Конспект урока : «Полные и краткие имена прилагательные» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
\
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»
Цели урока: познакомить учеников с понятиями «краткие и полные прилагательные», научить изменять полные прилагательные на краткие прилагательные.
Планируемые результаты:
· Предметные: знать краткие и полные имена прилагательные, изменять формы.
· Личностные: развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Русский язык 4 класс 2 часть УМК «Планета знаний», презентация, карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока : «Полные и краткие имена прилагательные» 4 класс | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»
Цели урока: познакомить учеников с понятиями «краткие и полные прилагательные», научить изменять полные прилагательные на краткие прилагательные.
Планируемые результаты:
- Предметные: знать краткие и полные имена прилагательные, изменять формы.
- Личностные: развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Русский язык 4 класс 2 часть УМК «Планета знаний», презентация, карточки.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивационный Словес.: ответы на вопросы | ≈ 3 | - Здравствуйте! Присаживайтесь. На друг друга посмотрите и пожелайте своей улыбкой хорошее настроение соседу. | Писать каллиграфически. | Р: принимают и сохраняют уч задачу |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы | ≈ 7 | - Сегодня мне хочется необычно начать урок. Послушайте строчки из известного вам стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды» (слайд 1) Ещё в полях белеет снег, Они гласят во все концы: - Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас? - Весна. Сейчас на дворе апрель. У всех весеннее настроение. - Правильно, пока погода не совсем напоминает нам весну, но, тем не менее, солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового. Листочки на деревьях начинают распускаться. Сегодня на уроке мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах лежат карточки с деревьями. За каждый правильный ответ я вам даю листочек, которым вы украсите свои деревья. Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными, как моё дерево. - А сейчас открываем рабочие тетради и записываем число: «Двадцать пятое апреля. Классная работа». Для темы оставьте место (1 строчку). - Посмотрите на слайд, вы увидели 2 учеников, почитайте их диалог. (ученик и ученица читают диалог) (слайд 2) Ученица - В сказке девочка жила Ученик - Лично мне, такой стишок неинтересен, - Ребята, спишите себе в тетрадь выделенные курсивом слова и подумайте, как образовались эти слова? К какой части речи они относятся? - Они походят на прилагательные. - Простой. - Давайте это запишем. (слайд 3) Простой – прост Милый, милая – мил, мила Малая, малый – мала, мал - Что происходит с полными прилагательными? - Они становятся короткими, у них нулевое окончание. - Правильно. Прилагательные бывают полными и краткими. Прилагательные, которые встречались раньше, назывались полными, а краткие называются краткими, потому что в мужском роде окончание «убегает», т. е. становится нулевым, а в женском роде окончание «а». III. Изучение нового материала. (15 мин) - Запишите тему урока «Полные и краткие имена прилагательные». Цели: На уроке мы с вами должны не только повторить изученные сведения по теме «Имя прилагательное»,познакомимся с понятиями «краткие и полные прилагательные»; научимся изменять полные прилагательные на краткие прилагательные, а также узнать, какие же признаки есть у полных и кратких прилагательных и какую роль играют в предложении. - Ребята, на партах у каждого лежат таблицы, они пока пустые, нам предстоит их заполнить. В них мы запишем все сведения о прилагательных, которые выясним на сегодняшнем уроке. По разминке мы с вами определили, что прилагательные бывают полными и краткими, запишем это в нашу таблицу.!(заполняем таблицу) | Строить грамматическое рассуждение. | К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: обобщают. |
3. | Решение частных задач Практич.: комментированное письмо Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка. Словесн.: ответы на вопросы | ≈ 25 | Признаки Полные прилагательные Краткие прилагательные Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Каков? Какова? Каково? Каковы? Изменяются По родам, числам, падежам По родам и числам В предложении являются Определения, сказуемые Сказуемые 2. Теперь посмотрим, на какие вопросы отвечают прилагательные. (текст на слайде) Чтение по предложениям, по СЛС. Хорошо в весеннем лесу Прекрасна (какова?) и ослепительно хороша (какова?) весна в лесу. Это теплый (какой?) отблеск первого весеннего (какого?) солнышка на стволах высоких (каких?) деревьев. Это светлые (какие?) и озорные (какие?) блики в густых (в каких?) кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи. - К полным прилагательным мы задаем вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие? - К кратким прилагательным мы задаем вопрос: Каков? Какова? Каково? Каковы? !(заполняем в таблицу)! 2. Давайте посмотрим, по каким признакам изменяются полные и краткие прилагательные. - Что можем определить у полного прилагательного? Посмотрим на второе предложение. Какие признаки есть у краткого прилагательного? Хорошо в весеннем лесу Прекрасна (ж.р., в ед.ч.) и ослепительно хороша (ж.р., в ед.ч.) весна в лесу. Это теплый (м.р., в ед.ч., в И.п.) отблеск первого весеннего (ср.р., в ед.ч., в Р.п.) солнышка на стволах высоких (во мн.ч., в Р.п.) деревьев. Это светлые (во мн.ч., в И.п.) и озорные (во мн.ч., в И.п.) блики в густых (во мн.ч., в П.п.) кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи. - Таким образом, полные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, а краткие только по родам и числам. !