Конспект и презентация к уроку на тему: Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц
план-конспект урока по русскому языку по теме
Буквы О/Е после шипящих и Ц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_uroka_pnsh_4_kl.docx | 35 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 89.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: № 95 Учитель: Пискунова И. В.
Класс: 4-6 Методист: Кондратьева И. И.
Кабинет: 102 Студентка: Иосик Дарья, 33 гр.
Дата: 11.03.2016
Конспект урока по русскому языку на тему:
«Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц»
Цели деятельности учителя:
Открыть правило написания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; учить находить, от каких основ слов других частей речи – существительных, глаголов и т.д. образованы имена прилагательные.
Планируемые результаты:
Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; воспитывать интерес к русскому языку; учить детей наблюдать, анализировать, сравнивать; формировать у учащихся навык работы в парах; осознанное выполнение нравственно – этических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроках русского языка.
Предметные: учатся применять общее правило написания о/е после шипящих в суффиксах прилагательных; учатся выполнять разбор слова по составу; подбирать имён прилагательных к заданному имени существительному.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, учебник 4 класс, часть 3 (ПНШ), стр. 87 – 89.
Этапы, методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент Метод – словесный Прием – подводящий диалог | 1 мин. | Здравствуйте! Меня зовут Дарья Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Вижу, что вы готовы к работе. Присаживайтесь. Прочитайте девиз нашего урока «С маленькой удачи начинаются большие успехи» (2-3 чел. вслух). Как вы его понимаете? Чтобы был личный успех, каким я должен быть на уроке, давайте посмотрим. (на слайде) Личный успех! Хочу быть: - внимательным - спокойным - разумным | Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства, коммуникации. Читать девиз, отвечать на вопросы, высказывать предположения. | Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад. |
2. Мотивационный этап Метод – словесный; практический; Метод – практический; Прием – анализ языкового материала, вывод правила. | 5 мин. | Откройте тетради, запишите число и классная работа. Урок мы начнем с того, что я вас попрошу придумать слова, в которых есть шипящие звуки (3 человека). - Сколько всего шипящих существует? (ж, ш, щ, ч). - Какие правила вы знаете с шипящими? (на слайде) Правила (орфограммы) с шипящими.
плащ – ь после шипящих на конце сущ. А теперь посмотрите на слайд. Кто знает, как написать слова парч…вый и вещ…вой. Помогите, вставьте пропущенные буквы. - Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте выполним задание. Парча – парч…вый Вещь – вещ…вой - От каких слов образованы прил.? (парча, вещь) - В чем особенность основ сущ.? (оканчиваются на шип.) - В какой части слова вы вставили пропущенные буквы? (суффиксе) - Почему? Как объяснить? Может, есть какое-то правило? - Давайте откроем учебник на странице 88. Вверху страницы прочитаем его, вставляя пропущенные слова. | Придумывать слова с шипящими звуками. Перечислять правила с шипящими. Объяснять выбор вставленной орфограммы. Восприятие информации, осмысление ее. Читать правило. | Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. |
3. Постановка учебной задачи и ее решение. Метод - словесный; Прием – подводящий диалог; ответы на вопросы; беседа. Метод – словесный; практический; Метод – практический. Прием – орфографический анализ; устное упражнение. Прием – грамматическое упражнение, работа в парах. | 20 мин. | Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на уроке? (Тема: «Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц»). Какова цель нашего урока? (вспомнить, что мы знаем о прилагательном, учиться применять правила). И начнем с упражнения 88. Составим план работы (на слайде)
Свинец – свинцовый, кумач – кумачовый, парча – парчовый, ситец – ситцевый, песец – песцовый, грош – грошовый, камыш – камышовый, груша – грушевый, плюш – плюшевый, вещь – вещевой, биржа – биржевый, дворец – дворцовый. Итак, еще раз прочитаем правило на 88 стр. Теперь мы умеем применять правило и выучили его. - Вернемся к упражнению. Скажите мне, слова какой части речи мы образовывали? (прилаг.) - Что вы знаете о прилагательных? Правило – хором. Это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Чей? Чье? В предложении бывает определением и обозначает признак предмета.
- А еще вам поможет высказывание на стр. 88 Евдокии Васильевны. Прочитайте слова Евдокии Васильевны. - Что мы еще узнаем о прилагательных? - Как будете различать прилагательные? Как их узнаете? (нужно найти слово, от которого оно образовано) - Кто ответит на вопрос? (есть прилагательные, которые сразу родились прилагательными, они обозначают признаки предметов, например: тяжелый, синий, глубокий, а есть прилагательные, которые образованы от основ слов других частей речи, например, лимонный, осенний). - От основ слов каких частей речи образованы эти пять прилагательных? Найдите их в учебнике (лимонный – лимон (сущ.), осенний – осень (сущ.), казачий – казак (сущ.), ученый – учить (гл.), сторожевой – сторож (сущ.) Вывод: Как вы будете отличать, какое же прилаг. родилось прил., а какое образовано от другой части речи? (нужно найти слово, от которого оно образовано) Давайте проверим это в упражнении 89, верно ли нам сказала Евдокия Васильевна. Так же составим план работы.
