Статья: Работа над ошибками как способ повышения качества знаний на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему
Материал содержит способы работы над ошибками и памятку .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_oshibkami_kak_sposob_povysheniya_kachestva_znaniy_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над ошибками как способ повышения качества знаний на уроках русского языка.
Главная задача уроков русского языка - практическая. Это формирование навыков грамотного письма. Оно предполагает отсутствие ошибок в речи как устной, так и письменной.
Герберту Спенсеру принадлежат справедливые слова: «Основная цель образования – это не знания, а действия на основе полученных знаний». Исходя из этого, я часто говорю своим ученикам: мало написать - важно проверить. Особенно трудно удается самопроверка написанного текста в начальной школе, что связано с особенностями психо-физического развития младших школьников, отсутствием у них достаточной наработанности данных навыков. Поэтому огромное значение имеют как отдельные уроки работы над ошибками, так и ее систематическое выполнение после проверки тетради учителем. Урок работы над ошибками, несомненно, - один из самых трудных уроков для учителей и один из нелюбимых у учеников. Он требует кропотливой подготовки, продумывания таких приёмов и форм работы, при которых одинаково эффективным он должен стать и для учеников, имеющих большие пробелы в знаниях, и для учеников, которым необходима только корректировка знаний. Это в прямом смысле личностно-ориентированный урок.
Методическая литература сообщает о том, что работа над ошибками должна начинаться с формирования умения самостоятельно их находить. В этом утверждении есть определённое противоречие: ребёнок делает ошибку, чтобы потом её найти? Зачастую ребёнок может найти ошибку только с помощью и то далеко не всегда. Учитель не исправляет, а лишь зачёркивает букву, которая записана неверно. При организации корректирующих уроков очень важно использование таких способов и форм работы, при которых активизируется мыслительная деятельность, ставится задача, которая потом решается с разной степенью самостоятельности для разных групп детей. Учитель в разной степени помогает детям, одним достаточно наводящего вопроса или просьбы проверить внимательно, другим нужна постоянная помощь консультанта. Огромное значение здесь имеет помощь «сильных учеников», которым и отводится роль консультанта. Таковы требования современных стандартов к роли учителя на уроке. С этой целью полезно каждому ученику раздать памятки по работе над ошибками, где определены типы орфограмм и способы их исправления.
Предлагаю вариант такой памятки.
Как работать с памяткой:
1.Найди свою ошибку в списке орфограмм.
2.Повтори правило.
3.Сделай работу над ошибкой по образцу.
4.Запомни правило!
5.Старайся больше не допускать эту ошибку.
Памятка работы над ошибками.
1.Пропуск или замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: ученик, звонок.
2.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.
3.Перенос слова.
Раздели слово для переноса.
Например: ОСИ – НА.
4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: дочка, речка, мощный.
5.Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, роща, туча.
6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением
Запиши слово правильно. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.
Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).
8.Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.
9.Правописание предлога со словами (пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.
Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.
10.Правописание приставки со словами.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: Заехал, уехал, поехал.
11.Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.
Например: Полетели, посмотрели, потянули.
12.Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с той же орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.
13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.
Например: Ель, тень, коньки.
14.Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.
Например: Вьюга, листья.
15.Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.
Например: Съезд, объём.
16.Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.
Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).
17. Непроизносимые согласные.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка – звёздный
18.Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолёт.
19. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч ( м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
21. Не с глаголом. (орфограмма пробел)
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
22.Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)
на полянке (на земле, 1 скл.)
24.Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).
25. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например у пред нас, копред мне, спред тобой.
26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)
27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?)
беречь (что делать?)
28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)
ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)
29. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
30. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа оценки качества знаний обучающихся по русскому языку в 4 классе. Входной тест.
Тестовые задания дают точную количественную характеристику уровня достижений школьниками по русскому языку в рамках ОС «Школа 2100», помогут выявить уровень общего разви...
Программа оценки качества знаний обучающихся по русскому языку в 4 классе. Промежуточный тест.
Тестовые задания дают точную количественную характеристику уровня достижений школьниками по русскому языку в рамках ОС «Школа 2100», помогут выявить уровень общего развития: умение применять зна...
Программа оценки качества знаний обучающихся по русскому языку в 4 классе. Итоговый тест.
Тестовые задания дают точную количественную характеристику уровня достижений школьниками по русскому языку в рамках ОС «Школа 2100», помогут выявить уровень общего развития: умение применять зна...
«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках , как один из способов повышения качества знаний учащихся».
результаты использования ИКТ, типы компьютерных средств обучения....
«Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы»
Еще Иммануил Кант говорил: "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Конфуций рассуждал: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял» и психологи утверждают, ч...
Способы повышения качества знаний учащихся начальной школы.
Использование следующих современных образовательных технологий (СОТ):здоровьесберегающие технологии;технологии дифференцированного обучения;информационные технологии;технология проблемного обучения;иг...
Доклад по теме "Игра как способ повышения качества и продуктивности обучения русскому языку в начальной школе"
Выступление на открытом заседании Городского педагогического сообщества учителей общеобразовательных организаций по направлению «Начальные классы». Тема заседания: «Профессиональное ...