урок по русскому языку . Глагол
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Дать первоначальное представление об употреблении глаголов в речи.
- Развивать логическое мышление и внимательное отношение к слову, орфографическую зоркость, грамотную речь, творческие способности.
- Воспитывать интерес к русскому языку, к слову; чувства товарищества, доброжелательность, отзывчивость; внимательное отношение к природе и ее обитателям.
- Знакомство с новыми значениями слов, работа с тестами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку во 2 классе.
Тема: «Глагол. Закрепление пройденного материала».
Цель:
- Дать первоначальное представление об употреблении глаголов в речи.
- Закрепить знания учащихся по теме « Глагол» и умения применять их в практической деятельности.
- Развивать логическое мышление и внимательное отношение к слову, орфографическую зоркость, грамотную речь, творческие способности.
- Воспитывать интерес к русскому языку, к слову; чувства товарищества, доброжелательность, отзывчивость; внимательное отношение к природе и ее обитателям.
Оборудование: тесты( по уровню развития), перфокарты, картинки с животными и птицами.
План урока.
- Организационный момент.
А) Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь,
И работать не ленитесь.
Б) Вводная ситуация.
-Дорогие, ребята, сегодня урок у нас будет необычный, сказочный. Когда я утром шла в школу, то встретила симпатичного домовенка Кузю. У него случилась неприятность, вредная Баба-Яга отняла драгоценный сундучок, который ему подарил домовой Нафаня , и далеко спрятала.
-Поможем нашему другу домовенку Кузе найти очень дорогой сундучок, там большой клад, который нужен для всех, не только для него? В пути нам встретятся лесные звери с заданиями, если их выполним , то они клубочком укажут путь к заветному сундучку. Преодолеть трудности нам помогут наши знания, и дружба. Итак, в дорогу!
2. Основная часть.
- Смотрите, ребята, впереди зимний лес . Как красиво в зимнем лесу! Зима навела строгий порядок в нем. Все прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Дороги не видно, на чем же мы отправимся в путь, отгадайте.
Есть два деревянных у меня коня,
Как только встанешь на них,
Как птица , быстро ты полетишь. ( лыжи)
- Кто это прячется , в лесу густом?
Небольшой зверек, с большим пушистым хвостом. На зиму одевает серую шубку. Раньше их называли скиурида- скиа- тень, аура- хвост. Селится там, где много сосновых и еловых шишек. Гнездо строит в развилках веток, дуплах деревьев, иногда в старых вороньих гнездах. Хорошо прыгает, задние лапки длиннее и сильнее передних- они помогают делать большие прыжки, хвост- это руль.
1) Тема урока и цели. ( Белка)
1)Картинный диктант. Запись словарных слов.
Город, лопата, сапоги, одежда, пенал.
- Подчеркните указанные буквы. Какое слово получилось? ГЛАГОЛ.
- Сформулируйте тему урока.
На уроке мы с вами повторим и обобщим знания о части речи- ГЛАГОЛ. Повторим о значении , числе и временных формах глагола.
2) Чистописание.
Эта буква широка и похожа на жука
И при этом, точно жук издает жужжащий звук.
- На чистописании будем писать заглавную и строчную букву Жж ,сочетание жи, слова с буквой - ж.
Жж жж жи
Снежинка лыжи живет
- Прочитайте слова, написанные на доске. Какое слово « лишнее»? ( живет- это глагол, снежинка- состоит из 3 слогов). Какие орфограммы встретились?
- Задание мы выполнили, и белочка указала нам путь клубочком
3) Словарная работа. (МЕДВЕДЬ.)
- Отгадайте, ребята, о ком идет речь.
Этого животного сейчас не увидишь, он в зимней спячке, долгую зиму проводит в берлоге. В это время он ничего не ест, а живет за счет накопленного летом и осенью жира. Раньше его называли греческим словом « орктос». Так как люди боялись , то и придумывали разные клички. Они знали , что мы любим мед, что ведаем где он, то и назвали … Медведь. Зверь хищный , могучий и ловкий, хитрый и осторожный.
Знакомство со словом МЕДВЕДЬ.
Докончите предложение:
Медведь ( что делает?) … , … , … .
- Ребята, будить медведя не будем, это очень опасно. Клубочек висит над берлогой и путь дальше нам указывает.
2) Обобщение знаний по теме «Глагол».
-Ребята, что это за шум, гам? Птички собрались и что-то бойко обсуждают.
Многие птицы улетают от нас на зиму далеко, где тепло. Как называют таких птиц?
( перелетные). Иволги улетают в Китай, жаворонки в африканские степи, а в далекий Египет , на большую реку Нил улетают утки и цапли, скворцы- во Францию, Италию. Но многие птицы остаются с нами зимовать, туго им приходится. Как вы можете им помочь? ( сделать кормушку, вешать на ветки деревьев кусочки сала)
- Вот и мы сделали кормушку и повесили ее на дерево. Кто же первый прилетел, отгадайте.
- Ребята, о ком идет речь? Ребус (40-А)
У этой птицы есть прозвище- белобока. И, правда, по бокам у нее перышки совсем белые. А вот голова, крылья, хвост черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост- длинный, прямой , будто стрела. Нарядная птица сорока! Есть поговорка- «Трещать, как сорока», т.е много говорить.
- Что такое ГЛАГОЛ? На какие вопросы отвечают глаголы? Что обозначают глаголы? Как изменяются глаголы?
