Урок - исследование по русскому языку в 4 классе. Тема "Имя существительное"
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Щербакова Ирина Анатолевна

 Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pril.pptx1.59 МБ
Файл урок61.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ «СОШ № 12» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 4 класс ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ учитель начальных классов Щербакова Ирина Анатольевна

Слайд 2

СЛОВО «Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата». К.Д. Ушинский О Д Б О Р Т А

Слайд 3

1 . ЛЕКСИКА (значение слова, словарный состав, многозначность, синонимы, антонимы) « Доброта - добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты» В.И.Даль Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. С.И.Ожегов

Слайд 4

Синонимы БЛАГОДУШИЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ЗАБОТА ПОДДЕРЖКА ОТЗЫВЧИВОСТЬ ДОБРОДУШНОСТЬ ПОМОЩЬ

Слайд 5

АНТОНИМЫ Зло Ложь Хитрость Обман Бездушность Жестокость бессердечность

Слайд 6

ФОНЕТИКА ( Раздел науки фонетика изучает звуки нашей речи, слоги, ударение, интонацию). 33, 21, 10, 6, 4, 2? ДОБРОМУ – ДОБРАЯ ПАМЯТЬ. ДОБРОТА

Слайд 7

ОРФОГРАФИЯ (Правила написания слов) Д… бр …та – добрый, добро

Слайд 8

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (Морфологическое строение слова и способы образования новых слов)

Слайд 9

ДОБРОТА 1 группа образует однокоренные имена существительные 2 группа образует однокоренные имена прилагательные 3 группа образует однокоренные глаголы 4 группа образует сложные слова

Слайд 10

. существительные: добро , добродей , добродетель , добряк прилагательные : добренький , добродетельный , добродушный , доброжелательный , доброкачественный , добропорядочный , добросердечный , добросовестный , добрый глаголы : добреть доброжелательствовать , доброхотствовать , задобрить , задобрять , добрить Сложные слова : доброжелатель , добротолюбие , доброжелательница , доброжелательность , добролюбие , добросердечность , добросовестность

Слайд 11

МОРФОЛОГИЯ (правила изменения слов)

Слайд 12

Д о бр о та Вопрос – что? Обозначает - предмет, нарицательное, неодушевлённое Число – только единственное, так как это отвлеченное имя сущ.) Род – женский Склонение – первое Падеж - Именительный В предложении может быть главным и второстепенным членом. Вывод : является именем существительным

Слайд 13

СИНТАКСИС Структура словосочетаний и предложений. Составить синквейн со словами (забота, поддержка, помощь, доброта) 1 группа

Слайд 14

2 группа Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое доброта?» Я считаю, что доброта – это… Я думаю, что доброта – это… Я убежден, что слово доброта… Для меня добрый человек – это ….

Слайд 15

3 группа Восстановите пословицу Доброе слово Не одежда красит человека , Торопись на доброе дело , Доброе слово лечит, В ком добра нет, Не ищи красоты - ищи доброты. а худое само приспеет . в том и правды мало . а злое калечит . и кошке приятно. а его добрые дела .

Слайд 16

ФРАЗЕОЛОГИЯ Устойчивые словосочетания. В добрый путь ! 1. Доброе пожелание тому, кто уезжает. 2. Доброе пожелание при начинании какого-либо дела. – В добрый час ! 1. Пожелание удачи, благополучия в пути при расставании. 2. Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела. – Добро пожаловать ! – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение (прийти, приехать, войти в дом и т.д.). – Есть фразеологизмы, взятые из фольклора, как, например, добрый молодец . Молодец – молодой человек, который отличается храбростью, удалью. Добрый – обладающий положительными качествами, достойный уважения. – А также фразеологизмы, рожденные в последнее время: Дать добро – дать согласие, разрешение, одобрить. Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение

Слайд 17

Этапы подведения итогов исследования Лексика Фонетика Орфография Словообразование Морфология Синтаксис Фразеология

Слайд 18

ПИСАТЕЛИ О ДОБРОТЕ ! Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. В. Розов

Слайд 19

Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда! И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря!

