конспект урока русского языка:Написание частицы НЕ со словами, называющими действия
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Георгица Ирина Сергеевна

                                                                                                                                                                                                     

Тема урока: «Написание частицы НЕ со словами, называющими действия».

 

Цели деятельности учителя: развивать умение писать слитно и раздельно приставки и предлоги; повторить способность выделения на письме обращения; формировать представление о частице не; учить правильно писать частицу не со словами, называющими действия.

Планируемые результаты

Личностные: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности; воспитывать отношение к русскому языку как показателю индивидуальной культуры человека; формировать уважительное отношение к мнению других.

Предметные: познакомить с отрицательной частицей не; формировать умение правильно писать частицу не со словами, называющими действия; применять правила орфографии в письменной речи.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: презентация, учебник ПНШ Русский язык 2 класс 3 часть, тетрадь «для самостоятельных работ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_kl.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                     

Тема урока: «Написание частицы НЕ со словами, называющими действия».

Цели деятельности учителя: развивать умение писать слитно и раздельно приставки и предлоги; повторить способность выделения на письме обращения; формировать представление о частице не; учить правильно писать частицу не со словами, называющими действия.

Планируемые результаты

Личностные: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности; воспитывать отношение к русскому языку как показателю индивидуальной культуры человека; формировать уважительное отношение к мнению других.

Предметные: познакомить с отрицательной частицей не; формировать умение правильно писать частицу не со словами, называющими действия; применять правила орфографии в письменной речи.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: презентация, учебник ПНШ Русский язык 2 класс 3 часть, тетрадь «для самостоятельных работ».


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

I. Организационный этап

Словесный: приветствие.

10:00-10:01

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке. Присаживайтесь.

Приветствовать  учителя.

II. Мотивационный этап

Практический: каллиграфическое упражнение.

Словесный: ответы на вопросы.

III.  Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: анализ языкового материала.

Словесный: ответы на вопросы.

10:01-10:03

10:03-10:08

Минутка чистописания.

- Откройте тетради, две строчки вниз, записываем число: Четвертое марта; Классная работа. Спинки прямые, ручку держим правильно!

- Ребята, посмотрите на доску. N, прочитай, что на ней написано? (Частица «Не») С каким соединением? (Со средним). Ребята, сидим правильно, локотки на парте, внимательно смотрим на меня.  И…1…и…2…и…3…и… Теперь вы вместе со мной прописываете в воздухе частицу «Не». И…1…и…2…и…3…и…  Теперь сами аккуратно пропишите одну строчку «Не» у себя в тетрадках.

(Слайд 1) Для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, прочитайте слайд и скажите какое словосочетание лишнее (Не хочет). Почему? (Потому что это не признак предмета, а слово, обозначающее действие). Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Тема нашего сегодняшнего урока – (Слайд 2). Написание частицы не со словами, называющими действия. Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? (Например, как пишется не со словами, называющими действия).

Писать

каллиграфически.

Анализировать, выдвигать предположения.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: формулируют ответы;  строят речевое высказывание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

IV. Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: чтение правила.

Практический: слушание.

Практический: чтение стихотворения про себя, вслух.

Практический: устное орфографич. упр.

Практический: письм. орфографич. упр.

10:08-10:11

А чему научимся? (Например, правильно писать частицу не со словами, называющими действия).

Изучение нового материала.

- Внимательно посмотрите на слайд и прочитайте, что там написано. (Слайд 4: Не любит, не спит, не умеет, не ценит). Ребята, какой вывод вы можете сделать о написании не со словами, называющими действия? А чтобы точно узнать ответ на этот вопрос откройте свои учебники на странице 63. N, прочитай правило. Так как пишется частица не со словами, называющими действия? (Раздельно). Приведите примеры.

Упражнение 67.

- А сейчас выполним упражнение 67, на странице 64. Прочитайте стихотворение про себя. Кто хочет прочитать вслух выразительно? N, читай.

- Какое новое правило нужно знать, чтобы записать текст правильно? Давайте попробуем устно вставить между частицей не и каждым словом, называющим действие, одно из этих слов (Слайд 5: только, просто, очень). (Не очень ловит, не только моет, не просто выроет и т. д.).

- Молодцы! А теперь давайте выполним упражнение в тетради. 1 вариант записывает первое предложение, а 2 вариант – второе.  Записываем каллиграфически, с новой строки, как в учебнике, с большой буквы, подчеркивая орфограммы и частицу не.

1 вариант:

2 вариант:

Ленивая кошка

Не ловит мышей.

Ленивый мальчишка

Не моет ушей.

Узнавать новую информацию.

Приводить примеры.

Читать, слушать стихотворение.

Вставлять слова.

Писать  каллиграфически.

П: осуществляют поиск необходимой информации; осмысленно читают; осмысляют уч. материал.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.

Практический: орфографич. анализ текста.

Устная фронтальная проверка.

Самопроверка.

V. Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: письм. пункт.- орф. упр.

Проверка.

Самопроверка.

VI. Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы; самоанализ.

