урок по русскому языку "Правописание глаголов"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок на отработку умения определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, правописание -тся, -ться в глаголах, закрепление умения писать буквы о-ё после шипящих в окончаниях глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку на тему:
"Правописание глаголов".
Цель: совершенствовать умение в правописании глаголов.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умение определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
- Закрепить умение писать частицу НЕ с глаголами.
- Закрепить умение писать мягкий знак после шипящих в глаголах.
- Закрепить умения в правописании –ться и – тся в глаголах.
- Закрепить умение писать буквы О- Ё после шипящих в окончаниях глаголов.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции.
- Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать связную устную и письменную речь.
- Развивать навыки самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, взаимопроверки.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Методы: проблемный, исследовательский, наглядный, словесный, самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Средства обучения: учебник "Русский язык" 4кл, часть1 (автор Иванов С.В.), карточки для групповой работы.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже знаем и умеем.
2. Актуализация знаний (дети самостоятельно по наводящим вопросам определяют тему урока)
- Отгадайте загадку:
- Аветис читает, а мы слушаем и готовим ответ.
Я тоже часть речи,
Жду с вами встречи.
Что ты будешь завтра делать?
Можешь ли о том поведать?
Будущего нам не знать,
Можно лишь предполагать,
Что я завтра рано встану
И бездельничать не стану,
Я и ранец соберу,
Я и в школу побегу.
В настоящем - я стою
И с тобою говорю.
А вчера весь день играл,
Прыгал, бегал, не скучал.
Итак, обозначаю я действие предмета.
Кто же я? Жду вашего ответа.
- О какой части речи говорится в загадке? (о глаголе)
- Почему вы так решили? (т.к. глагол обозначает действие, отвечает на вопросы что делать?, что сделать?)
- А ещё что обозначает глагол? (состояние, например: спать, ждать, замёрзнуть, думать)
- Посмотрите на доску, прочитайте слова:
Куса[ца]; куса[ица]; стереч(?); (не)кусает; умни[ца]; рису[иш].
- Какое слово лишнее? (умница)
- Почему? (это имя существительное, а остальные слова- глаголы) Докажите.
- Прочитайте глаголы.
- Какие орфограммы вы увидели?
( Правописание –ться, -тся в глаголах, правопис. безуд. оконч. глаголов, правопис. НЕ с глаголами, мягк. знак после шипящих в глаголах)
- Какие известные нам орфограммы глагола не назвали?
Буквы о- ё после шипящих в окончаниях глаголов.
- Сформулируйте тему урока. (правописание глаголов)
- Правильно, сегодня на уроке мы будем совершенствовать свои навыки в правописании глаголов.
- Сформулируйте задачи нашего урока.
(Повторить правописание глаголов. Учиться правильно писать глаголы. Развивать мышление, внимание, память, орфографическую зоркость. )
3. Систематизация и обобщение знаний и умений.
- А сейчас блиц-опрос. Расскажите всё, что вы знаете о глаголе.
Дополните предложение:
1.Глагол- это …(часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать)
Игра "Найди глагол".
- Прочитайте текст.
Когда воевать вам
Придётся друг с дружкой –
Кидаться снежками,
Сражаться подушкой,
На случай припомните
Мудрую речь:
Лупите не в силу –
Противника надо
Предельно беречь,
Чтоб, значит,
Надолго хватило.
- Скажите, какие глаголы встретились в тексте.
- Докажите, что это глаголы.
2. У глаголов нет… (предлогов).
Выпишите глаголы, раскрывая скобки. (самост. работа)
(по)дорожке, (по)бегать, (на)девать, (по)гладить, (по)лужайке, (на)звать, (про)гулка, (в)нас, (по)говорить, (по)брести.
Взаимопроверка в парах
- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга.
- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.
- Поднимите руку, у кого одна ошибка.
- Какой частью слова являются слова на, по? (это приставка).
3. Глаголы имеют... ( начальную форму и личную форму).
- Отгадайте загадку:
- Читает Жора.
Пекарь сапожнику к сроку
сшить сап..ги поруча..т,
ну, а сапожник без хлеба
много ль нашьёт, натача..т?
Так и выход..т обычно:
Всё, что мы дела..м, - нужно.
Значит, давайте трудит..ся
Чес..но, усердно и дружно.
Самостоятельная работа. ( 2уч. у доски)
Запишите глаголы в два столбика: 1- начальная форма глагола;2- личная форма глагола.
