Конспект урока русского языка "Продолжение освоения алфавита" 1 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Третий урок в теме "Буквы русского языка" 1 класс УМК "Гармония"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
«Продолжение освоения алфавита»
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ СОШ №94 Ленинского района
Витальева Марина Сергеевна
Н.Новгород
2014
Урок «Русский язык»
Класс первый
УМК «Гармония»
Программа курса «Русский язык» в 1-м классе. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
Учебник «Русский язык: К тайнам нашего языка», Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014
Тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык: К тайнам нашего языка», Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012
Календарно-тематическое планирование
Фонетика. Графика. Орфография. | |||
Буквы русского языка (4 ч.) | |||
1. | Знакомство с алфавитом | 21.04 | |
2. | Освоение алфавита | 22.04 | |
3. | Продолжение освоения алфавита | Делают умозаключение о необходимости знания алфавита. Выявляют алфавитный порядок слов, располагают слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям). Анализируют порядок букв, слов, различают их последовательности как правильные и неправильные | 23.04 |
4. | Тренировка в расположении слов по алфавиту | 24.04 |
Диагностический блок:
Описание диагностики исходного уровня УУД
Диагностика уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение. Тест «Найди несколько различий»// Изучение универсальных учебный действий младших школьников. Методические рекомендации для педагогов-психологов, учителей начальных классов, заместителей директоров по начальному образованию. Нижний Новгород, 2012
Диагностика самоконтроля (умение контролировать свою деятельность – регулятивные УУД). Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)//Изучение универсальных учебный действий младших школьников. Методические рекомендации для педагогов-психологов, учителей начальных классов, заместителей директоров по начальному образованию. Нижний Новгород, 2012
Уровень | Низкий | Средний | Высокий |
Количество учащихся (в %) | 16 | 56 | 28 |
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.
Учащиеся обладают сведениями об истории слов алфавит и азбука, знакомы с их лексическим значением; понимают и принимают необходимость знания алфавита наизусть; знакомы со словарями – толковым, орфографическим; умеют находить в них нужные слова, используя алфавитную последовательность. Уровень усвоения знаний – применение в знакомой ситуации. Уровень сформированности умений и навыков – аналитический.
Тема урока: «Продолжение освоения алфавита»
Задачи урока: упражнять первоклассников в определении алфавитного порядка слов; в умении находить орфограммы, применять правила переноса слов, списывать и писать под диктовку, формировать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты урока:
- личностные - осознание практической необходимости знания алфавита;
- желание умело пользоваться русским языком;
- предметные - знание о расположении по алфавиту слов, начинающихся с одной буквы;
- умение пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач;
- метапредметные - познавательные УУД : умение выделять необходимую информацию, структурировать
знания, анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать;
- коммуникативные УУД: умение работать в паре и группе, вести учебный диалог в соответствии с задачами коммуникации;
- регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности.
Оборудование урока: учебник, тетради учащихся, наглядный и раздаточный материал, компьютер, проектор,
магнитно-меловая доска.
План урока
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности 2.Целеполагание 3.Повторение алфавитного порядка букв 1. 2.Минутка чистописания 3.Физкульминутка 4. 4. Словарная работа 5. Выявления места и причины затруднения. Открытие способа установления в алфавитном порядке слов, начинающихся с одной буквы. 6. Закрепление способа расстановки слов в алфавитном порядке 1.Самостоятельная работа по аналогии 2. Физкультминутка для глаз 3.Игра «Знаешь ли ты дни недели» 7. Итог урока. Рефлексия деятельности на уроке | Учитель: - Прозвенел опять звонок, Пригласил нас на урок. Будем мы читать, писать, Заданья дружно выполнять. - Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успеха. - Сядьте за парты правильно, откройте тетради, расположите их наклонно, запишите число, «Классная работа». - Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется ... Слайд 2 - Первая книжка Для всех детишек: Учит — мучит, А научит — радует. - С помощью толкового словаря мы уже объясняли значение каждого из этих слов. -Что их объединяет? Слайд 3 - Сегодня мы получим новые знания о том, как устанавливать слова в алфавитном порядке. (Учитель знакомит детей с темой урока) Слайд 4 -На экране четыре группы букв. Слайд 5 - Работая в паре, решите, какая группа букв расположена по алфавиту. Покажите номера групп на веерах. - Проверьте, верно ли вы ответили на вопрос. Слайд 6 - Проведём минутку чистописания с этими буквами. (Учитель следит за посадкой, правилами удерживания ручки в руке, каллиграфией, в случае необходимости оказывает помощь) Слайд 7 Физкультминутка с алфавитом Слайд 2 - Назовите букву, которая в алфавите находится между буквами о и р. - Название каких учебных вещей начинается с этой буквы? (На доске вывешиваются карточки со словами: п.ртфель, п.нал) - Назовите первую букву алфавита. - Каким предметом, название которого начинается с этой буквы, мы пользуемся на уроке рисования. (На доске - карточка со словом альбом) - Чем мы рисуем в альбоме? (На доске – карточка со словом к.р.ндаш) - Назовите место, где в алфавите располагается первая буква этого слова. - Эти слова вы найдёте в ТПО (с.18 №102). Начнём со словарной работы. Чем нужно воспользоваться, чтобы правильно вставить пропущенные буквы? - При помощи словаря на с.32 ТПО определите, какие буквы вставим в «окошки».
