Конспект урока по русскому языку "Ударение", адаптированный для детей с СДВГ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25
с углубленным изучением отдельных предметов
Конспект урока (адаптированный к ребенку с СДВГ)
«Ударение»»
подготовила
учитель начальных классов
Тонкова Наталья Сергеевна
г. Орехово-Зуево
2017 год
Конспект урока (адаптированный к ребенку с СДВГ)
- Образовательная система «Школа России». Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2014.
Цели:
• Актуализировать знания об ударении.
• Вести наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов-омографов.
• Научить:
— различать постановку ударения в слове на примере слов-омографов;
— определять особенность буквы ё как всегда ударной гласной;
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
УУД:
Познавательные умения:
— определять постановку ударения на примере слов-омографов;
— различать букву, которая всегда обозначает ударный звук.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
— проверять правильность выполненного задания при работе в паре.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные для партнёра высказывания.
Предметные умения:
— выполнять деление слова на слоги;
— определять ударный слог.
Условный ученик – Тимофей, у которого отмечено СДВГ
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Все друг дружке улыбнулись,
Лень прогнали, подтянулись.
Ладошка к ладошке,
Мы вместе, дружок!
Теперь потихоньку начнём наш урок.
– Запишите число, классная работа.
Минутка чистописания
2. Актуализация знаний
–Определить тему нашего урока вам поможет небольшое задание
- Выделите первые звуки в словах
[ у-у]тка,
[ д-д]ом,
[ а-а]ист,
[ р-р]учка,
[ э-э ]тажи
[ н-н ]оты,
[ и-и]ндюк,
[ э-э ]кран
Какое слово получилось?
– Прочитай нам его Тимофей.
–Тема нашего урока: «Ударение».
- Давайте немного поиграем. Вам нужно отхлопывать ритм, соблюдая ударный слог в слове. Дети по очереди называют свои имена, отхлопывают их, а затем записывают его в тетради и указывают ударение.
–Мы встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но само правило, что такое ударение и какова его роль в русском языке мы еще не изучали.
3. Изучение нового материала
–Какую задачу урока для себя мы поставим?
1. Определить что такое «ударение».
2. Выяснить роль ударения в русском языке.
– Чтобы ответить на все поставленные вопросы, давайте для начала выполним следующую работу.
Задание 1 Учебник, с. 86, № 122.
Прочитайте отрывок из стихотворения и назовите слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
-Назовите пару слов, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному.
Записать стихотворение, вставив пропущенные буквы. Проставить ударение в словах. Подчеркнуть орфограммы.
На доске: Я – зима. Люблю моро_ .
Довожу людей до сле_ .
А сама их зря не трач_ ,
Уходя, однако, плач_.
- В каких словах нет знака ударения?
- Какие орфограммы встретились?
- Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Ладонь сжимаем в кулачок
Ребром поставим на бочок
Вниз ладонью опускаем
И сначала начинаем.
Задание 2 Учебник, с. 86, № 123.
– Что заметили в записи предложений? Запишем одинаковые слова парами.
Замок-замок, кружки-кружки
Как же отличить одно слово от другого? Что нам поможет?
– Давайте произнесем эти слова с ударением. Отметьте ударение в словах.
– На какой слог падает ударение в словах?
Произносят под руководством учителя
– Как можно назвать слог, на который падает ударение? Ударный
– Сколько таких слогов в слове? По одному
– А как назвать слог, на который не падает ударение? Безударный
– Давайте с вами прислушаемся, как мы произносим слог, на который падает ударение.
– Одинаково ли этот слог произносится по сравнению с остальными слогами в слове? Нет
– А как?
– Так что такое ударение? Какой вывод можно сделать?
(В том числе спрашиваю и Тимофея)
Задание 3 Учебник № 124, с взаимопроверкой.
Можно ли утверждать, что слова, которые пишутся одинаково, всегда одинаково произносятся? Обоснуйте своё мнение.
– Мы с вами решили только первую задачу урока. Прежде чем двигаться дальше, давайте отдохнем.
4. Физминутка
Дети утром рано встали
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь
— Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
5. Первичное закрепление
– Кто-то из вас уже готов высказать предположение, какова роль ударения в русском языке? Менять смысл слова
– Как, по-вашему, мнению, Ударение могло бы изменить смысл наших слов? (Замок, кружки) Да
– Давайте попробуем. Что получилось бы? Объясните.
– Так как мы ответим на второй поставленный нами вопрос в начале урока? Какова роль ударения в русском языке?
Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.
– Давайте попробуем изменить слово при помощи ударения.
– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?
6. Закрепление
Коллективная работа
Рабочая тетрадь, с. 46, № 76.
В выделенных словах укажите дугой ударный слог и поставьте ударение.
7. Рефлексия
– Давайте еще раз прочитаем, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
– Что такое ударение?
– Какова его роль в русском языке?
А теперь выберите 1 фразу для соседа по парте:
-Ты молодец.
-Я доволен твоей работой на уроке.
-Ты мог бы поработать лучше.
8.Домашнее задание: Рабочая тетрадь, с. 46, № 77.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перенос слов". Конспект урока по русскому языку во 2 классе(для детей ЗПР)
КОНСПЕКТ УРОКА Предмет:...
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ
Данный урок посвящен теме "Местоимения 1, 2 и 3 лица" и составлени с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Вместе с тем этот урок составлен с учетом основных требований ФГОС в начальн...
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ
Данный урок посвящен теме "Местоимения 1, 2 и 3 лица" и составлени с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Вместе с тем этот урок составлен с учетом основных требований ФГОС в начальн...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе (дети с ЗПР) "Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки."
КОНСПЕКТ УРОКА...
Конспект урока по русскому языку для детей с нарушением интеллекта
Материал предназначен для 3 класса....
Конспект урока по русскому языку "Изменение глагола по временам" во 2 классе для детей с ТНР
Конспект урока по русскому языку "Изменение глагола по временам" во 2 классе для детей с ТНР...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе для детей с ОВЗ. Тема "Удвоенные согласные".
Материал предназначен для знакомства учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова....