Разработка урока русского языка в 1 классе на тему "Слово и его значение"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Красильникова Светлана Александровна

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. В плане-конспекте урока особо выделены  приёмы целеполагания и рефлексии на каждом этапе урока. На уроке я использовала такие приёмы  целеполагания,  как проблемная ситуация, когда детям предлагалось определить, о чём пойдёт речь на уроке  по стихотворению А.Шибаева, подводящий диалог, когда на этапе актуализации знаний попросила детей рассказать всё, что они  уже знают о слове. Приём исключение, когда, работая в парах,  учащимся надо было исключить лишнее слово среди записанных на карточке. На уроке использовался  также приём целеполагания – работа над понятием, когда ученики   искали значение слова в толковом словарике. Такими словариками мы часто пользуемся на уроках чтения, русского языка, окружающего мира. Слов в  толковом словарике Неусыповой немного, поэтому  главной книгой остаётся толковый словарь Ожегова.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексияРефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».  В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

На своём уроке я использовала рефлексию настроения  и эмоционального состояния в начале и в конце урока, а также рефлексию содержания учебного материала, когда дети проверяли, выполненное задание при помощи смайликов. В конце урока  на этапе рефлексии  использовался   приём  незаконченного предложения. Сегодня я узнал…,  я понял, что….

Свой урок я закончила высказыванием немецкого философа  Г.Гегеля, следовательно, следующий урок русского языка мы начнём с  проблемы предыдущего урока (это ещё один из приёмов целеполагания) и объясним значение слова «философ».

  Это был первый урок по теме «Слово и его значение», поэтому полученные  на уроке знания, будут совершенствоваться  на последующих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasilnikova_svetlana_aleksandrovna.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Тема урока: Слово и его значение.

Цель урока: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение

Планируемые результаты

Предметные: 

- формировать умение отличать слово от простого сочетания букв;

- соотносить слово и его значение;

-  употреблять слова в речи на уровне осознания значения этих слов;

- продолжать формировать навык каллиграфического письма;

- развивать орфографическую зоркость;

- обогащать словарный запас детей.

Личностные:

 - развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи, путем создания «ситуации успеха»;

- формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, эмоциональную отзывчивость учащихся.

Метапредметные результаты

Познавательные Общеучебные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- осуществлять поиск и представление информации;

 - осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- проводить рефлексию способов и условий действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Логические: - анализировать и синтезировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- сравнивать, обобщать.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (целеполагание);

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;

- осуществлять оценку и  контроль результатов деятельности.

Коммуникативные: - формировать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в парах, используя для этого речевые средства;

- строить монологические высказывания;

- владеть диалогической формой коммуникации.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • самостоятельная.

Технологии:

  • здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физкультминутка);
  • информационно – коммуникационные (проектор);
  • игровые.

Методы и приемы:

  • словесные (рассказ, беседа, работа с  учебником, толковым словарём);
  • наглядные;
  • практические;
  • частично-поисковые;

Оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор;
  • электронное приложение к учебнику «Русский язык» Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой;
  • карточки со словами на  каждую парту;
  • смайлики трёх цветов на каждого ученика;
  • табличка с темой урока;
  • толковый словарь Ожегова;
  • толковые словарики русского языка Н.М.Неусыповой на каждого ученика
  • коробка с предметами: клубок, ручка, книга
  • звуковые схемы у каждого ученика и большие звуковые схемы для демонстрации на доске

Ход урока

Цель: мотивировать детей на начало урока

  1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Приветствовать сегодня Вас

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Подарите это сиянье всем вокруг, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Я желаю вам успехов  в работе на уроке. Садитесь.

  1. Мотивация к деятельности

- Кто из вас мечтает быть образованным, культурным и грамотным?

 - Что для этого вам потребуется?

- Мы начинаем урок русского языка.

Девиз урока: «Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить».

Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Смайлики»

- Поднимите зелёный смайлик, если у вас хорошее настроение,  красный, если плохое,  и жёлтый, если нейтральное.

  1. Минутка чистописания

Цель: систематизировать знания о написания элементов букв

-  Откройте тетради. Начнём  работу с минутки чистописания.

- Посмотрите на доску, какую закономерность заметили? (одна прямая с наклонной петлей вверху, другая наклонная  прямая с петлей внизу).

Запишите и продолжите данную закономерность.

Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Назовите письменные  буквы, где используются  эти элементы (у, д, в)

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения». Слово» на уроках обучения грамоте.

IV.Актуализация знаний по предложенной теме  и осуществление первого пробного действия

Проблемная ситуация- приём целеполагания

-Послушайте стихотворение  Александра Шибаева и попробуйте определить, о чём мы будем говорить на уроке.

Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас – означено словами:

Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,

Одно  давно привычно нам, другое – незнакомо.

Цель: узнать, что называется словом, и какое значение имеют слова в жизни человека.

 О чем мы будем сегодня говорить?

- О словах.

- Что вы знаете о них?  Расскажите.

Приём целеполагания – подводящий диалог

- Как вы думаете, всё ли мы знаем о словах? (нет)

-  Для чего они нужны? (чтобы общаться, передавать информацию, получать много новых знаний и т.д.)

- Чем отличается слово от предмета? (предмет можно увидеть, поиграть с ним, потрогать, а слово услышать, произнести)

- Что обозначают слова?

- На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить. Тема нашего урока «Слово и его значение» (вывешиваю табличку с темой урока). Цель урока:  научиться различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение (слайд)

Игра «Пойми меня»

Цель: в ходе практических действий определить, чем слово отличается от предмета

Учитель показывает предметы, дети их называют: клубок, ручка, тетрадь

-Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Эльвина, подойди, пожалуйста, и подай мне предмет.