Слайд 8 - Расставьте слова в алфавитном порядке. - Что вызвало затруднение? Слайд 9 - Кто догадался, как нужно поступить в таком случае? Слайд 10 - Мы открыли способ записи в алфавитном порядке слов, начинающихся с одной буквы. Прочитайте правило на с. 65 учебника, запомните его. - Теперь можно выполнить задание. Запишите словарные слова по алфавиту, выделяя опасные места при письме. (Учитель организует самопроверку) - На доске вы видите, в каком порядке должны быть записаны слова. Проверьте себя. Доска - альбом карандаш пенал портфель - В упражнении №102 есть ещё одна группа слов. Вам нужно вставить пропущенные буквы и показать цифрами алфавитный порядок слов самостоятельно. (Учитель организует самостоятельную работу. Группе детей в качестве помощи предлагается карточка с алфавитом. По окончании выполнения задания учитель организует самопроверку) Слайд 11 Физкультминутка для глаз Слайды 12-16 - Я предлагаю вам поиграть в игру «Знаешь ли ты дни недели?» Найдите в учебнике упр.№103 (с.65). Мы разделимся на 4 группы по 7 человек. У каждой есть набор слов – названий дней недели. Задание первое: распределить названия дней недели в том порядке, в каком они сменяют друг друга. Слова выложить на парте в нужном порядке. (Учитель организует фронтальную работу, в ходе которой обсуждается выполнение задания и возможные ошибки) (Последовательность размещается на доске) - Задание второе: Распределить эти же слова как для словаря.
(Вторая последовательность размещается на доске рядом с первой) - Сравните две последовательности. Чем они похожи? - В чём разница? - Почему одни и те же слова мы записали в разной последовательности? - Запишите слова в тетрадь:
(Учитель следит за правильностью выполнения задания, за посадкой детей, оказывает помощь в написании букв и соединений) Слайд 17 - Подведём итог урока. Продолжите предложения… - Давайте проверим свои знания и умения. Выполним тест. Слайд 18 - Запишите в тетради номера правильных ответов на поставленные вопросы: 1) в какой группе буквы расположены по алфавиту? 1. опср 2.фхцч 3. кмлн 2) какое слово в словаре должно быть первым? 1.Ель 2. Ежи 3.Енот Слайд 19 - Проверьте себя по эталону на экране, оцените правильность выполнения каждого задания с помощью линеечек.
- Какое новое правило о расстановке слов в алфавитном порядке мы сегодня узнали? Слайд 19 - Задачу урока выполнили. Спасибо за внимание. | алфавит азбука Они обозначают определённый порядок букв ( Дети показывают на веерах номер группы) (Учащиеся пишут буквы в соответствии с правилами каллиграфии) (Учащиеся выполняют различные движения, сопровождая их хоровым чтением стихов про буквы алфавита) п портфель, пенал а альбомом карандашами после буквы й; перед буквой л; между буквами й и л словарём (Дети, воспользовавшись словарём, называют пропущенные буквы) два слова начинаются с одной буквы расположить слова по второй букве (Дети самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях.) (Дети сверяют свою работу с образцом на доске и оценивают с помощью линеечек по критериям: правильность и аккуратность (Г.А.Цукерман, Н.К.Поливанова «Введение в школьную жизнь») (Дети сверяют работу с образцом на слайде, оценивают её значком «+» или «-») (Учащиеся распределяются на группы, планируют совместную работу, действуют самостоятельно, но в случае затруднения обращаются за помощью к учителю. По истечении времени одна из групп выходит к доске. Члены группы встают в шеренгу и показывают карточки с названиями) (Работа ведётся в группах аналогично)
перечисляются одни и те же слова. порядок слов разный. были разные задания (Дети записывают последовательности по заданию) (Дети выполняют самопроверку и оценивают свою работу) (Учащиеся воспроизводят по памяти или зачитывают правило из учебника(с. 65) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АЛФАВИТ
Вопрос урока: Как устанавливать слова в алфавитном порядке ?
Какая группа букв расположена по алфавиту? Л К М Н Н О П Р Е Ё З Ж 1 2 3 П С Р Т Какая группа букв расположена по алфавиту? Л К М Н Н О П Р Е Ё З Ж 1 2 3 П С Р Т 4
Какая группа букв расположена по алфавиту? Л К М Н Н О П Р Е Ё З Ж 1 2 3 П С Р Т 4 Какая группа букв расположена по алфавиту? Л К М Н Н О П Р Е Ё З Ж 1 2 3 П С Р Т 4
Минутка чистописания
Физминутка с алфавитом.
Словарная работа О Е а а а
Словарная работа О Е а а а 1 2
Как определить алфавитный порядок для двух слов на одну букву? портфель пенал
Вставьте пропущенные буквы и покажите цифрами алфавитный порядок слов. е и о е е 1 2 3 4 5
Я ТЕПЕРЬ ЗНАЮ … УМЕЮ… СМОГУ… 17 ИТОГ УРОКА
ИТОГ УРОКА В какой группе буквы расположены по алфавиту? о п с р 2. ф х ц ч 3. к м л н ; Какое слово по алфавиту должно быть первым? 1. Ель 2. Ежи 3. Енот
ИТОГ УРОКА В какой группе буквы расположены по алфавиту? о п с р 2. ф х ц ч 3. к м л н ; Какое слово по алфавиту должно быть первым? 1. Ель 2. Ежи 3. Енот
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"
Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Тема урока: "Комплексная работа с текстом предложения.Обобщающий урок."
Урок дан на семинаре учителей начальных классов. Тема семинара: " Рефлексивные технологии на уроке развития критического мышления"...
Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».
Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"
Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке....