Урок развития речи. сочинение-рассуждение "Нужна ли нам зима?"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок с использованием интерактивных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhna_li_zima.docx | 144.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: расширить знания о зимних изменениях в природе, формировать умение составлять связное высказывание на заданную тему, аргументировать.
Развивать связную речь, образное мышление, воображение, коммуникативные навыки.
Оборудование: презентация «Зима», цветные карточки для работы в группах по технологии "шляпы де Боно", кружочки картона 6 цветов, изображение разноцветных шляп, Папка-скоросшиватель размера А-5 с файлами, цветные страницы для создания книжки, аудиозаписи - А.Вивальди "Зима", фрагент песни «Кабы не было зимы» (для физкультминутки)
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний.
1. Минутка чистописания.
Загадка. Кто молчит, а всех научит? (Книга)
Письмо букв К к, сочетаний Кл Км кл км кн.
2. Письмо по памяти (зрительный диктант) :
Книга - маленькое окошко, а через него весь мир видно.
- Какое местоимение встретили в пословице? Что вы о нем можете сказать?
- Какие книги вы больше всего любите читать?
- Действительно, дети больше всего любят сказки.
ІІ. Целеполагание.
- Сядьте тихонечко, дети, сейчас!
Урок необычным будет у нас.
Вьюгу и солнце, сугробы и стужу
Будем учиться видеть и слушать.
1. Демонстрация презентации «Зима» в сопровождении аудиозаписи произведения А.Вивальди "Зима".
2. Беседа.
- Какие зимние звуки услышали вы в музыке? Какие цвета увидели на слайдах? Какие картины вас порадовали, а какие наоборот, огорчили или даже, возможно, испугали?
- Сегодня мы с вами будем создавать книжку. О чем будет наша книжка, вы, по-видимому, уже догадались. Конечно, о зиме. Для чего приходит к нам зима, какой она бывает, как мы к ней относимся и вообще – нужна ли она? Будем составлять сочинение-рассуждение. Работать будем в группах (дети рассаживаются соответственно цвету полученной карточки).
ІІІ. Развитие речи.
- Составление плана сочинения по методу «шести шляп мышления» Эдварда де Боно
Нужна ли нам зима?
План
1. Признаки зимы.
2. Красота зимней природы.
3. Зимние опасности.
4. Кто зимы не боится.
5. Зима и дети.
6. Нужна ли нам зима?
Учитель прикрепляет кружок соответствующего цвета возле каждого пункта плана: 1 – белый,2 - желтый, 3 - черный, 4 – зеленый, 5 – красный, 6 – синий)
На доске подготовлены иллюстрации к каждой странице книги. Представители групп выходят к доске, выбирают картинку и объясняют свой выбор.
3. Создание страниц книги (работа в группах)
1 группа. Белая шляпа (детальная и необходимая информация.) Работа с деформированным текстом.
Составьте предложения о зимних изменениях в природе.
низко, Зимой, поднимается, небе, на, солнце. покрыта, снегом, Белым, земля. холодные, Часто, ветры, дуют.
2 группа. Желтая шляпа (логический позитив)
Опишите красоту зимней природы. Составьте предложения, используя сравнения и образные выражения:
Снег: белый, как… Лед: прозрачный, словно..
легкий, словно… гладкий, как будто…
блестит, будто бы.
Сердитый ветер,
кружат снежинки,
хрустальные сосульки,
пуховое одеяло,
белый ковер.
3 группа. Черная шляпа (негатив; что может случиться плохого)
Опишите зимние проблемы людей, животных. Расскажите о стихийных бедствиях, связанных с зимой, гибели птиц от холода и голода, опасности для людей.
4 группа. Зеленая шляпа (креативность, возможности, идеи)
Расскажите, как животные и растения приспособились к зиме, как люди помогают животным зимой.
5 группа. Красная шляпа (чувство и интуиция)
Какие зимние праздники вы любите? Чем занимаетесь зимой?
6 группа. Синяя шляпа (обобщение, вывод).
Подготовьте инсценировку «Встреча Зимы и весны». Запишите на свою страничку предложение-вывод: нужна ли природе зима?
Физкультминутка .
Танцевальные упражнения под аудиозапись песни "Кабы не было зимы".
ІV. Коллективное составление сочинения-рассуждения «Нужна ли нам зима?»
1) Презентация работы групп (представители каждой группы читают свою страничку книги, остальные дети могут задать вопрос, уточнить, дополнить)
2) Использование интерактивного приема «мозаика». Представители каждой из групп собираются в новые группы и составляют свое сочинение-рассуждение.
3) Чтение и анализ произведений.
V. Итог урока.
- Вот и закончился наш урок-исследование. Вы поняли, что природные явления не бывают добрыми или плохими. Надо уметь правильно к ним готовиться и приспосабливаться. А еще - помогать всем, кому ваша помощь нужна. А чтобы не обиделась на нас Зима и в следующем году принесла с собой опять и морозы, и снега, и веселые праздники, давайте угостим ее блинами, которые в каждой семье пекут в эти дни, потому что пришла к нам Масленица!
Ученица угощает Зиму блинами, а она раздает их детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
Содержание : I. Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III. Обучение диалогиче...
Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».
На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....
Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"
Задачи: Понимать значение речи как средства общения, передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....
Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.
Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...