- Я не могу этого сделать

- Почему?

- Я не знаю, какой предмет вы загадали.

- Как же быть ребята? (назвать этот предмет)

- Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет? (слово)

- Я называю его. Клубок. Подай мне его, пожалуйста.

- Что можно сделать с клубком? (играть, вязать, катать)

- Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать то же,  что и с клубком? (нет)

-  А что можно сделать со словом? (произнести, прочитать, услышать)

- Чем отличается слово от предмета? (с предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести)

- Давайте запишем это слово.

- Какое задание можно выполнить с этим словом? (поставить ударение, разделить на слоги)

- Какой звук мы слышим в начале слова клубок? Дайте характеристику этому  звуку.

- Запишите слово второй раз, разделяя его на слоги, поставьте ударение.

V. Работа по теме урока

- Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь. И первая наша остановка у профессора  И.И.Самоварова. Давайте его внимательно послушаем. Что же  нового он нам расскажет о слове? Слушайте внимательно.

Работа с СD Cлово и его значение. Рассказ И.И.Самоварова (отрезок 4)

- С чем  сравнивает профессор слово? Что нового вы узнали о слове?

-  Что является «скорлупкой» слова  по словам профессора Самоварова?   (звуковая оболочка, звучание слова)

- С чем сравнивает Самоваров  значение слова? (Значение слова  - это ядро)

(вывешиваю на доску табличку)

Работа в паре, проблемная ситуация (приём «Исключение»)

- Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах листочки, на которых записаны слова. Прочитайте внимательно слова,  зелёным карандашом  подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что? и  красным карандашом,  слова, отвечающие на вопрос кто?

Сирень, белка, камыш, аромат,  пронва, книга, волк, змея.

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?

- Какое слово вы  не подчеркнули? Объясните, почему.

- Что такое пронва? Как узнать? (это слово не имеет значение, ничего не значит)

- Какой вывод может из этого сделать? (не каждое сочетание букв имеет значение)

- Значит, словом может являться только,  какое слово? (то, которое имеет значение, которое можно объяснить)

Приём целеполагания- работа над понятием

- Вам встретилось слово аромат, а у него есть значение? (да)

- Как вы понимаете значение  этого слова?

- Где  можно узнать его значение? (в толковом словаре Ожегова)

- У вас на партах толковые словарики  Неусыповой. Откройте словари, найдите и прочитайте значение этого слова.(один ученик читает вслух)

VI. Физкультминутка под музыку

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

- Откройте учебники на с.15. Прочитаем диалог Ани и Самоварова.

-О  чём спросила Аня? (есть ли слова, которые ничего не обозначают)

- Что ответил её Самоваров? (нет, каждое слово что-то означает)

- Давайте выполним  упр.28, подготовьте звуковые схемы.

- Назовите слова.  Составим их звуковые схемы.

(по одному ученику выходят к доске, составляют схемы, записывают слова ниже под схемами)

- Чем отличаются звуковые схемы первого и второго слов? (первым звуком)

- Чем отличаются схемы второго и третьего слов? (звуки поменяли местами)

- Изменилось ли при этом значение слов? (да)

- Сделайте вывод. (Если заменить звуки или поменять местами, может измениться слово и его значение).  Проверим себя, прочитав вывод в учебнике внизу на с.15.Чтение вывода на с.15.

- Запишем  слова в тетрадь. Проверка.

VIII. Продолжение работы по теме урока. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

- О словах придумано немало пословиц, одна из них  записана  в упр.32, откройте учебники на с.17. Прочитайте её сначала про себя. (один ученик читает её вслух)

- Как вы понимает смысл данной пословицы?

- Что значит пустые слова? (не имеющие смысла)

- Почему слова сравнивают с орехом? ( потому что  слово,  как орех скорлупка – звуковая оболочка, а ядрышко- значение слова)

Рефлексия содержания учебного материала «Смайлики»

- Запишем пословицу себе в тетрадь. ( один ученик работает у доски). Проверьте написанное. Поднимите зелёный смайлик, у кого всё правильно, жёлтый, у кого 1 ошибка, красный, если у вас 2 и более ошибок.

Рефлексия (приём незаконченного предложения)

- Наш урок подходит к концу. Закончите предложение, выбрав начало

На слайде фразы:

1.Сегодня я узнал…

2.Я понял, что …

- Поднимите зелёный смайлик, если у вас  на уроке всё получилось,  и вы не сделали ни одной ошибки, жёлтый, если   вы немного ошибались и красный, если вы ничего не поняли.

Итог урока

- Какую тему изучали сегодня на уроке?

- Что же вы узнали о слове и его значении?

- С чем можно сравнить слово и его значение?

- Оцените свою работу на уроке смайликом.

- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке.

- Урок я хотела бы закончить словами  немецкого философа  Г.Гегеля.  «Слово - это удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

- А кто такой философ, вы узнаете на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: "От значения слова к правильному написанию"

На уроке работа направлена на развитие у учащихся навыков грамотного письма, основанные на значении слова. В урок включены новые педагогические технологии: технология сотрудничества(работа в малых гру...

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: От значения слова к правильному написанию"

Работа на уроке организована в малых группах, используется метод сотрудничества, формы работы на уроке позволяют повысить самоконтроль  и взаимоконтроль учащихся, развивают критическое ртношение ...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Конспект урока русского языка, 3 класс. УМК "Школа России" Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:Знать о существенных п...