Конспект и презентация к уроку на тему: Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц
план-конспект урока по русскому языку по теме

Иосик Дарья Александровна

 Буквы О/Е после шипящих и Ц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_uroka_pnsh_4_kl.docx35 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx89.73 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: № 95                                                                                                        Учитель: Пискунова И.         В.

Класс: 4-6                                                                                                                Методист: Кондратьева И. И.

Кабинет: 102                                                                                                        Студентка: Иосик Дарья, 33 гр.

Дата: 11.03.2016

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц»

Цели деятельности учителя:

Открыть правило написания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; учить находить, от каких основ слов других частей речи – существительных, глаголов и т.д. образованы имена прилагательные.

Планируемые результаты:

Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; воспитывать интерес к русскому языку; учить детей наблюдать, анализировать, сравнивать; формировать у учащихся навык работы в парах; осознанное выполнение нравственно – этических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроках русского языка.

Предметные: учатся применять общее правило написания о/е после шипящих в суффиксах прилагательных; учатся выполнять разбор слова по составу; подбирать имён прилагательных к заданному имени существительному.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, учебник 4 класс, часть 3 (ПНШ), стр. 87 – 89.

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

1 мин.

Здравствуйте! Меня зовут Дарья Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Вижу, что вы готовы к работе. Присаживайтесь.

Прочитайте девиз нашего урока «С маленькой удачи начинаются большие успехи» (2-3 чел. вслух).

Как вы его понимаете?

Чтобы был личный успех, каким я должен быть на уроке, давайте посмотрим.

 (на слайде)

Личный успех! Хочу быть:

- внимательным

- спокойным

- разумным

Характеризовать особенности ситуации  общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства, коммуникации.

Читать девиз, отвечать на вопросы, высказывать предположения.

Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.

2. Мотивационный этап

Метод – словесный; практический;

Метод – практический;

Прием – анализ языкового материала, вывод правила.

5 мин.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Урок мы начнем с того, что я вас попрошу придумать слова, в которых есть шипящие звуки (3 человека).

- Сколько всего шипящих существует? (ж, ш, щ, ч).

- Какие правила вы знаете с шипящими?

(на слайде) Правила (орфограммы) с шипящими.

  1. Реч?ка – буквосочетания чк, чн, щн, рщ, нщ.
  2. о/е/ё после шипящих в корне (чёрный)
  3. о/е/ё после шипящих в суффиксе сущ. (крючок, медвежонок)
  4. о/е/ё после шипящих в суффиксе прил. (холщовый)
  5. о/е/ё после шипящих в окончаниях сущ., прил. (тучей, ландышем, ключом, большому)
  6. ночь

плащ – ь после шипящих на конце сущ.

А теперь посмотрите на слайд. Кто знает, как написать слова парч…вый и вещ…вой. Помогите, вставьте пропущенные буквы.

- Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте выполним задание.

Парча – парч…вый

Вещь – вещ…вой

- От каких слов образованы прил.? (парча, вещь)

- В чем особенность основ сущ.? (оканчиваются на шип.)

- В какой части слова вы вставили пропущенные буквы? (суффиксе)

- Почему? Как объяснить? Может, есть какое-то правило?

- Давайте откроем учебник на странице 88. Вверху страницы прочитаем его, вставляя пропущенные слова.

Придумывать слова с шипящими звуками. Перечислять правила с шипящими.

Объяснять выбор вставленной орфограммы.

Восприятие информации, осмысление ее.

Читать правило.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные:

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

Метод - словесный;

Прием – подводящий диалог; ответы на вопросы; беседа.

Метод – словесный; практический;

Метод – практический.

Прием – орфографический анализ; устное упражнение.

Прием – грамматическое упражнение, работа в парах.

20 мин.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на уроке? (Тема: «Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц»).

Какова цель нашего урока? (вспомнить, что мы знаем о прилагательном, учиться применять правила).

И начнем с упражнения 88. Составим план работы (на слайде)

  1. Прочитайте задание.
  2. Образуйте прилагательные от основ данных существительных с помощью суффиксов –ов/-ев.
  3. Поставьте ударение.
  4. Выполним устно, по цепочке.
  5.  Проверка: –ов/-ев?

