Конспект урока развития речи "Поздняя осень" (рассказ-описание по картине) 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный конспект пригодится в помощь учителям, обучающим глухих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka_rr_pozdnyaya_osen.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №1
Выборгского района Санкт – Петербурга
Конспект урока
развития речи
(3 класс)
Тема: «Поздняя осень»
(рассказ-описание по картине)
Учитель: Антонова Д. К.
Тема: «Поздняя осень»
(рассказ-описание по картине)
Цели урока:
- Научить описывать картину по плану, используя словарь.
Задачи:
- Употреблять в речи предложения сложных грамматических структур.
- Тренировать в правильном употреблении окончаний прилагательных и существительных.
- Научить определять 1, 2, 3 планы картины.
- Научить выделять главные элементы картины.
- Развивать словарный запас учащихся на материале урока.
- Развивать устную и письменную связную речь.
- Развивать логическое мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы.
- Развивать умение следить друг за другом.
- Скорректировать внятности произношения.
Педагогические технологии:
- информационно-коммуникационные;
- игровые;
- групповые;
- здоровьесберегающие;
- коммуникативные;
- индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
Оборудование:
Интерактивная доска, таблички, картинка.
Ход урока
- Организация начала урока.
С помощью вопросов и заданий, которые даются учащимся на слух, учитель организует внимание учащихся.
- …, скажи ребятам, что на уроке нельзя вертеться и отвлекаться.
- …, попроси ребят не болтать, а потерпеть до перемены.
- …, спроси у ребят, как надо работать на уроке?
- Кто знает пословицу?
+ Я знаю.
+Я хочу сказать пословицу: делу время – потехе час.
- Беседа к началу урока и сообщение темы урока.
+ Какой сейчас урок по расписанию?
- Прочитайте тему урока на доске.
+ Я прочитал, но не понял, что мы будем делать.
- Мы будем работать с картиной.
+ Как называется картина?
+ Картина называется «Поздняя осень»?
+ «Поздняя осень» - это название картины?
- Да, картина называется «Поздняя осень». Вы хотите посмотреть картину, с которой мы будем работать?
+ Да, я хочу посмотреть картину. Д.К., покажите, пожалуйста, картину, с которой мы будем работать на уроке.
- Рассматривание картины.
- Рассмотрите внимательно картину. Какое стихотворение подходит к этой картине?
+ Я знаю.
+ Я хочу рассказать стихотворение.
+ Мне кажется, к этой картине подходит стихотворение А. Плещеева «Скучная картина».
«Скучная картина.
Тучи без конца.
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца.
Что ты рано осень
В гости к нам пришла?
Еще просит осень
Света и тепла»
+ Я согласен.
+ Это стихотворение подходит к этой картине.
4. Выполнение грамматических упражнений.
- Как вы думаете, как мы будем работать с картиной? Что мы будем делать?
+ Возможно, мы будем беседовать.
+ Вероятно, мы будем составлять рассказ по картине.
+ Может быть, …
+ Я предлагаю, …
- Будем выполнять грамматические упражнения, а затем займемся словарной работой.
На доске упражнения с заданиями.
Вставить пропущенные окончания, определив род и число существительных.
Пора (как…?) осенн…, скучн…, уныл… .
День (как…?) пасмурн…, дождлив… .
Небо (как…?) хмур… .
Тучи (как…?) тяжёл…, чёрн…, свинц…, набрякш… .
Дождь (как…?) сильн…, нудн… .
Земля (как…?) мокр…, сыр…, грязн… .
Деревце (как…?) тонк…, молод… .
Осина (как…?) тонк…, обнаженн…., гол… .
- Пора – это слово мужского рода, единственного числа.
Пора (какая?) осенняя, скучная, унылая.
День – это слово мужского рода, единственного числа.
День (какой?) пасмурный, дождливый и т. д.
- Что мы делали?
+ Мы вставили пропущенные окончания, определив род и число существительных.
- Составление предложений с опорой на картину.
- Посмотрите внимательно на картину.
+ Я посмотрел внимательно на картину.
+ Я рассмотрел внимательно картину.
Учитель показывает на детали картины. Ученики, используя грамматическое упражнение и словарь, составляют предложения.
На доске словарь:
… очевидно, это … пора …
… изображён … день …
…, покрыто (какими?) … тучами …
… льёт, как из ведра …
… не просыхает от …
… по осеннему …
… тепло …
…, может быть, … заниматься … (возвращаются из …, навестить …)
… трепещут от ветра …
… падают на …
… опустевшее колхозное поле …
… уныло смотрится под …
… вдали виднеются …
- Описание картинки.
На доске план описания картины, задание и схема.
План:
- Время года, изображенное на картине.
- Первый план картины.
- Второй план картины.
- Третий план картины.
- Какое настроение вызывает картина и почему?
Задание: поставить вопросные слова.
- … время года изображено на картине?
- … пора осени?
- … погода?
- … небо?
