Наречие как часть речи - 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Павлинова Ольга Вячеславовна

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.karta_uroka_russkiy_yazyk_narechie.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по предмету «русский язык»

Тема урока: НАРЕЧИЕ. Наречие как часть речи (освоение нового материала). Учебник, с. 73–74. Рабочая тетрадь, № 113–114 

Автор:

Павлинова О.В., учитель начальных классов ГБОУ средняя школа № 298

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с наречием как частью речи и для организации исследовательской деятельности учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи; развивать умение находить наречия в тексте; совершенствовать умения задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с наречием как частью речи; научатся находить наречия в тексте; задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; употреблять наречия в письменной и устной речи; выполнять морфологический разбор слова; классифицировать слова на группы по грамматическим признакам

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные
результаты

Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика»; проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание; понимать чувства одноклассников, собеседников; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте вопросы и ответы на них в задании 112.

– Запишите составленные диалоги. Числа записывайте словами. Прочитайте.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Читают записанные диалоги.

(См. РМ, Приложение 2.)

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте предложение, записанное на доске:

Слон, лев, шакал и бегемот с утра отправились

в поход.

– Какой звук вы произнесли четыре раза?

– В каком слове произнесение звука [т] не совпадает с его обозначением на письме?

– Дайте характеристику звуку [т].

– Запишите по правилам каллиграфии цепочку строчных парных согласных букв.

Выполняют чистописание.

б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш.

– Звук [т].

– В слове «поход».

– Звук [т] согласный, твердый, глухой, парный.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Запишите словарные слова под диктовку: беседовать, газета, гореть, инженер, желтый, пассажирский, прекрасный, одиннадцать, пейзаж, двадцать, сверкать, шестнадцать.

– Разделите слова на группы. По какому признаку составили группы? (По частям речи.)

– А сейчас познакомимся с новым словарным словом.

Впереди – 1. На каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь или чем-нибудь. 2. В будущем.

Слово «впереди» образовано из слов «в» и «перед».

Медленно – неторопливо, длительно, с небольшой скоростью. Произошло слово от древнего слова «меделя» – «медленный».

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова, синонимы к словам «вперед» и «медленно»

Читают словарные слова по группам.

Существительное

Прилагательное

Глагол

Числительное

газета,
инженер, пейзаж

желтый, пассажирский, прекрасный

беседовать,

гореть,

сверкать

одиннадцать,

двадцать,

шестнадцать

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

М

В

П

Е

Р

Е

Д

Д

Л

Е

Н

Н

О

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом.

Составляют предложения со словами «вперед»

и «медленно». (См. РМ, Приложение 3.)

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Я прочитаю вам стихотворение Н. Матвеевой,

а вы найдите известные части речи, назовите их.

Было тихо, очень тихо:

Тихий час теней... 

Лишь будильник робко тикал, 

Мышь скреблась, сверчок пиликал,

Козлик мекал, 

Кот мяукал, 

Поросенок дерзко хрюкал.

– Какие части речи вам знакомы?

– Назовите признаки имен существительных.

– Назовите признаки глаголов.

– Назовите признаки имен прилагательных.

– К какой части речи относятся слова «тихо», «робко», «дерзко»?

– Прочитайте тему урока. Сформулируйте задачи.

– Составьте план изучения наречия как новой части речи

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. Называют части речи по тексту стихотворения Н. Матвеевой.

(См. РМ, Приложение 4.)

1. Познакомиться с новой частью речи, узнать:

– как она называется;

– что обозначает;

– на какие вопросы отвечает;

– как изменяется;

– как «ведет» себя в словосочетаниях.

2. Учиться отличать её от других частей речи.

Составляют план изучения наречия как части речи:

1. Самостоятельная или служебная часть речи?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как изменяется?

5. Каким членом предложения является?

6. Роль наречия в речи

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Как вы думаете, наречие – самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная, потому что называет, а не указывает.)

– Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен существительных, прилагательных, числительных и глаголов).

