Тема урока: «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе .
(технология проблемно - диалогического обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_r._yaz.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе .
(технология проблемно - диалогического обучения)
Тема урока: «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных».
Используемый УМК – «Школа России», учебник «Русский язык» для 4-го класса авторов: Канакиной, Горецкого.
Цели урока:
Дать представление об отличительных особенностях именительного, родительного и винительного падежей одушевленных существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода.
Развитие общеучебных умений и словарного запаса учащихся развивать внимание и память при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебником, текстами упражнений;
Воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.
Задачи урока:
1.Обобщение языкового материала в правило.
2.Развитие умения определять падеж имени существительного.
3.Развитие умения различать родительный и винительный падежи.
4.Развитие умения анализировать свою деятельность ( развитие рефлексии).
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления об отличительных особенностях родительного и винительного падежей существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знать отличительные особенности именительного, родительного и винительного падежей существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода.
Метапредметные: литературное чтение, окружающий мир
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. , обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная интерактивная доска, электронный учебник, карточки с тестами.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. Целепологание. | Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! -Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята. Доброму делу – доброе начало. Каждый из вас, улыбнувшись, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. (На доске записана пословица) Без …. и медом сыт не будешь. - О чем идет речь? (о хлебе) Почему так говорят? Хлеб – главное богатство каждого человека, каждого народа. По отношению к хлебу судят о культуре каждого человека и целого народа. У каждой культуры, есть свой традиционный хлеб! И он является отличительным знаком символизирующим определенную культуру! Национальным хлебом России считается чёрный ржаной хлеб. У башкир – хлеб на кислом молоке и раньше пекли его в золе. На сковородку клали лепешку теста и накрывали сверху другой сковородкой, ставили в печь и засыпали ее горячей золой. -Как называют человека, который выращивает хлеб? -Хлебороб. -Отгадайте загадку: По горам, по долам Ходит шуба да кафтан.(овца) знакомы ли мы с написанием этих слов? Работа с электронным приложением над словарным словом хлебороб и овца. | Читают пословицу, угадывают слово. Делают вывод о значимости хлеба для каждого человека и для каждого народа. |
Формулирование темы и цели урока. Изучение нового материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ; дополнять и расширять имеющиеся знания о падежах. Цель для педагога на данном этапе: организовать учебную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний. Методы организации работы: проблемно-поисковый, иллюстративный, информационно-поисковый Методы стимулирования: оценивание, похвала | -Какая это часть речи? -Что ещё вы можете сказать об этом слове? О труде хлебороба Всё колосья поют- Значит, это особый, Замечательный труд. Определите падеж имени существительного. -Почему вызвало затруднение определение падежа? -О каких падежах пойдет речь на уроке? -Найдите в учебнике тему урока, назовите, вспомните, почему может возникнуть затруднение при различении именительного, винительного и родительного падежей у одушевленных имен существительных. -Определите учебную задачу. | Определяют часть речи, выделяют грамматические признаки (род, число, одуш. или неодуш, склонение, падеж) - Не работали над определением падежей одуш. существительных Отвечают, что данные падежи частично имеют похожие вопросы. Формулируют учебную задачу – учиться различать И., В., и Р. падежи одуш. имен существительных
|
Формулирование проблемы (выход на тему урока) Методы организации работы: проблемно-поисковый, иллюстративный, информационно-поисковый | Вопросы: Какой возникает вопрос? – Итак, нас интересуют одушевленные существительные в родительном и винительном падежах отвечающие на вопрос кого? Можно ли различить падежи этих существительных по вопросу? | Фронтальная работа. Ответы на вопросы учителя. |
Организация познавательной деятельности Физминутка | -Наблюдаем за изменением одушевленных имен существительных по заданию к упр. 201 в учебнике. Одновременно используется электронное приложение к данному упражнению. Спишите упражнение, выделите окончания существительных, проверьте в парах, не допустили ли вы ошибки. -Делаем вывод об определении падежа путем подстановки существительного 1 склонения. Встаньте, приготовьтесь выполнять упражнения вместе с нашим другом – мальчиком Федей. Комментированное выполнение упражнения 204 | Читают и выполняют задание, слушают диктора, сравнивают свои ответы с выводом автора. Делают вывод об определении падежа путем подстановки существительного 1 склонения. Выполняют упражнения. Читают задание. Выбирают форму работы. Проговаривают порядок действий для определения падежа существительного. Выполняют задание. Сравнивают свои ответы с автором (используется электронное приложение) |
Выражение решения. Выражение новых знаний научным языком Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно узнавать и определять Р.П. и В.П.; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; принимать участие в учебном диалоге; формулировать и аргументировать собственное мнение. | Что заметили? Теперь легко можно определить падеж? Почему? Какой способ распознавания родительного и винительного падежей вы узнали? | Существительное мужского рода заменено существительным женского рода. Подставить вместо существительного 2 склонения существительное 1 и по окончанию распознать падеж |
Реализация продукта. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации из материалов предоставленных учителем; использовать различные способы обработки, анализа, передачи информации; принимать участие в учебном диалоге; формулировать и аргументировать собственную точку зрения; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Методы: поисковый, формирование познавательного интереса, опора на жизненный опыт, заинтересованность в результате коллективной работы. Методы поощрения: похвала, оценивание Подведение итогов. Рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Цель для педагога на данном этапе: Содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценке, результативности своей деятельности и деятельности класса. Методы: самооценка, взаимооценка. Методы поощрения: стимулирующее оценивание | Самостоятельно выполните упражнение 202 в учебнике. Беседа о труде хлебороба, о значении хлеба в жизни человека. Пословица на доске. Рассказ о кусочке хлеба во время Великой Отечественной войны. Берегите каждый кусочек хлеба.(Демонстрация иллюстраций с кусочком хлеба) Над какой темой работали? -Как поступить, чтобы отличить р.п. от в.п. у одушевленных существительных мужского рода? (заменить это сущ. существительным женского рода (Дополнительный материал в приложении тест) Домашнее задание. Упражнение 141 в рабочей тетради. «Продолжи предложения»
- Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу. (Выставление оценок) | Заменить это существительные существительным женского рода лиса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Именительный, родительный, винительный падежи одушевлённых имён существительных.
Здесь вы найдёте конспект урока на данную тему и презентацию....
Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.
Конспект урока по теме "Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных."...
РЯ 4 кл Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых ИС (презентация)
Русский язык 4 класс Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых ИС (презентация)...
Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса «Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»
Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса«Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»...
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных
презентация для урока русского языка 4 класс пример с лисой...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»
Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...