Конспект урока развития речи "Поздняя осень" (рассказ-описание по картине) 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Антонова Дарья Константиновна

Данный конспект пригодится в помощь учителям, обучающим глухих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka_rr_pozdnyaya_osen.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №1

Выборгского района Санкт – Петербурга

Конспект урока

развития речи

(3  класс)

Тема: «Поздняя осень»

(рассказ-описание по картине)

http://001spb.edusite.ru/images/head.gif

Учитель: Антонова Д. К.

Тема: «Поздняя осень»

(рассказ-описание по картине)

Цели урока:

  • Научить описывать картину по плану, используя словарь.

Задачи:

  • Употреблять в речи предложения сложных грамматических структур.
  • Тренировать в правильном употреблении окончаний прилагательных и существительных.
  • Научить определять 1, 2, 3 планы картины.
  • Научить выделять главные элементы картины.
  • Развивать словарный запас учащихся на материале урока.
  • Развивать устную и письменную связную речь.
  • Развивать логическое мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы.
  • Развивать умение следить друг за другом.
  • Скорректировать внятности произношения.

Педагогические технологии:

  • информационно-коммуникационные;
  • игровые;
  • групповые;
  • здоровьесберегающие;
  • коммуникативные;
  • индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

Оборудование:

       Интерактивная доска, таблички, картинка.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

С помощью вопросов и заданий, которые даются учащимся на слух, учитель организует внимание учащихся.

- …, скажи ребятам, что на уроке нельзя вертеться и отвлекаться.

- …, попроси ребят не болтать, а потерпеть до перемены.

- …, спроси у ребят, как надо работать на уроке?

- Кто знает пословицу?

+ Я знаю.

+Я хочу сказать пословицу: делу время – потехе час.

  1. Беседа к началу урока и сообщение темы урока.

+ Какой сейчас урок по расписанию?

- Прочитайте тему урока на доске.

+ Я прочитал, но не понял, что мы будем делать.

- Мы будем работать с картиной.

+ Как называется картина?

+ Картина называется «Поздняя осень»?

+ «Поздняя осень» - это название картины?

- Да, картина называется «Поздняя осень». Вы хотите посмотреть картину, с которой мы будем работать?

+ Да, я хочу посмотреть картину. Д.К., покажите, пожалуйста, картину, с которой мы будем работать на уроке.

  1. Рассматривание картины.

- Рассмотрите внимательно картину. Какое стихотворение подходит к этой картине?

+ Я знаю.

+ Я хочу рассказать стихотворение.

+ Мне кажется, к этой картине подходит стихотворение А. Плещеева «Скучная картина».

«Скучная картина.

Тучи без конца.

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца.

Что ты рано осень

В гости к нам пришла?

Еще просит осень

Света и тепла»

+ Я согласен.

+ Это стихотворение подходит к этой картине.

4. Выполнение грамматических упражнений.

- Как вы думаете, как мы будем работать с картиной? Что мы будем делать?

+ Возможно, мы будем беседовать.

+ Вероятно, мы будем составлять рассказ по картине.

+ Может быть, …

+ Я предлагаю, …

- Будем выполнять грамматические упражнения, а затем займемся словарной работой.

На доске упражнения с заданиями.

Вставить пропущенные окончания, определив род и число существительных.

Пора (как…?) осенн…, скучн…, уныл… .

День (как…?) пасмурн…, дождлив… .

Небо (как…?) хмур… .

Тучи (как…?) тяжёл…, чёрн…, свинц…, набрякш… .

Дождь (как…?) сильн…, нудн… .

Земля (как…?) мокр…, сыр…, грязн… .

Деревце (как…?) тонк…, молод… .

Осина (как…?) тонк…, обнаженн…., гол… .

- Пора – это слово мужского рода, единственного числа.

Пора (какая?) осенняя, скучная, унылая.

День – это слово мужского рода, единственного числа.

День (какой?) пасмурный, дождливый и т. д.

- Что мы делали?

+ Мы вставили пропущенные окончания, определив род и число существительных.

  1. Составление предложений с опорой на картину.

- Посмотрите внимательно на картину.

+ Я посмотрел внимательно на картину.

+ Я рассмотрел внимательно картину.

Учитель показывает на детали картины. Ученики, используя грамматическое упражнение и словарь, составляют предложения.

На доске словарь:

… очевидно, это … пора …

… изображён … день …

…, покрыто (какими?) … тучами …

… льёт, как из ведра …

… не просыхает от …

… по осеннему …

… тепло …

…, может быть, … заниматься … (возвращаются из …, навестить …)

… трепещут от ветра …

… падают на …

… опустевшее колхозное поле …

… уныло смотрится под …

… вдали виднеются …

  1. Описание картинки.

На доске план описания картины, задание и схема.

План:

  1. Время года, изображенное на картине.
  2. Первый план картины.
  3. Второй план картины.
  4. Третий план картины.
  5. Какое настроение вызывает картина и почему?

