Технологическая карта урока по русскому языку УМК Гармония
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Технологическая карта урока по теме Общее знакомство со сложными предложениями для 4 класс УМК Гармония составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юрина Н.В., учитель начальных классов
МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 61- образовательный комплекс» Ленинского района  г. Саратов.

Предмет: русский язык
Авторы учебника:  М.С. Соловейчик,  Н.С. Кузьменко
Класс: 4
Тема:  Общее знакомство со сложными предложениями
Тип урока:   урок открытия нового знания 
Цель урока:  создать условия для осознания и осмысления обучающимися понятия «сложное предложение»

Задачи:

  •   образовательные: знакомство с особенностями структуры сложного  предложения; формирование умений  выделять грамматические основы в сложном предложении и    расставлять знаки препинания в нём;
  • развивающие:  развивать  речь, внимание, орфографическую зоркость, умение  ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного),  добывать новые знания;
  • воспитательные: формирование коммуникативных умений (работать в паре и в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения);

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная

Оборудование: презентация  учителя, проектор, компьютер,  учебник  и тетрадь-задачник М.С, Соловейчик, Н.С. Кузьменко, карточки с индивидуальными заданиями.
 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности.

1 мин

Учитель приветствует детей

Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

 Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

5мин.

Демонстрация презентации
(слайд № 2).  

- Дополните схему терминами.

- Какие слова называются сложными? Приведите примеры.

- Какие глаголы имеют сложную форму будущего времени? Почему она так называется?

- Какое слово вставим на третьей строке?

- Попробуем обратиться за помощью к предложениям
(слайд 3)

- Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Что заметили?

- Кто догадался, как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами?

-Какое слово вставим на третьей строке?

- Сможете ли Вы аргументировано рассказать о сложном предложении? Как быть?

Дополняют  предложения  терминами «слово», «будущее время». Затем выполняют упр.496 в тетради-задачнике (работа в парах).


Ответы учеников

Затрудняются

- В первом предложении одна грамматическая основа, а во втором – две?

- Сложное предложение.

- Предложение.

Ответы учеников.

Познавательные: умение структурировать знания
Регулятивные:
коррекция,
прогнозирование

3

Постановка учебной задачи

2 мин

- О чём мы сегодня попытаемся узнать на уроке? Что для этого надо сделать? Какова тема урока?

- Откроем учебник на с.72 и проверим наше предположение.

Ответы учеников

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные:
 целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

4

Построение проекта выхода из затруднения

25мин

- Что можете  узнать для себя из сообщения (правила) в учебнике: с.72?


- Как же определить сложное предложение или нет?

 

- Выполните упр.497 в тетради-задачнике, работая в парах.



- Какие сложные предложения вам встретились? Как докажете?

- Еще раз уточните, какие предложения называются сложными и узнайте еще одно научное слово. (Уч. –с.73, упр.498 –правило)

- Обратили ли вы внимание на пунктуационные знаки внутри предложения? Как вы считаете, для чего они нужны?


Физминутка-релаксация

- Попробуйте  устно превратить сложные предложения из упр. 497 в простые.

- Перечитайте и сравните: при каком построении предложении речь плавная, мягкая, а при каком – отрывистая?  Понятно ли для чего нужны сложные предложениия?

Ученики читают правила, отвечают на поставленный вопрос.

- Нужно выделить основу предложения или несколько основ.

Ученики выделяют в предложения грамматическую основу (или грамматические основы).

Ответы учеников.



Ученики выполняют задание учителя, затем отвечают на поставленные вопросы.

Ответы детей






Ученики выполняют задание, отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: действует по плану, проявляет  самостоятельность  и инициативу в разных видах деятельности,  умеет  ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

5.

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи

10 мин

- Попробуйте определить, какое предложение сложное, какие простые?  Понаблюдайте за постановкой запятых. (Уч. – с.74, упр.502)


- Сколько сложных предложений встретилось?

- Одинаково ли решаются задачи с постановкой запятых в сложном предложении и в предложении с однородными членами?
(слайд 4) (Правило: Уч. – с.75)

- Спишите предложения, поставив пропущенные запятые и объясните их.
(Тетрадь-задачник: упр.501)

Фронтальная работа

Индивидуальная работа по карточкам (4 чел.) с последующей взаимопроверкой в группе малого состава)

- Только два. Второе предложение простое, т.к. в нем одна грамматическая основа. Но это предложение с однородными членами  

Ответы учеников

Ученики выполняют задание самостоятельно, затем объясняют выбор запятых.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: коррекция; оценка качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:   умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре, в группе .

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

2 мин

 -Удалось ли нам раскрыть ещё одну тайну русского языка?

-   Что нужно сделать, чтобы лучше запомнить и понять материал урока?

- Это и будет вашим домашним заданием: составить карту-алгоритм. Дополнительно (по желанию) выписать из книги, которую вы читаете, 4   сложных предложения с союзами и без них. Не забудьте проверить свою работу с помощью составленного алгоритма.

- С каким настроение вы уходите с урока? Оцените его с помощью карточек.
(слайд 5)

 

 Составить  алгоритм «Как распознать сложное предложение?»

Ученики оценивают свое эмоциональное состояние  

Личностные:  способность к самооценке
Регулятивные:   анализировать эмоциональные состояния, полученные о
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс Гармония

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе на тему  Знакомство с тремя склонениями имен существительных и способом определения склонения ("Открываем новый секрет имен существительны...

Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс УМК Гармония

Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...