Слайд 20

РЕФЛЕКСИЯ



Предварительный просмотр:

Тема урока . Имя существительное.

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Имя существительное»

Задачи урока:

предметные: содействовать закреплению умения распознавать имена существительные в тексте, навыка правописания  имен существительных и разбора по составу; содействовать развитию орфографической зоркости учащихся; закреплять правила красивого письма; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку.

метапредметные:  способствовать формированию УУД:

регулятивных – умений выполнять учебные действия в устной и письменной речи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

познавательных – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач; подводить анализируемые объекты под понятие на основе распознавания объектов;

коммуникативных – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

личностные – воспитывать положительные личностные качества человека (дружеские отношения, взаимопонимание, взаимовыручку).

Ход урока

I. Орг. момент.

 Добрый день,  дорогие  ребята! Я рада вновь видеть  вас здоровыми и радостными на нашем очередном уроке русского языка.    Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.  Ведь добрая улыбка  укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению.

 А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.

II. Вводно-мотивационный этап.

Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование. А вы все станете исследователями.

- Кто такой исследователь?

- Где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре)

- Давайте обратимся к словарю Сергея  Ивановича Ожегова.

(«Исследователь–тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению»)

-Теперь отгадайте загадку и попробуйте назвать предмет нашего исследования:

«Что дано человеку для передачи им своих мыслей, чувств, истины и вдохновения другим людям?» (Слово). Правильно, ребята, это слово.

-А знаете ли вы, что великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что «Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата». Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).

- Итак, ребята, тема нашего исследования - «Слово». Но слово это не простое, а очень важное и нужное. Посмотрите на плакат и составьте из следующих букв анаграммы это поистине волшебное слово.

   О   Д      Б     О     Р    Т     А  

Верно, ребята, это слово «Доброта».

-И сегодня мы исследуем его с разных сторон   науки о языке. Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! Как много в нем тайн и неожиданностей!  И что нет в нем скучных и ненужных правил, а есть целая жизнь языка. Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения.

- А теперь припомните, пожалуйста, с какими  разделами науки о языке мы уже знакомы? (Лексика, орфография, словообразование, морфология, фонетика, синтаксис).        

 Итак, путь к исследованиям открыт, и мы отправляемся в  I раздел  науки о языке –  ЛЕКСИКУ.

III. Познавательный этап.

1.- Что изучает лексика? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске)  

(Значение слова, словарный состав, многозначность, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы)

-    Чтобы узнать значения слова, для этого, куда нам следует посмотреть?

( в толковый словарь)

- На уроке мы работаем в группах. Я напоминаю вам, что в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу.  

- Ваша задача найти значение слова « доброта» в словарях С.И.Ожегова, В.И.Даля  

- 1 и 2  группы находит толкование слова «доброта» в толковом словаре

С.И. Ожегова.

- 3 и 4 группы  находит толкование слова  «доброта» в толковом словаре

В.И. Даля

(Ученики зачитывают  из словарей найденные ответы).

а) В словаре С.И.Ожегова  «Доброта -  отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

б) В  словаре В.И. Даля «добро» [ _ср. род ] веществственно, все доброе

 [ср.род] имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. В духовн. знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу.

- Лексика рассматривает   наличие синонимов к слову? (ответы детей)

- Что такое синонимы? (слова близкие по значению, но различные по написанию)

- Как считаете, имеет синонимы слово, которое мы сегодня исследуем. Если да, то назовите их .

- Что такое антонимы?

- Как считаете, имеет антонимы слово, которое мы сегодня исследуем.

- Запишите их в тетрадь. На желтых карточках написаны слова. Найдите их значения в толковых словарях.

