Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. (ОС "Школа 2100")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цели:
- развивать умения отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку – наличию суффикса -л-,
– обогащать словарный запас;
– воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, точность, наблюдательность.
Планируемые результаты:
Личностные:
- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;
- проявлять волевые усилия;
-формировать интерес к русскому языку;
- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.
Предметные:
- научиться сравнивать при наблюдении за суффиксами глаголов в неопределённой форме и в форме прошедшего времени;
- открыть способ проверки написания безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л
- научиться сотрудничать в разных формах работы;
- развивать словесно-логическое мышление, способность сохранять внимание;
- научиться соблюдать нормы литературного языка.
Тип урока: урок открытие нового знания
Оборудование: учебник УМК «Школа 2100»; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; 3 класс; 2 часть; презентация, рабочая тетрадь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiks_-l-_v_glagolah_proshedshego_vremeni.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс : 3-1
Тема урока: «Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени».
Цели:
- развивать умения отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку – наличию суффикса -л-,
– обогащать словарный запас;
– воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, точность, наблюдательность.
Планируемые результаты:
Личностные:
- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;
- проявлять волевые усилия;
-формировать интерес к русскому языку;
- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.
Предметные:
- научиться сравнивать при наблюдении за суффиксами глаголов в неопределённой форме и в форме прошедшего времени;
- открыть способ проверки написания безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л
- научиться сотрудничать в разных формах работы;
- развивать словесно-логическое мышление, способность сохранять внимание;
- научиться соблюдать нормы литературного языка.
Тип урока: урок открытие нового знания
Оборудование: учебник УМК «Школа 2100»; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; 3 класс; 2 часть; презентация, рабочая тетрадь.
Этап урока | Методы, приемы | Время | Деятельность учителя (содержание урока) | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности | Словесный: слово учителя | 2 мин | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». | Записывать число в тетрадь | Л.: формирование учебной мотивации; |
2.Мотивационный и актуализация знаний | Практический: -выполнение минутки чистописания Словесный: -опрос; -беседа. Наглядно-практический: - составление предложений по картине | 3 мин 3 мин 5 мин | Минутка чистописания: Словарная работа. 1. Грамматическая загадка. – У этого слова есть синонимы: независимость, воля; есть антоним: рабство. – Какое это слово? (Свобода.) 2. – Найдите однокоренное с ним слово в одном из предложений из упр. 350. Прочитайте его по слогам. 3. – Запишите по схемам словосочетания с этим словом. Сущ. + свобода (любовь к свободе, борьба за свободу); Гл. + свобода (мечтать о свободе, писать о свободе); Прил. + свобода (полная свобода, политическая свобода). Над какой темой мы работали на прошлом уроке? Что вы знаете о глаголах? На какие вопросы отвечают? Какие бывают признаки у глагола? Приведите примеры. Посмотрите на изображение. Что там изображено? Попробуйте составить по одному предложению по картине, используя глаголы. А теперь измените предложение так, как-будто оно произошло в прошлом. А теперь измените предложение в будущее время. | Выполнять минутку чистописания Выполнять словарную работу Анализировать вопросы, отвечать. Анализировать изображение Составлять предложения, изменять их по временам | Л.: Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор; П.: Умения результативно мыслить и работать с информацией; П.: создавать устные и письменные высказывания;
К.: уметь выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; |
3.Постановка учебной задачи | Словесно-практический-чтение правил с комментированием -формулировка темы урока | 5 мин | – Откройте учебник на с. 108. Прочитайте слова в зелёной рамке. – Почему слова разбиты на три группы? (Имеют близкое значение, это синонимы.) – А что общего у глаголов во всех трёх группах? Подсказка, если не определят сразу: когда происходит действие? (Это глаголы в прошедшем времени.) – Сформулируйте тему урока. (Глаголы прошедшего времени.) Запись на доске. | Читать, запоминать правила Находить общие признаки Формулировать тему урока | П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания при ответе на вопросы учителя; |
