Разработка урока русского языка в 1 классе на тему "Слово и его значение"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. В плане-конспекте урока особо выделены приёмы целеполагания и рефлексии на каждом этапе урока. На уроке я использовала такие приёмы целеполагания, как проблемная ситуация, когда детям предлагалось определить, о чём пойдёт речь на уроке по стихотворению А.Шибаева, подводящий диалог, когда на этапе актуализации знаний попросила детей рассказать всё, что они уже знают о слове. Приём исключение, когда, работая в парах, учащимся надо было исключить лишнее слово среди записанных на карточке. На уроке использовался также приём целеполагания – работа над понятием, когда ученики искали значение слова в толковом словарике. Такими словариками мы часто пользуемся на уроках чтения, русского языка, окружающего мира. Слов в толковом словарике Неусыповой немного, поэтому главной книгой остаётся толковый словарь Ожегова.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия? Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
На своём уроке я использовала рефлексию настроения и эмоционального состояния в начале и в конце урока, а также рефлексию содержания учебного материала, когда дети проверяли, выполненное задание при помощи смайликов. В конце урока на этапе рефлексии использовался приём незаконченного предложения. Сегодня я узнал…, я понял, что….
Свой урок я закончила высказыванием немецкого философа Г.Гегеля, следовательно, следующий урок русского языка мы начнём с проблемы предыдущего урока (это ещё один из приёмов целеполагания) и объясним значение слова «философ».
Это был первый урок по теме «Слово и его значение», поэтому полученные на уроке знания, будут совершенствоваться на последующих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasilnikova_svetlana_aleksandrovna.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе
Тема урока: Слово и его значение.
Цель урока: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение
Планируемые результаты
Предметные:
- формировать умение отличать слово от простого сочетания букв;
- соотносить слово и его значение;
- употреблять слова в речи на уровне осознания значения этих слов;
- продолжать формировать навык каллиграфического письма;
- развивать орфографическую зоркость;
- обогащать словарный запас детей.
Личностные:
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи, путем создания «ситуации успеха»;
- формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, эмоциональную отзывчивость учащихся.
Метапредметные результаты
Познавательные Общеучебные:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- осуществлять поиск и представление информации;
- осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- проводить рефлексию способов и условий действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Логические: - анализировать и синтезировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- сравнивать, обобщать.
Регулятивные:
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (целеполагание);
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;
- осуществлять оценку и контроль результатов деятельности.
Коммуникативные: - формировать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в парах, используя для этого речевые средства;
- строить монологические высказывания;
- владеть диалогической формой коммуникации.
Формы работы:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- парная;
- самостоятельная.
Технологии:
- здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физкультминутка);
- информационно – коммуникационные (проектор);
- игровые.
Методы и приемы:
- словесные (рассказ, беседа, работа с учебником, толковым словарём);
- наглядные;
- практические;
- частично-поисковые;
Оборудование:
- ноутбук;
- проектор;
- электронное приложение к учебнику «Русский язык» Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой;
- карточки со словами на каждую парту;
- смайлики трёх цветов на каждого ученика;
- табличка с темой урока;
- толковый словарь Ожегова;
- толковые словарики русского языка Н.М.Неусыповой на каждого ученика
- коробка с предметами: клубок, ручка, книга
- звуковые схемы у каждого ученика и большие звуковые схемы для демонстрации на доске
Ход урока
Цель: мотивировать детей на начало урока
- Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня Вас
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Подарите это сиянье всем вокруг, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Я желаю вам успехов в работе на уроке. Садитесь.
- Мотивация к деятельности
- Кто из вас мечтает быть образованным, культурным и грамотным?
- Что для этого вам потребуется?
- Мы начинаем урок русского языка.
Девиз урока: «Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить».
Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Смайлики»
- Поднимите зелёный смайлик, если у вас хорошее настроение, красный, если плохое, и жёлтый, если нейтральное.
- Минутка чистописания
Цель: систематизировать знания о написания элементов букв
- Откройте тетради. Начнём работу с минутки чистописания.
- Посмотрите на доску, какую закономерность заметили? (одна прямая с наклонной петлей вверху, другая наклонная прямая с петлей внизу).
Запишите и продолжите данную закономерность.
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Назовите письменные буквы, где используются эти элементы (у, д, в)
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения». Слово» на уроках обучения грамоте.
IV.Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Проблемная ситуация- приём целеполагания
-Послушайте стихотворение Александра Шибаева и попробуйте определить, о чём мы будем говорить на уроке.
Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас – означено словами:
Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
Цель: узнать, что называется словом, и какое значение имеют слова в жизни человека.
- О чем мы будем сегодня говорить?
- О словах.
- Что вы знаете о них? Расскажите.
Приём целеполагания – подводящий диалог
- Как вы думаете, всё ли мы знаем о словах? (нет)
- Для чего они нужны? (чтобы общаться, передавать информацию, получать много новых знаний и т.д.)
- Чем отличается слово от предмета? (предмет можно увидеть, поиграть с ним, потрогать, а слово услышать, произнести)
- Что обозначают слова?
- На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить. Тема нашего урока «Слово и его значение» (вывешиваю табличку с темой урока). Цель урока: научиться различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение (слайд)
Игра «Пойми меня»
Цель: в ходе практических действий определить, чем слово отличается от предмета
Учитель показывает предметы, дети их называют: клубок, ручка, тетрадь
-Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Эльвина, подойди, пожалуйста, и подай мне предмет.
