Орфограммы в формах на -ться, -тся
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Русский язык
Выполнила студент(ка): 43 гр.
Ткалич К.Д.
Проверил:
Отметка:
Дата: 02.03.17
\\ Челябинск 2017
Класс: 3 «А»
Кабинет: 101
Тема: «Орфограммы в формах на -ться, -тся.»
Цель: повторить с учащимися условия выбора написания – тся- и –ться в глаголах;
Планируемые результаты:
-личностные:; воспитывать любовь к поэзии, уважительное отношение к прославленным землякам, развивать навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно;
-предметные: научится различать правописание глаголов на ТСЯ и ТЬСЯ.
;
Оборудование: презентация, учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс
Этап урока Методы и приемы | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Орг. Момент Словес.: приветствие | Я вас всех очень рада видеть. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Хорошо, тогда начинаем! | Приветствовать учителя | Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности |
2.Актуализация знаний Словесн.:ответы на вопросы,фронтальная | Какую часть речи мы начали изучать? (Глагол) Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( орфограммы на тся и ться) Сегодня мы с вами продолжим изучать эту тему. Найдите в тексте глаголы, объясните их правописание: Животным скрываться от врагов помогает защитная окраска. Не сразу заметишь пятнистую шкуру жирафа в листве деревьев. Сам он с высоты своего роста видит далеко. Полосатая шкура тигра сливается с желтыми бликами яркого солнца. Ребята, прежде чем начать давайте вспомним правило! Когда мы пишем тся?(Когда гл. отвечает на вопрос Что делает? И когда гл. стоит в 3 л.)
Когда мы пишем ться? ( Когда гл. отвечает на вопрос что делать? И стоит в начальной форме.) Среди этих глаголов есть слово, в котором нельзя определить морфологические признаки. Найдите этот глагол. Это глагол «скрываться.» Попробуйте поставить к этому глаголу вопрос.(Что сделать?) | Повторять пройденную тему. Находить в тексте глаголы, объяснить как они пишутся . | П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме К: аргументируют свою позицию. |
3. Постановка учебной задачи и ее решение Словессн.:ответы на вопросы, фронтальная, практич: самостоятельное выполнение упр. | Образуйте от данных глаголов неопределенную форму глагола. Ленится –лениться, учится –учиться, мчатся -мчаться, Надеется- надеяться, учится –учиться, купается –купаться, двигается –двигаться Выделите в словах окончания. Все ли слова написаны правильно. Чем отличаются пары слов друг от друга? (В первом случае глаголы отвечают на вопрос что делает? Они стоят в третьем лице, а во втором –что делать? ) В какой форме стоят эти глаголы? ( Это глаголы стоят в неопределенной форме. У таких глаголов мы не можем определить ни рода, ни числа, ни времени, ни лица) Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по этому упр? (Глаголы могут стоять в неопределенной форме, они отвечают на вопрос что делать? Что сделать?) | Списать глаголы, образовать от глаголов неопределенную форму. Выделять окончания у данных слов. Проверять сделанное упр. | П: Выявлять сущность, особенности объектов. Умение определять цель урока |
4.Решение частных задач Словесн.: устное выполнение, Практическ: выполнение упражений на тему ТЬСЯ и ТСЯ | Давайте запишем предложения и проверим свои знания. Как иногда хочется пройтись по лесу, разгребая ногой золотые листья. Они разлетаются под ногами, кружатся в осеннем вальсе. Но эта красота продолжается не долго. Задание: найти глаголы на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Определить их правописание. Ребята, посмотрите на глаголы. Что вы заметили? (Во всех глаголах есть -ТСЯ или –ТЬСЯ) Как вы думаете, когда в глаголах пишется -ТСЯ и – ТЬСЯ? (Если глагол отвечает на вопросы что делает? Что сделает? То перед -СЯ Ь не пишется. Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? ,то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –СЯ пишется мягкий знак. Запиши пословицы вставляя где нужно Ь: 1. От безделья дурь наживает...ся, в труде воля закаляет...ся. 2. Мир освещает...ся солнцем, а человек -знанием. 3. Кто упорно трудит...ся, тот всему научит...ся. 4. Не плюй в колодец: пригодит..ся воды напит...ся. 5. Кто любит трудит...ся, тому без дела не сидит...ся. 6. Трудолюбивый ест, что нравит...ся ему, ленивый –что достанет...ся ему. 7. Нам знанье не рождением дает..ся, ученьем и терпением дает...ся. 8. Кто преуспеть в трудах не пытает...ся, от тех и сам Аллах отрекает...ся. 9.Не надо хвалит...ся, если не знаешь, как рожь родит...ся. 10. Не трудит...ся, так и хлеба не добит...ся. 11.Человек с коротким умом обзаводит...ся длинным языком. 12.Кто умеет веселит...ся, того и горе бои...ся. 13.С тобой разговорит...ся -что меду напит...ся. 14. Криком дом не строит..ся, шумом дело не делает...ся. 15. Не стыдно не знать –стыдно не учит...ся Спишите вставляя пропущенный буквы. Белый снег пушистый в воздухе кружит...ся и на землю тихо падает, ложит...ся.Солнце уже опускает...ся к горизонту, и далеко разливают...ся его лучи.Путешественники долго не могли успокоиться.