Орфограммы в формах на -ться, -тся
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ткалич Кристина Дмитриевна

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po.docx34.22 КБ
Файл tsya_2_urok.pptx230.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

  Русский язык

                                                                                                                                     Выполнила студент(ка): 43 гр.  

                                                                                                                                     Ткалич К.Д.

                                                                                                                                     Проверил:

                                                                     Отметка:

                                                                             Дата: 02.03.17

                 

                                                                                 

\\                                                                                     Челябинск 2017

Класс: 3 «А»

Кабинет: 101

Тема: «Орфограммы в формах на -ться, -тся.»

Цель:   повторить  с учащимися  условия выбора написания – тся- и   –ться в глаголах;

 Планируемые результаты:

 

 -личностные:; воспитывать любовь к поэзии, уважительное отношение к прославленным землякам, развивать навыки самоконтроля, умение работать  самостоятельно;

  -предметные: научится различать правописание глаголов на ТСЯ и ТЬСЯ.

;

Оборудование: презентация,   учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока.  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. Момент

Словес.: приветствие

Я вас всех очень рада видеть.

Давайте проверим вашу готовность к уроку.

Хорошо, тогда начинаем!

Приветствовать учителя

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2.Актуализация знаний

Словесн.:ответы на вопросы,фронтальная

Какую часть речи мы начали изучать? (Глагол)

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( орфограммы на тся и ться)

Сегодня мы с вами продолжим изучать эту тему.

Найдите в тексте глаголы, объясните их правописание:

Животным

скрываться

от врагов

помогает

защитная окраска. Не сразу

заметишь

пятнистую шкуру жирафа в листве деревьев. Сам он с высоты своего роста

видит  далеко. Полосатая шкура тигра сливается с желтыми бликами

яркого солнца.

Ребята, прежде чем начать давайте вспомним правило!

Когда мы пишем тся?(Когда гл. отвечает на вопрос Что делает? И когда гл. стоит в 3 л.)

 

Когда мы пишем ться? ( Когда гл. отвечает на вопрос что делать? И стоит в  начальной форме.)

Среди этих глаголов есть слово, в котором нельзя определить

морфологические признаки. Найдите этот глагол.

Это глагол «скрываться.»

Попробуйте поставить к этому глаголу вопрос.(Что сделать?)

 Повторять пройденную тему.

Находить в тексте глаголы, объяснить как они пишутся .

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию.

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Словессн.:ответы на вопросы, фронтальная, практич: самостоятельное выполнение упр.

Образуйте от данных глаголов неопределенную форму глагола.

Ленится

лениться, 

учится

учиться, 

мчатся

-мчаться,

Надеется-

надеяться,

учится

–учиться,

купается

–купаться,

двигается

–двигаться

Выделите в словах окончания. Все ли слова написаны правильно.

Чем отличаются пары слов друг от друга? 

(В первом случае глаголы отвечают  на вопрос что делает? Они

стоят в третьем лице, а во втором –что делать? )

В какой форме стоят эти глаголы?

( Это глаголы стоят в неопределенной форме. У таких глаголов мы не можем определить ни рода, ни числа, ни времени, ни лица)

Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по этому упр?

(Глаголы могут стоять в неопределенной форме, они отвечают на

вопрос что делать? Что сделать?)

Списать глаголы, образовать от глаголов неопределенную форму.

Выделять окончания у данных слов.

Проверять сделанное упр.

П: Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.

Умение определять цель урока

4.Решение частных задач

Словесн.: устное выполнение,

Практическ: выполнение упражений на тему ТЬСЯ и ТСЯ

Давайте запишем предложения и проверим свои знания.

Как иногда хочется пройтись по лесу, разгребая ногой золотые листья. Они

разлетаются под ногами, кружатся в осеннем вальсе.

Но эта красота продолжается не долго.

Задание: найти глаголы на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Определить их правописание.

Ребята, посмотрите на глаголы. Что вы заметили?

(Во всех глаголах есть -ТСЯ или –ТЬСЯ)

Как вы думаете, когда в глаголах пишется -ТСЯ и –

ТЬСЯ? (Если глагол отвечает на вопросы что делает? Что сделает? То перед

-СЯ Ь не пишется. Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? ,то  это глагол в неопределенной форме и в нем перед –СЯ пишется мягкий знак.

Запиши пословицы вставляя где нужно Ь:

1. От безделья дурь наживает...ся, в труде воля закаляет...ся.

2. Мир освещает...ся солнцем, а человек -знанием.

3. Кто упорно трудит...ся, тот всему научит...ся.

4. Не плюй в колодец: пригодит..ся воды напит...ся.

5. Кто любит трудит...ся, тому без дела не сидит...ся.

6. Трудолюбивый ест, что нравит...ся ему, ленивый –что достанет...ся ему.

7. Нам знанье не рождением дает..ся, ученьем и терпением дает...ся.

8. Кто преуспеть в трудах не пытает...ся, от тех и сам Аллах отрекает...ся.

9.Не надо хвалит...ся, если не знаешь, как рожь родит...ся.

