Конспект к уроку русского языка "Предложный падеж имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
28.02.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3 «Ж»
Кабинет: 209
Тема: «Предложный падеж».
Цели урока: познакомить с особенностями предложного падежа
Планируемые результаты:
- предметные:
- распознавать имя существительное в предложном падеже по признакам данной падежной формы;
- обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных;
- объяснять написание изученных орфограмм при выполнении учебной задачи;
- оценивать результаты своей деятельности.
- личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: презентация, учебник «Школы России» Русский язык 3 класс 2 часть,карточки заготовки.
Этапы урока Методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Метод – словесный Прием – подводящий диалог. | 1 мин. | -Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня я хочу,вам пожелать,хорошо работать на уроке,помогать друг другу и стараться не делать ошибок. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование навыков самоорганизации. |
II. Актуализация знаний Словесный: ответы на вопросы | 5 мин | -Сядьте ровно,спинки прямые,ноги стоят правильно, тетрадь положите в наклон. Кто готов работать,руку на локоток. Откройте тетради, запишите число и классная работа. -Передайте карточки с домашним заданием на первую парту. -Кому было трудно выполнять домашнюю работу? | Анализируют свою деятельность на предмет успешности и не успешности. | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; |
III. Мотивацион-ный этап Практический: вопросы первичного восприятия. | 5 мин | Учите, дети, русский к ряду. Учите с душой, с усердием, трудом. Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом… (М. В. Ломоносов) - С какой просьбой обращается Ломоносов к детям? - Как вы понимаете значение слова «награда»? | Читать,отвечать на вопросы. Рассуждать над эпиграфом,высказы-вать свое мнение по данной теме. | Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. |
IV. Постановка учебной задачи Словесный: формулирование темы и цели урока Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Словесный: ответы на вопросы | 7 мин. | - Посмотрите на доску. Что вы заметили? (не верно поставлены вопросы) И. п. кто? что? Р. п. кому? чему? Д. п. кого? что? В. п. кого? чего? Т. п. кем? чем? - Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? (П.п) -Сформулируйте тему нашего урока? (Предложный падеж) -Какие задачи мы перед собой поставим? Задачи: 1)Узнать какие предлоги употребляются с существительными в творительном падеже. 2)Научиться находить в предложении имена существительные в творительном падеже, быстро определять падеж имен существительных. -Сегодня у нас необычный урок,мы сегодня с вами будем путешественниками,потому что мы изучили уже почти все падежи,кроме предложного и сегодня мы отправимся в путешествие по изучению предложного падежа. - Составим маршрут нашего движения к новым знаниям. Маршрут движения. 1. Название падежа. 2. Вспомогательное слово. 3. Вопросы падежа. 4. Предлоги падежа. 5. Член предложения Работаем по 1 пункту маршрутного листа. - Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется только с предлогами - Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (употребляется с предлогами) - Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (предлог) | Расставить в верной последовательности падежи и их вопросы. Формулировать тему,цели и задачи урока. Составлять маршрут изучения П.п. Анализировать прослушанный расказ. Отвечать на вопросы,рассуждать,высказывать своё мнение. | Регулятивные: умение определять цель деятельности на урок Регулятивные: -умение ставить учебную задачу. Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные:контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. Регулятивные: -умение ставить учебную задачу. Познавательные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
Физминутк | 1-2 мин | Показывает движения. | Выполнять движения. | |
V. Решение учебной задачи Практический: выполнение упражнения, работа по учебнику | 7 мин. | - Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения о языке. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже. - Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа. (о ком? О чем? При, о, об, на, в, во; дополнение) - Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами) - Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(и.п.) А какой только с предлогами? (п.п.) Работа по учебнику. Найдите упр.97. - Работаем по «цепочке» у доски. Задать вопрос, указать падеж всех выделенных существительных. - С какими предлогами употреблены? | Работать с учебником. Читать характеристику существительных,стоящих в П.п. Работать по пунктам,с маршрутным листом. Отвечать на вопросы. Вести учебный диалог. | Коммуникативные: учиться работать в паре, сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; выполнять задания. |