Слово «наречие» – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень -реч- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали ее точно также. Как вы думаете, почему? (Потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его.)

– Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Составляют схему «Наречие».

НАРЕЧИЕ

•  Самостоятельная часть речи;

•  отвечает на вопросы «как?», «когда?», «где?», «куда?», «откуда?»;

•  обозначает признак действия;

•  не изменяется.

Делают вывод: если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Работа по учебнику (упражнение 124)

– Прочитайте. Сравните выделенные слова. Что они обозначают: признак предмета или признак действия?

– На какой вопрос отвечает слово «печальные»?

– С какой частью речи связано по смыслу слово «печальные»?

– Каким членом предложения является слово «печальные»?

– На какой вопрос отвечает слово «печально»?

– С какой частью речи связано по смыслу слово «печально»?

– Каким членом предложения является слово «печально»?

– Выпишите подчеркнутые словосочетания. Стрелкой укажите связь слов в каждом из них.

(См. РМ, Приложение 5.)

Сравнивают слова.

– Слово «печальные» отвечает на вопрос «какие?»
и обозначает признак предмета. Связано с именем существительным. В предложении является определением.

– Слово «печально» отвечает на вопрос «как?» и обозначает признак действия. Связано с глаголом. В предложении является обстоятельством

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа по учебнику (упражнение 125).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Докажите, что выделенные слова являются наречиями.

– Проведите опыт. Изменится ли наречие «звонко» («тонко»), если в словосочетании «звонко журчит» глагол «журчит» изменить по числам? По временам? (Наречие не изменяется.)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

– Слова «звонко», «тонко» отвечают на вопрос «как?», обозначают признак действия.

Делают вывод: наречие – это неизменяемая часть речи, поэтому у него не может быть окончания.

Осуществлять анализ произведения. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

Работа по учебнику (упражнение 126)

– Прочитайте. Выделенные слова – наречия. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.

– Какую роль выполняют наречия в предложениях?

– На какой вопрос отвечает каждое наречие? Поставьте этот вопрос от глагола, с которым наречие связано по смыслу.

– Выпишите наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают

Выписывают наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают.  (См.  РМ,  Приложение 6.)

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. (См. РМ, Приложение 7, 8.)

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Понимать
на слух ответы учащихся. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

Работа в тетради (задание 113)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте загадку. Объясните отгадку к загадке.

– Подчеркните наречия. Устно задайте к каждому наречию вопрос

Выполняют задание в рабочей тетради.

Находят наречия.

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

Снизу – белое полотенце.

(Ласточка.)

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Попробуйте сформулировать, каков результат вашей работы на уроке.

– Расскажите о наречии всё, что вы узнали.

– Что бы вы хотели еще узнать о наречии?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Оценивают свое состояние на уроках, используя наречия из словаря для справок.

На уроке мне было… потому что… Особенно…

Слова для справок: интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, когда-нибудь, навсегда, отлично, бесполезно

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 114 в рабочей тетради, упражнение 127 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Приложение 1

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку. Долгожданный дан звонок, начинается урок. Закройте глаза и мысленно произносите за мной такие слова: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».

– Откройте глаза. Я желаю вам успеха!

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

Приложение 2

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь)

– Сколько сейчас времени?

– Сейчас одиннадцать часов двадцать минут.

– Который час?

– Четыре часа шестнадцать минут.

Приложение 3

Работа над словами с непроверяемым написанием

Однокоренное слово: впереди – вперёд; медленно – медленный, медлить, медлительный, медленность, замедлить.

Синонимы: медлительно, неторопливо, неспешно.

Антонимы: быстро, скоро, торопливо, стремительно.

Пословицы и поговорки:

Всякий человек вперёд смотрит.  По кривой дороге вперёд не видать. Кто в труде впереди, у того орден на груди. Это всё присказка, сказка будет впереди. Думай медленно, работай быстро.

Предложения со словами «впереди» и «медленно»:

Впереди нас ждут каникулы. Впереди был овраг.  Мы медленно брели по размокшей дороге, ноги скользили.

