Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Изложение "Благородный поступок".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пищальникова Наталья Олеговна

Тема: Изложение "Благородный поступок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 107_paustovskiy_izlozhenie_blagorodnyy_postupok.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изложение повествовательного текста. К. Паустовский «Благородный поступок»

Тип урока: комбинированный

Цель: развивать умения пересказывать письменно текст по плану;

Планируемые результаты:

- личностные: 

- развитие наблюдательности, речи;

- воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;

- развитие самостоятельности, инициативности в выборе решения.

- предметные: 

- научатся писать письменное изложение;

- научатся анализировать часть текста, выделять его главную мысль, озаглавливать часть, составлять план текста;

- получат возможность применить полученные теоретические знания на практике, в течение урока;

Оборудование: презентация, учебник.

      Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

 (Словесный : слово учителя)

1 мин

- Здравствуйте! Присаживайтесь.

- Откройте тетради для творческих работ, запишите число, изложение.

-Приветствовать учителя;

-Эмоциональный настрой на урок

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

II.  Актуализация знаний и мотивация

Сл.: отгадывание загадки, ребуса

Сл.: ответы на вопросы

Работа с книгой: чтение

7 мин

- Отгадайте загадку:

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы

Он, мурлыча, песнь поет –

Только мышь его боится, угадали –это…? (Кот)

- Разгадайте ребус:

Петя, -Ух!

На слайде изображения кота и петуха.

- Предположите, как они могут жить друг с другом?

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем писать?

-Для того, чтобы подтвердить наши предположения об этих героях, прочитайте текст на с.56

- Какая тема текста?

Отгадывать загадку, ребус

Рассматривать иллюстрации

Определять главного героя

Читать текст в учебнике

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

                                                                    К.- Аргументация своего мнения и позиции  

П.- Определение основной и второстепенной информации

III. Постановка учебной задачи

Сл.: ответы на вопросы

Работа с книгой: чтение

5 мин

- Как можно озаглавить данный текст? (Куры в саду, вкусная каша и  т.д.)

-запишите понравившийся заголовок.

- назовите главную мысль текста. (кот ходил как хозяин и сторож)

- Давайте определим, какой тип текста- повествование, описание или рассуждение?

Текст-повествование:

1. задача текста

Рассказать о каком –либо событии.

2. Вопросы к тексту

Что? Где? С кем происходит?

Озаглавливание текста

Отвечать на вопросы; делать выводы;

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

К.- Учитывать разные мнения

П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

IV. Открытие нового знания

Работа с книгой: озаглавливание текста

Сл.: беседа по содержанию текста

Работа с книгой: определение части

Нагл.: рассматривание иллюстрации

Пр.: соотнесение части текста с иллюстрацией  

Сл: беседа по содержанию текста

Работа с книгой: составление плана

Сл.: беседа по содержанию

Работа с книгой: озаглавливание

Сл.: пересказ части

Работа с книгой: чтение части

Сл.: анализ части, ответы на вопросы

Пр.: опорные слова

Работа с книгой: пересказ

Сл.: чтение части

Сл.: отв. на вопросы, анализ части

Работа с частью: пересказ по опорам

10 мин

- С чего начинается текст?

- На сколько частей можно разделить этот текст?

- Посмотрите на иллюстрации.

На 1-ом рисунке, что мы видим? Где в тексте об этом говорится? В какой части об этом может говориться?

- С каких слов начинается? (однажды кот)

Каким предложением заканчивается часть? (они стали склевывать с тарелок кашу)

- Смотрим на 2 рисунок. Что на нем происходит?

Этот рисунок к какой части относится? Где она начинается? с каких слов?(Кот прокрался…)

Где заканчивается часть? (от петуха летели пыль и пух)

- К какой части относится 3 рисунок? (ко второй)

- Что на нем изображено? (мчался петух, а кот его бил передней лапой по спине)

Давайте с вами составим план.

Работа над частью.

- Прочитай первую часть. (1 ученик)

- О чем говорится в этой части? (о благородном поступке кота, о курах в саду)

- Что значит благородный?  (делать благо, добро)

- найдите слово, которое говорит о том, как куры попали в сад. (влезли)

- Что стали делать куры в саду? (склевывать кашу)

- Где стояла каша? (в тарелках на столе в саду)

- Озаглавьте эту часть. (Куры в саду)

- Посмотрите на опорные слова и на выделенные орфограммы. Давайте прочитаем вместе.

- Кто может пересказать часть по (опорным) словарным словам?

