Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в единственном числе", 3 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе»
Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных падежных окончаний существительных в единственном числе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать признаки имени существительного как части речи;
- знать алгоритм правописания безударных падежных окончаний;
- уметь определять форму имени существительного;
- уметь применять на практике алгоритм правописания безударных падежных окончаний.
Личностные:
- уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям, развитие творческого воображения;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Тип урока: рефлексия.
Оборудование: Учебник «Русский язык» Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., 3 класс 3 часть (Перспективная начальная школа),
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 19.01.21 ФИО учителя: Ляпина Оксана Валерьевна
Школа: лицей №148 ФИ студента: Дудник Юлия, 36 группа
Класс: 3 (урок 3) ФИО методиста: Кондратьева Ирина Ивановна
Кабинет: 112
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе»
Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных падежных окончаний существительных в единственном числе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать признаки имени существительного как части речи;
- знать алгоритм правописания безударных падежных окончаний;
- уметь определять форму имени существительного;
- уметь применять на практике алгоритм правописания безударных падежных окончаний.
Личностные:
- уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям, развитие творческого воображения;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Тип урока: рефлексия.
Оборудование: Учебник «Русский язык» Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., 3 класс 3 часть (Перспективная начальная школа), раздаточный материал, наглядный материал, учебная презентация.
Челябинск, 2021 г.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- Метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Цель - организовать внимание к началу урока | 2 минуты | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Надеюсь, наш урок принесёт нам радость общения и открытия новых знаний. Присаживайтесь, пожалуйста. - Сегодня у нас урок-путешествие. Мы отправимся в путешествие вот на такой симпатичной русской тройке. (Картинка лошадей на 1 слайде). - И так, отправляемся в путешествие! Сегодня вам предстоит задача наблюдателя! И у каждого наблюдателя есть свой дневник. Вашими дневниками будут ваши тетради. Ваша задача- записывать свои наблюдения в нее. Положите свои тетради правильно и готовьтесь внимательно слушать и наблюдать. - Глазками прочтите число: Девятнадцатое января - Классная работа. Словарь. Запишите в свои тетради, не забывая про орфограммы. (Слайд №2). | Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. Записывают число, классная работа, словарь. | Р: личностное включение в учебную деятельность |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: повторение теории Практический: словарная работа | 5 мин. | - Выполним словарную работу. - Начнём наше путешествие со станции «Повторение» (Слайд №3). Давайте вспомним, как определить склонение существительных? Для этого я предлагаю вам сейчас посмотреть на доску. Вы видите там инструкцию, которая поможет вам правильно написать безударное падежное окончание существительного. - Но инструкция перепутана. Ваша задача: в течение двух минут подумать, как правильно собрать инструкцию, после я вызову к доске желающего. - Вы большие молодцы, а кто скажет, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? - Как замечательно вы справляетесь! Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, отгадки на которые вы должны записать в три столбика: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение, поставить ударение, выделить окончания. А теперь внимательно слушайте меня, я начинаю читать загадки. 1. Отправляясь в путешествие Обязательно интересуются, какая будет …… (Погода) 2.Все обходят это место: Здесь земля, как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи…. Нет опоры для ноги. (Болото) 3. Подкованы ноги, Бежит по дороге: Грива дугою, а хвост метлою. (Лошадь) 4. Первый месяц зимы. (Декабрь) 5. Не живая – а идет Неподвижна – а ведет. (Дорога) 6. Первый месяц года. (Январь) 7. Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен Нужен только красный нос. (Морковь) 8. Что за дерево стоит – Ветра нет, оно дрожит. (Осина) 9. Днём спит на ней подушка, А по ночам – Андрюшка. (Кровать) 10. Самый короткий месяц года. (Февраль) Работа в парах. - А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. И выполните проверку по образцу на слайде (Слайд № 4) Посчитайте количество правильных ответов и оцените работу соседа простым карандашом, в соответствие с критериями на экране. (Слайд №5) - Давайте поведем с вами итог: кто допустил ошибки в словах? Кто неверно определил склонение? Для чего важно уметь определять склонение? | 1. Поставить сущ. в начальную форму. 