Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс Гармония
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе на тему  Знакомство с тремя склонениями имен существительных и способом определения склонения ("Открываем новый секрет имен существительных")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока  русского языка

Учитель начальных классов:   Юрина Наталия Владимировна

Предмет: русский язык

Учебник: Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса /М,С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко,                                                                                          - 5-е изд.,  исп. и доп.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

Тема:  Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных»)
Цель:  Создать условия для открытия способа написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            1. Формировать умения определять склонения имен существительных.

2. Развивать умения рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать.

3. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому материалу

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: учебники, тетради, карточки, презентация, компьютер, проектор

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности.

- Доброе утро, дорогие ребята! Рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению. Готовы ли к уроку?

Дети улыбаются друг другу, учителю.

Включаются в деловой ритм. Приветствуют учителя и друг друга. Проверяют свою готовность к уроку.

2

Актуализация  знаний и фиксация затруднений

- Я предлагаю написать словарный диктант. Но сделаем мы это необычным способом. Если вы знаете, какое окончание нужно написать в слове, то записываете эти слова в первый столбик.

- А как поступите, если  затруднитесь в написании окончания?

- Запишите эти слова во второй столбик.

Диктант: в руке,   на востоке,  в группе  , в деревне, на скатерти, о любви, на столе, в тетради, о велосипеде.
( 1 ученик записывает слова на доске)

- В каких словах   не смогли  написать букву? Почему?

- Напишем слова с «окощком» на месте орфограммы «окончание»

- Не знаем, как пишутся безударные окончания имен существительных.

Выполняют задание на классификацию слов. Выражают мысли с достаточной быстротой и точностью, аргументируют свое мнение Принимают учебную задачу. Проводят рефлексию: определяют границу своих знаний.

3

Постановка учебной задачи

- Вы уже догадались, что это задание не было случайным. Оно поможет нам приблизиться к разгадке еще одной тайны русского языка. Догадались какой?

- Вы совершенно правы. К разгадке тайны написания безударных окончаний имен существительных мы будем приближаться маленькими шажками. Какими будут ваши действия?

Выполним  упражнение 177 в ТПО (склонение слов лиса, кот, выделение окончаний).

- Дайте характеристику этих слов, скажите, какими признаками они отличаются.

- Какие предположения можете высказать по поводу написания окончаний?

- Давайте проверим эту гипотезу: докажем или опровергнем ее. Для этого выполним упражнение 178 в ТПО.

(Ученики записали слова в тетрадке.

Ученики записали слова в тетради.)

- Выделите окончания выделенных слов, рядом запишите их морфологические признаки.

- Почему в словах, так похожих по значению и признакам, разные окончания? Подтвердилась ли наша гипотеза?

- Мы будем учиться писать безударные окончания имен существительных?

Быть внимательными, наблюдательными, активными в работе.

 Фронтальная работа

 Это имена существительные в единственном числе. А  различаются они родом. Окончания у них тоже различны.

Возможно, окончания различны потому, что существительные разного рода?

Учащиеся выполняют задание в парах.

Ответы детей.

Проводят наблюдения, вместе с учителем ставят учебную цель, выдвигают гипотезу, проверяют и опровергают ее.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Контролируют процесс и результат деятельности, опровергают выдвинутую гипотезу, осознают возникшую проблему.

4

Построение  проекта выхода из затруднений «открытия»

- Как же выйти нам из этого затруднения?

- Разделимся на 3 группы. Каждая группа получает два слова, которые нужно устно просклонять, а в тетради записать лишь окончания.

- Одинаковые ли наборы окончаний у вас в группе  получились?

- Назовите морфологические признаки ваших слов.

- Ребята, вы на пути открытия еще одной тайны русского языка.  Попробуем  связать эти признаки с окончаниями имен существительных и сделать вывод.

- Назовите морфологические признаки имен существительных и  их окончания в начальной форме

- Прочитайте сообщение авторов учебника, чтобы проверить свои догадки и узнать мнение ученых.

- Какие догадки подтвердились? Что нового узнали из этого сообщения?

Физминутка

Попробовать понаблюдать за окончаниями.

Дети работают в группах:
1 группа: страна, старшина
2 группа: стол, окно.

3 группа: печь, степь.

- Да,  одинаковые.