- Ваня - запишет в левый столбик глаголы н.формы, а Алиса - в правый столбик – глаголы в личной форме.
- Ребята, посмотрите, правильно ли записал слова в первый столбик Ваня?
- Правильно ли записал во второй столбик слова Алиса?
4. Глаголы бывают…( совершенного и несовершенного вида).
- Поиграем! Называю глагол, если он совершенного вида, вы приседаете, несовер-шенного вида- подпрыгиваете.
Писать, верить, убрать, написать, петь, убирать, вылететь, поверить, лететь, запеть.
( С.в.- убрать, написать, вылететь, поверить, запеть;- приседание
Н.в.- писать, верить, петь, лететь- прыжки).
- Как определяли вид глагола?
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
4. Систематизация и обобщение знаний и умений.
Работа в группах.
- Выполняя предыдущие задания, все орфограммы глаголов мы назвали? (нет)
- Работая в группах, мы вспомним неназванные правила.
Каждая группа выполняет свои задания в тетради, через 5 минут проверяем. В каждой группе взаимоконтроль!
5. Проверка работы у доски.
- Прошу рассказать о своей работе по плану:
1. Какая орфограмма встретилась в задании.
2. Как выполняли задание.
- Пока одна группа отвечает у доски, все остальные ребята внимательно слушают и проверяют выполнение работы.
1 группа.
Запишите слова в два столбика, раскрывая скобки.
(Не)доумевать, (не)грустить, (не)годовать, (не)бояться, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)годиться, (не)понимать,
Правило: частица НЕ с гл. пишется раздельно, кроме слов, кот. без не не употребляются.
2 группа.
Выпиши глаголы в два столбика.
Смея[ца], ули[ца], учи[ца], умни[ца], пени[ца], верте[ца], балова[ца], умыва[ца], кури[ца].
Правило: правописание – тся, - ться
- Почему слова в первом столбике написали без Ь?
3 группа.
Спиши, вставь пропущенные буквы.
Зашь...т, стриж…т, стереж…т, обожж…т, печ…т, прочьт...т.
Правило: под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё.
Буква о в окончаниях глаголов не пишется.
4 группа.
Выпиши глаголы, раскрывая скобки.
Пряч(?), горяч(?), бегаеш(?), ключ(?), прилеч(?), плывёш(?),камыш(?),реч(?), заплач(?), учиш(?)ся, дремуч(?), возвратиш(?)
Правило: мягкий знак после шипящих в глаголах.
- Почему не взяли слова горяч, ключ, меч, камыш, речь, дремуч?
5 группа.
Спишите глаголы, вставьте пропущенные буквы.
Дремл…шь, пиш…шь, относ…шь, смотр…шь, проход…м, черт…шь, бега…шь, дума…шь.
Правило: правописание безударных окончаний глаголов
- Что помогло вам написать правильно окончание глаголов? (спряжение)
- Про какие глаголы мы должны помнить всегда?
- Давайте вспомним алгоритм, который помогает нам правильно написать безударные окончания глаголов.
- Сделаем вывод, над какими изученными орфограммами мы сегодня работали?
Резерв.
Работа по учебнику с.131 упр.2 ( сам. работа)
6.Подведение итогов. Рефлексия.
На доске прикреплены два листа зеленый и красный:
- Посмотрите на доску. Те из вас, кто - то считает, что тему "Правописание глаголов» усвоил хорошо - прикрепите магнит на зеленый лист. Если кто- то считает, что нужно ещё позаниматься по данной теме - прикрепите магнит на красный лист.
- Я рада, что ребят, усвоивших тему, стало больше, а остальным необходимо будет позаниматься..
7.Задание на дом
По выбору:
С. 137 упр.3
С. 137 упр.4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/02/picture-42141-1470159467.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Глагол"
Данный урок дает возможность систематизировать знания детей по теме: «Глагол». Конспект урока составлен в соответствии с программой УМК «Школа 2100» по учебнику Р.Н. Бунеева для 3-го класса....
Конспект урока по русскому языку "Глагол"
Урок русского языка во втором классе "Глагол" с использованием исследовательских технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/15/picture-59549-1363341066.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Глагол".
Конспект урока для 4 класса на тему "Глагол" (по программе "Начальная школа XXI века")....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/26/picture-285379-1377545451.jpg)
урок по русскому языку . Глагол
Дать первоначальное представление об употреблении глаголов в речи.Развивать логическое мышление и внимательное отношение к слову, орфографическую зоркость, грамотную речь, творческие способности.Воспи...
Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...
Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...