4.Решение учебной задачи | Словесный: - классификация слов по признакам | 3 мин | Как ещё можно объединить эти слова? – Различие в оттенках значения синонимов. (Например, в 1-м столбике слова горевал, сокрушался передают очень сильные страдания.) – У всех глаголов прошедшего времени на конце или перед -ся есть буква л. – Почему эта буква выделена жирным шрифтом? Ответ на этот вопрос вы найдёте в тексте в серой рамке на следующей странице. – Прочитайте текст. – Что же такое -л-? (Это суффикс прошедшего времени глагола.) – По этому суффиксу вам всегда легко будет найти глагол прошедшего времени. Это самый яркий отличительный признак прошедшего времени. | Называть признаки объединения слов Определять новое правило | Р.: целеполагания через постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно; П.:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели при образовании и написании глаголов в форме прошедшего времени; |
5.Первичное закрепление | Практический: - выполнение упражнения письменно Словесно-практический: -выполнение упражнения с комментированием | 5 мин 5 мин | Упр. 354. Сначала дети устно находят лишнее слово, зачёркивают его простым карандашом. Затем самостоятельно записывают, выполняя все задания. Коллективная проверка. Образец записи: Встречает, празднует, трещит (наст. вр.) Прочитает, засмеётся, оживёт (наст. вр.) Вытащила, рассказала, уточнила (прош. вр.) Работа на доске. На доске записано: Фонарь светил... Лампа светил... Солнце светил… Огоньки светил... – Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Чего не хватает? (Окончаний у глаголов.) – Допишите их. Прочитайте только глаголы. Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам в единственном числе и по числам.) | Находить лишнее слово Записывать в тетрадь упражнение Дополнять запись | К.: уметь точно и полно выражать свои мысли при формулировке вывода о правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени; П.: Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой | Практический: -выполнение упражнения самостоятельно | 5 мин | Практическая работа. – Запишите такие же пары слов, изменяя глагол плыл. Поставьте ударение. (Лодка плыла. Человек плыл. Бревно плыло. Листья плыли.) Подпишите род глаголов прошедшего времени. | Выполнять практическое задание самостоятельно | Р.: контроль и коррекция при сравнении результата с заданным эталоном при проверке дифференцированных заданий; |
7.Включение в систему знаний, повторений | Практический: -запоминание стихотворения -воспроизведение на память | 8 мин | Упр. 355. Прочитайте стихотворение Олега Григорьева. О ком говорится в стихотворении? Какими словами играет поэт? Как вы думаете, одно ли значение у слова «разбить»? В каком времени употреблён этот глагол в тексте? Прочитайте ещё раз про себя. А теперь повернитесь друг к другу и попытайтесь рассказать это стихотворение. Прочитайте ещё раз стихотворение. Закройте учебники и напишите его по памяти. Дополнительное задание: указать число и род глаголов в прошедшем времени. | Читать, анализировать стихотворение Рассказывать в парах на память стихотворение Записывать в тетрадь | П.: умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; Л.: уметь адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку |
8.Рефлексия деятельности | Словесный: -беседа | 2 мин | – Прочитайте ещё раз тему урока. – Чему мы сегодня с вами научились? Какой получили результат? (В глаголах прошедшего времени есть суффикс -л-, они изменяются по родам и числам.) Какое задание вам понравилось выполнять? А какое задание вам показалось трудным? Рефлексия «Лесенка успеха» | Выполнять рефлексию Оценивать свою деятельность на уроке | К.: умение аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра при подведении итогов урока; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...
"Образование глаголов прошедшего времени и написание словообразующего суффикса"
Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: Ø создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации Задач...
написание безударных суффиксов глагола прошедшего времени
презентация к уроку по русскому языку 4 класс ПНШ...
Конспект урока на тему "Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам .\" 3 класс
Школа 2100 ...
Конспект урока "Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с написанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем време...
Конспект урока русского языка «Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени» (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с написанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем...
Технологическая карта урока русского языка. "Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени." (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени.Цели деятельности учителя: знакомство с правописанием безудар...