Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (1 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Шагаева Марина Евгеньевна

Автор УМК: Л.Ф Климанова, «Перспектива»,  издательство «Просвещение»

Форма проведения: проблемный урок

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формировать умение разграничивать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

Тема

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Цель  урока

Развивать умения ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы.

Основное содержание

темы,

термины, понятия

Распределение слов на группы: слова – названия предметов, их признаков, действий. Вопросы: кто? что? какая? что делает?

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Сформировать умение различать  слова – названия одушевленных и неодушевленных предметов (без обозначения терминов)

Расширять словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Познавательные:

  • Проводить классификацию по заданным критериям
  • Устанавливать причинно-следственные связи на основе выделения существенных признаков и их синтез
  • Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов
  • освоение умения ставить вопросы к словам.

Коммуникативные:

  • умения объяснять свои действия
  • освоение умения ставить вопросы к словам

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

УМК «Перспектива» Учебник «Русский язык» 1 класс

Методическое пособие.

Наглядный и раздаточный материал.

Тетрадь для учащихся в узкую линейку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_otvechayushchie_na_voprosy_kto_chto.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слова, отвечающие на вопросы  Кто? Что? (1 класс)

Автор УМК: Л.Ф Климанова, «Перспектива»,  издательство «Просвещение»

Форма проведения: проблемный урок

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формировать умение разграничивать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Оборудование: ИКТ- доска ActiveBoard, флипчарт, программа Activinspaire, нетбуки у каждого ученика,  Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева учебник «Русский язык 1 кл.», электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой «Русский язык»,  карточки со словами, вопросами Кто? Что?, «неодушевленные, одушевленные», индивидуальные дифференцированные карточки, задания для работы в парах.

Современные педагогические технологии: ИКТ, проблемно- диалогическая технология.

Формы работы на уроке: парная, индивидуальная

Набор учебных ситуаций

1. Создание учебной ситуации с затруднением, через которую обозначены предметные, метапредметные и личностные результаты (УУД).

 2. Побуждающий диалог, постановка проблемной ситуации, которая характеризуется особым психологическим состоянием, наличием противоречия и пониманием проблемы.

3.Создание “ситуации успеха”, где детям предлагается конкретно-практическая задача, опирающаяся на прошлый опыт ребёнка.

4. Организация творческой деятельности учащихся на уроке.

5. Организация рефлексивной деятельности учащихся.

Ход урока:

Технологическая карта урока по русскому языку

                                   

Тема

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Цель  урока

Развивать умения ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы.

Основное содержание

темы,

термины, понятия

Распределение слов на группы: слова – названия предметов, их признаков, действий. Вопросы: кто? что? какая? что делает?

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Сформировать умение различать  слова – названия одушевленных и неодушевленных предметов (без обозначения терминов)

Расширять словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Познавательные:

  • Проводить классификацию по заданным критериям
  • Устанавливать причинно-следственные связи на основе выделения существенных признаков и их синтез
  • Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов
  • освоение умения ставить вопросы к словам.

Коммуникативные:

  • умения объяснять свои действия
  • освоение умения ставить вопросы к словам

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

УМК «Перспектива» Учебник «Русский язык» 1 класс

Методическое пособие.

Наглядный и раздаточный материал.

Тетрадь для учащихся в узкую линейку.

1. Мотивация к деятельности.

1 этап.

Организационный момент.

Мотивация

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания игровой ситуации;

2)определить содержательные рамки урока: изучение лексики русского языка;

3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности

2 этап.

Актуализация знаний

Цель – закрепить знания и умения

Постановка темы и цели урока

Постановка учебной задачи

Проверить организацию рабочего места, наличие учебных предметов

                                                                                                                 

2. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Чистописание.

   

А) Упражнение в умении классифицировать существительные

Игра «Собери слово» .

На табличках записаны слова на доске.   Работа с доской (программа Activinspaire)                                                                                        

- Весенний ветерок дунул и рассыпал слова.

О, К, Т      В, С,Е, А,Н        Т, О, Ч     О, Н, И, К

- Какие слова можно составить, используя  эти буквы? Составьте слова.

(На доске по мере составления появляются слова)

Кот, ток, кто, весна, кино, кони, что.

- Тема нашего урока Слова, отвечающие на вопросы кто? что?  

- Какие учебные задачи мы будем выполнять? учиться различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?  Учиться находить данные слова в тексте и ставить вопросы к словам. Учиться строить предложения.     

- На какие две группы можно разбить слова? (односложные – двусложные, одушевленные – неодушевленные)

- Какие слова лишние? (кто, что)

- Почему? (записываю на доске)

- Что обозначают оставшиеся слова? (предметы)

- Какие вопросы можно задать к этим словам?

-Распределите слова  в два столбика.

Запись на доске и в тетради учеников.  Один ученик распределяет слова  на доске.

                                                                                       

                                          Кто?                                          Что?

               кони         весна

                                         кот                                                          кино

                                                 ток

Оцените свою работу!!!

Работа в тетрадях.

Исследование: удивление, затруднение, осознать противоречие

Учебно- познавательная деятельность

Открытие нового знания

Цель – учить школьников различать слова – названия одушевлённых  и неодушевлённых предметов; ставить вопросы кто? что?

