План-конспект урока русского языка в 6 классе "В гостях у словарей"
план-конспект урока по русскому языку

Архипова Елена Алексеевна

Урок русского языка в 6 классе в разделе "Лексика" по теме "Словари"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Ряжская средняя школа №2»

План-конспект урока в 6 классе

В гостях у словарей

Архипова Елена Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Ряжск, 2021 год

Тип урока

Урок общеметодической направленности; урок защиты проектов.

Цель:

познакомить с различными видами словарей, проверить выполнение исследовательского проекта.

Задачи

Развивающая: Развивать познавательную, коммуникационную и творческую компетенции; активизировать самостоятельную деятельность учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала.

Обучающая: Познакомить учащихся со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, совершенствовать умение работы со словарями разных типов, способствовать проявлению интереса к словам и словарям.

Воспитывающая: Воспитывать любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства; бережное отношение к слову, расширять жизненные познания детей.

УУД

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

Познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает, отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку

зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

Основной дидактический метод: деятельностный

Частные методы и приемы: словесные, наглядные, игровые приемы.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, групповой работы, индивидуального подхода, элементы технологии развития критического мышления.

Описание методов оценивания: самооценка, оценка товарищами, оценка учителем.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ответственности за выполненное, произнесенное;

Предметные: осознание того, какое место занимали и занимают словари в изучении русского языка; понимание, как правильно ими пользоваться.

Метапредметные: использование лексических словарей, извлечение нужной информации из текстов и словарных статей, содержащих теоретические сведения.

Оборудование: презентация, словари, учебник, документ-камера.

Перед проведением урока учащиеся класса разделены на группы, которым поручено приготовить сообщения о типах словарей, представить словари, продемонстрировать возможности словаря.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Стихотворение С.Я.Маршака «Словарь»

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

- Друзья, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Ответы детей)

- Правильно, сегодня мы отправимся в гости к словарям русского языка.

2. Актуализация новой темы. Постановка целей урока.

 - Как вы думаете, много ли словарей существует? (Дети дают ответы).

 - Составим таблицу (ей рекомендуется отвести в тетради целую страницу)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 Опираясь на имеющиеся знания, дети заполняют первую графу «Знаю».

 - Сформулируйте цели сегодняшнего урока. (Повторить всё, что знаем о словарях; узнать, какие ещё бывают словари, что можно узнать в словарях, кто авторы самых авторитетных словарей; закреплять умение пользоваться различными словарями, обогащать словарный запас.)

 - Заполните графу «Хочу узнать». (Возможные варианты: Какие бывают словари? Что можно узнать в словарях? Кто авторы словарей? Какие словари лучше: печатные или электронные, старые или современные?)

 - В ходе урока мы будем заполнять графу «Узнал».

3. Новая тема.

 - Итак, друзья, добро пожаловать в увлекательную страну «Словарь». Я назвала словари страной. А вот французский писатель Анатоль Франс сказал о словарях: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке». Как вы думаете, почему он так сказал? (Ответы детей)

 - В гости к словарям нас поведут ваши одноклассники. Они подготовились к работе проводников.

 - Слово предоставляется первой группе.

А) Мы приглашаем вас познакомиться с толковым словарём.

 В прошлом веке жил интересный человек, который собирал слова. Звали его Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по нашей земле и везде собирал слова. Зиму 1837 года Даль провёл в Петербурге. Его записями интересовался А.С. Пушкин, поэт увидел в Дале близкого по литературному мастерству человека и посоветовал Далю заняться составлением словаря русского языка. Этот труд занял у него 53 года.

 Результатом жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». Это 4 толстых тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. (Участники творческой группы демонстрируют словарь Даля)

  В словаре В.И. Даля содержится около   200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка первой половины 19 века здесь представлены областные слова, терминология разных профессий и ремёсел, около 30 тыс. пословиц и поговорок. (В ходе рассказа один из участников группы под документ-камерой демонстрирует статьи из словаря Даля.)

  Наиболее популярный и доступный из всех существующих современных толковых словарей – это словарь Ожегова. (Демонстрируют словарь и статьи под документ-камерой). В словаре Ожегова широко представлена просторечная лексика, употребляемая и в литературе, и в разговорной речи.

 Задание учителя: Заглянем в толковый словарь учебника русского языка 6 класса на с.175. Найдите словарную статью, толкующую значение слова «колча».  Что можно узнать о слове в словарной статье?  (Постановку ударения, форму родительного падежа, род, лексическую принадлежность слова, употребление слова в речи). Составьте предложение с этим словом.

  Запишите в таблицу фамилии составителей толковых словарей.