1)Прил., которые родились прил.: лохматый, хороший, веселый, мокрый, тусклый, теплый, сладкое, горький. 2)Прил., которые образованы от основ сущ.: ватный (вата), огуречный (огурец), аптечный (аптека), песочные (песок), черничное (черника), табачный (табак), кулачный (кулак), капустный (капуста). Итог: какой можно сделать вывод? (есть прилагательные, которые сразу родились прилагательными, они обозначают признаки предметов, а есть прилагательные, которые образованы от основ слов других частей речи – сущ., глагола и т.д.) | Постановка цели и задачи урока. Работать с учебником. Осуществлять наблюдение, как образуются прилагательные от основ данных существительных с помощью суффиксов –ов/-ев. Строить грамматическое рассуждение. Выбирать необходимую информацию. Отвечать на вопросы. Работать в паре с учебником. Учить находить прил., которые родились прилагательными и прил., которые образованы от основ существительных. Проверять работу. Отвечать на вопросы. Делать вывод. | Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Планировать работу. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: строят речевые высказывания. |
4. Физ. минутка | 3 мин. | Встали. Приготовились. Повторяем слова и движения вместе со мной. Зайчик беленький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок, А затем вприсядку, чтоб не мерзли пятки. Повторим еще раз. Отдохнули, теперь вернемся к теме нашего урока. | Выполнять упражнения. | |
5. Решение частных учебных задач Метод – словесный; наглядный; практический. Прием – работа по учебнику; беседа; письменные упражнения, грамматическое упражнение. Словообразоват. анализ. | 10 мин. | Продолжаем урок и выполним еще одно упражнение 90 на стр. 89.
На слайде слова на – НА. Смена - сменный пена - пенный цена - ценный длина - длинный былина - былинный мина - минный картина - картинный луна - лунный струна - струнный Взаимопроверка, на слайде ответы. Поменяйтесь тетрадями, проверьте у соседа по парте. Если верно поставьте +, если нет -. Оцените работу. Верните тетради. - Почему в прил. пишется две буквы н? (В подобных словах суффикс –ин- уже входит в основу существительных, от которых образовались данные прилагательные. Он становится частью основы существительного, и именно к нему прибавляется суффикс прилагательного –н-. Поэтому в подобных словах пишется НН). Молодцы! Справились с заданием, но мы выполнили еще не все. Разберите по составу прил. у доски. Итак, вы молодцы! Мы сегодня многое повторили и узнали новые правила. | Выполнять задания. Образовывать прил. от основ существительных с помощью суффикса –н-. Работать со словарем. Проверять работу. Взаимопроверка. Отвечать на вопросы. Разбирать по составу прил. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Познавательные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
6. Итог урока. Метод –Словесный; Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение. Составление обобщающего ответа. | 5 мин. | Скажите, пожалуйста, какова тема сегодняшнего урока? Какие цели мы поставили? Что сегодня повторили об имени прил.? - как разбирать по составу; - как образуется; - что писать после шипящих и Ц. Повторим еще раз правило. В какой пункт мы можем добавить это правило? Спасибо всем за урок! | Обобщать изученное. | Познавательные: строят речевые высказывания. Коммуникативные: умение излагать свое мнение. Личностные: Участие в подведении итогов урока. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Личный успех! Хочу быть: - внимательным - спокойным - разумным
ж, ш, щ, ч
Правила (орфограммы) с шипящими: 1) Ре ч?к а – буквосочетания чк, чн, щн, рщ, нщ. - о/е/ё после шипящих в корне о/е/ё после шипящих в суффиксе сущ. 2) Чёрный 3) Крючок, медвежонок
5) но чь пла щ - ь после шипящих на конце сущ. 4) Тучей, ландышем, большому о/е/ё после шипящих в окончаниях сущ., прил.
парч…вый вещ…вой Парча – Вещь –
Тема: «Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц»
1. Прочитайте задание. 2. Образуйте прилагательные от основ данных существительных с помощью суффиксов –ов/-ев. 3. Поставьте ударение. 4. Выполним устно, по цепочке. 5. Проверка: –ов/-ев? Упражнение 88
Прилагательное - это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? чье? В предложении бывает определением и обозначает признак предмета.
Упражнение 89 1. Прочитайте задание. 2. Устно в парах распределите прилагательные в два столбика (2 мин.). 3. Запишите в тетрадь прилагательные в столбик. 4. Проверим каждую пару по цепочке.
1)Прил. от прил.: Лохматыйхороший веселый мокрый тусклый теплый сладкое горький 2)Прил. от сущ.: Ватный огуречный аптечный песочные черничное табачный кулачный капустный
Упражнение 90 1. Прочитайте задание. 2. Откройте обратный словарь на – НА. 3. Запишите в столбик все слова самостоятельно. 4. От основ этих слов с помощью суффикса -н- образуйте прилагат. Письменно в тетради. 5. Разберите по составу прил.
Смена - сменный пена - пенный цена - ценный длина - длинный былина - былинный
мина - минный картина - картинный луна - лунный струна - струнный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план урока русского языка в 3-м классе по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией
Сценарный план урока русского языка в 3-м классе по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией...
Конспект и презентация к уроку письма. Тема: "Печатные буквы Э, Ю, Я". 1 класс. УМК "Перспектива"
....
Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе "Гласные после шипящих"
Презентация к уроку в 1 классе "Гласные после шипящих"...
Презентация к уроку "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Презентация к уроку "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"...
Конспект урока по русскому языку «Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях» 3 класс (УМК «Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»)
Тема: «Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях»Цели деятельности учителя: закрепление правописания букв О и Е после шипящих и ц в падежных окончаниях.Планируемые результаты:Пред...
Презентация к уроку русского языка 4 класс. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"
Презентация...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных".
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"....