1 группа (Д) – находит значение слов благодушие, добродушие, добряк  

2 группа (Д) – находит значение слов  доброжелательность,  добродетель, душевность

3 группа (О) – находит значение слов человеколюбие, отзывчивость,

добродетель

4 группа (О)  – находит значение слов зло, злость, бессердечность  

- Ребята, что же показали наши исследования в разделе лексики?  

1.«Доброта» - это слово;  оно имеет лексическое значение; к нему можно подобрать синонимы и антонимы; с ним можно составить любые предложения.

-  Попробуйте оценить свою работу по этому разделу в таблице самооценки.                            

  • 2. - Переходим к следующему разделу науки о языке ФОНЕТИКЕ.                                          - Что изучает раздел науки ФОНЕТИКА?

(Раздел науки фонетика изучает звуки нашей речи, слоги, ударение, интонацию).           

- Что могут обозначать эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4, 2?

- А как вы думаете, всегда  ли звуки и буквы в словах совпадают? (Ответы детей).

- Ребята, вот и постараемся мы сейчас это выяснить.

  (Запись пословицы под диктовку на доске и в тетрадях).

  дин ученик пишет  на доске, а остальные в тетрадях).                

                                  ДОБРОМУ – ДОБРАЯ ПАМЯТЬ.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

- Поставьте над словами  знак ударения, разделите слова  на слоги.                                                     

-А сейчас давайте выясним, всегда ли звуки  и буквы в словах данного предложения будут совпадать?

                                           

 «Как вы считаете ...»  

- Есть ли в данном предложении  слово, в котором больше букв, чем звуков?  (Память)

- А есть ли  слово, в котором  больше звуков, чем букв?  (Добрая)

- А есть ли здесь слово, в котором  количество звуков и букв совпадает? (Доброму)

- Верно ли утверждение, что в слове ДОБРАЯ  все звуки твердые и почему?  (Нет – звук [й]- всегда мягкий.            

- В каком слове все согласные звуки твердые?  (Доброму)   

- Какое из этих слов может быть лишним и по какому признаку? (Память – оканчивается на Ь, не является родственным, в первом слоге пишется буква А.   Добрая – три гласные, три слог).

- Можно ли объединить все эти 3 слова в одну группу и по какому признаку? (Первые слоги  ударные; имеют один вариант переноса).

- Молодцы!  Итак, вывод: количество звуков и букв в словах совпадают не всегда.

- Теперь исследуем наше слово «доброта» и выясним, все ли звуки и буквы в нем совпадают?

                                         Звуко – буквенный анализ слова «доброта». 

  - А сейчас скажите, пожалуйста,  сколько звуков [о]  вы слышите в слове ДОБРОТА?  (Ответы детей).

- Давайте, выполним  фонетический разбор данного слова и  выясним, правы ли мы?

Доброта – 3 слога, 4 согласных, 3 гласных.

Д – [д] – согласный звонкий, твердый.
О – [а] – гласный, безударный.
Б – [б] – согласный звонкий, твердый.
Р – [р] – согласный сонорный, твердый.
О – [а] – гласный ударный.
Т – [т] – согласный глухой, твердый.
А – [а] – гласный ударный.
______________________
                                                                                                                 

-  Попробуйте оценить свою работу по этому разделу в таблице самооценки.                            

- Итак, сколько же звуков [о] в слове  ДОБРОТА?  (Звука [о] в этом слове нет).

- Интересно, почему же мы не слышим ни одного звука [о] в этом слове,                                              

а букву  О  пишем в двух случаях?  (Они безударные, в слабой позиции).

- А какой же раздел науки о языке подскажет нам  правильное написание этого слова?

3. (Орфография).

- Ребята, значит, что же изучает орфография?  (Правильное написание слов).

  • Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове? (Нужно знать правило). Напомните, пожалуйста, это правило. (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением).