2. Определить падеж. 3. Выделить окончание, подобрать нужное окончание по таб. на с.6 ИЛИ подобрать опорное слово. 1 скл.- существительные женского рода и мужского рода с окончаниями -а и -я. 2 скл.- существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о и -е. 3 скл.- существительные женского рода с нулевым окончанием. Записывают отгадки по трём столбикам, потом проверяют по образцу: 1 скл. - погода, осина, дорога. 2 скл. - болото, декабрь, январь, февраль. 3 скл. - лошадь, морковь, кровать. Выполняют взаимопроверку по образцу. Ответы детей. | П: Выделение известной информации и структурирование знаний |
III. Постановка учебной задачи Словесный: формулировка темы и задач урока Составление плана урока Практический: Выборочное списывание с грамматическим заданием | 5 минут | - Давайте определим тему урока. - На доске записано стихотворение Владимира Набокова «Зима». (Слайд № 6) Только ёлочки упрямы - зеленеют - то во мгле, то на солнц… Пахнут рамы свежим кле..м, на стекле перламутровый и хрупкий вьётся ине… цветок, на лазур…, в белой шубк… дремлет сказочный лесок. - Прочитайте эти строки. Где пропущены орфограммы? (Какая это часть речи? На окончание падает ударение? Значит, окончание какое?) - Сформулируйте тему урока. Чем будем заниматься на уроке? Определим задачи урока. (Слайд №7) - И так, тема урока «Безударные окончания существительных в единственном числе». (Слайд №8) Найдите эту тему в содержании учебника и откройте учебник на странице №7-8. - Давайте составим план нашей работы: 1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных. 2. Формировать навыки правописания падежных окончаний имен существительных. (Слайд №9) - Желаю вам успехов в сегодняшней работе! - А теперь выпишите имена существительные со словами, к которым они относятся, вставив пропущенные окончания, определив склонение и падеж. Давайте на доске разберем один из примеров: зеленеют на солнцЕ. - Как вы действовали при написании окончаний? Проведите исследовательскую работу. (Слайд № 10) На солнце (2 скл., П.п.), клеем (2 скл., Т.п.), инея (2 скл., Р.п.), в лазури (3 скл., П.п.), в шубке (1скл., П.п.) - Кто скажет, как можно проверить написание безударных падежных окончаний? | Читают стихотворение. - Орфограмма пропущена в окончании, ударение не падает, значит, окончание безударное. - Безударные окончания существительных в единственном числе. Участвуют в определении задач урока, помогают составить план. Обучающиеся выполняют задание самостоятельно. Воспользовались алгоритмом действия и таблицей падежных окончаний, словами – помощниками (см. на с.6 – 8 в уч. № 3)
| П: самостоятельное формулирование темы и цели урока |
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Самостоятельная работа. Самопроверка. | 5 минут. | - Мы прибыли на станцию «Учебный центр». (Слайд №.11) Работа по учебнику. Упражнение 26 на с. 30, выполнить задание. Ходит (по чему?, где?) по книге (1скл., Д.п.) (стене), Ходит ( в чём?, как?) в шапке (1 скл., П.п.) (стене). - Ребята, вы так усердно работали, давайте сделаем небольшой перерыв. Попрошу вас встать. (Слайд №12 «Отдохни»). Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели | Пользуются таблицей, инструкцией, словами - помощниками (учебник №3, с.6-8), самостоятельно выполняют упражнение, проверяют с учителем. Встают из-за парт, выполняют физминутку за учителем. | П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе; |
V. Закрепление знаний и способов действий. Групповая работа. Теоретические задания: Соотнесение орфограммы и используемого правила | 10 минут. | - Мы прибыли на станцию «Существительное». (Слайд №13) - Сейчас каждая группа получает конверт с заданием. 1 группа. Вставить окончания существительных. Определить склонение, падеж. Выбрать нужное правило и слово- помощник. В воздух… ( ) кружились пушистые снежинки. В пушистом убор…( ) стоят деревья.. С друг…м ( )можно разделить и радость и беду. Выбери нужное правило. 1. Существительные 1 склонения в Р.п. имеют окончание -и, а в Д.п. и П.п. – окончание –е, а в Т.п. – окончание -ой, -ей, слово – помощник: СТЕНА. 2. Существительные 2 склонения в П.п. имеют окончание –е, а в Т.п. – окончание -ом, -ем, слово – помощник: СТОЛ. 3. Существительные 3 склонения в имеют окончание -и, в Р.п., Д.п. и П.п., а в Т.п. – окончание -ю, слово – помощник: СТЕПЬ. 2 группа. Вставить окончания существительных. Определить склонение, падеж. Выбрать нужное правило и слово- помощник. С горк…( ) катались на санках. По тропинк….( ) вышли к деревн….( ). В избушк….( ) горела печка. Выбери нужное правило. 1. Существительные 1 склонения в Р.п. имеют окончание -и, а в Д.п. и П.п. –окончание –е, а в Т.п. – окончание -ой, -ей, слово – помощник - СТЕНА. 2. Существительные 2 склонения в П.