Ответы детей:
1 группа: у нас были существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я. Окончания в каждом падеже одинаковые.

2 группа: у нас были существительные мужского с нулевым окончанием  и среднего рода с окончанием –о. Окончания в каждом падеже одинаковые.

3 группа: у нас были существительные   женского рода с нулевым окончанием.  Окончания в каждом падеже также совпали.  

-  Имена существительные, действительно, делятся на 3 группы в зависимости от рода и окончания.  А новое то, что эти группы называют склонением и какая группа относится к 1, 2, 3 склонению.

Осуществляют целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, классификации, обобщения. Озвучивают результаты и выводы, читают сообщение в учебнике, проверяют свои догадки, узнают мнение ученых по данному вопросу.
Вступают в общение, слушают друг друга, строят высказывания, доказывают правильность своего решения.
Формулируют задачу урока, совместно с учителем составляют план и вносят коррективы в последовательность действий, контролируют процесс и результат деятельности. Мобилизуют силы к преодолению препятствия.

5

Первичное закрепление с проговариванием  во внешней  речи

- По какой форме имени существительного узнают его склонение? По каким признакам слова?

- Заполним таблицу в упражнении 179 в ТПО .
Слайд 1.

- Вернемся к упражнению 177. Какой морфологический признак существительных лиса и кот вы можете определить еще? Как это сделаете?

- Для проверки и уточнения способа действия при определении склонения имен существительных прочитайте памятку на с.149.

- Какое условие нужно выполнить в первую очередь.

- По роду и окончанию в начальной форме

Фронтальная работа

- Определим род, посмотрим на окончание и назовем склонение?

Поставить существительное в начальную форму.

Используют знаково -символические средства. Понимают информацию, представленную в табличном виде, переводят в словесную форму. Подводят факты языка под определенные понятия. Решают задания на новый способ действий, используя алгоритм.
Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Понимают и удерживают учебную задачу, контролируют себя.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Выполните упражнение  183. Как будете действовать?

Мы определим род, посмотрим на окончание и определим склонение.

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

Самостоятельно выполняют задания нового вида по алгоритму, фиксирует затруднение, находит ответ в таблице учебника. Строит логическую цепь рассуждений. Самостоятельно создает алгоритм деятельности. Осознанно строят речевые высказывания. Проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Контроль, коррекция

7

Включение  в систему  знаний и повторение

- А теперь я вам предлагаю решить одну хитрую задачу: верно ли утверждение одного ученика, что слова мышь, мышонок, мышка будут иметь одинаковые наборы окончаний. Обоснуйте свой ответ

-Где вы можете применить полученные знания?

-Верно, ударные и безударные окончания имен существительных одного склонения пишутся одинаково.

- Попробуйте решить орфографические задачи в нашем словарном диктанте в словах второго столбика. Какими будут ваши действия?

- Как вы считаете, удобный ли способ проверки написания безударных падежных окончаний существительных мы выбрали?

- На следующем уроке мы откроем еще одну тайну русского языка и вернемся к этому вопросу.

Домашнее задание: упр.184 ( записать слова в три столбика по склонениям)

- Это убеждение неверно, т.к. эти слова относятся к разным склонениям, поэтому и окончания у них будут различны.

- При написании безударных  падежных окончаний имен существительных?

- Сначала мы поставим существительное в начальную форму, определим род и окончание. По окончанию определим склонение и пользуясь составленной таблицей определим окончание.  (Работа в парах)

 Ответы детей.

Выполняют задание на классификацию, группировку. Формулируют и аргументируют свое мнение, достигают договоренностей и согласования общего решения. Контролируют свои действия, корректируют, оценивают.

8

Рефлексия деятельности

- А теперь оцените свою работу на уроке. У вас на столах три листочка. Вложите в тетрадь листочек зеленого цвета, если вам все было понятно на уроке, и вы уверены в своих знаниях, желтый - если есть сомнения, красный – если испытываете много затруднений. Сдайте тетради. Спасибо за урок!

Дети выполняют задание

Фиксируют новое содержание, оценивает процесс и результат деятельности. Оценивают свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК Гармония

Технологическая карта урока по теме Общее знакомство со сложными предложениями для 4 класс УМК Гармония составлена в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс УМК Гармония

Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4

урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...