                           Дети приводят алгоритм проверки слова:                                                                                                        «Доброта»:   - ударение падает на III слог;

 - безударные гласные в I  и  II слогах;                                                                                                                                              -  первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом «добрый»;                                                  -  вторую безударную О в суффиксе проверяю словом «добро».  

                                Самооценка знаний по разделу «Фонетика».

-  Попробуйте оценить свою работу по этому разделу в таблице самооценки.                            

4. Что будем рассматривать с позиции словообразования? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске)

(Словообразование – строение слова, способы образования новых слов)

- Из каких частей может состоять слово? (Слово может состоять из корня, приставки, суффикса, окончания).

- Три ученика на доске разбирают по составу слова (доброму, добрая, память), а остальные …

                                 Внимание!  

Блиц – опрос «Вспоминай, быстро хором отвечай!».

- Часть слова  перед корнем -  (Приставка).

-  После корня ... -  (Суффикс).

- Для чего служат приставка и суффикс?  (Для образования новых слов).

- Какие части слова образуют новые слова ?  (Суффиксы и приставки).

- Окончание – это часть речи или часть слова?  (Часть слова).

- Назовите изменяемую часть слова.  (Окончание).

- Для чего служит окончание?  (Для связи слов в предложении).

- Как называется часть слова без окончания?  (Основа слова).

- Может ли слово существовать без окончания?  Суффикса?  Приставки?   (Да).

- Без чего не может существовать слово?   (Без корня).    Молодцы!

Ну что ж, а сейчас давайте выясним, из каких же частей состоит наше исследуемое слово   «ДОБРОТА»  и при помощи чего оно образовано?      Разберите слово доброта по составу.

                         Морфемный разбор слова ( устно цепочкой):

1. (Что?) доброта,  обозначает предмет,  значит, это имя существительное.

2. Чтобы определить окончание, изменяю  существительное по падежам: (чего?) доброты, (чему?) доброте.  Изменяется часть слова  - А.    Это будет окончание.

3. Часть слова без окончания ДОБРОТ -  основа слова.

4. Чтобы найти корень, подбираю  к слову однокоренные родственные слова: добро, добрый,   добряк;  общая часть  ДОБР  будет корнем слова.

5. Часть слова после корня  -  ОТ,   будет суффиксом. Приставки нет.                                                                    

- Ребята, значит, при помощи чего образовано наше слово ДОБРОТА?  (Суффикса   - ОТ).

  • Итак, слово «доброта» образовано при помощи суффикса и состоит из корня, суффикса и окончания. В "Словообразовательном словаре русского языка" Л.Н. Тихонова я нашла более 100 слов с корнем -добр-. Давайте придумает как можно больше родственных слов к данному слову.

1 группа образует однокоренные имена существительные

2 группа образует однокоренные имена прилагательные

3 группа образует однокоренные глаголы

4 группа образует сложные слова

-  Попробуйте оценить свою работу по этому разделу в таблице самооценки.                            

5. Что исследует раздел морфология? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске)

( Морфология – правила изменения слов)

- Теперь давайте исследуем  наше  слово «Доброта» как часть речи.                                 - Какой частью речи является слово доброта?  

- Вспомните, что такое имя существительное? 

- Назовите все признаки имени существительного в данном слове и сделайте  морфологический разбор слова.

-  Попробуйте оценить свою работу по этому разделу в таблице самооценки.                            

6. Что рассматривает синтаксис? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске)

( Синтаксис – изучает словосочетания и предложения)

-Что  будем исследовать на данном этапе? ( Как это слово взаимодействует  с другими словами)

- Поработаем в парах. Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь, пожмите друг другу  руки. Вы коллеги по работе. Главное в общении – уважение, терпение, культура поведения. Каждой паре свое задание. 

1 и 4 группы

 Составляют  синквейн со словами, которые на белых карточках.

(забота, поддержка, помощь, доброта)

2 группа составляет сочинения-рассуждения на тему: «Что такое доброта?»