Рефлексия

-На какой вопрос отвечают слова 1столбика? (кто?) – Почему?

 -На какой вопрос отвечают слова 2столбика? (что?) – Почему?

-Что обозначают эти слова? (предметы)

- Откройте учебники на стр. 39. Прочитайте «Узелки на память».

-Сравним наш вывод с выводом в учебнике. ВЫДЕЛИМ КЛЮЧЕВЫЕ ПРИЗНАКИ СЛОВ, ОТВЕЧ. На ? КТО? (люди и животные), ЧТО? (название всех других предметов)

     Физминутка

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдемся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает.

(Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок - другой

Покачаю головой.

(Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

Другой - вперед,

А потом наоборот.

(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься

Диагностика качества учебно-познавательной деятельности

В) Работа в парах  - (отработка умения задавать вопросы к словам – предметам):

Загадать загадки. По мере их отгадывания, открывать на доске слова с пропущенными буквами: учитель, Москва, ученик, собака, корова, язык, карандаши, машина, ландыши

Кто учит детей всех писать и читать,

Природу любить, стариков уважать? (учит.ль)

Главный город Российского государства (М.сква)

ОТГАДКА

 Двери, окна, но не дом.

Есть сиденья даже в нём.

Фары светят, как глаза,

Есть четыре колеса.   (маш.на)

Если в школу ты пошел —

Новый статус приобрел.

Был ребенок, был дошкольник,

А теперь зовёшься... (уч.ник)

В будке спит,

Дом сторожит.

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт. (с.бака)

Рыжий молокозавод 

День жует, ночь жует. 

Ведь траву не так легко 

Переделать в молоко! 

(К.рова)

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

(ландыш.)

Любим нос везде совать:

И чертить, и рисовать.

Всё раскрашиваем сами

Разноцветными носами.  (карандаш.)        

Всегда во рту,

А не проглотишь. (.зык)

-На какие правила записаны слова на доске?  (слова из словаря, сочетания «ши-жи»)

-Сформулируйте задание. (распределить слова на группы и вставить буквы)

  РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ                                                

-Разделите слова на две группы и вставить пропущенные буквы. У доски два ученика. (двухпользовательский режим) На доске разделить на 2 группы.

- Пусть один назовет слова, которые отвечает на вопрос кто?, а другой ученик - что? Называть слова нужно с вопросами.

 (По времени 1-1,5 мин) по окончанию  одна пара у доски - Проверка.

-Что обозначают слова, которые вы назвали – предметы.

(Одни предметы называют людей и животных, а другие –все остальные предметы.)

Оцените свою работу!!

ДИСК

ЗАПИСЬ НОВОГО СЛОВАРНОГО СЛОВА:  берёза берёзовый березняк

Взять предложение с диска (толкование слова): Берёза – любимое русское дерево.

Предупредительный диктант.

Назовите в предложении предметы.

Дети записывают предложения под диктовку.

Проверка по образцу.

Какой вопрос поставим к этим словам? (что). Найдите слова других названий групп.  (Ответы с вопросами к словам)

Оцените свою работу!!!

Работа по книге: с. 40 Упр. 72

ДИСК (проверочная) На доске тоже записаны и пронумерованы слова.

Распределить слова - номера по группам

Как вы думаете, мы успешно решили поставленные задачи?                            

- За что себя можете похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания вам понравились?

- Какие задания оказались трудными

РАБОТА В ПАРАХ

Сформулируйте задание. (Составить предложения)

- Составьте предложения. Запишите предложения (вспомнить правила написания предложения).

  1. Ряд: скворцы   песни   запели   весёлые
  2. Ряд: радуются ясному птицы  звери и солнышку
  3. Ряд: бегают весёлые лужам по малыши

(Скворцы запели веселые песни. Птицы и звери радуются ясному солнышку. Весёлые малыши бегают по лужам).

 - Назовите слова, отвечающие на вопрос кто?  

- Назовите неодушевленные слова. – Докажите?

- К какой группе мы их относим?

Найдите слова других названий групп.  (Ответы с вопросами к словам)

Проверка по образцу.

Оцените свою работу.                                                                          

-Игра «Составь пару» (уч. стр.40  Упр.72  )

Как вы думаете, мы успешно решили поставленные задачи?                            

- За что себя можете похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания вам понравились?

- Какие задания оказались трудными?

Работа в парах

Источники

  1.  http://www.umnyedetki.ru/skazki/ryaba.html
  2. http://www.blizko.ru/firms/8668706
  3.  http://www.pikabu.ru/search.php?q=14 
  4. http://vsezveri.info 
  5. http://animated-images.su/photo/animacija/zhivotnye

Раздаточный материал:

учит.ль,  М.сква, уч.ник, с.бака, к.рова, .зык, карандаш., маш.на, ландыш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова отвечающие на вопросы Кто? Что? 1 класс

Предмет: русский язык, учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной Название материала: «Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?». Уровень образования школьников: 1 класс ...

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.Планируемые результаты: умение различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать? и «Что сделать?&raq...

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.план-конспект урока по русскому языку (1 класс) Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в пи...