Технологическая карта урока "«Постфикс -ся, -сь в глаголах. Орфограмма -тся и –ться. Обозначение звукосочетания [ца] на письме»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Трубина Наталия Владимировна

Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах. Цели: обучающая: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам ... обучающая: научить правильно обозначать буквами звукосочетание [цана конце слов, относящихся к разным частям речи, учить различать случаи написания -ться и -тся в глаголах. развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограммуобозначать её графически, объяснять правописание; воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; стремление к получению знаний, умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_russkiy_yazyk_fg_trubina_n.v.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

      Предмет: Русский язык

      Класс: 3

      Учитель: Трубина Наталия Владимировна, МОУ «Гимназия г. Надыма»

Тема урока

Постфикс -ся, -сь в глаголах. Орфограмма -тся и –ться. Обозначение звукосочетания [ца] на письме

Тип урока

Урок постановки учебной задачи

Цель урока

Формировать умение записывать глаголы, оканчивающиеся на -ться, -тся.

Основные термины и понятия

Глагол, неопределенная форма глагола (инфинитив), глагол в форме 3-го лица, работа с алгоритмом

Информационно-

образовательная среда

Информационные ресурсы- учебник «Русский язык» С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко

Демонстрационный материал - мультимедийная презентация

Диагностический материал – страницы учебника , карточки для индивидуальной работы

Предметные результаты

Ученик научиться:

-  правильно писать глаголы, оканчивающиеся на –ться, -тся;

- рассуждать с опорой на алгоритм;

- определять   начальную (неопределенную форму  глагола),        задавать

вопросы к глаголу;

Ученик  получит возможность научиться:

- корректировать ошибочное написание

Метапредметные результаты

Познавательные  УУД

Ученик научится :

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

- работать по совместно созданному алгоритму действий;

-ориентироваться        в   своей        системе        знаний(определять границы знания / незнания);

 - проводить сравнение, самостоятельно строить выводы на основе сравнения; проводить анализ и классификацию изучаемых        объектов (по нескольким существенным признакам),

-уметь        ориентироваться в учебнике, пониматьусловные обозначения, отвечать на вопросы учителя и задавать вопросы

Ученик получит возможность научиться:

-уметь понимать и моделировать задачу

- расширять свои представления об изучаемых явлениях.

Регулятивные УУД

Ученик научится:        

- определять        и формулировать        цель        деятельности на уроке;        

- определять цель задания (упражнения)        

- высказывать свое предположение на основе        учебного материала;        

-принимать        и        сохранять        учебную        задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить         в нее коррективы;        

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

-создавать алгоритм действия совместно с учителем, рассуждать, следую алгоритму.

 Ученик получит возможность научиться:

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

-высказывать        и        обосновывать        свою        точку зрения;

- допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;

- участвовать в учебном диалоге;

- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Ученик получит возможность научиться:

-оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации,

- осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

- осуществлять взаимодействие в малой группе, в паре.

Личностные УУД

Будут созданы условия для формирования у ученика:

- учебно-познавательного        интереса к новому        учебному материалу, учебно-познавательной мотивации;

- осознания смысла учения и личностной ответственности за

будущий результат;

- готовности открыто выражать свою позицию на уроке;

- адекватного        понимания        причин        успеха        или        неуспеха учебной деятельности;

- самостоятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые компоненты ФГ

1.Организационный момент

-Добрый день! Ребята, с   каким   настроением   вы   пришли   сегодня   на   занятие?

Каким        бы        вы        хотели         видеть

сегодняшний урок?

Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны с                       вами        работать,

чтобы        урок        оказался        нам        полезен?

В работе надо быть внимательными, наблюдательными, стараться делать выводы, оказывать взаимопомощь друг другу.

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог).

2.Создание ситуации успеха

А сейчас отгадайте  загадку:

Обозначаю в каждом предложении

Все действия и все движения,

Я важен, как в футболе гол.

Так кто же я такой? ...(Глагол)

Чтобы        мы понимали, можем ли мы двигаться дальше, изучая глагол,                  поиграем в игру «Да-нет»

-глагол - это часть речи, которая обозначает признак предмета

-глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета (

-все глаголы, начальная форма, которых заканчивается на -ить относятся      ко 2 спряжению

-чтобы        определить        спряжение

глагола,         нужно        поставить

его        в   неопределенную форму?

