Сценарный план урока русского языка в 3-м классе по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сценарный план  урока русского языка  в 3-м классе  по теме  «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарный план30.56 КБ
Файл Презентация711.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план

урока русского языка

в 3-м классе

по теме

 «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне»

Автор:

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1

г. Боровичи Новгородской области

Иванова О.М.

2014 год

Пояснительная записка

к уроку  русского языка  в 3 классе по теме

«Правописание букв О-Ё после шипящих в корне»

Автор:

Иванова Ольга Михайловна, учитель

Начальных классов МАОУ СОШ №1

 г. Боровичи Новгородской области

Тема, класс:

 Правописание букв О-Ё после шипящих в корне .

 3 класс

Тип:

 «открытие» нового знания

Характеристика  

класса

 Общеобразовательный класс со средним показателем качества знаний

Программа:

Русский язык: программа: 1- 4 классы/. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О.-М.: - Москва, «Вентана-Граф», 2013

Учебник:

Русский язык: 3 класс (1часть).  / С.В.Иванов,

М.И Кузнецова  и др.,  «Вентана –Граф», 2013г.

Раздел:

Орфография. Правописание.

Цель:

расширить орфографическую базу обучающихся за счёт включения в неё  нового орфографического правила – правописание О-Ё после шипящих в корне; научить  обучающихся практическому применению  этого правила письменной речи.

Задачи:

Задачи урока:

Образовательные:

выявить условия выбора букв О и Ё  после шипящих в корне;

формировать навык написания корней, с О и Ё  после шипящих в корне;

повторить морфемный разбор слов;

развить умение формулировать определение понятий;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и  умения.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развивать  способности обучающихся к новому способу действия – употреблению в письменной речи данного правила; расширить словарный запас обучающихся. УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения парной работы.

Коммуникативные УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Методы:

проблемно-поисковый, исследовательский

Оборудование:

карточки  для  работы в парах,  мел, доска, учебник, словарь, компьютер, проектор, презентация

Формы работы:

самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа, работа по развитию речи.

Структура урока:

Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Постановка учебной проблемы

«Открытие» нового знания

Первичное закрепление

Физминутка (пауза релаксации).

Самостоятельная работа

Включение в систему знаний и повторение

Информация о домашнем задании (комментирование).

Рефлексия деятельности  (итог урока)

Ход урока

Этап

урока

Название

Деятельность

1

Орг.момент

Мотивация к уч. деят.

Здравствуйте. Сейчас урок русского языка.

Для успешной работы на уроке нам необходимы:

учебник,

тетрадь,

рабочая тетрадь,

 ручка

 и карандаш.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Оцените готовность к уроку (смайлики)

Говорю вам «Добрый день!».
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.

Тетрадь: Число.

                 Классная работа (Слайд 1)

2

Актуализация знаний

Прочитайте текст на доске ( Слайд 2) 

Шесть мышат в камышах шуршат.

Жужжит жужелица,

жужжит и кружится.

Волки рыщут, пищу ищут.

Часовщик, прищурив   глаз,
Чинит часики для нас

К какому жанру мы можем отнести данный текс? (скороговорки)

Как вы думаете, что хотят нам подсказать  эти скороговорки?

Произношение каких звуков отрабатываются в каждой из них? ( [ш ж ч' щ'] )

Что вы можете сказать про данные звуки? (шипящие, всегда твёрдые (ш,ж); всегда мягкие (ч,щ))

Какими буквами записываются   эти звуки?

Минута чистописания. Составьте буквенный рисунок из шипящих и запишите его в тетрадь.

(Шшш Жжжж Ччччч Щщщщщщ, …)

Оцените выполнение минутки чистописания.

(!, , ?)

Какие правила орфографии мы знаем  с этими звуками?  Привидите примеры.