10. Не трудит...ся, так и хлеба не добит...ся.

11.Человек с коротким умом обзаводит...ся длинным языком.

12.Кто умеет веселит...ся, того и горе бои...ся.

13.С тобой разговорит...ся -что меду напит...ся.

14. Криком дом не строит..ся, шумом дело не делает...ся.

15. Не стыдно не знать –стыдно не учит...ся

Спишите вставляя пропущенный буквы.

Белый снег пушистый в воздухе кружит...ся и на землю тихо падает, ложит...ся.Солнце уже опускает...ся к горизонту, и далеко разливают...ся его лучи.Путешественники долго не могли успокоиться.Не забывай о том, что, пока ты учишься, кто-то трудит...ся, добывая тебе хлеб.Туман начинает клубит...ся над водой.Хорошее, доброе, долго помнит...ся, а плохое, к счастью, забывает...ся.Попробуй напит...ся из родника -и ты почувствуешь силу земли.

 Что нужно сделать ,чтобы правильно написать глаголы на -ТСЯ и-ТЬСЯ ?

Правильно поставить вопрос. Например,

воля закаляется. Воля ( что

делается?) закаляется. Значит, перед –СЯ мягкий знак не пишется. В другом

примере кто умеет ( что делать?) веселиться перед –СЯпишем мягкий знак .

Записать предложения ,определить где пишется Тся ,а где тся.

Проверять проделанную работу.

Записывать пословицы.

Поставить мягкий знак где нужно.

Проверять проделанную работу.

Списывать слова вставлять пропущенные буквы, подчеркивать орфограммы.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

5.Закрепление

Практич.: самостоятельное выполнение упр.

Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Испугается –испугаться Бросается –бросаться

Открывается –открываться

Не удержится –не удержатся

Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели?

(В левом столбике в глагол

ах пишется -ТСЯ, в правом –ТЬСЯ)

.

Какие наблюдения вы провели?

В левом столбике у глаголов можно определить лицо, число (глаголы

3 лица), в правом –это глаголы неопределенной формы

.

Посмотрите на какие вопросы отвечают глаголы?

В первом столбике –что делает? сделает?,а втором –что делать? Сделать?

Молодцы! Вы очень наблюдательны.

-

Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

На доске: Глагол 3 лица, что делает? –ТСЯ

Неопределенная форма глагола -ТЬСЯ.

Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в

начале урока затруднение?

Да. В слове испугается пишем

ТСЯ, потому что это глагол отвечает

на вопрос что сделает?, он стоит в 3 лице. В слове испугаться пишем Ь, потому

что это неопределенная форма глагола)).

Учитель:

Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях?

(Обратиться к эталону).

Прочитайте на доске примеры

:

Предположим, ученик спортом занимает(?). Он очень любит занимат(?) ся

спортом. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?

(Воспользуемся эталоном).

(В слове учится пишем

ТСЯ, потому что это глагол отвечает на вопрос что

делает?, он стоит в

3 лице. В слове учиться пишем Ь, потому что это глагол

неопределенной формы)

Какой вывод можно сделать?

Мы выполнили поставленную задачу, можем определить

правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах


Анализировать слова с Ться и тся.

Вспоминать изученные правила.

Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

6.Подведение итогов урока

словесн.:беседа

Практич: самопроверка по теме ТЬСЯ и ТСЯ

Вы уверены в своих умениях? Как проверить?

Спишите текст, объясните написание глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ.

Заяц к зиме не готовит(?)ся.

Нет у него ни норы, ни гнезда.

Ляжет под куст или в овра...ек.

Днем заяц спит, но глаза у него открыты и зорко следят: нет ли

врага поблизости. А ночью выход...т заяц погулять и покормит(?)ся. Питается заяц зимой в основном корой деревьев. Заяц всех боит(?)ся и спасает(?)ся бегством.

Кто допустил ошибки? Как поступить?

Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном

Молодцы. Поставьте на полях

знак «+», у кого нет ошибок

Списать текст вставить пропущенные буквы.

(ТСЯ или ТСЯ)

Делать самоанализ на пройденной теме.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Т о расширяе...ся более чем на километр. По хребту, поросшему лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся , осматрива...ся , иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Слайд 4

В каком слове есть варианты написания -ТСЯ, -ТЬСЯ? 1) качает?ся 2) умывает?ся 3) садит?ся 5) мчит?ся

Слайд 5

В каком варианте пишется Ь? болт закрепит...ся больной лечит...ся вопрос выяснит...ся надо распорядит...ся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Технологическая карта урока "«Постфикс -ся, -сь в глаголах. Орфограмма -тся и –ться. Обозначение звукосочетания [ца] на письме»

Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах. Цели: обучающая: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –т...

Технологическая карта урока русского языка "«Способ проверки орфограммы в формах на –ться и -тся» (УМК "Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения применять новый способ проверки орфограммы в формах на –ться и –тся.Задачи урока:Дидактические:сформировать ...

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс УМК «Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова» «Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: формирование умения применять новый способ проверки орфограммы в формах на –ться и –тся. Задачи урокаПланируемые резуль...