Свинец – свинцовый, кумач – кумачовый, парча – парчовый, ситец – ситцевый, песец – песцовый, грош – грошовый, камыш – камышовый, груша – грушевый, плюш – плюшевый, вещь – вещевой, биржа – биржевый, дворец – дворцовый.

Итак, еще раз прочитаем правило на 88 стр. Теперь мы умеем применять правило и выучили его.

- Вернемся к упражнению. Скажите мне, слова какой части речи мы образовывали? (прилаг.)

- Что вы знаете о прилагательных? Правило – хором. Это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Чей? Чье? В предложении бывает определением и обозначает признак предмета.

 

- А еще вам поможет высказывание на стр. 88 Евдокии Васильевны. Прочитайте слова Евдокии Васильевны.

- Что мы еще узнаем о прилагательных?

- Как будете различать прилагательные? Как их узнаете?  (нужно найти слово, от которого оно образовано)

- Кто ответит на вопрос? (есть прилагательные, которые сразу родились прилагательными, они обозначают признаки предметов, например: тяжелый, синий, глубокий, а есть прилагательные, которые образованы от основ слов других частей речи, например, лимонный, осенний).

- От основ слов каких частей речи образованы эти пять прилагательных? Найдите их в учебнике (лимонный – лимон (сущ.), осенний – осень (сущ.), казачий – казак (сущ.), ученый – учить (гл.), сторожевой – сторож (сущ.)

Вывод: Как вы будете отличать, какое же прилаг. родилось прил., а какое образовано от другой части речи? (нужно найти слово, от которого оно образовано)

Давайте проверим это в упражнении 89, верно ли нам сказала Евдокия Васильевна. Так же составим план работы.

  1. Прочитайте задание.
  2. Устно в парах распределите прилагательные в два столбика (2 мин.).
  3. Запишите в тетрадь прилагательные в столбик.
  4. Проверим каждую пару по цепочки.

1)Прил., которые родились прил.: лохматый, хороший, веселый,  мокрый, тусклый, теплый, сладкое, горький.

2)Прил., которые образованы от основ сущ.: ватный (вата), огуречный (огурец), аптечный (аптека), песочные (песок), черничное (черника), табачный (табак), кулачный (кулак), капустный (капуста).

Итог: какой можно сделать вывод? (есть прилагательные, которые сразу родились прилагательными, они обозначают признаки предметов, а есть прилагательные, которые образованы от основ слов других частей речи – сущ., глагола и т.д.)

Постановка цели и задачи урока.

Работать с учебником. Осуществлять наблюдение, как образуются прилагательные от основ данных существительных с помощью суффиксов –ов/-ев.

Строить грамматическое рассуждение.

Выбирать необходимую информацию.

Отвечать на вопросы.

Работать в паре с учебником.

Учить находить прил., которые родились прилагательными и прил., которые образованы от основ существительных.

Проверять работу.

Отвечать на вопросы.

Делать вывод.

Коммуникативные:

допускать возможность различных точек зрения

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Планировать работу.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

4. Физ. минутка

3 мин.

Встали. Приготовились.

Повторяем слова и движения вместе со мной.

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись

Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,

А затем вприсядку, чтоб не мерзли пятки.

Повторим еще раз.

Отдохнули, теперь вернемся к теме нашего урока.

Выполнять упражнения.

5. Решение частных учебных задач

Метод – словесный; наглядный; практический.

Прием – работа по учебнику; беседа; письменные  упражнения, грамматическое упражнение.

Словообразоват. анализ.

10 мин.

Продолжаем урок и выполним еще одно упражнение 90 на стр. 89.

  1. Прочитайте задание.
  2. Откройте обратный словарь на – НА.
  3. Запишите в столбик все слова самостоятельно.
  4. От основ этих слов с помощью суффикса -н- образуйте прилагат. Письменно в тетради.
  5. Разберите по составу прил.

На слайде слова на – НА.