(заполняем таблицу)! 3. Давайте подчеркнем прилагательные членом предложения. Хорошо в весеннем лесу Прекрасна (сказуемое) и ослепительно хороша (сказуемое) весна в лесу. Это теплый (определение) отблеск первоговесеннего (определение) солнышка на стволах высоких (определение) деревьев. Это светлые (определение) иозорные (определение) блики в густых (определение) кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи. - Таким образом, полные прилагательные подчеркиваем как определения, а краткие – сказуемым. !(заполняем таблицу)! - Ребята, наша таблица заполнена. Эта таблица поможет нам на уроке. Физминутка. (2 мин) Мы работали, писали Проведем физкультминутку. (встаем) Волны катятся морские. - Молодцы. IV. Закрепление изученного материала (12мин) - Вот вы отдохнули, теперь давай наши знания, которые мы получили, применим на практике. Выполним первое задание: 1) – Нам необходимо при выполнении первого задания научиться заменять полную форму имен прилагательных краткой. Мы записываем в тетрадь полное прилагательное и через дефис записываем краткую форму: (слайд 5) Свободный (-свободен), полезный (-полезен), бедный (-беден), важный (-важен), нежный (нежен), страшный (-страшен), откровенный (-откровенен), искренний (-искренен), уверенный (-уверен), звонкий (-звонок), сладкий (-сладок), смешной (-смешон), полный (-полон), женатый (-женат), жгучий (-жгуч), грубый (-груб), свежий (-свеж), лёгкий (-легок), близкий (-близок), низкий (-низок), мягкий (-мягок), хитрый (-хитер), острый (-остер), умный (-умен), горячий (-горяч), опрятный (-опрятен). (проверка) (обратите внимание на орфографию, посмотрите на стр.235 и запомните, что на конце кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак не пишется: горячий - горяч) - молодцы! 2) - Научились заменять форму полного прилагательно на форму краткого прилагательного? (да). Хорошо, идем дальше! - Теперь творческое задание. Сейчас вас ждет небольшая творческая работа, с помощью которой вы научитесь употреблять краткую форму прилагательной в письменной и устной речи. Вам необходимо составить небольшой рассказ, вставляя вместо пропусков краткие прилагательные. (слайд 6) … ранний весенний день! Воздух …, …., … . Сквозь облака изредка пробьется луч солнца и опять исчезнет. Он не …, но …и … . Ветер … и … . И дети всегда … и … . Слова для справок. Хороший, свежий, прозрачный, чистый, горячий, ослепительный, яркий, жгучий, порывистый, веселый, бодрый. Ответ: Хорош ранний весенний день! Воздух свеж, прозрачен, чист. Сквозь облака изредка пробьется луч солнца и опять исчезнет. Он не горяч, но ослепителен и ярок. Ветер порывист и жгуч. И дети всегда бодры и веселы. (проверка) Теперь сравните свои тексты с образцом на экране. 1. Какой текст интереснее? (второй, в котором используются прилагательные) 2. Что делает его таким? (краткие прилагательные) 3. С какой целью используются прилагательные в предложении. (делают ярким наш рассказ) | Слушать учителя. . . Узнавать новую информацию. Проводить | П:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. |
4. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Практич.: | ≈10 | - Теперь расскажем чему мы научились. 1. Какие бывают формы имени прилагательного? 2. Различаются ли полные и краткие формы прилагательных по значению? 3. Объясните различия имен прилагательных в предложениях: Ворота во дворе стояли узкие. – Для проезда грузовика ворота были узки. Катя – здоровая, крепкая девочка. – Катя уже здорова. 4. В роли какого члена предложения может выступать полное прилагательное, и каким членом предложения может выступать краткое прилагательное? - А сейчас вы попробуйте составить синквейн на нашу тему. - Что такое синквейн знаете? (пятистрочная стихотворная форма).
Прилагательные - Итак, наше исследование подошло к концу, и нужно подвести итоги. Поднимите руки, у кого распустилось дерево. Все у кого сегодня распустилось дерево, смогут смело шагать дальше, получать новые знания и получать как можно больше таких листочков и расти в своих знаниях как ваши деревья. А те, кто сегодня не получил листочки, желаю работать, вам нужно немного остановиться, взять на заметку, те ошибки, которые вы допустили, чтобы на последующих занятиях их не было. - Спасибо за урок! Всего доброго! | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их. | Р:принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткие имена прилагательные
конспект урока русского языка в 3 классе...
Краткие имена прилагательные
конспект урока русского языка в 3 классе...
Конспект урока на тему:"Сложные имена прилагательные." 3 класс
конспект урока по русскому языку...
Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Качественные имена прилагательные и особенности их словообразования"
Цель: создать условия для формирования лексических признаков качественных прилагательных - наличием антонимической пары, особенностях их словообразования.Задачи:Личностные УУД: с...
Технологическая карта урока русского языка "Качественные имена прилагательные" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок “открытия нового знания”Цель урока: создание условий для знакомства с понятием “качественные прилагательные” и их признакамиЗадачи урокаДидактические:Познакомит...
Технологическая карта урока русского языка "Проект: имена прилагательные в загадках", 3 класс
Тема урока «Проект: имена прилагательные в загадках»Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний и обобщения)Цель урока: систематизация знаний по теме «Имя п...
Презентация урока по русскому языку 3 класс "Школа России" Урок 113 Как определить имена прилагательне?
Учащиеся научатся распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного;определять грамматичес...