- Я не могу этого сделать
- Почему?
- Я не знаю, какой предмет вы загадали.
- Как же быть ребята? (назвать этот предмет)
- Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет? (слово)
- Я называю его. Клубок. Подай мне его, пожалуйста.
- Что можно сделать с клубком? (играть, вязать, катать)
- Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать то же, что и с клубком? (нет)
- А что можно сделать со словом? (произнести, прочитать, услышать)
- Чем отличается слово от предмета? (с предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести)
- Давайте запишем это слово.
- Какое задание можно выполнить с этим словом? (поставить ударение, разделить на слоги)
- Какой звук мы слышим в начале слова клубок? Дайте характеристику этому звуку.
- Запишите слово второй раз, разделяя его на слоги, поставьте ударение.
V. Работа по теме урока
- Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь. И первая наша остановка у профессора И.И.Самоварова. Давайте его внимательно послушаем. Что же нового он нам расскажет о слове? Слушайте внимательно.
Работа с СD Cлово и его значение. Рассказ И.И.Самоварова (отрезок 4)
- С чем сравнивает профессор слово? Что нового вы узнали о слове?
- Что является «скорлупкой» слова по словам профессора Самоварова? (звуковая оболочка, звучание слова)
- С чем сравнивает Самоваров значение слова? (Значение слова - это ядро)
(вывешиваю на доску табличку)
Работа в паре, проблемная ситуация (приём «Исключение»)
- Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах листочки, на которых записаны слова. Прочитайте внимательно слова, зелёным карандашом подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что? и красным карандашом, слова, отвечающие на вопрос кто?
Сирень, белка, камыш, аромат, пронва, книга, волк, змея.
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?
- Какое слово вы не подчеркнули? Объясните, почему.
- Что такое пронва? Как узнать? (это слово не имеет значение, ничего не значит)
- Какой вывод может из этого сделать? (не каждое сочетание букв имеет значение)
- Значит, словом может являться только, какое слово? (то, которое имеет значение, которое можно объяснить)
Приём целеполагания- работа над понятием
- Вам встретилось слово аромат, а у него есть значение? (да)
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Где можно узнать его значение? (в толковом словаре Ожегова)
- У вас на партах толковые словарики Неусыповой. Откройте словари, найдите и прочитайте значение этого слова.(один ученик читает вслух)
VI. Физкультминутка под музыку
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
- Откройте учебники на с.15. Прочитаем диалог Ани и Самоварова.
-О чём спросила Аня? (есть ли слова, которые ничего не обозначают)
- Что ответил её Самоваров? (нет, каждое слово что-то означает)
- Давайте выполним упр.28, подготовьте звуковые схемы.
- Назовите слова. Составим их звуковые схемы.
(по одному ученику выходят к доске, составляют схемы, записывают слова ниже под схемами)
- Чем отличаются звуковые схемы первого и второго слов? (первым звуком)
- Чем отличаются схемы второго и третьего слов? (звуки поменяли местами)
- Изменилось ли при этом значение слов? (да)
- Сделайте вывод. (Если заменить звуки или поменять местами, может измениться слово и его значение). Проверим себя, прочитав вывод в учебнике внизу на с.15.Чтение вывода на с.15.
- Запишем слова в тетрадь. Проверка.
VIII. Продолжение работы по теме урока. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- О словах придумано немало пословиц, одна из них записана в упр.32, откройте учебники на с.17. Прочитайте её сначала про себя. (один ученик читает её вслух)
- Как вы понимает смысл данной пословицы?
- Что значит пустые слова? (не имеющие смысла)
- Почему слова сравнивают с орехом? ( потому что слово, как орех скорлупка – звуковая оболочка, а ядрышко- значение слова)
Рефлексия содержания учебного материала «Смайлики»
- Запишем пословицу себе в тетрадь. ( один ученик работает у доски). Проверьте написанное. Поднимите зелёный смайлик, у кого всё правильно, жёлтый, у кого 1 ошибка, красный, если у вас 2 и более ошибок.
Рефлексия (приём незаконченного предложения)
- Наш урок подходит к концу. Закончите предложение, выбрав начало
На слайде фразы:
1.Сегодня я узнал…
2.Я понял, что …
- Поднимите зелёный смайлик, если у вас на уроке всё получилось, и вы не сделали ни одной ошибки, жёлтый, если вы немного ошибались и красный, если вы ничего не поняли.
Итог урока
- Какую тему изучали сегодня на уроке?
- Что же вы узнали о слове и его значении?
- С чем можно сравнить слово и его значение?
- Оцените свою работу на уроке смайликом.
- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке.
- Урок я хотела бы закончить словами немецкого философа Г.Гегеля. «Слово - это удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
- А кто такой философ, вы узнаете на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: "От значения слова к правильному написанию"
На уроке работа направлена на развитие у учащихся навыков грамотного письма, основанные на значении слова. В урок включены новые педагогические технологии: технология сотрудничества(работа в малых гру...
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: От значения слова к правильному написанию"
Работа на уроке организована в малых группах, используется метод сотрудничества, формы работы на уроке позволяют повысить самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, развивают критическое ртношение ...
урок русского языка 4 класс " Слово и его лексическое значение"
Урок открытия новых знаний....
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Конспект урока русского языка, 3 класс. УМК "Школа России" Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:Знать о существенных п...