-неопределенная форма глагола отвечает на вопросы

- что делать? что  сделать?

- чтобы определить лицо глагола, нужно мысленно подставить к глаголу        местоимения я, ты, он

Посмотрите на доску, проверьте, все ли у вас верно. Кто не допустил ни   одной ошибки?

Какие же знания помогла вам вспомнить эта игра?

- знания о спряжении глаголов, о неопределенной форме глагола, о лицах  глагола.

Сегодня на уроке все эти знания вам очень пригодятся!

Глагол

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

Компоненты языковой ФГ:

-способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей

-готовность к осознанию

терминологических и понятийных характеристик системы языка (формирование точных языковых знаний);

-стремление к совершенствованию собственной языковой культуры. (Как результат - осознание богатства, красоты и выразительности русского языка).

Интегративные компоненты ФГ:

-коммуникативная грамотность(умение слушать и вступать в  диалог).

-готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний,, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний.

Послушайте внимательно слова:

СТАРАЕТСЯ, ПОСЛОВИЦА, СТРЕМИТЬСЯ, УЧЕНИЦА, ТРУДИТЬСЯ, УЧИТСЯ, СИНИЦА

- Что интересного вы услышали во всех этих словах? Чем они похожи?

-   А теперь посмотрите, как эти слова пишутся. (слайд)

- Что вы заметили при написании слов?

-Прочитайте слова, в которых слышится и пишется ца?

-Какой частью речи они являются?

-  Существуют ли проблема их написания, если слышим ца и пишем ца

- Ребята, а какой частью речи являются другие слова?

- Что произносим, а что пишем в глаголах?

-  Существует ли проблема в написании тся и ться?

-  Это орфограмма, опасное место написания.

Чему же вам сегодня нужно научиться, чтобы решить возникшую проблему?

В конце слов слышится [ца]).

В одних словах пишется ца, в других тся, ться

Пословица, ученица, синица

Имена существительные

Нет

Глаголы

Произносим ца, а пишем тся или ться

Да

Научиться определять написание тся, ться  у  глаголов

Компоненты языковой ФГ:

- готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик        системыязыка

(формирование        точных языковых знаний – фонетики на повышенном уровне, знаний                      о правописании словарных слов, о грамматических категориях глагола).

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли).

На слайде запись:

Грамоте учи[ца] - всегда пригоди[ца].

-Что это? Как вы понимаете эту пословицу?

- Эта пословица будет девизом нашего урока.

Если сейчас учиться грамоте, потом знания пригодятся в жизни

3. Выявление места и причины затруднения

- Найдите в ней глаголы.

- Докажите, что это глаголы.

- Давайте произнесём их.

- Какие звуки слышим на конце глаголов?

- А можно писать в глаголах сочетание – ца?

- Давайте откроем ещё один секрет русского языка:

У  глаголов – … не пишется, а пишется только –… или –…. (на слайде)

учи[ца], пригоди[ца] Обозначают действие и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделает»?

[ца]

Нет

Компоненты языковой ФГ:

-готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка (формирование точных языковых знаний о правописании глагола).

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге).

4. Фиксация затруднения и постановка цели деятельности

Грамоте учит.ся – всегда пригодит.ся 

- А можете решить эту орфографическую задачу и объяснить, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?

- Почему не можете?

- Какую цель поставим?

Потому что не знаем правила

Узнать, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться

Компоненты языковой ФГ:

-готовность к осознанию

терминологических и понятийных

характеристик системы языка (формирование точных языковых знаний о правописании глагола).

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге).

5. Построение проекта выхода из затруднения

     -  Где мы можем найти подтверждение этому?

     -  Правило будем сами открывать

- Давайте дадим характеристику глаголам (слайд)

–Определите, в какой форме употреблены глаголы учиться и  пригодится?

Что для этого нужно сделать?

учит.ся 

пригодит.ся 

Что делать?

Что сделает?

Неопределённая форма

Будущее время, 3 лицо, ед.ч.

–ться

–тся

- Если глагол «учиться» неопределенной формы, то какое он имеет окончание? А что такое -ся?

