Русский язык .Повторение
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ключник Елена Юрьевна

   Значимые орфограммы  в  корне  слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx88.3 КБ

Предварительный просмотр:

Русский  язык.                                                         15.05.2017 год.                         Ключник Е.Ю.

Тема:  Орфограммы в значимых частях слова.

Цель: Сформировать представления учащихся о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать.

Задачи:

Обучающие: дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать. Воспроизвести знания об изученных правилах письма.

Развивающие: развивать умения выделять части слова. Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно- языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.

Воспитывающие: создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.

Оборудование:

  • учебник, тетрадь
  • карточки с заданиями для работы в группах и парах
  • компьютер, проектор, экран
  1. Орг. Момент.

«Русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!»

Алиш Абдулла

-Ребята, поприветствуйте партнеров улыбкой, по плечу. Пожелаем друг другу успехов, хорошего весеннего настроения, удачи и начинаем работать.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

- Как вы понимаете основную мысль текста?

-Как она нам поможет на уроке?( мы верим в свои силы)

-Девизом нашего урока будет следующее высказывание. Прочтите его.

Я знаю, я справлюсь, смогу, оживу,

Я знаю, что выстою, я ведь дышу!

Я вижу цель, пусть еще вдалеке,

А значит всё дальше будет О'Кей!!!

Сегодня мы совершим путешествие по океану орфографии. На нашем пути встретятся интересные острова. Мы посетим эти острова. 
- Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания


II Минутка чистописания.

Начнем урок с минутки чистописания.

Полумесяц в небе темном.

Буквой «С» повис над домом.

-Сегодня мы напишем соединение с буквой «С»

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/17/s_58f526e2e2d51/613400_1.jpeg

-Из каких букв состоят соединения? Какие звуки они обозначают? Составьте два слова, добавив гласные. Какие слова у вас получились? ( состав слова).

-  В  листах нарисован грамматический человечек, сейчас мы будем формировать лицо этого человечка. Вы проверите сами себя, вспомните как обозначаются

части слова и как они называются, и лицо человечка примет определенное выражение.

- Графически обозначаем левый глаз. Что такое окончание?

- Что такое суффикс? Обозначаем правый глаз.

- Что такое приставка? Обозначаем нос.

- Что называется корнем слова? Обозначаем рот.

- А что такое основа слова? Обозначим челочку над глазами.

Как ВСЕ НАЗВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ? (значимые части слова)

- Вот такой грамматический человечек у нас получился. Вам нравится его выражение лица? (нет).

- Я думаю, к концу урока он улыбнется, а вы ему в этом поможете. Хотите, чтобы он вам улыбнулся? Тогда нужно постараться выполнить все задания.

Перед нами ОСТРОВ ……

Поработаем в парах. Карточка № 1. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограмму.

С.сна, повя.ка, н.члег, , у.кая.

- Проверяем. ( Учащиеся читают слова, проговаривают букву, которую вставили. Объясняют орфограмму.)

- Какие орфограммы повторили? (написание парных согласных, безударный гласный).

- О чем будем говорить на уроке? (Об орфограммах)

- В каких случаях? (В значимых частях слова)

Тема урока: Орфограммы в значимых частях слова.

Определяем цель: научиться различать орфограммы в значимых частях слова.

-Ну, что продолжаем наше путешествие. Впереди остров безударных гласных.

Поработаем в малых группах. Возьмите карточку №2. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте ударение в словах с пропущенными буквами.

Ночью пришёл первый зам..р..зок. Он надышал хол..дом на стёкла. Захрустел

под н..гами.

- По одному человеку от ряда запишем слова на доске и в тетради. Разберем слова по составу. Поставим ударение.

-В какой части слов пропущены орфограммы? (в корне).

-Объясните их написание. (Ответы детей). (Безуд. гл. в корне нужно запомнить либо проверять)

-В каких случаях нужно запомнить?(когда нет возможности проверить. Словарные слова.)

-Как проверить БГВКС?

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/17/s_58f526e2e2d51/613400_2.jpeg

- Объяснить значение выделенного слова. (толковый словарь) (Заморозок - легкий утренний мороз осенью или весной.). МолодЦЫ! А вот еще одно задание.

Выполнение заданий по рядам.

1 ряд: Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. Определить место БГ. Объяснить написание. (пр..шел, д..ехал , п..сыпал, пр..мудрый).

2 ряд: Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. Определить место БГ. Объяснить написание.

(замороз..к, мяч..к, платоч..к).

3 ряд: Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. Определить место БГ. Объяснить написание.

В длинн..м светл..м платье.

(Проверить написание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных можно с помощью вопросов, т.к. у слов вопросов окончания всегда под ударением. Вопрос ставиться от имени существительного.)

ИТОГ. ВЫВОД.

- В каких частях слова могут находиться безударные гласные?

(Безударная гласная может быть в любой части слова: в приставке (пришёл), в суффиксе (маленький), в окончании (в доме), в корне (дарить).

- Как выбрать правильное написание безударной гласной, если она находится:

а) в приставке?

(запомнить)

б) в суффиксе?

в) в корне? (запомнить, проверить по словарю; подобрать проверочное слово.)

Молодцы! Покидаем остров БГ. Впереди нас встречает остров парных согласных. Назовите их. А вот задание, которое мы должны с вами выполнить.

(Работа в парах постоянного состава. У каждой пары на парте лежит карточка со словами с пропущенными буквами. Задание: Прочитать слова. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.

(по..стаканник, п..дру..ка, говорли.., нет звуко..).

- В какой части слова может находиться согласная буква,обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук? (В любой).

Вывод: Это орфограмма, так как есть выбор букв для ее написания.

- Как проверить написание согласной буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, если она находится в а) - корне

(подобрать проверочное слово)

б) - суффиксах (запомнить их

и приставках? написание).

Согласная буква, написание которой надо проверять, может быть в любой части слова: в приставке (сделать, обходить), в суффиксе (правдив, пирожок), в корне (сливки, четверг), в окончании (нет звуков, жуков).

Стр. 134 упр. 291

VII. Обобщение работы. (5мин)

Мы молодцы! Покидаем остров ПС. Возвращаемся домой. Чтобы выйти на берег выполним последнее задание.  КИМ стр.  90 – выборочный  диктант.

Молодцы! Мы справились со всеми заданиями и совершили интересное путешествие.

Вернемся к началу нашего урока. Какова тема. Достигли ли мы цели. Выполнили ли задачи.

Оцените свою деятельность на уроке. Закончите предложения:

сегодня на уроке

научился …

понял …

было интересно …

было трудно

«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.


Оценивание. Дом.зад. с. 134. Упр.292.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение строения словосочетаний, работа со схемами.

Повторение строения словосочетаний,работа со схемами....

урок по русскому языку «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных"

Тема: «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных («Правописание»)» Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Дидактическая цель: воспроизведение в памяти учащихся...

Урок истории по теме «Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»».

Урок-игра по истории или окружающего мира в 4 классе по теме:«Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»»....

Части речи (урок-повторение)

Урок-повторение "Части речи" по программе "Образовательная программа "Школа 2100". Урок включает в себя презентацию и разработку урока. В данном уроке представлены материалы для полноценного проведени...