Историческая справка. (СОРОКА).
В старину слово « глаголить» обозначало «говорить». Так о чем же глаголит глагол? Есть шуточное определение: Часть речи, которая упала с печи и ударилась об пол называется- глагол. Действительно, глагол, очень «подвижная» часть речи. Она всегда обозначает движение, действие. Без глагола не смогли бы заставить существа жить, двигаться.
Мы беспрерывно совершаем какие-то действия. Дышим, моргаем, смеемся, радуемся, ходим, спим, прыгаем- все эти действия- глаголы.
Игра « Какое слово « лишнее»? Почему? Обоснуйте свой ответ.
А) Кукла, стол, рисует, ученик. Б) Бежит, гроза, играет, пишет.
Физкультминутка.
- Глагол- часть речи. (СИНИЦА).
Смотрите, кто это подлетел к кормушке. Отгадайте,
Это ловкая, подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в теплые края. Гнездо свое обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко-желтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой черной полосой, на голове – черная шапочка. Питается пауками, насекомыми, семенами. Назвали ее за песенку «сии-сиии» или « ции-ции».
А) УПР. 266 , стр. 138.
Б) Число глагола.
- На какие вопросы отвечают глаголы в ед.ч. и во мн.ч.?
Работа по перфоркартам.
Слова для проверки знаний :
Тают, бежит, рисуют, поет, читает, одевают, пишет, летят, варят, сидит.
Проверка: глаголы в ед.ч.- хлопок, во мн.ч.- летим.
В) Время глаголов. ( Воробей)
Эта птица блестит глазками и кричит на всю вселенную Удивительная эта птица: юркий плут, воришка, забияка, драчун. Проводит зиму питаясь тем, что найдет на дороге, а чуть весна, лезет в чужое гнездо, что поближе к дому,- в скворечье или ласточкино. А выгонят его, он как ни в чем не бывало… ершится, прыгает,: «Жив, жив!»
3. Закрепление пройденного. ( ЗАЯЦ).
- Ребята, смотрите, кто это путает следы?
Эти животные живут небольшими группами. Они целый день лежат, спрятавшись в каком-нибудь углублении или в норе, а ночью выходят на поиски пищи. Ходят неуклюже, это из-за того, что длинные задние ноги затрудняют передвижение. Врагов много. выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка. Его называют «косым» - глаза у него навыкат и расположены по бокам головы. Ими он может видеть, что делается не только впереди, но и сзади и сбоку. Уши длинные- ими услышит даже слабый мышиный шорох.
А) Тест « Глагол» ( Задания по уровню сложности.)
Б) Игра « Упрямый ребенок» (ВОЛК)
- О ком идет речь?
Это сильный умный хищник. У него прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери- кабан, лось. Обычно они охотятся небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Выжить им помогает выносливость, они могут не есть по нескольку дней, при этом не теряют силу и форму
- Вы , ребята, стали упрямыми и стали говорить и делать наоборот.
- Подберите и запишите противоположные по смыслу глаголы.
Девочки: идет- … , хвалит- … , сломал- … .
Мальчики: пришел- … , открыл - … , говорит - … .
В) Орфографическая «Ловушка».
Я скажу, дружок, на ушко
Здесь поставлена «ловушка».
Ты в нее не попадай,
А найди и разгадай.
- На доске написаны слова. спишите, исправляя, где это нужно ошибки.
Снек, жытель, адежда, дима, хлеп, чюдак, юбочка, ночьной.
4. Итог урока. ОЦЕНКИ. Домашнее задание.( Сундучок Кузи).
- Вот мы и добрались до заветного сундучка домовенка Кузи. Трудно приходилось в пути, но мы вместе справились. Что же передал домовой Афанасий, какие богатства?
Чтобы его открыть, скажите , что вам понравилось на уроке? Что нового узнали?
А) Итог.
- Придя домой, что вы скажите родителям, начиная свое предложение так :
« Я твердо знаю, что …».
Что такое глагол? Как изменяются Глаголы? На что они указывают?
( Открывается сундучок- там надпись- ЗНАНИЯ)
- Какие вы , ребята, знания приобрели на уроке?
Б) Оценки.
Смотрите, что написано на перевернутых клубочках – МОЛОДЦЫ.
-За урок получают все оценки. ( Устный опрос, тест, перфокарта)
В) Домашнее задание. УПР. 261 .
МОУ « Бирюлинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Открытый урок по русскому языку на тему:
« Глагол. Закрепление пройденного материала.»
Учитель начальных классов
МОУ « Бирюлинская средняя
общеобразовательная школа»
1 квалификационной категории
Малязина Ольга Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/02/picture-42141-1470159467.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Глагол"
Данный урок дает возможность систематизировать знания детей по теме: «Глагол». Конспект урока составлен в соответствии с программой УМК «Школа 2100» по учебнику Р.Н. Бунеева для 3-го класса....
Конспект урока по русскому языку "Глагол"
Урок русского языка во втором классе "Глагол" с использованием исследовательских технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/15/picture-59549-1363341066.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Глагол".
Конспект урока для 4 класса на тему "Глагол" (по программе "Начальная школа XXI века")....
Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...
Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/05/picture-48319-1522950755.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Глагол. Закрепление знаний о глаголе."
Урок даёт возможность повторить знания о части речи глагол. Эпиграфом урока является высказывание Александра Матвеевича Пешковского «Глаголы – это слова, оживля...