Опоры:  Однажды, совершил, благородный, влезли, склёвывать из тарелок

- Прочитай вторую часть текста.

- О чем говорится в этой части? (о том, как кот прокрался и наказал кур, как он побил петуха)

- Как можно озаглавить эту часть? (наказание и погоня)

- Найдите слово, которое говорит о том, как кот подошел к курам. (прокрался)

- Что сделали куры, когда кот прыгнул на стол? (взлетели с писком, бросились удирать)

- Что значит «удирать»?  Чем отличается от «убегать»?

- Что значит «мчатся»? (очень быстро передвигать) Кто мчался впереди? Что делал кот за петухом, прочитайте это слово. (нёсся)

- как вы понимаете это слово? (быстро бежал за петухом)

- Что делал кот с петухом? (бил передней лапой по спине, что от того летели у петуха пыль и пух)

- Посмотрите на опорные слова и на выделенные орфограммы. Давайте прочитаем вместе.

Опоры: прокрался, прыгнул, взлетели, удирать, впереди,  нёсся,  

- Кто может пересказать часть по (опорным) словарным словам?

- Переходим к работе над следующей частью.

- Прочитай третью часть текста.

- О чем говорится в этой части? (о том, как кот стал ходить как сторож и хозяин в саду и дома, а куры его боялись)

- Что говорит автор о курах? (опасались воровать)

- Чем закончилась эта история?

- Как можно озаглавить эту часть? (сторож)

- посмотрите на последнее предложение. Что вы увидели? (запятая перед союзом как)

Опоры: опасались, воровать, по дому и саду ,как хозяин и сторож.

- Кто может пересказать эту часть?

-С какого слова начинается каждый абзац?

1- Однажды кот…

2- Кот прокрался…

3-С тех пор…

Читать текст

Отвечать на вопросы

Рассматривать иллюстрацию к тексту

Анализировать текст

Определять часть текста

Рассматривать иллюстрацию к тексту

Отвечать на вопросы

Определять часть текста

Рассматривать иллюстрацию к тексту

Отвечать на вопросы

Определять часть текста

Составлять план текста

Отвечать

на вопросы

Озаглавливать часть текста

Пересказывать текст по опорам

Читать часть текста

Анализировать часть;

Отвечать на вопросы;

Пересказывать текст по опорам

Читать часть текста

Анализировать часть;

Отвечать на вопросы;

Пересказывать текст по опорам

Читать часть текста

Анализировать часть;

Отвечать на вопросы;

Пересказывать текст по опорам

Разбирать начало каждого абзаца

Уяснить значение каждого абзаца, выяснить, какой  абзац главный

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Физминутка

2 мин

- Повторяйте за мной движения.

- Принимают участие в физминутке

V. Первичное закрепление

Работа с планом: пересказ по плану

4 мин

 - Перескажите текст по опорам (плану).

План:

  1. Куры в саду
  2. Наказание и погоня
  3. Сторож

Пересказывать текст по опорам

Р.- Сохранять учебную задачу                                                                

VI. Вторичное закрепление

Работа с книгой: чтение, изложение

Пр: письменное упр.

Сл.: чтение изложения, анализ изложения

 9 мин

- Прочитайте текст, закройте учебники, начинайте писать изложение. Пишем каждую часть с красной строки, также вам помогут план и слова на доске.

Учащиеся пишут изложение.

Учитель выслушивает 1-2 учеников у доски, остальные дополняют ответы учащихся.

- проанализируйте пересказ данного текста:

* Насколько полно было передано содержание текста?

* Насколько он был последователен?

* Какие ошибки были допущены?

Писать изложение

Воспроизводить собственный текст

Исправлять ошибки

Р.- Сохранять учебную задачу                                        

VII.Итог урока

    Словесный (беседа)

   

Рефлексия

2 мин

- Что мы сегодня сделали на уроке?

- какая задача стояла перед нами?

- Кто желает прочитать получившиеся изложения?

- кому было трудно писать изложение?

- Кто совсем не справился?

- Молодцы! Урок окончен!

-Подведение итога урока;

-Оценивать себя и сложность изученной темы;

-Слушать информацию о домашнем задании

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

Р.- осуществляют итоговый контроль,

П.- рефлексия способов и условий действий

К.- Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Родной язык – средство общения" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Родной язык – средство общения" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему : "Великий и могучий русский язык " 3 класс

laquo; Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! » И.С. Тургенев....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Правописание Ё (Е) после шипящих в личных окончаниях глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, автор Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения писать Ё (...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...