Методическая разработка "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2, 3, 4 класс)
Технологическая карта урока русского языка "Однокоренные слова" для обучающихся 2-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnokorennye_slova.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по коррекции дисграфий в 4 классах.
Учитель – логопед А.С. Золотарева
Тема: Однокоренные слова.
Деятельность учителя | Деятельность детей | задачи | примечания |
- Приветствие. Проверка готовности к за Поскорей проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Всё на месте, всё в порядке? Ручка, карандаш, тетрадка. - Прочтите фразу самостоятельно. Кто прочитал, может садиться. - Вам было легко ее понять? Почему? - Произнесите хором пословицу. Объясните ее значение. | Приветствие. Чтение пословицы. Объяснение значения пословицы. | Организация начала занятия. Обеспечение внимания учащихся, их психо - эмоционального настроя. Развитие языкового анализа. Развитие вербально- логического мышления. Воспитание осознания важности учения. | На экране: 1.Ктоучитсясмолоду,незнаетвстаростиголоду 2.Кто учится смолоду, не знает в старости голоду. (Русская пословица) |
Ученик выполнил упражнение. Давайте его внимательно посмотрим. Как вы думаете, какое задание было дано ученику? А что такое корень слова? Верно он его выполнил? Что такое однокоренные слова? Давайте посмотрим, к каким словам однокоренные слова были подобраны не верно. | Подобрать однокоренные слова. Нет. Слова с одинаковым корнем. Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Нет. | Развитие мышления. Актуализация знаний. | На экране: молодой – смолоду, носок - носовой, белок- белка, горе- горка, лев- левый. Потом появляется: Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. |
Итак, какой вывод мы можем сделать? 4.Этап практического усвоения знаний. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Однокоренные слова». Выполните данное упражнение верно, подобрав однокоренные слова. Выделите корни. На что нам стоит обратить внимание при подборе однокоренных слов? Слушаем стихотворение. Про что оно? И мы с вами поработаем с деревьями. Я предлагаю вам работу в группах: У вас два дерева – два слова и листья – слова. Внимательно прочитайте слова на листьях и прикрепите их к соответствующему дереву. Представить группы озвучивает. Объясняем значение слов. | Что однокоренными являются слова, у которых не только созвучный корень, но и близкое значение. Родня. При подборе однокоренных слов стоит обратить внимание на то, что все однокоренные слова имеют сходное значение, которое кроется в корне. Ученик: Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым, Был он просто словом. Это слово, словно корень, Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло- Стало много новых слов. Представитель группы озвучивает. | Развитие мышления. Развитие умения применять теоретические знания на практике. Практическое закрепление знаний. Формирование умения продуктивного взаимодействия. Расширение словаря, уточнение лексического значения слов. | Мел и мель (мелко, меловой, мелочь, отмель, мельница, измельчить, мелок); вода и водить (водичка, водитель, проводник, заводной, водолаз, водовоз, переводчик) |
Игра «Волк учит буквы» | Работа по цепочке. | Коррекция оптической дисграфии. | «Мерсибо» «Работа над ошибками» |
Работа в парах: Словарная работа! Какое слово из предложенных лишнее? Вы можете сразу ответить на этот вопрос? Что нужно для этого сделать? А для чего надо уметь подбирать однокоренные слова? | Нет. Составление алгоритма решения поставленной задачи: Составить из частей слова, записать их, определить лишнее. Один ученик озвучивает решение. Для проверки безударных гласных и др. | Развитие языкового анализа. Формирование умения продуктивного взаимодействия. Формирование умения планировать свои действия по достижению поставленной цели. Повторить правило о безударных гласных в корне слова. | 1 – рос- а, под – рос- л- а, о- рос-и-л-и 2. угол – ек, прям- о- уголь- ник, уголь-н-ая. 3. пере- нос- иц- а, под- нос, нов-ов-ой 4. при- гор- ок, гор-е-мык-а, высок- о- горь-е. Лесник - лес Вода - водный |
6. Подведение итогов. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Листы со Знайкой. Рефлексия. Лист с заданиями. Проверка путем сверки с ответами на экране. Рефлексия «Ежик с яблоками» + продолжение фраз
Вы правильно поняли, что однокоренные слова – это слова близкие по значению. | Ребенок прикрепляет яблочко и заканчивает фразу. | Формирование умения анализировать уровень своих знаний. Развитие связной речи. | |
7. Тренировочные упражнения: 1 лист – работа со Знайкой; 2 лист – разноуровневые задания. |
Золотарева А.С. 259-565-522
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».
Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...
Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс
В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"
Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...