Приложение 4

Называют части речи из стихотворения В. Орлова.

Час, будильник, мышь, сверчок, козлик, кот, поросёнок – это имена существительные. Имена существительные отвечают на вопросы «кто?», «что?», обозначают предмет, бывают мужского, женского и среднего рода.

Тикал, скреблась, пиликал, мекал, мяукал, хрюкал – это глаголы. Глаголы отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», обозначают действие предмета.

Тихий – имя прилагательное. Имена прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «чей?», обозначают признак предмета.

Приложение 5

Работа в парах

– Используя слова в скобках, запишите ответы на вопросы. Подчеркните наречия и те слова, к которым они относятся.

Как ребята разделили яблоки? (Поровну.)

Как спортсмен переправился через речку? (Вплавь.)

Куда повернула машина? (Направо.)

Откуда лучше всего рассматривать этот рисунок? (Сверху.)

Когда ты расскажешь ему об этом? (Послезавтра.)

Ты один ходил в лес? (Втроём.)

Выписывают словосочетания.

Льет (как?) печально.

На поляны (какие?) печальные.

Работают в парах. Записывают ответы на вопросы.

Ребята разделили яблоки поровну.

Спортсмен переправился через речку вплавь.

Машина повернула направо.

Рисунок лучше рассматривать сверху.

Я ему расскажу об этом послезавтра.

Мы ходили в лес втроём.

Приложение 6

Работа по учебнику (упражнение 126)

Выписывают словосочетания.

Поднималась (как?) медленно, поднималась (где?) впереди, возвращался (когда?) вечером, пискнул (как?) слабо, пискнул (как?) жалобно, светило (как?) ярко, светило (где?) кругом, спустился (как?) благополучно, спустился (куда?) вниз.

Выписывают наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают.

(Где?) впереди, (как?) медленно, (когда?) вечером, (как?) слабо, (как?) жалобно, (как?) кругом, (куда?) налево, (куда?) направо, (как?) благополучно, (куда?) вниз.

Приложение 7

Работа в парах

– Ребята, у вас на партах лежат литературные тексты. Какое задание к ним можно дать?

Текст № 1

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

                        (А. Плещеев.)

Текст № 2

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей.

                        (И. Никитин.)

Текст № 3

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу! За тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

                        (Ф. Тютчев.)

Организует коллективную проверку.

– Прочитайте выразительно литературные тексты.

– Найдите наречия.

– Поднимите руки, кто нашёл все наречия.

– Кто допустил ошибки?

– Почему? В чём причина? Что забыли?

Составляют задания к литературным текстам.

– Выразительно прочитать стихотворения.

– Найти в них наречия.

– Определить роль наречий в тексте.

Работают в парах. Выписывают наречия из литературных текстов.

Засвищут (когда?) скоро, смотрит (как?) весело, смотрит (как?) неохотно и несмело.

Приложение 8

Инсценирование

– Посмотрите сценку одного разговора. Вспомните: как вы обращаетесь с наречием «нормально»? Что оно значит?

– Ребята, что у вас вызвало улыбку? Почему нельзя использовать слово «нормально» так, как один из приятелей в рассказе?

– Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме, в рассказе или беседе одно слово, нужно заменить его другим, близким по смыслу. Надо стремиться выражаться яснее и уметь ценить это в других людях.

Заранее подготовленные ученики показывают сценку «Нормально».

«Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю: 

– Как живешь? 

– Нормально. 

– А с учёбой как? 

– Нормально. 

– Ты, говорят, болел. Теперь всё в порядке? 

– Нормально. 

– Хорошо, значит? 

– Ну, я же говорю – нормально. 

– Странно ты говоришь. 

– Почему? Нормально. 

– Ты считаешь – нормально? 

– Нормально. 

Приятель ушёл, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

(А. Шибаев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"

Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия

Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия...

Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.

Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. Цель: дать первое представление о наречии как части речи; по­знакомить с некоторыми существенными признак...

Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"

Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"....