Не забывай о том, что, пока ты учишься, кто-то трудит...ся, добывая тебе хлеб.Туман начинает клубит...ся над водой.Хорошее, доброе, долго помнит...ся, а плохое, к счастью, забывает...ся.Попробуй напит...ся из родника -и ты почувствуешь силу земли. Что нужно сделать ,чтобы правильно написать глаголы на -ТСЯ и-ТЬСЯ ? Правильно поставить вопрос. Например, воля закаляется. Воля ( что делается?) закаляется. Значит, перед –СЯ мягкий знак не пишется. В другом примере кто умеет ( что делать?) веселиться перед –СЯпишем мягкий знак . | Записать предложения ,определить где пишется Тся ,а где тся. Проверять проделанную работу. Записывать пословицы. Поставить мягкий знак где нужно. Проверять проделанную работу. Списывать слова вставлять пропущенные буквы, подчеркивать орфограммы. | К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Р: принимают и сохраняют уч. Задачу; Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний. |
5.Закрепление Практич.: самостоятельное выполнение упр. | Обратите внимание на слова, записанные на доске. Испугается –испугаться Бросается –бросаться Открывается –открываться Не удержится –не удержатся Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в глагол ах пишется -ТСЯ, в правом –ТЬСЯ) . Какие наблюдения вы провели? В левом столбике у глаголов можно определить лицо, число (глаголы 3 лица), в правом –это глаголы неопределенной формы . Посмотрите на какие вопросы отвечают глаголы? В первом столбике –что делает? сделает?,а втором –что делать? Сделать? Молодцы! Вы очень наблюдательны. - Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует? На доске: Глагол 3 лица, что делает? –ТСЯ Неопределенная форма глагола -ТЬСЯ. Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? Да. В слове испугается пишем – ТСЯ, потому что это глагол отвечает на вопрос что сделает?, он стоит в 3 лице. В слове испугаться пишем Ь, потому что это неопределенная форма глагола)). Учитель: Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях? (Обратиться к эталону). Прочитайте на доске примеры : Предположим, ученик спортом занимает(?). Он очень любит занимат(?) ся спортом. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном). (В слове учится пишем – ТСЯ, потому что это глагол отвечает на вопрос что делает?, он стоит в 3 лице. В слове учиться пишем Ь, потому что это глагол неопределенной формы) Какой вывод можно сделать? Мы выполнили поставленную задачу, можем определить правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | Анализировать слова с Ться и тся. Вспоминать изученные правила. | Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу Р: принимают и сохраняют уч. Задачу; |
6.Подведение итогов урока словесн.:беседа Практич: самопроверка по теме ТЬСЯ и ТСЯ | Вы уверены в своих умениях? Как проверить? Спишите текст, объясните написание глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Заяц к зиме не готовит(?)ся. Нет у него ни норы, ни гнезда. Ляжет под куст или в овра...ек. Днем заяц спит, но глаза у него открыты и зорко следят: нет ли врага поблизости. А ночью выход...т заяц погулять и покормит(?)ся. Питается заяц зимой в основном корой деревьев. Заяц всех боит(?)ся и спасает(?)ся бегством. Кто допустил ошибки? Как поступить? Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок | Списать текст вставить пропущенные буквы. (ТСЯ или ТСЯ) Делать самоанализ на пройденной теме. | К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т о расширяе...ся более чем на километр. По хребту, поросшему лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся , осматрива...ся , иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)
В каком слове есть варианты написания -ТСЯ, -ТЬСЯ? 1) качает?ся 2) умывает?ся 3) садит?ся 5) мчит?ся
В каком варианте пишется Ь? болт закрепит...ся больной лечит...ся вопрос выяснит...ся надо распорядит...ся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Урок на тему: "Знакомство с возвратной формой глагола.Правописание глаголов с -тся - и -ться"
Русский язык . 4 класс, программа" Школа 2100"...
Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»
Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...
Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"
Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...
Технологическая карта урока "«Постфикс -ся, -сь в глаголах. Орфограмма -тся и –ться. Обозначение звукосочетания [ца] на письме»
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах. Цели: обучающая: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –т...
Технологическая карта урока русского языка "«Способ проверки орфограммы в формах на –ться и -тся» (УМК "Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения применять новый способ проверки орфограммы в формах на –ться и –тся.Задачи урока:Дидактические:сформировать ...
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс УМК «Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова» «Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: формирование умения применять новый способ проверки орфограммы в формах на –ться и –тся. Задачи урокаПланируемые резуль...