Конспект урока : «Полные и краткие имена прилагательные» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Зубарева Анастасия Олеговна

\

 

Предмет:  русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»

Цели урока: познакомить учеников с понятиями «краткие и полные прилагательные», научить изменять полные прилагательные на краткие прилагательные.

 

Планируемые результаты:

·        Предметные: знать краткие и полные имена прилагательные, изменять формы.

·        Личностные: развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.

 

Тип урока: открытие нового знания

 

Оборудование: Русский язык 4 класс 2 часть УМК «Планета знаний», презентация, карточки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:  русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»

Цели урока: познакомить учеников с понятиями «краткие и полные прилагательные», научить изменять полные прилагательные на краткие прилагательные.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать краткие и полные имена прилагательные, изменять формы.
  • Личностные: развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Русский язык 4 класс 2 часть УМК «Планета знаний», презентация, карточки.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы

≈ 3

- Здравствуйте! Присаживайтесь. На друг друга посмотрите и пожелайте своей улыбкой хорошее настроение соседу.

Писать каллиграфически.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

- Сегодня мне хочется необычно начать урок. Послушайте строчки из известного вам стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды» (слайд 1)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.

- Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?

- Весна. Сейчас на дворе апрель. У всех весеннее настроение.

- Правильно, пока погода не совсем напоминает нам весну, но, тем не менее, солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового.

Листочки на деревьях начинают распускаться. Сегодня на уроке мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах лежат карточки с деревьями. За каждый правильный ответ я вам даю листочек, которым вы украсите свои деревья. Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными, как моё дерево.

- А сейчас открываем рабочие тетради и записываем число: «Двадцать пятое апреля. Классная работа». Для темы оставьте место (1 строчку).

- Посмотрите на слайд, вы увидели 2 учеников, почитайте их диалог. (ученик и ученица читают диалог) (слайд 2)

Ученица - В сказке девочка жила
Как она была 
мила!
Как она была 
мала!
Как 
умна она была!

Ученик - Лично мне, такой стишок неинтересен,
Он слишком 
короток и прост.

- Ребята, спишите себе в тетрадь выделенные курсивом слова и подумайте, как образовались эти слова? К какой части речи они относятся?

- Они походят на прилагательные.
- Ребята, посмотрите внимательно, Саша говорил про стишок: прост, а как по другому можно сказать про этот стишок?

- Простой.

Давайте это запишем(слайд 3)

Простой – прост

Милый, милая – мил, мила

Малая, малый – мала, мал

- Что происходит с полными прилагательными?

- Они становятся короткими, у них нулевое окончание.

- Правильно. Прилагательные бывают полными и краткими. Прилагательные, которые встречались раньше, назывались полными, а краткие называются краткими, потому что в мужском роде окончание «убегает», т. е. становится нулевым, а в женском роде окончание «а». III. Изучение нового материала. (15 мин)

- Запишите тему урока «Полные и краткие имена прилагательные».

Цели: На уроке мы с вами должны не только повторить изученные сведения по теме «Имя прилагательное»,познакомимся с понятиями «краткие и полные прилагательные»; научимся изменять полные прилагательные на краткие прилагательные, а также узнать, какие же признаки есть у полных и кратких прилагательных и какую роль играют в предложении.

- Ребята, на партах у каждого лежат таблицы, они пока пустые, нам предстоит их заполнить. В них мы запишем все сведения о прилагательных, которые выясним на сегодняшнем уроке.

По разминке мы с вами определили, что прилагательные бывают полными и краткими, запишем это в нашу таблицу.!(заполняем таблицу)

Строить грамматическое рассуждение.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

3.

Решение частных задач

Практич.: комментированное письмо

Практич.: письм. граммат.упр.

Взаимопроверка.

Словесн.: ответы на вопросы

≈ 25

Признаки

Полные прилагательные

Краткие прилагательные

Отвечают на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Изменяются

По родам, числам, падежам

По родам и числам

В предложении являются

Определения, сказуемые

Сказуемые

2. Теперь посмотрим, на какие вопросы отвечают прилагательные. (текст на слайде)

Чтение по предложениям, по СЛС.

Хорошо в весеннем лесу

Прекрасна (какова?) и ослепительно хороша (какова?) весна в лесу. Это теплый (какой?) отблеск первого весеннего (какого?) солнышка на стволах высоких (каких?) деревьев. Это светлые (какие?) и озорные (какие?) блики в густых (в каких?) кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи.

- К полным прилагательным мы задаем вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие?

- К кратким прилагательным мы задаем вопрос: Каков? Какова? Каково? Каковы?

!(заполняем в таблицу)!

2. Давайте посмотрим, по каким признакам изменяются полные и краткие прилагательные.

- Что можем определить у полного прилагательного? Посмотрим на второе предложение. Какие признаки есть у краткого прилагательного?

Хорошо в весеннем лесу

Прекрасна (ж.р., в ед.ч.) и ослепительно хороша (ж.р., в ед.ч.) весна в лесу. Это теплый (м.р., в ед.ч., в И.п.) отблеск первого весеннего (ср.р., в ед.ч., в Р.п.) солнышка на стволах высоких (во мн.ч., в Р.п.) деревьев. Это светлые (во мн.ч., в И.п.) и озорные (во мн.ч., в И.п.) блики в густых (во мн.ч., в П.п.) кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи.

- Таким образом, полные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, а краткие только по родам и числам. !(заполняем таблицу)!

3. Давайте подчеркнем прилагательные членом предложения.

