКИАЛЬБОМ ПЕНАЛ КАРАНДАШХОРОШОРЕБЯТА РИСОВАТЬ Необходимо составить связный рассказ, сюжет которого разворачивается от слова к слову, можно с использованием рисунков и аппликаций. Дети на уроке выступают в роли учителя. «Учитель» предлагает озвучить его мультфильм, записать на доске словарные слова, которые встречаются в рассказе, выделяя опасные буквы. Выслушав ученика, «учитель» читает свой вариант.

Слайд 18

«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК Система работы со словарными словами с опорой на этимологию: формирует умение объяснять значения и правописание слов с опорой на происхождение; развивает логическое мышление; активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес к языку.

Слайд 19

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ с опорой на этимологию слов 1. Отгадайте загадки: Она весну встречает, сережки надевает. По платьицу в полоску ты узнаешь… БЕРЕЗКУ 2. Б Е РЁЗА Как вы думаете, почему дерево так назвали? Это слово восходит к корню, обозначающему белый цвет. Кора берёзы носит название, связанное с тем же корнем: береста. 3. Подберем однокоренные слова к слову БЕРЁЗА. Берёзовый, берёзонька, берёзка, подберёзовик, березняк. 4. Восстановим пословицу: И у … слезки текут, когда с нее … дерут. 5. Найдем ассоциативный образ к слову береза: Бе реза – бе лая береза БЕРЁЗКИ КОРУ

Слайд 20

«МУДРЫЙ СЛОВАРИК» Использование в работе пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов помогает обогащать словарный запас детей, носит воспитательное значение. Можно использовать пословицы, фразеологизмы и в работе над правописанием словарных слов.

Слайд 21

Например, предлагаю задание: Допиши подходящие по смыслу словарные слова: Как об стенку … Береги нос в большой … Живут как кошка с … 2. В какой пословице или поговорке есть данное слово: А) железо Б) язык В) воробей 3. «Слово потерялось» Прочитай скороговорку, дополни ее словарным словом. Выпиши это словарное слово. Подчеркни «трудные» буквы. А) Ёжику нужен жук на … Б) Цыплята и курица пьют чай на … ГОРОХ МОРОЗ СОБАКОЙ КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО. ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ. УЖИН УЛИЦЕ

Слайд 22

РАЗВИВАЙ-КА 1. «АНАЛОГИИ» СТАЛЬ НОЖНИЦЫ МОЛОТОК ОГУРЕЦ РОМАШКА ЦВЕТОК КРАПИВА ТЮЛЬПАН ПАХНЕТ ЖЕЛЕЗО ОВОЩ ЖЖЕТ

Слайд 23

2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ» Вспомните словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова РАЗВИВАЙ-КА Я Г О Д А Б О Г Е Р Л Р У Р Б О О Р Е У К Х Е В З О Ц Н Я Я Г О Д А

Слайд 24

3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ М о сква – ст о лица Р о сс ии. Я зык до К и е ва д о ведёт. У нас урок ру сс к ого я зыка. Вес е л о ч и рик а ют в о р о бьи. РАЗВИВАЙ-КА См. подробнее набор карточ для зрит словар дикт.2.doc и карточки для зрит дикт 3-4.doc

Слайд 25

4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ» РАЗВИВАЙ-КА С О БАКА М А ШИНА См. подробнее картинный диктант. pptx

Слайд 26

5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» 1. Замени предложения одним словом: Пятый день недели. ПЯТНИЦА Инструмент для забивания гвоздей. МОЛОТОК Холодная зимняя погода. МОРОЗ Человек, который учит кого-нибудь чему-нибудь. УЧИТЕЛЬ РАЗВИВАЙ-КА

Слайд 27

РАЗВИВАЙ-КА 2. «ЛИШНЕЕ СЛОВО» Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаем слова: сорока, петух, ворона, дорога. Находя и аргументируя «лишнее» слово дети превосходно развивают креативное мышление. Заметьте, в задании можно выделить неединственное «лишнее» слово.

Слайд 28

РАБОТА С ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕТРАДЬЮ 1. Зачеркни все нерусские буквы и прочитай слово. WRN И SZVNNAJLU Н DF Е NRF Й LJR 2. Из толкового словаря. Тонкий слой ледяных кристаллов. 3.Подбери синоним. Иней - _______________ 4. Здесь зашифрована загадка. Отгадай её, используя ключ к шифру. Ключ к шифру: 1-9, 1-7, 1-6, 2-8, 1-8, 3-7, 5-7, 4-6, 5-9, 4-8,3-8, 1-7, 3-6, 1-8, 2-8, 4-8, 4-6, 1-9, 4-6, 5-9; 5-6, 2-8, 1-6, 5-8, 4-8, 3-6, 4-9, 2-7, 4-7, 4-9, 2-6, 3-8, 1-7, 3-9, 4-9, 1-9 … _________________________________________________________ 5. Составь ребус. 6 7 8 9 1 К Е Л Н 2 З М О К 3 Т Ю В Ш 4 И Р С А 5 П Ч У Й См. подробнее ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 3 класс. doc

Слайд 29

ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ Задачи контрольного среза: выявить результаты проделанной работы; проследить динамику изменения уровня орфографической грамотности. Для проверки результата работы был проведен итоговый словарный диктант. Значение и правописание выбранных слов было разобрано в ходе формирующего эксперимента с опорой на нетрадиционные виды работы.

