Краткие имена прилагательные
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Краткие имена прилагательные
Цель: знакомство учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных.
Задачи.
Учебные:
- познакомить учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками, кратких имен прилагательных;
- самостоятельно формулировать определение кратких имён прилагательных;
- различать краткие и полные имёна прилагательные;
- наблюдать за подвижностью ударения в кратких формах имён прилагательных;
- определять роль кратких прилагательных в предложении.
Развивающие:
- сравнивать полную и краткую форму имён прилагательных по составу, грамматическим признакам, лексич., значению и роли в предложении;
- уметь анализировать, обобщать и делать выводы о подвижности ударений, о грамматических особенностях и роли кратких прилагательных в предложении;
- развивать устную и письменную речь.
Воспитательные:
- прививать учащимся любовь к родному языку;
- учить сопоставлять черты портрета человека с красотой его души и с поступками;
- быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся О.У.У.Н.
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- применять правила и пользоваться особенными закономерностями;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- проверять свою работу и работу учащиеся;
- решать проблемы различного характера;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Вид урока: формулирование новых знаний.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | У.У.Д. |
1. Орг. момент | Организация начала урока | Поздоровались (стоя). Открыли тетради, записали число и слова классная работа | Познавательные У.У.Д. (общеучебные) |
2. Актуализация знаний | Образуйте от имен существительных притяжательные имена прилагательные, измените прилагательное по родам (слова написаны на доске) Верблюд Охотник Ворона - Для чего нужны притяжательные имена прилагательные? | Верблюжий, верблюжья, верблюжье, верблюжьи Охотничий, охотничья, охотничье, охотничьи Вороний, воронья, воронье, вороньи - Они обозначают принадлежность предмета к другому лицу или животному Например: верблюжий горб, воронье крыло. | |
2. Определение темы и цели урока уч-ся | - Откройте учебники на странице 85. - Прочитайте тему нашего урока. - Как будет по-тувински «краткие»? - Прочитайте сообщение. - Что вы поняли из сообщения? - Как вы думаете, какие прилагательные появились в языке раньше? - Чему на уроке мы научимся? | Открывают учебник на странице 85, находят название темы урока. Один из учащихся читает вслух. - Краткие имена прилагательные”. «Краткий – кыска» Один из учащихся четко и внятно читает сообщение. - Имена прилагательные имеют полную и краткую формы. - Полные, потому что краткая форма образуется от полной. - Образовывать краткую форму имен прилагательных | Познавательные УУД (логические) - анализ. Регулятивные (самоконтроль). Познавательные УУД (решать проблему). Регулярные УУД (самопроверка). |
| Выпишите в столбик полные имена прилагательные из примеров, которые нам привели Поставьте к ним вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Найдите краткие формы прилагательных и запишите во второй столбик, напротив полной формы - Какое затруднение вы встретили при написании краткой формы прилагательных? - Давайте сами попробуем образовать краткую и полную формы прилагательных | Дети находят слова: Записывают в столбик, один человек работает у доски. - красивая - здоровый - сильный Дети устно ставят вопросы. - Какая? – красивая - Какой? – здоровый, сильный Красивая – красива Здоровый – здоров Сильный - … _________ - болен - Нет краткой формы слова «сильный» и полной формы к слову «болен» Сильный – силен, Больной - болен | Познавательные УУД (общеучебные) Регулятивные УУД (целеполагание). |
3. Основная часть | Сейчас мы продолжим анализ наших кратких прилагательных. - На какой вопрос отвечают краткие прилагательные? Вывешивает надпись: краткие прилагательные – какова? каков? Мы знаем, что прилагательные изменяются по родам и числам. - Как будут звучать вопросы кратких И. прилагательных ср. р. И мн. Числа? Вывешивает надпись: Каково? Каковы? - Как образовать полные прилагательные от кратких? - Выполните упр. 4. Проведите обратную работу, образуйте полные прилагательные от кратких форм | Какова? Каков? Дети высказывают своё мнение. Один ученик читает вслух сообщение на стр. 86. - Каково? - Каковы? - При помощи окончаний. Волосата –волосатая, Зелена – зеленая. | Познавательные (общеучебные). Информационные |
4. Первичное закрепление | Прочитайте упр. 2 на стр. 86. - Что вы заметили? - Что вы поняли об ударении в полной форме прилагательных? А в краткой форме прилагательных? | - Ударение меняет место в словах. Оно неподвижное. Оно подвижное. |
|
5. Сам-ая работа | 4. Выполните самостоятельно упр. 3. - Обсудите ударения в этих словах со своим соседом по парте. Сделайте вывод. Запишите под диктовку: В саду растет пушистая елка. В саду елка пушиста. Подчеркните основу предложений. Что вы заметили? - Что ещё нового вы узнали о кратких прилагательных. Вывешиваются записи: - Род. - Число. Мы заканчиваем нашу схему. - Кто же из вас готов сформулировать определение, что такое краткое прилагательное? | Дети записывают: Один у доски: Ели зелены, задачи просты, цветы красивы, люди смелы, краски ярки, вопросы легки, люди добры, пряники сладки, пироги вкусны. Работа в парах. Вывод: ударение в этих словах подвижно. Краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми. - Краткое прилагательное - это форма полного прилагательного, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какова?, каков?, каково?, каковы? Имеет грамматические признаки: род и число. В предложении является сказуемым. | Коммуникативные УУД (взаимодействие) |
6. Домашнее задание (творческого характера) | Составить свой автопортрет, используя краткие имена прилагательные. Опишите себя с внешней и внутренней стороны | Дети записывают домашнее задание в дневник. | Личностный компонент (самоопределение) |
7. Итог урока. | - С чем познакомились на уроке? - Что нового узнали? - Чему научились на уроке? | С краткой формой имени прилагательного. Краткие прилагательные имеют грамматические признаки род и число: - подвижное ударение, - в предложении бывают сказуемыми. - Образовать краткие формы прилагательных от полных форм, путём усечения морфемы | Регулятивные (обобщение) |
Рефлексия | “Метод шести шляпок”. Раздается учащимся шесть шляпок разного цвета. - Каждой шляпке соответствует? 1. Белая шляпка: Что понравилось в уроке? 2. Красная шляпка: С какими трудностями столкнулись на уроке? 3. Желтая шляпка: Что легко давалось? 4. Зелёная шляпка: Где в дальнейшем можете использовать эти знания? 5. Черная шляпка: Что не понравилось? Что бы вы хотели изменить? 6. Синяя шляпка: Учитель подводит итоги урока, оценивает ответы учащихся, выставляет отметки | Отвечают на вопросы, соответствующие цвету своей шляпки. | Регулятивные (самоанализ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.
Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...
Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....
Краткие имена прилагательные
конспект урока русского языка в 3 классе...
Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей
Урок повторения, обобщения и систематизации материала по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"....
Конспект урока : «Полные и краткие имена прилагательные» 4 класс
\ Предмет: русский языкКласс: 4Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»Цели урока: познакомить учеников с понятиями «краткие и полные прилагательные», научить изменять полные при...
Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные
В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...