Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс Гармония
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе на тему Знакомство с тремя склонениями имен существительных и способом определения склонения ("Открываем новый секрет имен существительных")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_a_klasse.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Учитель начальных классов: Юрина Наталия Владимировна
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса /М,С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, - 5-е изд., исп. и доп.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
Тема: Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных»)
Цель: Создать условия для открытия способа написания безударных падежных окончаний имен существительных.
Задачи: 1. Формировать умения определять склонения имен существительных.
2. Развивать умения рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать.
3. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому материалу
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: учебники, тетради, карточки, презентация, компьютер, проектор
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности. | - Доброе утро, дорогие ребята! Рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению. Готовы ли к уроку? | Дети улыбаются друг другу, учителю. | Включаются в деловой ритм. Приветствуют учителя и друг друга. Проверяют свою готовность к уроку. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений | - Я предлагаю написать словарный диктант. Но сделаем мы это необычным способом. Если вы знаете, какое окончание нужно написать в слове, то записываете эти слова в первый столбик. - А как поступите, если затруднитесь в написании окончания? - Запишите эти слова во второй столбик. Диктант: в руке, на востоке, в группе , в деревне, на скатерти, о любви, на столе, в тетради, о велосипеде. - В каких словах не смогли написать букву? Почему? | - Напишем слова с «окощком» на месте орфограммы «окончание» - Не знаем, как пишутся безударные окончания имен существительных. | Выполняют задание на классификацию слов. Выражают мысли с достаточной быстротой и точностью, аргументируют свое мнение Принимают учебную задачу. Проводят рефлексию: определяют границу своих знаний. |
3 | Постановка учебной задачи | - Вы уже догадались, что это задание не было случайным. Оно поможет нам приблизиться к разгадке еще одной тайны русского языка. Догадались какой? - Вы совершенно правы. К разгадке тайны написания безударных окончаний имен существительных мы будем приближаться маленькими шажками. Какими будут ваши действия? Выполним упражнение 177 в ТПО (склонение слов лиса, кот, выделение окончаний). - Дайте характеристику этих слов, скажите, какими признаками они отличаются. - Какие предположения можете высказать по поводу написания окончаний? - Давайте проверим эту гипотезу: докажем или опровергнем ее. Для этого выполним упражнение 178 в ТПО. (Ученики записали слова в тетрадке. Ученики записали слова в тетради.) - Выделите окончания выделенных слов, рядом запишите их морфологические признаки. - Почему в словах, так похожих по значению и признакам, разные окончания? Подтвердилась ли наша гипотеза? | - Мы будем учиться писать безударные окончания имен существительных? Быть внимательными, наблюдательными, активными в работе. Фронтальная работа Это имена существительные в единственном числе. А различаются они родом. Окончания у них тоже различны. Возможно, окончания различны потому, что существительные разного рода? Учащиеся выполняют задание в парах. Ответы детей. | Проводят наблюдения, вместе с учителем ставят учебную цель, выдвигают гипотезу, проверяют и опровергают ее. |
4 | Построение проекта выхода из затруднений «открытия» | - Как же выйти нам из этого затруднения? - Разделимся на 3 группы. Каждая группа получает два слова, которые нужно устно просклонять, а в тетради записать лишь окончания. - Одинаковые ли наборы окончаний у вас в группе получились? - Назовите морфологические признаки ваших слов. - Ребята, вы на пути открытия еще одной тайны русского языка. Попробуем связать эти признаки с окончаниями имен существительных и сделать вывод. - Назовите морфологические признаки имен существительных и их окончания в начальной форме - Прочитайте сообщение авторов учебника, чтобы проверить свои догадки и узнать мнение ученых. - Какие догадки подтвердились? Что нового узнали из этого сообщения? Физминутка | Попробовать понаблюдать за окончаниями. Дети работают в группах: 3 группа: печь, степь. - Да, одинаковые. Ответы детей: 2 группа: у нас были существительные мужского с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о. Окончания в каждом падеже одинаковые. 3 группа: у нас были существительные женского рода с нулевым окончанием. Окончания в каждом падеже также совпали. - Имена существительные, действительно, делятся на 3 группы в зависимости от рода и окончания. А новое то, что эти группы называют склонением и какая группа относится к 1, 2, 3 склонению. | Осуществляют целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, классификации, обобщения. Озвучивают результаты и выводы, читают сообщение в учебнике, проверяют свои догадки, узнают мнение ученых по данному вопросу. |
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - По какой форме имени существительного узнают его склонение? По каким признакам слова? - Заполним таблицу в упражнении 179 в ТПО . - Вернемся к упражнению 177. Какой морфологический признак существительных лиса и кот вы можете определить еще? Как это сделаете? - Для проверки и уточнения способа действия при определении склонения имен существительных прочитайте памятку на с.149. - Какое условие нужно выполнить в первую очередь. | - По роду и окончанию в начальной форме Фронтальная работа - Определим род, посмотрим на окончание и назовем склонение? Поставить существительное в начальную форму. | Используют знаково -символические средства. Понимают информацию, представленную в табличном виде, переводят в словесную форму. Подводят факты языка под определенные понятия. Решают задания на новый способ действий, используя алгоритм. |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой | - Выполните упражнение 183. Как будете действовать? | Мы определим род, посмотрим на окончание и определим склонение. Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой. | Самостоятельно выполняют задания нового вида по алгоритму, фиксирует затруднение, находит ответ в таблице учебника. Строит логическую цепь рассуждений. Самостоятельно создает алгоритм деятельности. Осознанно строят речевые высказывания. Проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Контроль, коррекция |
7 | Включение в систему знаний и повторение | - А теперь я вам предлагаю решить одну хитрую задачу: верно ли утверждение одного ученика, что слова мышь, мышонок, мышка будут иметь одинаковые наборы окончаний. Обоснуйте свой ответ -Где вы можете применить полученные знания? -Верно, ударные и безударные окончания имен существительных одного склонения пишутся одинаково. - Попробуйте решить орфографические задачи в нашем словарном диктанте в словах второго столбика. Какими будут ваши действия? - Как вы считаете, удобный ли способ проверки написания безударных падежных окончаний существительных мы выбрали? - На следующем уроке мы откроем еще одну тайну русского языка и вернемся к этому вопросу. Домашнее задание: упр.184 ( записать слова в три столбика по склонениям) | - Это убеждение неверно, т.к. эти слова относятся к разным склонениям, поэтому и окончания у них будут различны. - При написании безударных падежных окончаний имен существительных? - Сначала мы поставим существительное в начальную форму, определим род и окончание. По окончанию определим склонение и пользуясь составленной таблицей определим окончание. (Работа в парах) Ответы детей. | Выполняют задание на классификацию, группировку. Формулируют и аргументируют свое мнение, достигают договоренностей и согласования общего решения. Контролируют свои действия, корректируют, оценивают. |
8 | Рефлексия деятельности | - А теперь оцените свою работу на уроке. У вас на столах три листочка. Вложите в тетрадь листочек зеленого цвета, если вам все было понятно на уроке, и вы уверены в своих знаниях, желтый - если есть сомнения, красный – если испытываете много затруднений. Сдайте тетради. Спасибо за урок! | Дети выполняют задание | Фиксируют новое содержание, оценивает процесс и результат деятельности. Оценивают свою деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".
Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...
Технологическая карта урока по русскому языку УМК Гармония
Технологическая карта урока по теме Общее знакомство со сложными предложениями для 4 класс УМК Гармония составлена в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс УМК Гармония
Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»
Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4
урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...
Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."
Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...