Задание: поставить вопросные слова.

  1. … время года изображено на картине?
  2. … пора осени?
  3. … погода?
  4. … небо?
  5. … земля?
  6. … происходит действие на картине?
  7. … изображен на картине?
  8. … они одеты?
  9. … они занимаются?
  10. … нарисовано на картине?

- Будем описывать картину, но сначала выполним упражнение. Прочитайте задание.

+ Я прочитал задание

+ Я (не) понял задание.

- Будем выполнять задание устно.

Учащиеся ставят вопросы, учитель записывает вопросные слова на доске.

- Что мы сделали?

+ Мы выполнили задание.

+ Мы вставили вопросные слова.

- Прочитайте первый пункт плана.

+ Я прочитал (а) первый пункт плана.

- О чем надо рассказать в первой части?

+ Я думаю, что надо рассказать о времени года, изображенном на картине и о погоде.

+ Мне кажется, надо еще рассказать о небе.

- Расскажите первую часть, используя грамматические упражнения и словарь.

Учитель показывает на детали картины, ученики составляют предложения.

+ Я хочу сказать иначе.

+ Я согласен с …

+ Мне нравится другой вариант.

+ На картине изображена поздняя осень.

+ На картине изображена самая скучная пора – поздняя осень.

+ Очевидно, это ноябрь.

+ Пасмурный, дождливый день.

+ Хмурое небо покрыто тяжелыми (свинцовыми) тучами.

+Идет нудный (холодный, сильный) дождь.

+ Земля мокрая от дождя.

+ Земля не просыхает от  дождя.

+ Кругом огромные лужи.

Учитель показывает на вопрос в грамматическом упражнении.

- Где происходит действие на картине?

+ Действие картины происходит в деревне.

- Прочитайте второй пункт плана.

+ Я прочитал второй пункт плана.

- По схеме найдите первый план картины.

+ Я нашел первый план картины.

                          Схема на доске:

3 план

2 план

1 план

слева

посередине

справа

- Кто хочет рассказать вторую часть плана?

+ Можно я расскажу вторую часть.

+ Разрешите мне рассказать вторую часть.

На первом плане картины справа изображены две девочки. Они одеты тепло (по-весеннему). В руках у них зонтики. Девочки идут в школу.

+ Я думаю по – другому, девочки возвращаются из школы домой.

+ А, по-моему, девочки идут навестить подругу.

+ А мне кажется, девочки идут заниматься в спортивную секцию или на кружок.

+ Слева изображена тонкая (обнаженная) осина.

+ Осинка стоит почти голая, так как сбросила свою листву.

+ На ней трепещут несколько одиноких листьев.

+ Последние листочки опадают на землю.

- Прочитайте третий пункт плана. Вы нашли второй план картины?

+ Да, я нашел второй план картины.

+ Я сомневаюсь, правильно ли я нашел второй план.

+ Разрешите мне показать второй план картины.

- Расскажите третью часть.

+ На втором плане картины нарисована пустынное колхозное поле (опустевшее колхозное поле).

+ Поле (оно) уныло смотрится под свинцовым небом.

- Найдите третий план картины. Расскажите четвертую часть плана.

+ На третьем плане картины изображены деревенские дома.

+ Я хочу сказать по-другому.

+ Вдали виднеются деревенские дома.

- Будем рассказывать пятую часть. Вспомните выражение о природе, с которыми познакомились на уроках чтения и природоведения.

+ Эта картина вызывает грустное (унылое) настроение.

+ В природе все глохнет, пустеет, темнеет.

+ Мне нравится другой вариант. Чувствуется, что природа потеряла яркие цвета лета и приобрела однообразный, грязноватый, серый вид.

- Мы работали по плану, составили 1,2,3,4 и 5 части. Кто хочет рассказать все описание связным текстом?

+ Я хочу рассказать.

+ Спросите меня.

+ Мне обидно, но я потерплю.

+ После Вики я хочу повторить.

Учащиеся рассказывают связно все описание картины.

- Как можно назвать эту картину?

+ Я думаю, что картину можно назвать «Поздняя осень».

+ Я согласен с …

+ Этой картине больше подходит название «Поздняя осень».

  1. Организация окончания урока (все вопросы учитель дает на слух).

- Прозвенел звонок.

+ Прозвенел звонок.

+ Мы успели все выполнить.

- Узнайте у меня, как вы работали?

- Все работали отлично, кроме …

+ Оцените, пожалуйста, нашу работу на уроке.

- … получили пятерки.

- … остальные получили четверки.

- Спросите у меня, какое будет домашнее задание?

+ Д.К., какое будет домашнее задание?

- Домашнее задание учить словарь по тетради.

- Урок закончен. Можно идти на перемену.

На следующем уроке ученики пишут описание картины по плану в тетрадях по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии

конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии...

конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси

конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси...