Наречие как часть речи - 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t.karta_uroka_russkiy_yazyk_narechie.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по предмету «русский язык»
Тема урока: НАРЕЧИЕ. Наречие как часть речи (освоение нового материала). Учебник, с. 73–74. Рабочая тетрадь, № 113–114
Автор: | Павлинова О.В., учитель начальных классов ГБОУ средняя школа № 298 |
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с наречием как частью речи и для организации исследовательской деятельности учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи; развивать умение находить наречия в тексте; совершенствовать умения задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с наречием как частью речи; научатся находить наречия в тексте; задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; употреблять наречия в письменной и устной речи; выполнять морфологический разбор слова; классифицировать слова на группы по грамматическим признакам |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого |
Личностные | Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика»; проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание; понимать чувства одноклассников, собеседников; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям |
Организационная структура урока
Приложение 1
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку. Долгожданный дан звонок, начинается урок. Закройте глаза и мысленно произносите за мной такие слова: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».
– Откройте глаза. Я желаю вам успеха!
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
Приложение 2
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь)
– Сколько сейчас времени?
– Сейчас одиннадцать часов двадцать минут.
– Который час?
– Четыре часа шестнадцать минут.
Приложение 3
Работа над словами с непроверяемым написанием
Однокоренное слово: впереди – вперёд; медленно – медленный, медлить, медлительный, медленность, замедлить.
Синонимы: медлительно, неторопливо, неспешно.
Антонимы: быстро, скоро, торопливо, стремительно.
Пословицы и поговорки:
Всякий человек вперёд смотрит. По кривой дороге вперёд не видать. Кто в труде впереди, у того орден на груди. Это всё присказка, сказка будет впереди. Думай медленно, работай быстро.
Предложения со словами «впереди» и «медленно»:
Впереди нас ждут каникулы. Впереди был овраг. Мы медленно брели по размокшей дороге, ноги скользили.
Приложение 4
Называют части речи из стихотворения В. Орлова.
Час, будильник, мышь, сверчок, козлик, кот, поросёнок – это имена существительные. Имена существительные отвечают на вопросы «кто?», «что?», обозначают предмет, бывают мужского, женского и среднего рода.
Тикал, скреблась, пиликал, мекал, мяукал, хрюкал – это глаголы. Глаголы отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», обозначают действие предмета.
Тихий – имя прилагательное. Имена прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «чей?», обозначают признак предмета.
Приложение 5
Работа в парах
– Используя слова в скобках, запишите ответы на вопросы. Подчеркните наречия и те слова, к которым они относятся.
Как ребята разделили яблоки? (Поровну.)
Как спортсмен переправился через речку? (Вплавь.)
Куда повернула машина? (Направо.)
Откуда лучше всего рассматривать этот рисунок? (Сверху.)
Когда ты расскажешь ему об этом? (Послезавтра.)
Ты один ходил в лес? (Втроём.)
Выписывают словосочетания.
Льет (как?) печально.
На поляны (какие?) печальные.
Работают в парах. Записывают ответы на вопросы.
Ребята разделили яблоки поровну.
Спортсмен переправился через речку вплавь.
Машина повернула направо.
Рисунок лучше рассматривать сверху.
Я ему расскажу об этом послезавтра.
Мы ходили в лес втроём.
Приложение 6
Работа по учебнику (упражнение 126)
Выписывают словосочетания.
Поднималась (как?) медленно, поднималась (где?) впереди, возвращался (когда?) вечером, пискнул (как?) слабо, пискнул (как?) жалобно, светило (как?) ярко, светило (где?) кругом, спустился (как?) благополучно, спустился (куда?) вниз.
Выписывают наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают.
(Где?) впереди, (как?) медленно, (когда?) вечером, (как?) слабо, (как?) жалобно, (как?) кругом, (куда?) налево, (куда?) направо, (как?) благополучно, (куда?) вниз.
Приложение 7
Работа в парах
– Ребята, у вас на партах лежат литературные тексты. Какое задание к ним можно дать?
Текст № 1
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
(А. Плещеев.)
Текст № 2
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
(И. Никитин.)
Текст № 3
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
(Ф. Тютчев.)
Организует коллективную проверку.
– Прочитайте выразительно литературные тексты.
– Найдите наречия.
– Поднимите руки, кто нашёл все наречия.
– Кто допустил ошибки?
– Почему? В чём причина? Что забыли?
Составляют задания к литературным текстам.
– Выразительно прочитать стихотворения.
– Найти в них наречия.
– Определить роль наречий в тексте.
Работают в парах. Выписывают наречия из литературных текстов.
Засвищут (когда?) скоро, смотрит (как?) весело, смотрит (как?) неохотно и несмело.
Приложение 8
Инсценирование
– Посмотрите сценку одного разговора. Вспомните: как вы обращаетесь с наречием «нормально»? Что оно значит?
– Ребята, что у вас вызвало улыбку? Почему нельзя использовать слово «нормально» так, как один из приятелей в рассказе?
– Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме, в рассказе или беседе одно слово, нужно заменить его другим, близким по смыслу. Надо стремиться выражаться яснее и уметь ценить это в других людях.
Заранее подготовленные ученики показывают сценку «Нормально».
«Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю:
– Как живешь?
– Нормально.
– А с учёбой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел. Теперь всё в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну, я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь.
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
Приятель ушёл, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»
(А. Шибаев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...
Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"
Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия...
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.
Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. Цель: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признак...
Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"
Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"....