Русский язык. 1 класс. УМК Перспектива.Слова, близкие по смыслу.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Запровская Елена Николаевна

Конспект урока по данной теме с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.22 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx316.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова, близкие и противоположные по значению»

Цель: знакомство с понятием «синонимы».

Задачи: 1. Показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к     словам.

              2. Расширять кругозор учащихся.

              3. Воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: урок открытия нового знания 

Форма проведения: 

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Методы, приемы: проблемно-поисковый,

                                    Планируемые результаты :

Предметные:

создать условия для развития у учащихся умения:

- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- находить слова-синонимы в тексте;

- работать со словарем;

- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные :

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные:

Уметь анализировать объекты

Выделять общие признаки

Формулировать понятие

Сравнивать объекты (находить общее и отличия)

Обобщать

Искать  информацию в словаре синонимов.

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 

Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный материал (карточки), разноцветные карточки, шапочки-карточки

                                       

                                            Ход урока

Орг.момент.

 - Долгожданный дан звонок, начинается урок!( класс садится )

 - Добрый день , уважаемые гости и ребята! Если день начинается с улыбки. То можно надеяться , что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок начнем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное трудолюбивыми.

Минутка чистописания.

Слайд №1

- А теперь внимание! У нас чистописание.

- Откройте тетради- тренажёры по закладочке (страница 47, 2 строчка)

- Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

- Обведите слова в этой пословице, правильно соединяя все буквы.  

Актуализация ранее изученного.

 - Что вы можете рассказать про слово «язык»? (оно словарное , оно многозначное )

Словарь:

- Какие словарные слова мы с вами выучили ?

- Откройте  рабочие тетради, запишите число, классная работа.

Запишем слова: русский, ученик, ученица.

- поставим ударение, подчеркнём букву, написание которой надо запомнить.

Проверим: ( слова выставляются на доску)

- Вернёмся к слову « язык». Чем оно ещё  удивительно?

- Какие слова называют « многозначные» ? (слова которые слышатся и пишутся одинаково ,но имеют несколько значений, обозначают разные предметы)

- Приведите примеры.

 - Где же мы можем посмотреть значение слов? ( в толковом словаре)

-Сегодня на уроке словарь тоже будет  наш  помощник.

- Как вы думаете почему ? ( мы сегодня продолжим говорить о словах )

- А о каких славах я, надеюсь, вы догадаетесь сами .

Постановка темы и цели урока

 - У вас на столе лежит карточка под номером 1, прочитайте задания (читает Игорь )

- Прочитайте строчки стихотворения Б. Бобылева и определите, какие животные разговаривают. ( Читает Аня Проскурякова )

Гиппопотама бегемот

Однажды повстречал:

 – Вы кто? – спросил.

 – Я бегемот, –

Гиппопотам сказал.

Тут возмутился бегемот:

 – Кто ж я тогда такой?!

 – А вы, – ему ответил тот,

Гиппопотам простой.

Гиппопотаму бегемот

Сказал: – Вы просто лжец!

С гиппопотамом бегемот

Рассорился вконец.

Они уже который год

И здесь шумят и там –

Всё не решат:

Кто бегемот,

А кто гиппопотам.

- Разговаривают разные животные или одинаковые? (Одинаковые).

Слайд №2

- У этого животного два названия: бегемот и гиппопотам.  Это одинаковые по значению слова, такие слова называются синонимы

- Синонимы – это слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию.

Слайд №3

- Догадались,  с какими словами мы будем сегодня работать на уроке ?

Слайд №4

- Сегодня на уроке мы будем учиться:

  1. Учиться узнавать слова синонимы .
  2. Подбирать слова синонимы к словам .
  3. Использовать в речи слова синонимы.

- Итак,  внимание: отгадайте  загадку, доскажи словечко 

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я ....(
шофер - водитель)

- подберите, слово, близкое по смыслу ( слова на доску )

- как мы назовём такое слово? ( синоним)

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это?... (
машина – автомобиль)

Для меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (
лошадь – конь)

-Назовите пары слов.

- Как они называются?

- Какие слова мы можем назвать синонимами?

- Запишите в тетрадь любую пару слов – синомимов.

- На какой вопрос отвечаю т эти слова?

Физминутка

- Из какой сказки пришла к нам эта девочка?( Дюймовочка)

- Может кто-нибудь знает автора этой сказки?( Г. Андерсен)

- А это герой какой сказки? ( Незнайка)

  • Слайд № 5,1
  • Слайд № 5,2

 Слушаем задание: 

- Перед вами карточка со словами( крошечная, шалун, озорник, маленькая, непоседа) миниатюрная.  

- Девочки записывают  слова – синонимы для Дюймовочки, а мальчики слова – синонимы для Незнайки( в столбик)

Проверим:     - Выберите нужные слова для Дюймовочки, для Незнайки ( ученики по очереди выходят к доске, перемещают слова)

-Почему мы можем назвать эти слова синонимами? (близки по смыслу)

 - На какой  вопрос отвечают слова?

Слайд № 6

- Теперь  вы будете работать в парах.

- Прочитайте слова на карточках.

- Соедините карандашом  слова так, чтобы получились пары синонимов

Слайд № 7 (проверка )

бежать                  блестеть    

сверкать

трудиться             мчаться

играть                 работать

-Все ли слова нашли свою пару ? ( нет )

-У какого слова нет пары (Играть )

-  А что нам поможет в нахождении пары ? ( словарь )

 - (Страница учебника 32)

- В каком словаре живут синонимы? ( в словаре синонимов )

- Найдите в словаре синонимов слово « играть».

- Какие синонимы у этого слова?

 - Составьте предложение со словом « играть».

-Запишем лучшее предложение под  мою диктовку.

Заключительная часть урока.

- С какими словами мы познакомились на уроке? ( синонимами)

-  Что нового о них узнали?( близки по смыслу)

-  Где мы можем найти слова – синонимы?( в словаре – синонимов)

Рефлексия.

Слайд № 9

-Ребята, для того что бы оценить свою работу на уроке я вам раздала шарики. Раскрасьте их .

- Красным – я всё понял и поработал на отлично

- Желтым – было трудно, но я справился

-Зелёным – надо поработать ещё, тема мне осталась непонятна

 - Прикрепите свои шарики на доску. Покажем нашим гостям результат своего труда.

- Спасибо за урок! Очень хорошо поработали на уроке, особенно….(отметить активно работающих детей)

Слайд № 10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Минутка чистописания

Слайд 4

бе­ге­мот - гип­по­по­там

Слайд 5

Синонимы – это слова, близкие по смыслу, разные по звучанию .

Слайд 6

Учится узнавать слова синонимы Подбирать слова синонимы к словам Использовать в речи слова синонимы

Слайд 8

б лестеть м чаться работать бежать сверкать трудиться играть

Слайд 9

- Красным– если считаете , что нужно еще раз объяснить пройденную сегодня тему урока. - З еленым –если считаете, что все поняли и поработали на отлично. -Желтым – если считаете, что все поняли, но остались вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имена прилагательные , противоположные по смыслу".

Данный материал использовался  как урок русского языка в классе компенсирующего обучения ( дети цыганской национальности), поэтому  применяется много наглядности ( развито наглядное мышление...

конспект урока по русскому языку на тему: "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"

Цели: 1.     Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2.     Познакомить с понятием синоним и антоним.3....

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока русского языка "Предложение, как группа слов связанных по смыслу"

Технологическая карта урока русского языка "Предложение, как группа слов связанных по смыслу"...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...