Б) Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Бывает, что на место одной буквы встает другая… И тогда в слове появляется ошибка. А чтобы этого не произошло, нужен орфографический словарь. Приглашаем вас в гости к орфографическому словарю.

  Он нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.  В орфографическом словаре даются правильные написания слов.
Чтобы лучше понять, что такое орфографический словарь, стоит познакомиться с самыми известными из них.

  Русский орфографический словарь Д. Н. Ушакова – это один из старых словарей, который может быть очень полезен школьникам, особенно при подготовке к экзаменам, ВПР, когда проводится проверка знаний. Д. Н. Ушаков – известный талантливый лингвист, который внес огромный вклад в развитие русского языка. Его словарь содержит около пятнадцати тысяч слов. Он регулярно дополняется и редактируется, поэтому содержит в себе актуальную информацию и соответствует всем изменениям, которые происходят в языке. Более того, словарь полезен еще и тем, что содержит информацию об ударении в словах, что также очень пригодится школьникам. Пользоваться словарем удобно и просто, рассчитан он на широкую аудиторию, поэтому быстро и легко найти в нем необходимую информацию о правописании того или иного слова сможет каждый.  (Демонстрация словаря и его возможностей)

  Морфемно-орфографический словарь А. Н. Тихонова – одно из самых популярных и востребованных изданий. Полезно с ним познакомиться школьниками и студентам. В этом словаре можно не только проверить правописание какого-либо слова, но и узнать о его морфемном строении. Именно этим так ценно издание. Это первый в своем роде труд, в котором подробно разбирается строение слов.

  Соблюдение орфографических норм — свидетельство речи грамотной, приятной и понятной всем. Но знать все — просто невозможно, а сомневаться — нормально. Поэтому при возникновении неуверенности в правильности написания слова стоит обращаться к орфографическим словарям.

  У вас всегда под рукой орфографический словарь учебника. Откройте его и просмотрите, какие слова в нём расположены.

Задание учителя: выборочный диктант. Запишите словарные слова.

 Привет!

К нам пожаловал балет,

И театр, и актрисы,

Декорация, кулисы,

Дирижёр, и билетёр,

Персонаж, танцор, сюжет,

Бис! Антракт…Фойе…Буфет…

 Проверка написанного по словарю. (Или по слайду)

В) Если знаешь части слова, то напишешь их толково. Без знания частей слова невозможно грамотно писать. Приглашаем вас в гости к словарю строения слов русского языка.

  Словарь строения слов дает полные сведения об особенностях строения слов разных частей речи русского языка. При этом каждое слово сопровождается грамматической характеристикой, помогающей понять, почему так, а не иначе изменяется то или иное слово. Основная цель словаря - стать надежным справочником для каждого. Впервые «Школьный словарь строения слов русского языка» вышел в 1987 году. Его автором-составителем является Зиновий Аронович Потиха. В словаре показано, как делятся по составу слова, наиболее часто употребляемые в русском литературном языке. В необходимых случаях приводятся сведения о происхождении слов, помогающие понять особенности их значения и правописания.

 За десятки лет появилось много интереснейших словарей, но «Школьный словарь» З.А.Потихи продолжает оставаться наиболее простым, доступным каждому ученику. (Демонстрация словаря и его возможностей)

Задание учителя: запишите пословицы, объясните орфограммы в разных частях слова, укажите эти части слова: Мал.нькая правда поб…дит б.льшую неправду. За двумя зайцами п.гониш.ся – ни одного не поймаеш.. Не тот дру…, кто мёдом маж…т, а тот, кто правду скаж…т.

Г) Членение слова на морфемы связано с происхождением этого слова. А его происхождение мы можем узнать в этимологическом словаре.

  Секреты и тайны слов исторические содержат в себе словари этимологические.

Ознакомившись с этимологическим словарем, где в интересной и доступной форме подробно описываются истории возникновения слов в русском языке и излагаются факты из истории их использования, вы раскроете множество тайн, которые заключаются в такой науке, как этимология. Наиболее известен из дореволюционных изданий (до 1917 года) «Этимологический словарь русского языка» А.Г. Преображенского (1910-1916). Словарь содержит объяснение этимологии многих общеупотребительных русских слов и части заимствованных. В 1961 г. вышел «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.В. Шанской под редакцией С.Г. Бархударова.

  Школьный этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой сообщает юным читателям об истории появления того или иного слова в языке. Если слово заимствовано, словарь приводит язык-источник, если слово исконно русское, словарь рассказывает, как слово было образовано, какую первоначальную форму имело, как изменилось. Этот словарь переиздаётся постоянно.