- Так какое сочетание будем писать в глаголах неопределённой формы? (-ться)

- Какое окончание имеет глагол «пригодится»? Какое это окончание?

Есть ли в окончании ь?

- Как будем писать глаголы 3-го лица?

- Сделаем вывод. (Если глагол в неопределённой форме, то нужно писать - ться, а если глагол 3-го лица, нужно писать –тся)

- Как по- другому можно определить какое сочетание писать?

- Запомнить это правило вам поможет стишок. (слайд)

 Прочитайте его.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То его в глагол мы вносим.

- Вы можете пользоваться любым способом.

В учебнике

Поставить вопрос

-ть

 Постфикс

-ться

-ит

Личное

 Нет

С сочетанием –тся

Если глагол в неопределённой форме, то нужно писать - ться, а если глагол 3-го лица, нужно писать –тся

По вопросу. Если в вопросе есть –ь- пишем ться, если нет в вопросе –ь- пишем тся

Компоненты читательской ФГ:

-применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информации и преобразование ее в соответствие с учебной задачей;

-анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного.

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге).

6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Работа в парах. Упражнение 224, с.32

Прочитайте стихотворение, замените транскрипцию на буквенную запись

Солнце сади(ца), струи(ца) води(ца)

Пти(ца) сини(ца) в води(цу) гляди(ца)

Чистой водицы сини(ца) напье(ца)

Славно сегодня звени(ца), поё(ца)

Ученики работают в парах, затем самопроверка (слайд на доске)

Компоненты языковой ФГ:

-готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка (формирование точных языковых знаний о правописании глагола).

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (участие

в   учебном        диалоге,  умение работать в паре).

Умение организовать свою работу с упражнением, осуществлять             самоконтроль и самооценку деятельности.

7.Дифференцированные задания с правом на выбор

- А сейчас я предлагаю вам выполнить задания с правом на выбор 3 уровней.

- Возьмите карточки. Внимательно прочитайте и выберите себе задание.

1 уровень

 – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

 Друзья (что делают?) познают…ся  в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно (что делать?) не  учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  уровень

 Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья познают…ся  в беде.
Трус своей тени  боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно не  учит…ся.
За всё  брат…ся  – ничего не сделать.

3 уровень

 Спишите и подберите  глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

Проявлять стремление  -                                                

Они испытывают  волнение      –                                    

Допускать ошибки           -                                                

Он испытывает  радость    -                                         

Ученики выбирают задания на выбор

Компоненты языковой ФГ:

-анализировать и обобщать полученную информацию;

-готовность к осознанию терминологических понятий системы языка.

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность.

-Умение организовать свою работу с упражнением, осуществлять             самоконтроль и самооценку деятельности.

8. Рефлексия

- Какую цель ставили перед собой в начале урока?

- В каких случаях мы пишем перед  ^ –ся  ь знак?

- В каких случаях мы не пишем перед  ^ –ся  ь знак?

– Ваше домашнее задание связано с темой нашего урока. Найдите  и запишите 5 пословиц с глаголами оканчивающимися на ться и тся.

Узнать, когда в глаголах пишется –ться, а когда –тся)

Компоненты читательской ФГ:

готовность анализировать и применять полученную информацию.

Интегративные компоненты ФГ:

коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Правописание гласных букв в изученных орфограммах

технологическая карта урока русского языка 2 класс по УМК Перспективная начальная школа...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Значимые орфограммы в корне слова"

Урок посвящён отработке таких орфограмм как: безударная гласная, парный согласный , непроизносимый согласный....

Технологическая карта урока русского языка на тему "Корневые орфограммы". 3 класс

Ниже представлена подробная технологическая карта  и презентация к уроку русского языка на тему "корневые орфограммы"....

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Обобщение знаний о глаголе" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: совершенствование у обучающихся приобретенных знаний и умений по теме «Глагол».Задачи урока:Дидактические:1. повторить материал по теме «Времена глаголов»;2. обобщи...

Технологическая карта урока по русскому языку "Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам. Образование временных форм глагола" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: совершенствование у обучающихся приобретенных знаний и умений по теме «Глагол».Задачи урока:Дидактические:1. Повторить материал по теме «Времена глаголов».2. Обобщи...