VI. Первичное закрепление Практический: работа с учебником Словесный: ответы на вопросы | 5 мин | Выполним упр.98 из учебника. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (выписать словосочетания с им.сущ.в П.п.) - Как определить падеж имен существительных? (нужно задать вопрос от главного слова) - ….какое словосочетание ты выпишешь? (работал на почте – П.п.) - Как ты узнала, что это П.п.? (задала вопрос: работал на чем?) - ….. какое словосочетание выпишешь ты? (сказал при товарище) - Докажи, что это П.п. (сказал при ком? при товарище) - Хорошо. Остальные словосочетания выпишите самостоятельно. - Давайте проверим. Лиза, прочитай, какие словосочетания ты выписала. Молодец. У кого получилось не так? | Выполнять упражнение. Читать здания к упражнению. Работать над упражнением. Отвечать на вопросы, самоконтроль, анализировать проделанную работу. | Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
VII. Вторичное закрепление Словесный: ответы на вопросы Практический: работа в парах, выполнение упражнения Работа с толковым словарем. Словесный: ответы на вопросы | 5 мин | - А теперь выполним упр. 99. - Ваня, прочитай первое четверостишье. Из какой сказки данный отрывок? (сказка о царе салтане) - Денис, прочитай второй отрывок? (сказка о рыбаке и рыбке) - Посмотрите, как много в этих отрывках устаревших слов. Найдем к каждому толкование (злате – золотые украшения, в палате – большая комната, на престоле – царский трон, в венце – царская корона, душегрейка – теплая женская кофта без рукавов, кичка – головной убор, маковка – макушка головы, парчовая – из плотной ткани) - Спишите самостоятельно один из отрывков. Укажите падеж над им.сущ. - А сейчас поработаем в парах. Найдем упр. 100. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Составить предложения) - Стас, расскажи как будешь составлять из данных слов предложения? (Задавать вопрос от главного слова) - Приведи пример, разберем первое предложение. (Люди живут (в чём?) в домах) - Хорошо. А теперь объеденитесь в пары, составьте предложения из все данных слов. Запишите три предложения. Выделите окончания им. сущ. в П.п. Составьте и запишите свое предложения на данную тему. - В каких предложениях вы употребили слово живет, а каких находится? Почему? (одушевленный им.сущ – живет, неодушевленный – находится) | Выполнять упражнения. Работать над упражнением. Работать со толковым словарем в учебнике. Самостоятельно работать,выписывать один из отрывков стихотворения. Работать над упражнением. Составлять предложения задавать вопросы. Приводить примеры к ответу на вопрос. Выделять окончания имен существительных. Составлять свои предложения. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательств осознанное построение речевого высказывания; Коммуникативные: аргументация своего мнения ; учет разных мнений Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
VIII. Итог урока Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение. Рефлексия Домашнее задание | 4 мин | Какие учебные задачи стояли на уроке? - Можете ответить на поставленные вопросы?
- Оцените свои успехи в оценочных листах. Оценочный лист: Мне понравилось работать на уроке. Мне было трудно. У меня остались пробелы в знаниях Запишите домашнее задание: Р.Т. упр. 88, 89 стр.41 | Делиться впечатлениями, обобщать свои наблюдения, учиться делать выводы с опорой на поставленную цель, учебную задачу урока, темы, раздела. | Познавательные: делать обобщения, выводы. Коммуникативные: умение слушать и понимать других, исправлять ошибки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"
Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении....
Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век. Урок на тему: "Падеж имен существительных"
Русский язык 3 класс. Программа Начальная школа XXI век. «Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык»)Тема урока: Падеж имен существительныхЦели: 1. Обучающие (дидактические...
Презентация к уроку русского языка "Изменение имен существительных в форме единственного числа по падежам. Типы склонения.
Презентация к уроку русского языка...
Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....
Конспект урока русского языка "Падежи имен существительных"
«Падежи имен существительных», 3 класс...
Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам."
Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века"...
План-конспект урока по русскому языку "Падеж имен существительных" 3 класс
Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках русского языка в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....