  Этимологический словарь можно читать как книгу, настолько он интересен и увлекателен. Порой информация, находящаяся в нём, оказывается очень неожиданной. (Демонстрация словаря и его возможностей)

  - Запишите в таблицу фамилии авторов этимологических словарей.

Задание учителя: запишите слово «невеста». Что вы можете сказать о этимологии этого слова?

 История слова НЕВЕСТА не такая уж ясная, но все же многие словари полагают, что связано это слово с глаголом ВЕДАТЬ, то есть «знать». На самом деле невеста – это не ведающая греха, чистая, святая, честная.

Д) Чтобы найти замену слову, да не одну, а даже три, в словарь синонимов смотри! Откройте словарь синонимов, и увидите слова, близкие по значению, слова – друзья. Слова – синонимы похожи, близки друг к другу по смыслу, но всё же каждое из них имеет своё, особенное значение. Синонимы дают возможность выражать самые тонкие оттенки мысли и чувства.

 Словарь синонимов помогает подобрать наиболее удачное слово или словосочетание для более точного и яркого выражения мысли. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов – синонимов, их толкование и примеры из литературно – художественных произведений. Синонимы расширяют словарный состав языка, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее.

  Первым      словарь   синонимов   русского   языка составил известный писатель-сатирик Д.И.Фонвизин. В 1783 году он опубликовал    "Опыт российского    сословника", включавшего     32    синонимических    ряда. В 1968 г. вышел «Словарь синонимов русского языка», составленный З. Е. Александровой, содержащий перечни слов, без объяснений и без примеров употребления. (Демонстрация словаря и его возможностей)

Запишите в таблицу фамилии авторов словарей синонимов.

Задание учителя: игра «Кто больше». Подобрать синонимы к словам:

Смеющийся, трудный, приятный, красивый, тревожиться.

Е) Ребята, а как называются слова противоположные по смыслу? Правильно! Антонимы! Оказывается, есть и словари антонимов. Если хочешь узнать, какие есть в русском языке «слова-враги», загляни в этот словарь. В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: это хорошо или плохо? Ещё рано или уже поздно? Сегодня тепло или холодно? Ты сыт или голоден? Эти явления отражают антонимы.

 «Словарь антонимов русского языка» члена-корреспондента Российской академии образования М.П.Львова – наиболее обстоятельный и полный справочник по русской антонимии.

Словарь содержит около 3000 антонимов русского языка. К антонимам приводятся синонимы. Антонимические пары иллюстрированы цитатами из художественной, научной литературы и публицистики.  Словарь включает как разнокоренные антонимы (большой - маленький, громкий – тихий), так и однокоренные (перелёт – недолёт, приходить – уходить). В качестве антонимов в словаре представлены не только знаменательные части речи, но и служебные: весело – грустно (нареч.), высокий – низкий (прилаг.), все – никто (местоим.), над – под (предлоги). (Демонстрируется словарь и его возможности).

Задание учителя: подберите антонимы к слову «правда» (ложь, неправда, обман, враньё(разг.), кривда). Запишите фамилию создателя словаря антонимов в таблицу.

Ё) Встретил незнакомую крылатую фразу – открывай словарь фразеологизмов сразу. Это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4000 фразеологизмов русского языка, таких как: «бить баклуши», «манна небесная» и другие. В отличие от других словарей, здесь описываются не отдельные слова, а устоявшиеся в русском языке словосочетания – фразеологизмы. Основная задача словаря – помочь понять сложную и разнообразную жизнь устойчивых сочетаний слов, получить представление о свойствах фразеологизмов, овладеть нормами их употребления в речи и узнать их происхождение. Словарные статьи расположены в алфавитном порядке. Этот словарь интересен для людей любых профессий.

  Интерес к фразеологизмам возник еще в XIX в., что нашло отражение в замечательной работе «Пословицы русского народа» В. И. Даля (1861-1862), а также справочнике «Крылатые слова» С. В. Максимова (1890).

  Самое полное собрание фразеологизмов русского языка представлено в двухтомном «Фразеологическом словаре русского литературного языка» А. И. Федорова (1997). «Словарь образных выражений русского языка» Т. С. Аристовой и др. (1995) располагает фразеологизмы по идеографическому принципу, объединяя их в рубрики: «характеристика человека», «труд», «богатство», «бедность», «интеллектуальные способности» и т.п. Таким образом, словарь показывает отражение во фразеологизмах представлений о мире и о месте человека в нем.

«Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова (1980) адресован учащимся и содержит наиболее употребительные фразеологизмы русского языка.

  Запишите в таблицу фамилии создателей словарей фразеологизмов.