- … земля?
- … происходит действие на картине?
- … изображен на картине?
- … они одеты?
- … они занимаются?
- … нарисовано на картине?
- Будем описывать картину, но сначала выполним упражнение. Прочитайте задание.
+ Я прочитал задание
+ Я (не) понял задание.
- Будем выполнять задание устно.
Учащиеся ставят вопросы, учитель записывает вопросные слова на доске.
- Что мы сделали?
+ Мы выполнили задание.
+ Мы вставили вопросные слова.
- Прочитайте первый пункт плана.
+ Я прочитал (а) первый пункт плана.
- О чем надо рассказать в первой части?
+ Я думаю, что надо рассказать о времени года, изображенном на картине и о погоде.
+ Мне кажется, надо еще рассказать о небе.
- Расскажите первую часть, используя грамматические упражнения и словарь.
Учитель показывает на детали картины, ученики составляют предложения.
+ Я хочу сказать иначе.
+ Я согласен с …
+ Мне нравится другой вариант.
+ На картине изображена поздняя осень.
+ На картине изображена самая скучная пора – поздняя осень.
+ Очевидно, это ноябрь.
+ Пасмурный, дождливый день.
+ Хмурое небо покрыто тяжелыми (свинцовыми) тучами.
+Идет нудный (холодный, сильный) дождь.
+ Земля мокрая от дождя.
+ Земля не просыхает от дождя.
+ Кругом огромные лужи.
Учитель показывает на вопрос в грамматическом упражнении.
- Где происходит действие на картине?
+ Действие картины происходит в деревне.
- Прочитайте второй пункт плана.
+ Я прочитал второй пункт плана.
- По схеме найдите первый план картины.
+ Я нашел первый план картины.
Схема на доске:
3 план | |||
2 план | |||
1 план | |||
слева | посередине | справа |
- Кто хочет рассказать вторую часть плана?
+ Можно я расскажу вторую часть.
+ Разрешите мне рассказать вторую часть.
На первом плане картины справа изображены две девочки. Они одеты тепло (по-весеннему). В руках у них зонтики. Девочки идут в школу.
+ Я думаю по – другому, девочки возвращаются из школы домой.
+ А, по-моему, девочки идут навестить подругу.
+ А мне кажется, девочки идут заниматься в спортивную секцию или на кружок.
+ Слева изображена тонкая (обнаженная) осина.
+ Осинка стоит почти голая, так как сбросила свою листву.
+ На ней трепещут несколько одиноких листьев.
+ Последние листочки опадают на землю.
- Прочитайте третий пункт плана. Вы нашли второй план картины?
+ Да, я нашел второй план картины.
+ Я сомневаюсь, правильно ли я нашел второй план.
+ Разрешите мне показать второй план картины.
- Расскажите третью часть.
+ На втором плане картины нарисована пустынное колхозное поле (опустевшее колхозное поле).
+ Поле (оно) уныло смотрится под свинцовым небом.
- Найдите третий план картины. Расскажите четвертую часть плана.
+ На третьем плане картины изображены деревенские дома.
+ Я хочу сказать по-другому.
+ Вдали виднеются деревенские дома.
- Будем рассказывать пятую часть. Вспомните выражение о природе, с которыми познакомились на уроках чтения и природоведения.
+ Эта картина вызывает грустное (унылое) настроение.
+ В природе все глохнет, пустеет, темнеет.
+ Мне нравится другой вариант. Чувствуется, что природа потеряла яркие цвета лета и приобрела однообразный, грязноватый, серый вид.
- Мы работали по плану, составили 1,2,3,4 и 5 части. Кто хочет рассказать все описание связным текстом?
+ Я хочу рассказать.
+ Спросите меня.
+ Мне обидно, но я потерплю.
+ После Вики я хочу повторить.
Учащиеся рассказывают связно все описание картины.
- Как можно назвать эту картину?
+ Я думаю, что картину можно назвать «Поздняя осень».
+ Я согласен с …
+ Этой картине больше подходит название «Поздняя осень».
- Организация окончания урока (все вопросы учитель дает на слух).
- Прозвенел звонок.
+ Прозвенел звонок.
+ Мы успели все выполнить.
- Узнайте у меня, как вы работали?
- Все работали отлично, кроме …
+ Оцените, пожалуйста, нашу работу на уроке.
- … получили пятерки.
- … остальные получили четверки.
- Спросите у меня, какое будет домашнее задание?
+ Д.К., какое будет домашнее задание?
- Домашнее задание учить словарь по тетради.
- Урок закончен. Можно идти на перемену.
На следующем уроке ученики пишут описание картины по плану в тетрадях по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе, тема урока: "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...
Конспект урока развития речи "Изложение текста повествовательного плана, 3 класс, УМК "Школа России"
Конспект урока развития речи...
конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии
конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии...
конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси
конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси...
Конспект урока развития речи по предмету "Русский язык", 3 класс
Развитие речи. Русский язык...