п. имеют окончание –е, а в Т.п. – окончание -ом, -ем, слово – помощник - СТОЛ. 3. Существительные 3 склонения в имеют окончание -и, в Р.п., Д.п. и П.п., а в Т.п. – окончание -ю, слово – помощник - СТЕПЬ. 3 группа. Гости прощались без печал….( ) и тоски. Дети радовались жизн…( ). На пристан….( ) толпились люди. Выбери нужное правило. 1. Существительные 1 склонения в Р.п. имеют окончание -и, а в Д.п. и П.п. –окончание –е, а в Т.п. – окончание -ой, -ей, слово – помощник - СТЕНА. 2. Существительные 2 склонения в П.п. имеют окончание –е, а в Т.п. – окончание -ом, -ем, слово – помощник - СТОЛ. 3. Существительные 3 склонения в имеют окончание -и, в Р.п., Д.п. и П.п., а в Т.п. – окончание -ю, слово – помощник - СТЕПЬ. - Ребята, скажите, как объяснить правописание безударного падежного окончания имени существительного? | Обучающиеся в группах выполняют задания, потом объясняют, как выполнили, то есть защищают свои проекты. | П: структурирование знания; П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах; К: инициативность в общем поиске нового знания; К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов |
VI. Применение знаний и способов действий. Письменный опрос. | 7 минут. | - Наша прекрасная тройка прибыла на станцию «Проверь свои знания». (Слайд №14) - Сейчас я раздам вам карточки, Вам предстоит самостоятельно выполнить задания. (Карточки прилагаются). - Прочитайте здания и выберите те, с которыми сможете справиться. - У вас есть пять минут на выполнение задания. По окончании времени передайте свои листочки с задних пар на первые. | Выполняют задание. | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;
|
VII. Закрепление полученных знаний. | 3 минуты. | - И так, ребята, мы с вами прибыли на станцию «Конечная» (Слайд № 15) - Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итог! • Над чем мы сегодня работали? • Какие задачи мы ставили перед собой, чтобы достичь данной цели? • Для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания? - Правильно! Формируя умение правильно писать безударные падежные окончания существительных, вы повышаете уровень грамотности письменной речи. | - Повторяли склонение существительных, падежи, учились правильно записывать окончания существительных. Эти знания помогут правильно говорить, грамотно писать. | П: обобщение и структурирование знаний в речи |
VIII. Рефлексия деятельности | 2 минуты. | - Кто считает, что он справился с поставленными задачами? Кто самостоятельно может распознавать падежи и правильно писать безударные окончания существительных? Поднимите ручки свои выше! Умницы! - А теперь кто ещё не совсем усвоил. С вами мы постараемся поработать лучше в следующий раз. - Вы сегодня хорошо работали. Молодцы! Наш урок окончен, большое спасибо! (Слайд № 16) | Ученики поднимают руки, так как считают правильным, исходя из индивидуальных итогов урока. | П: доказательство качества выполнения задания; К: умение полно и точно выражать своё мнение. |
Домашнее задание | - Дома выполните упражнение в учебнике упр. 3 на с. 10 повторить правила на с.7 – 8. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже»
Урок русского языка в 3-м классе по теме: «Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже» УМК "ПНШ" ...
3 класс. Технологическая карта урока. Определение рода имени существительного в единственном и множественном числе.
Урок с приминением ЭОР,...
Технологическая карта урока + презентация "Написание глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времен"
Климанова, Л. Ф. Русский Язык. Учебник для образоват. учреждений. учебник 4 класс 2 часть УМК «Перспектива»....
Конспект урока русского языка «Окончания существительных во множественном числе в разных падежах» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование навыка определения падежа у имен существительных во мн.ч., написания падежных окончаний существительных во мн.ч.; развитие орфографической зоркости путем нахожд...
Технологическая карта урока русского языка «Окончание существительных во множественном числе в Родительном падеже» (УМК Перспективная начальная школа); 3 класс
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения правильно употреблять в речи на письме существительные во множественном числе в Р.п.Задачи урока:Дидактические:научить правильно употре...
Технологическая карта по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе в Р.п. (нулевое, -ов, -ев, ей)" (3 класс, УМК "Школа XXI века")
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление навыка правописания окончаний существительных во множественном числе в Р.п. Задачи урока: Дидактические:1. Закрепить знания учащихся о поняти...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Род и число имён существительных" - 3 класс
Тип урока: открытие «нового» знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об изменении имени существительного по числам и определении его рода.Задачи урока:Дидактические:1. ...