Слайд 30

КОНСТАТИРУЮЩИЙ СРЕЗ КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАПИСАНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА Написали без ошибок 3 ч 10% Допустил 1 ошибку 3 ч 10 % 2 ошибки 6 ч 20% 3 и более ошибок 18 ч 60% Написали без ошибок 18 ч 60% Допустил 1 ошибку 5 ч 18 % 2 ошибки 5 ч 18% 3 и более ошибок 1 ч 4 % ВЫВОД: результаты говорят о положительной динамике и значительной ценности данных методических приемов над словарно-орфографической работой.

Слайд 31

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Слайд 32

С чем сравнивают облака герои мультфильма? Как вы думаете, почему?

Слайд 33

ОБЛАКО Какая гласная под сомнением в этом слове? Ó БЛ А КО Чтобы легче было запомнить эту «опасную» букву, представим эту букву в виде лошадки, как в мультфильме. ОБЛ КО

Слайд 34

Назовите героев мультфильма. Постараемся запомнить правописание словарного слова М Е ДВЕДЬ М Е ДВ Е ЖОНОК Подумаем, почему медведя так назвали. Слово медведь означает « медоед », “ тот, кто ведает, где мёд ”. Помогает ли нам запомнить опасную букву знание значения слова? Запомним: М е дведь и м е дв е жонок ведают, где мёд. Восстановим пословицу: «Два … в одной … не живут». Когда так говорят: «медвежья услуга»? МЕДВЕДЯ БЕРЛОГЕ

Слайд 35

Какие цветы в мультфильме считали медвежонок и ёжик? Р О МАШКИ Какой рисунок-образ можем представить на месте опасной буквы? Р МАШКИ

Слайд 36

Что за ли? Что за мон ? В звуках нету смысла… Но едва шепну: «л и мон» - Сразу станет к и сло. Л И МОН К С Л ЫЙ Запомни: Л И МОН – К И СЛЫЙ пишем через И

Слайд 37

СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ БУДЕМ ОСВАИВАТЬ ПРОФЕССИЮ ХУДОЖНИКА-МУЛЬТИПЛИКАТОРА. АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ

Слайд 38

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИЭКСКУРСИЯБИЛЕТ КАССАЖИВОТНЫЕЗАЯЦ  МОРКОВЬ  КАПУСТА  ОБЕЗЬЯНА  ЯБЛОКО  БАНАН  УЧЕНИКИ  ЖИРАФ  ПЕЧЕНЬЕРЕБЯТАВЕСЕЛО РАСПОЛОЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО КАДРЫ МУЛЬТФИЛЬМА, ИСПОЛЬЗУЯ ЦЕПОЧКУ СЛОВ. СОСТАВЬТЕ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ НА ДАННУЮ ТЕМУ. ПРОГУЛКА В ЗООПАРК

Слайд 39

ПРОГУЛКА В ЗООПАРК

Слайд 43

ЗА Я Ц К А ПУСТА

Слайд 44

О Б Е ЗЬЯНА Б А НАН ЯБЛ О КО

Слайд 45

УЧ Е НИКИ Р Е БЯТА

Слайд 46

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

Слайд 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Поделившись с Вами некоторыми приемами работы с так называемыми словарными словами, я не ставлю точку на этой проблеме, а ставлю многоточие… В рамках поисково-исследовательской деятельности можно организовать групповые и индивидуальные виды работ. Например, к определенной тематической группе слов подбирать загадки, пословицы, стихи, песни, этимологические ссылки, составлять ребусы, подбирать картинки, а также сочинять мини-рассказы. И по накопленному опыту можно издать коллективную работу: «Словарик-справочник».

Слайд 48

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"

Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...

Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"

Доклад "Испоьзование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...

Использование этимологического анализа и приемов мнемотехники при изучении словарных слов

Существует  много  различных  приемов  обучения  для  решения  проблемы  написания  так  называемых  словарных  слов. Появилось  много ...

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов.

Материал для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка...

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.

Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путём использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка

  Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных к...

Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе

Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе...