Урок по русскому языку "Местоимение как часть речи" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шелехова Татьяна Николаевна

Конспект урока по русскому языку "Местоимение как часть речи" 4 класс + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.pptx233.29 КБ
Файл mestoimenie.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс Местоимение как часть речи.

Слайд 2

Сова –хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши.

Слайд 3

Сова –хищная птица. Она считается лучшим охотником. У птицы мощные когти и чуткие уши.

Слайд 4

Задачи 1.Вспомнить, что такое местоимение. 2.Выяснить какова роль местоимений. 3.Узнать особенности местоимений. 4.Научиться распознавать местоимения в речи.

Слайд 5

Минутка чистописания

Слайд 6

Лиса – хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы – лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Слайд 7

Игра «Открой секрет» Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Слайд 8

Игра «Открой секрет» Ты ква, кор он ы, вор она , агр оно м, вы ставка, я года, плас ты рь, вы бор, мы ло, п они мание.

Слайд 9

Графический диктант +, -, +, -, +

Слайд 10

Домашнее задание Упражнение 110 (с.53 ), правило (с.52).



Предварительный просмотр:

Тема: Местоимение как часть речи.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели: освоить определение понятия «местоимение», сформировать умение находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, учить распознавать местоимения среди других частей речи.

Формируемые УУД:

познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;

- коммуникативные- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

- личностные- нравственно- этическое оценивание усваеваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о местоимении, как части речи;
  • распознавать местоимения среди других частей речи;
  • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с тестом, карточки с местоимениями, карточки со словами для определения местоимения, учебник.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.


Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

- Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой трудясь дорожи!

   Самое удивительное в мире, это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение. Спасибо.

Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности.

Садитесь.

II.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

III. Актуализация опорных знаний.

А сейчас внимание,

Необычное задание.

Какая тема урока у нас?

Разберемся мы сейчас.

Учитель: Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши. (слайд 2.)

- О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове)

- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова сова)

- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)

- Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она)

- Какой текст получится? Прочитайте.

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У птицы мощные когти и чуткие уши.(слайд 3)

- Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным)

- Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного).

- К какой части речи относится это слово? (Местоимение)

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)

-Что такое местоимение?

-С какими местоимениями вы уже знакомы? ( С личными.)

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение; узнать  особенности  местоимений, научиться распознавать местоимения в речи, выяснить какова роль местоимений в речи.) (слайд 4)

IV.Открытие нового знания.

С темой разобрались,

За работу все взялись!

- Скажите, как мы пишем в тетрадях?

- Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

- Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Минутка чистописания.(3 мин)

Чтоб проверить у всех старание,

У нас минутка чистописания.

- Мы будем сегодня прописывать букву «о» (Слайд 5)

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

- Напишите строчку слов: он,она, оно, они.

- Обратите внимание на соединение букв.

2)Работа по учебнику.

- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?

- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.

- Ребята, для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?

- Может быть это уже кто-то знает? ( ответы уч-ся)

Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти

( вместо) и онима ( имя).

- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение. ( спросить несколько человек)

- Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

V.Работа по теме урока.

-Ребята, а  где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике)

- Прочитайте правило( с.52).  Назовите личные местоимения?

- Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не называют его).

- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос: (дети крепят местоимения на доску)

- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

- Про друга ? ( он)

- Про подругу? ( она)

- Про детей ? ( они)

- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)

- А к взрослому человеку? ( Вы)

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (Мы)

-Если мы говорим о солнышке? (Оно).

- Запишите местоимения в тетрадь.

-Найдите в словаре значение слова личный.

(Составьте предложения со словом личный.)

- Как вы думаете, почему местоимения называются личными? (Все они указывают на лицо или лица).
Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

- Спасибо.

VI.Физминутка

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.

VII.Закрепление изученного материала.

- Работа в парах. 

У вас на столе карточки. 

 Задание:

1) Задание к данному тексту.

Заменить повторы слов личными местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Проверка.

Кто прочитает получившейся текст.

(Слайд 6)

Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении) 

-Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

Игра «Открой секрет» (Слайд 7)
Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.

- Проверка. (Слайд 8)

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.
VIII. Рефлексия.

Графический диктант

(Учитель читает утверждение, учащиеся ставят знак «+», если согласны с ним, и знак « - », если не согласны).

  1. Местоимение – часть речи.
  2. Здесь записаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.
  3. Он – это местоимение.
  4. Местоимения не называют предмет и не указывают на него.
  5. Личные местоимения заменяют имена существительные.

(Проверка.)

- Ребята, перед каждым из вас лежат карточки со знаками препинания. Оцените свою работу. Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей – тот прикрепляет на доску восклицательный знак, а кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – тот прикрепляет вопросительный знак. Подойдите к доске и прикрепите нужный знак. Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой « Местоимение».

IX. Итог урока.

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

- Итак, что же такое местоимение?

- Назовите личные местоимения?

- Почему они так называются?

- В чём сходство и различие местоимения и имени существительного?

X. Домашнее задание.

Упр. 110 (с.53), правило (с.52).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3-ем классе " Изменяемая часть слова - окончание"

Методическая разработка урока по русскому языку в 3-ем классе по программе "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

Урок по русскому языку для учащихся 3 класса Тема: Разбор глагола как часть речи

Тип урока: Урок развитие умений.Цель как деятельность учеников:ЛР: развитие умений производить разбор глагола как часть речи в соответствии с заданным порядком.ЛР: овладение навыков культуры устной ре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»

Тема « В гостях у частей речи»Цель:·         Формировать умение распознавать части речи.·         Совершенствовать умени...

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи. Словосочетание. Синонимы и антонимы»

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи.  Словосочетание.  Синонимы и антонимы»Программа: УМК «Занков», А.В. Полякова....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....