  1. чу-щу, ча-ща,  жи-ши
  2. –онок-, -ёнок- (медвежонок, зайчонок, волчонок, мышонок)
  3. –ок- (бережок, пушок, жучок, лужок, сачок)

Какие из них встретились в скороговорках? Назовите.

 (Жужжит, кружится, рыщут, пищу, ищут, часовщик, прищурив, часики)

Оцените качество выполнения нашей работы.

 (смайлики)

У кого какие трудности возникли?

3

Постановка учебной проблемы

Игра «Третий лишний» (работа в парах на листочках)

(слайд 3)

Перед вами группы слов. Ваша задача найти лишнее слово в каждой группе  и записать его в тетрадь.

Объясните свой выбор

Белый, чёрный, жёлтый. (антонимы.)

Щёки, лицо, туловище. (ед. число и мн. число)

Лужок, шов, сачок. ( нет суффикса)

Юбка, капюшон, шапка (ж.род)

(Слайд 4)

 

Проверка (смайлики)

Выделите корень в словах (подобрать родственные слова)

Поставьте ударение.

Назовите ударную гласную.

После каких согласных стоят ударные гласные?

Какой гласный звук слышится в корне под ударение после шипящих?

Какая буква пишется в этом случае?

!

Чему мы посвятим урок?

Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

(Правописание о,ё в корне слова после шипящих.)

Какие задачи поставим на урок?

4

«Открытие» нового знания

Работа в паре

Учебник с.111 рубрика «Давай подумаем»

Рассмотрите примеры.

,орный,] – чёрный

[шорты] – шорты

[шолк] – шёлк

[крыжовн,ик] – крыжовник

[жолтый,] – жёлтый

Кто сможет ответить на поставленные вопросы?

Кто нашёл закономерность выбора букв О или Ё после шипящих в корне слова?

Объясните свои предположения.

(* если возникает затруднение - рассматриваются примеры на с.112

чёрный – чернеть                       шов

жёлтый – желтеть                      шорты

шёл- вышел                                шорох

жёлуди - желудей

Кто попробует теперь объяснить в каких случаях в корне после шипящих пишется о, а в каких случаях – ё?)

Попытайтесь сформулировать правило.

Формулируется правило.

Правило: после шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о]  не слышится. В остальных случаях звук [о]  обозначается буквой о.

Откройте учебник на странице 112.  

Прочитаем рубрику «Тайны языка»

Ребята, оцените наше предположение и выведенное правило (смайлики).

Комментарии.

Чтобы не ошибиться в правописании данной орфограммы, что нам  нужно сделать?

 (составить алгоритм действий)

 с. учебника 112 -113

 

(слайд 5)

  1. Какое первое действие необходимо сделать?  

(Определить в какой части слова после шипящего слышится звук [о])

  1. Второе действие? К какому словарю нужно обратиться?

( если не в корне, обратиться к орфографическому словарю)

  1. Третье действие?

( если в корне,  подобрать родственное слово, в котором после шипящего не слышится звук [о] – записать с буквой ё; если нет – то букву о)

5

Первичное закрепление

Проведём поэтапную работу по алгоритму.

С.113 упр.1 ( с устным объяснением)

шептать –ш..пот              чернеть – ч..рный

щель – щ..лка                   желтизна – ж..лтый

пчела – пч..лы                 шелка – ш…лковый

шерсть – ш..рстка           причесать – прич..ска

Что помогло нам выполнить упражнение правильно?

Физкультурная минутка

6

Самостоятельная работа

Работа по выбору  (работа в парах)  

1) учебник с.113 упр.2

Найди лишнее слово с точки зрения орфографии. Записать и устно объяснить свой выбор

-крыжовник, щёлкать, шов, шорох, шорты

-шёлковый, шёл, расчёсывать, шёпот, шофёр

-шоколад, жонглёр, щётка, шоссе

Проверка по ключу и на полях поставить +, -

или

2)(слайд 6)

*Распределить слова на группы, с точки зрения орфографии?

