«Обеспечение преемственности в преподавании предметов в 4 и 5 классах» Тема: имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках русского языка в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_na_seminar.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по русскому языку подготовила и провела учитель начальных классов высшей квалификационной категории Фарзиева Ландыш Фазлиахматовна на образовательном Форуме
«Обеспечение преемственности в преподавании предметов в 4 и 5 классах»
Тема: имя существительное
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках русского языка в 4 классе
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- уметь устанавливать значимость познавательной деятельности;
- уметь контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- освоить первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
Технология: «Развивающее обучение»
- Формирование УУД:
- Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству;
- Регулятивные: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью присутствующих, учителя; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
- Познавательные: общеучебные – самостоятельное определение цели, построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения творческих задач; логические – выбор критериев для сравнения, доказательство;
- Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в 4 классе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер – класса
1. Оргмомент
- Всю жизнь свою человек находится в мире языка. Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
Вот что сказал о языке А.М. Горький
Слайд 1
- Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни. А. М. Горький
- Иван Сергеевич Тургенев просил: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние передано нам нашими предшественниками."
-Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас! Надеюсь, что мастер-класс будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
2. Мотивация.
Метод мозгового штурма
- Уважаемые коллеги
Давайте поиграем в игру “Бегущие минутки”и проверим наши знания об имени существительном. За несколько минут надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
- Изменяемая часть слова … (окончание)
- Часть речи, обозначающая предмет … (существительное)
- Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся … (к 1 склонению)
- Постоянный признак имён существительных… (род)
- Часть слова без окончания … (основа)
- Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное)
- К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием)
- Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые)
- Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е)
- Без какой части не может существовать слово? … (без корня)
- Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам)
- Сколько падежей в русском языке? … (шесть)
- Какой это падеж: предлоги по , к? из, для, у.
- Назови предлоги предложного падежа.
- Что вы знаете об именительном падеже?
-Молодцы! Справились с заданием!
- А сейчас послушайте стихотворение.
Вот русский, наш язык родной!
Богатый, мудрый он такой.
Определяем – проще нет,
Где предмет…
А звуковой анализ слова?
Нет проще ничего такого.
Мы примерные ребята,
Все как есть акселераты.
Всё склоняем разбираем,
Русский в совершенстве знаем.
Сообщение целей: - Сегодня на уроке нам надо показать свои знания
Слайд 2 (разделы русского языка)
-Я предлагаю вам поработать в группах. Вспомните правила групповой работы.
(Дружно работать, выслушивать каждого) Каждая группа получает своё задание.
I группа
Лексика - изучает словарный состав русского языка.
Что такое весна?
- ВЕСНА: время года, следующее за зимой и предшествующее лету
Поздняя, ранняя, дружная в. По весне ”весною; прост. ”
Орфография – наука о правильном письме.
«Выбери три слова»
Цель - проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, солнце, ворона, чудесный, съемка, прекрасный, ворота, подъем, воробей.
Объедини в группы слова, имеющую одинаковую орфограмму.
II группа
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог.
(фонетический разбор весна)
Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.
Здесь нам надо выполнить творческое задание сочинительского характера. Надо составить рассказ, выполнив требование – поставить словосочетания в нужный падеж.
Карточка
Тёплая весна – И.п.
Пёстрый ковёр – Т.п.
зелёный наряд – П.п.
Глубокий овражек – Д.п
Говорливый ручеек- И.п.
Высокое небо – П.п.
Песня жаворонка – Р. п
Подсказка: СЛАЙД3
пёстрым ковром
тёплая весна
в зелёном наряде
по глубокому овражку
говорливый ручеек
в высоком небе
песня жаворонка
III группа
Синтаксис
Составь предложение
1. Из предложения
Весеннее тепло разбудило лес.
возьмите определение, выраженное прилагательным и согласуйте его с
существительным солнце
2. Добавьте обстоятельство места из предложения
Всё меньше на небе хмурых туч.
3. Добавьте сказуемое из предложения
На проталинах появились подснежники.
4. Из предложения
Солнце щедро посылает свои лучи на землю.
возьмите имя существительное, которое является подлежащим
Ответ: Весеннее солнце появилось на небе.
Давайте проверим, всё ли сделали верно.
Делам вывод:
Все вместе
– Какой частью речи является слово весна? (Существительное)
– Что вы знаете о существительном?
Тест по теме: “Имя существительное.” Дан всем группам и проверяется совместно
1. Имя существительное обозначает:
р) признак предмета;
м) действие;
у) предмет.
2. Имя существительное отвечает на вопрос:
в) Что делает?
д) Какой? Какое?
м) Кто? Что?
3. Имена существительные бывают:
а) м.р., ж.р.;
ж) ж.р., с.р.;
н) м.р., ж.р., с.р.
4. Имена существительные изменяются:
к) по родам;
и) по числам и падежам.
5. Имя существительное в предложении:
к) подлежащее и второстепенный член;
п)сказуемое
УМНИК
Проверка.
Итог урока. -Над какой темой мы сегодня работали?
- Какие задачи мы поставим перед собой?
|
6. Рефлексия
Используется рефлексивный экран
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- На следующем уроке мы…
Вот уроку конец, а кто работал «Молодец»!
I группа
Лексика- ?
Что такое весна?
Орфография -?
«Выбери три слова»
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, солнце, ворона, чудесный, съемка, прекрасный, ворота, подъем, воробей.
Объедини в группы слова, имеющую одинаковую орфограмму.
II группа
Фонетика-?
(фонетический разбор весна)
Морфология -?
Здесь нам надо выполнить творческое задание сочинительского характера.
Надо составить рассказ, выполнив требование – поставить словосочетания в нужный падеж.
Тёплая весна – И.п.
Пёстрый ковёр – Т.п.
зелёный наряд – П.п.
Глубокий овражек – Д.п
Говорливый ручеек- И.п.
Высокое небо – П.п.
Песня жаворонка – Р. п
III группа
Синтаксис-?
Составь предложение
1. Из предложения
Весеннее тепло разбудило лес.
возьмите определение, выраженное прилагательным и согласуйте его с
существительным солнце
2. Добавьте обстоятельство места из предложения
Всё меньше на небе хмурых туч.
3. Добавьте сказуемое из предложения
На проталинах появились подснежники.
4. Из предложения
Солнце щедро посылает свои лучи на землю.
возьмите имя существительное, которое является подлежащим
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рус.яз.3 класс тема:"окончание существительных"
первый урок по теме"окончание"...
Методическая разработка по русскому языку в 4 классе.Тема: Имя существительное (повторение)
Урок построен в форме заочного увлекательного путешествия по частям речи.Они побывают наостановках: " Разминка", " Имя существительное", "Преобразование", "Загадки", "Имя прилагательное", "Глагол", "К...
Урок русского языка во 2 классе Тема: «Имя существительное» (ознакомление). Общее значение.
Конспект урока русского языка во 2 классе...
Логопедическое занятие по преодолению дисграфии в 3 классе. Тема: Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Подробный конспект логопедического занятия с учениками 3-х классов. Данная работа будет полезна студентам ВУЗов, логопедам и учителям начальных классов....
Тест по предмету русский язык 2 класс. Тема: «Имя существительное».
Тест состоит из 5 вопросов. проводится в начале урока...
Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"
Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"...