1 ученик: «Я считаю, что доброта – это душа и чувства человека, это  ключ к  общению людей друг с другом, это путь к светлой жизни не только своей, но и чужой. При помощи доброты мы помогаем здоровым и больным людям».

2 ученик: «Я думаю, что доброта – это самое дорогое на свете слово и дело. Люди иногда могут оказаться в бедственной ситуации, а мы в это время можем  помочь им добрым словом или делом.    

3 ученик: «Я уверен, что доброта – это помощь людей друг другу в трудные минуты».

4 ученик: «Я убежден, что слово доброта – не только доброе слово, но и  целое хорошее чувство: большое чувство милосердия, отзывчивости и желания помогать другим. Я уже испытал на себе, что  от моей доброты, хорошо не только тем людям, которым я помогаю, но и мне самому становится очень хорошо, радостно и спокойно на душе!»

3 группа   

Восстановите пословицу(на зелёных карточках)

Доброе слово                                        а его добрые дела.

Не одежда красит человека,               и кошке приятно.

Торопись на доброе дело,                    и кошке приятно.

Доброе слово лечит,                             в том и правды мало.

В ком добра нет,                                    а худое само приспеет.

Не ищи красоты -                                  а худое само приспеет.

 

- Спасибо, ребята. Значит,  слово  доброта,  по вашим мнениям, это  – чувство  отзывчивости, внимания, заботы людей друг о друге;  желание  и стремление человека помогать другим  в трудных ситуациях.

-  Попробуйте оценить свою работу по этому разделу в таблице самооценки.

7. Фразеология. ( Наука об устойчивых сочетаниях в языке)

   Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках и фразеологизмах. Много их в приветствиях, пожеланиях при встрече или расставании. Очень много фразеологических оборотов со словом добрый.

IV.Этап подведение итогов исследования.

- Посмотрите на доску, где мы с вами  помещали все этапы урока. Кто догадался, что у нас получилось?

-  У  нас составлен план исследования слова «ветер». Как вы думаете, можно ли по этому плану исследовать и другие существительные?

План (на доске)

1. Лексика

2.Орфография

3.Словообразование

4.Морфология

5.Синтаксис

6.Фразеология

- Если кто-то из вас заинтересовался проблемой  исследования слов, то он сам по составленному нами плану на сегодняшнем уроке сможет  это сделать.

Рефлексия.

Дети, вы молодцы! Хорошо поработали.

И это удалось сделать в результате вашей активной работы.

Как оцениваете свою работу?  Расскажите по схеме:

V.  Домашнее задание.

 1) Найти в любой книге строчки  у писателей о  доброте.

 2) Составить  текст-рассуждение о  доброте.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

№ 12

с углубленным изучением отдельных предметов»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
4 класс

ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
                     

  учитель начальных классов
                                                    Щербакова  Ирина Анатольевна
                         

 

г. Губкин

2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - исследование по русскому языку по теме:"Три склонения имени существительного".

На уроке была поставлена задача - вывести один из законов русского языка и научиться его применять. Через исследование дала понятие трех типов склонения имен существительных. Работа интересная и плодо...

Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном) в 3 классе.

Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном) в 3 классе....

Урок – исследование по русскому языку с применением информационных технологий в 4 классе по теме «Повторение знаний о существительном. Слово Доброта».

МБОУ «Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»Спасского муниципального района Республики ТатарстанУрок – исследование по русскому языкус применением информационных технологий в 4 классепо теме...

Урок - исследование по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного"

Цели  урока:Образовательные:  познакомить со схемой морфологического разбора имени существительного; обобщить систематизировать изученный материал о разделах языкознания;  закрепи...

Урок -исследование по русскому языку "Кто? и "Что?" (понятие об имени существительном)

Урок-исследование по теме: "Понятие об имени существительном"...

Урок-исследование по русскому языку Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» 4 класс

Предметные результаты:1. Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания окончаний имён существительных в творительном падеже, сове...