Пчёлка, шорты, зайчонок, шофёр, чёлка, шорох, шоколад, шёпот, щёчка, шоу, крыжовник.

Объясните написание гласных после шипящих.

Значения всех ли слов вы понимаете?

(шоу)

 

Словарная работа.

Шоу – представление (слайд 7)

Проверка по ключу и на полях поставить +, -

Какое слово не вошло не в одну группу? Почему? (зайчонок)

Встаньте пары, которые выполнили задание без ошибок (похлопали)

Оцените работу вашей пары.

Какие трудности возникли? 

( смайлики и в тетради(!, , ?)

7

Включение в систему знаний и повторение

Игра  «Назови одним словом»  (слайд 8)

Где мы можем прочитать толкование непонятных слов? (толковый словарь)

 

По лексическому значению слова  попробуйте подобрать слова на правило с данной орфограммой, запишите рядом однокоренные слова без ударения и обозначьте орфограмму:

Плод дуба. (желудь – желудевый) 

Предмет для чистки зубов. (щетка – щетина)

Предмет, предназначенный для приведения волос в порядок.(расческа – чесать)

Цвет одуванчика (желтый – желтеть)

Проверка (смайлики)

Оценка  в тетради (!, , ?)

8

Домашнее задание

Запомнить алгоритм правописания орфограммы О, Ё после шипящих в корне слова.

Р.т. с. 30 упр.1 или упр.2  

9

Рефлексия деятельности    

 ( итог урока)

– Что нового мы узнали на уроке?

 - Какие задачи ставили?

- Достигли ли их?

- Остались ли затруднения?

– Над чем еще следует поработать?

 - Кто сегодня был нашим помощником на уроке?

- Оцените свою работу на уроке (смайлики)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: учитель начальных классов МАОУ СОШ №1 г. Боровичи Новгородской области Иванова О.М. «Правописание О –Ё после шипящих в корне слова» 1 Иванова О.М.

Слайд 2

Кла сс ная работа. Иванова О.М. 2

Слайд 3

Шесть мышат в камышах шуршат. Жужжит жужелица, жужжит и кружится. Волки рыщут, пищу ищут. Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас 3 Иванова О.М.

Слайд 4

Белый, чёрный, жёлтый Щёки, лицо, туловище Лужок, шов, сачок Юбка, капюшон, шапка 4 Иванова О.М.

Слайд 5

жёлтый шов щёки капюшон желтеть желтизна щ ека щекастый ш овчик Капюшончик капюшоны 5 Иванова О.М.

Слайд 6

Алгоритм 1) 2) Подобрать род ственные сл ова или изменить форму слова: 3) Если [ О ] – о Если [ … ] – ё Шипящий + [О] ^ □ Словарь,… 6 Иванова О.М.

Слайд 7

Пчёлка, шорты, зайчонок, шофёр, чёлка, шорох, шоколад, шёпот, щёчка, шоу, крыжовник. 7 Иванова О.М.

Слайд 8

шоу 8 Иванова О.М.

Слайд 9

Плод дуба… Предмет для чистки зубов... Предмет, предназначенный для приведения волос в порядок… Цвет одуванчика … 9 Иванова О.М.

Слайд 10

Солнце глянуло сквозь щ .. лку , Свесив огненную ч.. лку . Вышел еж с сапожной щ .. ткой , Занялся работой ч.. ткой . 10 Иванова О.М.

Слайд 11

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 21 века". Тема. Учимся писать буквы о ,ё после шипящих в корне слова.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по системе" Начальная школа 21 века" разработана  в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети учатся строить речевое высказывание...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."...

Урок русского языка в 3 классе тема Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.""

Формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости – звонкости согласными звуками....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема:"Правописание букв О - Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"....

Презентация. Русский язык 3 класс УМК Начальная школа 21 века по теме "Учимся писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова"

Презентация предназначена для уроков русского языка 3 класса УМК Начальная школа 21 века...