Смена - сменный

пена - пенный

цена - ценный

длина - длинный

былина - былинный

мина - минный

картина - картинный

луна - лунный

струна - струнный

Взаимопроверка, на слайде ответы. Поменяйтесь тетрадями, проверьте у соседа по парте. Если верно поставьте +, если нет -. Оцените работу. Верните тетради.

- Почему в прил. пишется две буквы н?

(В подобных словах суффикс –ин- уже входит в основу существительных, от которых образовались данные прилагательные. Он становится частью основы существительного, и именно к нему прибавляется суффикс прилагательного  –н-. Поэтому в подобных словах пишется НН).

Молодцы! Справились с заданием, но мы выполнили еще не все. Разберите по составу прил. у доски.

Итак, вы молодцы! Мы сегодня многое повторили и узнали новые правила.

Выполнять задания.

Образовывать прил. от основ существительных с помощью суффикса –н-.

Работать со словарем.

Проверять работу. Взаимопроверка.

Отвечать на вопросы.

Разбирать по составу прил.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Познавательные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

6. Итог урока.

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Составление обобщающего ответа.

5 мин.

Скажите, пожалуйста, какова тема сегодняшнего урока?

Какие цели мы поставили?

Что сегодня повторили об имени прил.?

- как разбирать по составу;

- как образуется;

- что писать после шипящих и Ц. Повторим еще раз правило. В какой пункт мы можем добавить это правило?

Спасибо всем за урок!

Обобщать изученное.

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Личностные:

Участие в подведении итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«С маленькой удачи начинаются большие успехи»

Слайд 2

Личный успех! Хочу быть: - внимательным - спокойным - разумным

Слайд 3

ж, ш, щ, ч

Слайд 4

Правила (орфограммы) с шипящими: 1) Ре ч?к а – буквосочетания чк, чн, щн, рщ, нщ. - о/е/ё после шипящих в корне о/е/ё после шипящих в суффиксе сущ. 2) Чёрный 3) Крючок, медвежонок

Слайд 5

5) но чь пла щ - ь после шипящих на конце сущ. 4) Тучей, ландышем, большому о/е/ё после шипящих в окончаниях сущ., прил.

Слайд 6

парч…вый вещ…вой Парча – Вещь –

Слайд 7

Тема: «Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц»

Слайд 8

1. Прочитайте задание. 2. Образуйте прилагательные от основ данных существительных с помощью суффиксов –ов/-ев. 3. Поставьте ударение. 4. Выполним устно, по цепочке. 5. Проверка: –ов/-ев? Упражнение 88

Слайд 9

Прилагательное - это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? чье? В предложении бывает определением и обозначает признак предмета.

Слайд 10

Упражнение 89 1. Прочитайте задание. 2. Устно в парах распределите прилагательные в два столбика (2 мин.). 3. Запишите в тетрадь прилагательные в столбик. 4. Проверим каждую пару по цепочке.

Слайд 11

1)Прил. от прил.: Лохматыйхороший веселый мокрый тусклый теплый сладкое горький 2)Прил. от сущ.: Ватный огуречный аптечный песочные черничное табачный кулачный капустный

Слайд 12

Упражнение 90 1. Прочитайте задание. 2. Откройте обратный словарь на – НА. 3. Запишите в столбик все слова самостоятельно. 4. От основ этих слов с помощью суффикса -н- образуйте прилагат. Письменно в тетради. 5. Разберите по составу прил.

Слайд 13

Смена - сменный пена - пенный цена - ценный длина - длинный былина - былинный

Слайд 14

мина - минный картина - картинный луна - лунный струна - струнный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока русского языка в 3-м классе по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией

Сценарный план  урока русского языка  в 3-м классе  по теме  «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией...

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе "Гласные после шипящих"

Презентация к уроку в 1 классе "Гласные после шипящих"...

Презентация к уроку "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Презентация к уроку "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"...

Конспект урока по русскому языку «Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях» 3 класс (УМК «Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»)

Тема: «Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях»Цели деятельности учителя: закрепление правописания букв О и Е после шипящих и ц в падежных окончаниях.Планируемые результаты:Пред...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"....