Хорошо в весеннем лесу

Прекрасна (сказуемое) и ослепительно хороша (сказуемое) весна в лесу. Это теплый (определение) отблеск первоговесеннего (определение) солнышка на стволах высоких (определение) деревьев. Это светлые (определение) иозорные (определение) блики в густых (определение) кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи.

- Таким образом, полные прилагательные подчеркиваем как определения, а краткие – сказуемым. !(заполняем таблицу)!

- Ребята, наша таблица заполнена. Эта таблица поможет нам на уроке.

Физминутка. (2 мин)

Мы работали, писали
И, наверное, устали.
А теперь всерьез, не в шутку,

Проведем физкультминутку. (встаем)
Потянулись все вперед, 
А потом наоборот.
Вот большие птичьи крылья,

Волны катятся морские.
Это детская юла,
Кругом голова пошла.
Вздох глубокий, руки шире,
Нет дружней нас в целом мире.
Все на месте прыг да скок,
Продолжаем наш урок.

- Молодцы.

IV. Закрепление изученного материала (12мин)

- Вот вы отдохнули, теперь давай наши знания, которые мы получили, применим на практике. Выполним первое задание:

1) – Нам необходимо при выполнении первого задания научиться заменять полную форму имен прилагательных краткой. Мы записываем в тетрадь полное прилагательное и через дефис записываем краткую форму: (слайд 5)

Свободный (-свободен), полезный (-полезен), бедный (-беден), важный (-важен), нежный (нежен), страшный (-страшен), откровенный (-откровенен), искренний (-искренен), уверенный

(-уверен), звонкий (-звонок), сладкий (-сладок), смешной (-смешон), полный (-полон), женатый (-женат), жгучий (-жгуч), грубый (-груб), свежий (-свеж), лёгкий (-легок), близкий (-близок), низкий (-низок), мягкий (-мягок), хитрый (-хитер), острый (-остер), умный (-умен), горячий (-горяч), опрятный (-опрятен). (проверка)

(обратите внимание на орфографию, посмотрите на стр.235 и запомните, что на конце кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак не пишется: горячий - горяч)

- молодцы!

2) - Научились заменять форму полного прилагательно на форму краткого прилагательного? (да). Хорошо, идем дальше!

- Теперь творческое задание. Сейчас вас ждет небольшая творческая работа, с помощью которой вы научитесь употреблять краткую форму прилагательной в письменной и устной речи. Вам необходимо составить небольшой рассказ, вставляя вместо пропусков краткие прилагательные. (слайд 6)

… ранний весенний день! Воздух …, …., … . Сквозь облака изредка пробьется луч солнца и опять исчезнет. Он не …, но …и … . Ветер … и … . И дети всегда … и … .

Слова для справок. Хороший, свежий, прозрачный, чистый, горячий, ослепительный, яркий, жгучий, порывистый, веселый, бодрый.

Ответ:

Хорош ранний весенний день! Воздух свеж, прозрачен, чист. Сквозь облака изредка пробьется луч солнца и опять исчезнет. Он не горяч, но ослепителен и ярок. Ветер порывист и жгуч. И дети всегда бодры и веселы. (проверка)

Теперь сравните свои тексты с образцом на экране.

1. Какой текст интереснее? (второй, в котором используются прилагательные)

2. Что делает его таким? (краткие прилагательные)

3. С какой целью используются прилагательные в предложении. (делают ярким наш рассказ)

Слушать учителя.

.

.

Узнавать новую информацию.

Проводить

П:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Практич.:

≈10

- Теперь расскажем чему мы научились.

1. Какие бывают формы имени прилагательного?

2. Различаются ли полные и краткие формы прилагательных по значению?

3. Объясните различия имен прилагательных в предложениях: 

Ворота во дворе стояли узкие. – Для проезда грузовика ворота были узки. 

Катя – здоровая, крепкая девочка. – Катя уже здорова. 

4. В роли какого члена предложения может выступать полное прилагательное, и каким членом предложения может выступать краткое прилагательное?

- А сейчас вы попробуйте составить синквейн на нашу тему.

- Что такое синквейн знаете?

(пятистрочная стихотворная форма).

  • Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)
  • Вторая строка – характеристика темы (двумя прилагательными)
  • Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)
  • Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)
  • Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы

Прилагательные 
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.

- Итак, наше исследование подошло к концу, и нужно подвести итоги.

Поднимите руки, у кого распустилось дерево. Все у кого сегодня распустилось дерево, смогут смело шагать дальше, получать новые знания и получать как можно больше таких листочков и расти в своих знаниях как ваши деревья. А те, кто сегодня не получил листочки, желаю работать, вам нужно немного остановиться, взять на заметку, те ошибки, которые вы допустили, чтобы на последующих занятиях их не было.

- Спасибо за урок! Всего доброго!

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их.

Р:принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткие имена прилагательные

конспект урока русского языка в 3 классе...

Краткие имена прилагательные

конспект урока русского языка в 3 классе...

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Качественные имена прилагательные и особенности их словообразования"

Цель: создать условия для формирования лексических признаков  качественных прилагательных - наличием антонимической пары, особенностях  их словообразования.Задачи:Личностные УУД: с...

Технологическая карта урока русского языка "Качественные имена прилагательные" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия нового знания”Цель урока: создание условий для знакомства с понятием “качественные прилагательные” и их признакамиЗадачи урокаДидактические:Познакомит...

Технологическая карта урока русского языка "Проект: имена прилагательные в загадках", 3 класс

Тема урока «Проект: имена прилагательные в загадках»Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний и обобщения)Цель урока: систематизация знаний по теме «Имя п...

Презентация урока по русскому языку 3 класс "Школа России" Урок 113 Как определить имена прилагательне?

Учащиеся научатся распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного;определять грамматичес...