Урок по русскому языку "Местоимение как часть речи" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку "Местоимение как часть речи" 4 класс + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.pptx | 233.29 КБ |
mestoimenie.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сова –хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши.
Сова –хищная птица. Она считается лучшим охотником. У птицы мощные когти и чуткие уши.
Задачи 1.Вспомнить, что такое местоимение. 2.Выяснить какова роль местоимений. 3.Узнать особенности местоимений. 4.Научиться распознавать местоимения в речи.
Минутка чистописания
Лиса – хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы – лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
Игра «Открой секрет» Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
Игра «Открой секрет» Ты ква, кор он ы, вор она , агр оно м, вы ставка, я года, плас ты рь, вы бор, мы ло, п они мание.
Графический диктант +, -, +, -, +
Домашнее задание Упражнение 110 (с.53 ), правило (с.52).
Предварительный просмотр:
Тема: Местоимение как часть речи.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели: освоить определение понятия «местоимение», сформировать умение находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, учить распознавать местоимения среди других частей речи.
Формируемые УУД:
познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;
- коммуникативные- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные- нравственно- этическое оценивание усваеваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представлений о местоимении, как части речи;
- распознавать местоимения среди других частей речи;
- знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
- овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
- развитие самостоятельности;
- развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные УУД.
- учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с тестом, карточки с местоимениями, карточки со словами для определения местоимения, учебник.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи!
Каждой минутой трудясь дорожи!
Самое удивительное в мире, это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение. Спасибо.
Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности.
Садитесь.
II.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда-
И та награда в нем самом!
- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.
III. Актуализация опорных знаний.
А сейчас внимание,
Необычное задание.
Какая тема урока у нас?
Разберемся мы сейчас.
Учитель: Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.
Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши. (слайд 2.)
- О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове)
- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова сова)
- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)
- Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она)
- Какой текст получится? Прочитайте.
Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У птицы мощные когти и чуткие уши.(слайд 3)
- Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным)
- Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного).
- К какой части речи относится это слово? (Местоимение)
- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)
-Что такое местоимение?
-С какими местоимениями вы уже знакомы? ( С личными.)
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение; узнать особенности местоимений, научиться распознавать местоимения в речи, выяснить какова роль местоимений в речи.) (слайд 4)
IV.Открытие нового знания.
С темой разобрались,
За работу все взялись!
- Скажите, как мы пишем в тетрадях?
- Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
- Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
Минутка чистописания.(3 мин)
Чтоб проверить у всех старание,
У нас минутка чистописания.
- Мы будем сегодня прописывать букву «о» (Слайд 5)
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)
- Напишите строчку слов: он,она, оно, они.
- Обратите внимание на соединение букв.
2)Работа по учебнику.
- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?
- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.
- Ребята, для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?
- Может быть это уже кто-то знает? ( ответы уч-ся)
Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти
( вместо) и онима ( имя).
- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение. ( спросить несколько человек)
- Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
V.Работа по теме урока.
-Ребята, а где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике)
- Прочитайте правило( с.52). Назовите личные местоимения?
- Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не называют его).
- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос: (дети крепят местоимения на доску)
- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)
- Про друга ? ( он)
- Про подругу? ( она)
- Про детей ? ( они)
- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)
- А к взрослому человеку? ( Вы)
- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (Мы)
-Если мы говорим о солнышке? (Оно).
- Запишите местоимения в тетрадь.
-Найдите в словаре значение слова личный.
(Составьте предложения со словом личный.)
- Как вы думаете, почему местоимения называются личными? (Все они указывают на лицо или лица).
Перечислим еще раз все личные местоимения.
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.
- Спасибо.
VI.Физминутка
Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.
Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.
VII.Закрепление изученного материала.
- Работа в парах.
У вас на столе карточки.
Задание:
1) Задание к данному тексту.
Заменить повторы слов личными местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.
Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
- Проверка.
- Кто прочитает получившейся текст.
(Слайд 6)
Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)
- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении)
-Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.
Игра «Открой секрет» (Слайд 7)
Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.
- Проверка. (Слайд 8)
- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.
VIII. Рефлексия.
Графический диктант
(Учитель читает утверждение, учащиеся ставят знак «+», если согласны с ним, и знак « - », если не согласны).
- Местоимение – часть речи.
- Здесь записаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.
- Он – это местоимение.
- Местоимения не называют предмет и не указывают на него.
- Личные местоимения заменяют имена существительные.
(Проверка.)
- Ребята, перед каждым из вас лежат карточки со знаками препинания. Оцените свою работу. Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей – тот прикрепляет на доску восклицательный знак, а кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – тот прикрепляет вопросительный знак. Подойдите к доске и прикрепите нужный знак. Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой « Местоимение».
IX. Итог урока.
Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
- Итак, что же такое местоимение?
- Назовите личные местоимения?
- Почему они так называются?
- В чём сходство и различие местоимения и имени существительного?
X. Домашнее задание.
Упр. 110 (с.53), правило (с.52).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 3-ем классе " Изменяемая часть слова - окончание"
Методическая разработка урока по русскому языку в 3-ем классе по программе "Школа России"....
Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"
Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....
Урок по русскому языку для учащихся 3 класса Тема: Разбор глагола как часть речи
Тип урока: Урок развитие умений.Цель как деятельность учеников:ЛР: развитие умений производить разбор глагола как часть речи в соответствии с заданным порядком.ЛР: овладение навыков культуры устной ре...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»
Тема « В гостях у частей речи»Цель:· Формировать умение распознавать части речи.· Совершенствовать умени...
Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи. Словосочетание. Синонимы и антонимы»
Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи. Словосочетание. Синонимы и антонимы»Программа: УМК «Занков», А.В. Полякова....
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме: « Части речи» (Урок систематизации и обобщения знаний).
Урок систематизации и обобщения знаний по разделу "Части речи"....