10:11-10:20

10:20:10:21

10:21-10:40

10:40-10:44

10:44:10:45

- Готовы? Проверяем по цепочке. N, как ты записал слово «ленивая»? (Через е). Что это за орфограмма? (Проверяемая гласная в корне слова). Чем ее можно проверить? (Проверочным словом). А какое проверочное слово? («Лень»). У кого не так - исправьте. N, как ты записал слово «кошка»? (С ша). Что это за орфограмма? (Проверяемая парная согласная в корне). Проверочное слово? («Кошечка»). У кого не так - исправьте.  N, как ты записал словосочетание «не ловит»? (Раздельно). Почему? (Частица не со словами, называющими действия, пишется раздельно) У кого не так - исправьте.  N, как ты записал слово «мальчишка»? (С ша). Почему? (Проверочное слово «мальчишечка»). У кого не так - исправьте. N, как ты записал словосочетание «не моет»? (Раздельно). Почему? (Частица не со словами, называющими действия, пишется раздельно). У кого не было ни одной ошибки? Молодцы, поставьте себе карандашом «+» на полях тетрадки. А у кого были ошибки, в следующий раз будьте внимательнее.

(Дополнительное задание: записать предложения)

Ленивая мышка
Не выроет норку.
Л
енивый мальчишка
Не любит уборку.
Л
енивая мушка
Не хочет летать.
Л
енивый мальчишка
Не хочет читать!

Как жили бы в этой
Л
енивой избушке,
Не будь на земле
Нел
енивой старушки? 

(Проверка по слайду).

- Так как же пишется не со словами, называющими действия? (Раздельно).

Динамическая пауза.

- Предлагаю отдохнуть.

(Включается видеофизминутка).

-А сейчас, ребята, поработаем в ваших тетрадях «для самостоятельной работы». 

Упражнение 46.

- Откройте тетради на странице 33, упражнение. 46. N, прочитай задание. Как на письме выделяются обращения? (Запятыми). Поднимите руку, кому что-то непонятно. N, прочти стихотворение. Давайте разделим текст на 2 части. 1 часть будет начинаться с начала и заканчиваться на строчках «…дружок, не пой!». 2 часть будет начинаться со слов «Все должны теперь молчать…» и до конца. Кто хочет пойти к доске? (Ученик  выполняет 1 часть упражнения на обратной стороне доски). Все остальные пишем 1 часть в тетради. Записываем каллиграфически, с новой строки, как в тетради, с большой буквы, выделяя обращения запятыми и подчеркивая частицу не.  

Баю-бай! Васик-бай!
Ты, собачка,
 не лай!
Ты, бычок,
не мычи!
Ты, медведь,
не рычи!
Волк, миленький
, не вой,
Петушок, дружок,
не пой!

- Давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сверьтесь с доской. Поменяйтесь назад. У кого были ошибки, поднимите руку.

- Продолжим. Самостоятельно запишите 2 часть.

Все должны теперь молчать:
Васик хочет спать...
Баю-бай! Васик-бай!
Ножками
не болтай,
Глазками
не моргай,
Смеяться
не надо,

Ладушко-ладо!

- Готовы? Проверьте, сверяясь со слайдом.  У кого не было ни одной ошибки? Молодцы, поставьте себе карандашом «+» на полях тетрадки. А у кого были ошибки, в следующий раз будьте внимательнее. Так как же пишем частицу не со словами, называющими действия?

- Ребята,  что мы узнали сегодня? А чему научились? А сейчас оцените свою работу на уроке. На ваших партах лежат карточки, вы должны зачеркнуть или подчеркнуть частицу не.

1. Я не понял\а как писать частицу не со словами, называющими действия.

- Поднимите руку, кто зачеркнул частицу не в пункте 1? Хорошо! А кто подчеркнул? Ничего, в следующий раз будете внимательнее.

2. Я не понял\а как выделяются обращения в письме.

- Поднимите руку, кто зачеркнул частицу не в пункте 2? Хорошо! А кто подчеркнул? Ничего, в следующий раз будете внимательнее.

3. Мне не понравилась моя работа на уроке.

- Поднимите руку, кто зачеркнул частицу не в пункте 3? Хорошо! А кто подчеркнул? Ничего, в следующий раз будете внимательнее.

4. Я не ошибался\ась.

- Поднимите руку, кто зачеркнул частицу не в пункте 4? Хорошо! А кто подчеркнул? Ничего, в следующий раз будете внимательнее.

Домашнее задание.

(Слайд ) Запишите в дневниках ваше домашнее задание: страница 66, упражнение 69

Проверять.

Выполнять двигательные упражнения.

Отвечать на вопросы.

Читать, слушать,

выполнять упражнение.

Проверять.

Отвечать на вопросы, анализировать, оценивать свои достижения.

Записать домашнее задание.

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей;  осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка . Тема:"Работа окончаний у слов, называющих действия в прошедшем времени"

Урок русского языка по системе развивающего обучения. Программа Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Дополнительный материал подобран с учётом особенностей мышления ивосприятия учеников. На уроке происходи...

Тема. «Деятельностный подход на уроке русского языка «Написание парных согласных на конце слова»

Деятельностный подход на уроке русского языка «Написание парных согласных на конце слова»...

Конспект урока русского языка "Написание частицы НЕ со словами, называющими действия" (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять схемы образования новых слов; формирование умения подбирать родственные слова; закрепление умения пользоваться Обратным словарем.Планируемые р...

Технологическая карта урока русского языка "Проверка орфограммы в окончании слов, называющих действие" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глаголов.Задачи урокаДидактические:закрепление знаний о правописании личных окончаний глаголов;закрепление умения определять спряжение г...

Технологическая карта урока русского языка «Проверка орфограмм в окончании слов, называющих действия», 3 класс, УМК "Система Эльконина-Давыдова"

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: совершенствование понятия о способах проверки орфограмм в окончании слов, называющих действияЗадачи урокаДидактические:1) Закрепить знания об общих орфографически...