Задание учителя: попробуем составить небольшой рассказ «Трудная задача», используя как можно больше фразеологизмов. (Работа в парах)

Ж) Как пишутся заимствованные слова, в каких родились странах, расскажет нам «Словарь слов иностранных».

 При чтении журналов, газет, книг мы часто сталкиваемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.  Словари иностранных слов появились позднее, чем обычные толковые словари. И возникли они из разного рода «прикнижных» списков слов и словариков, а также комментариев к ним, которыми снабжались разного рода переводные сочинения, нередко содержавшие много слов, не понятных для русского читателя. Первые словари иностранных слов назывались объяснительными, и главное их предназначение как раз и заключалось в том, чтобы объяснять непонятные или незнакомые читателю иноязычные слова. И до самого последнего времени эти словари были по своему характеру энциклопедическим.

  Помимо сведений о правилах произношения иноязычного слова и о его грамматических свойствах (то есть о его роде, склоняемости, одушевлённости или неодушевлённости и т.п.), в «Толковом словаре иноязычных слов» приводятся наиболее характерные словосочетания с данным словом, иллюстрирующие эти свойства, стилистические пометы и пометы о сфере употребления слова (например: устаревшее, разговорное, жаргонное, химический термин, музыкальный термин и т.п.), словообразовательные производные (например, в статье слова аренда указаны образованные от него слова арендный, арендовать, арендатор), устойчивые обороты, созданные на базе данного слова. Помимо больших словарей иностранных слов, существуют словари краткие. Таков, например, «Краткий словарь иностранных слов» Т.Г.Музруковой и И.В.Нечаевой (М., 1995). Краткими являются и словари иностранных слов для школьников. Наиболее известны из них «Школьный словарь иностранных слов», созданный коллективом авторов (И.А.Василевская, Е.И.Голанова, В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая), и словарь с таким же названием, составленный Л.П.Крысиным (М., 1997 и 2001).

 В связи с активным ростом экономических, политических, культурных, спортивных отношений между странами русский язык пополняется заимствованными словами. Поэтому словари иностранных слов часто переиздаются.

Задание учителя:

  Есть время суток, когда мы все становимся иностранцами, причем говорим сразу на нескольких языках.

– Когда? (Утром, за завтраком.)

 – Мы произносим слова: чай (китайский), кофе (французский), кекс (английский), какао (американских индейцев), мармелад (португальский).

– Составьте диалог на тему «За завтраком», обязательно включив данные слова и слова исконно русские: спасибо, пожалуйста, благодарю.

З) Очень востребованным сейчас является орфоэпический словарь. В русском языке ударение может падать абсолютно на любую часть слова. Более того, при склонении одного и того же слова по падежам ударение может падать на разные его слоги, что повышает шанс ошибиться в произношении не только для иностранцев, но и для носителей языка. В связи с этим главным помощником любого человека, желающего правильно говорить, является орфоэпический словарь. Согласно традиционной версии, история орфоэпических словарей русского языка начинается с 1955-го, когда вышел труд Рубена Аванесова и Сергея Ожегова «Русское литературное произношение и ударение: словарь-справочник». Чуть менее чем через 30 лет был опубликован всем известный «Орфоэпический словарь» Аванесова, который стал настольным пособием для многих. (Демонстрация словаря и его возможностей)

 Запишите фамилии создателей орфоэпических словарей.

Задание учителя:         игра «Диктор». Расставьте правильно ударение в словах и прочитайте их: баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свёкла, торты, щавель.

4. Рефлексия.

 - А теперь посмотрим небольшой видеоролик о словарях

        https://yandex.ru/video/search?text=видеоурок%20словари&path=wizard&wiz_type=vital     

  - Друзья, давайте вернёмся к нашей таблице «Знаю - Хочу узнать - Узнал». Какие записи вы сделали? Каких целей достигли за время урока?

5. Домашняя работа.

 Самостоятельно найдите информацию о таких словарях, в гостях у которых мы сегодня не были.

Источники:

  1. https://fb.ru/article/257650/orfoepicheskiy-slovar---eto-chto-takoe 
  2. https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-nashi-proekti-orfoepicheskiy-slovar-1057180.html 
  3. https://videotutor-rusyaz.ru/   видеословарь по русскому языку
  4. https://yandex.ru/video/search?text=видеоурок%20словари&path=wizard&wiz_type=vital   видеоурок словари
  5. https://yandex.ru/video/preview/?text=видеоурок+словари&path=wizard&parent-reqid=1636203777650794-4573119766412491969-vla1-1886-vla-l7-balancer-8080-BAL-8814&wiz_type=vital&filmId=14079972179959438749&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D6h4vOhuv2lk 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме:

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непрои...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....