Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в единственном числе", 3 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дудник Юлия Павловна

Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе»

 

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных падежных окончаний существительных в единственном числе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать признаки имени существительного как части речи;

- знать алгоритм правописания безударных падежных окончаний;

- уметь определять форму имени существительного;

- уметь применять на практике алгоритм правописания безударных падежных окончаний.

 

Личностные:

- уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям, развитие творческого воображения;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

 

Тип урока: рефлексия.

Оборудование: Учебник  «Русский язык» Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., 3 класс 3 часть (Перспективная начальная школа), 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 19.01.21                                                                                                            ФИО учителя: Ляпина Оксана Валерьевна

Школа: лицей №148                                                                                                ФИ студента: Дудник Юлия, 36 группа

Класс: 3 (урок 3)                                                                                                            ФИО методиста: Кондратьева Ирина Ивановна

Кабинет: 112

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных падежных окончаний существительных в единственном числе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать признаки имени существительного как части речи;

- знать алгоритм правописания безударных падежных окончаний;

- уметь определять форму имени существительного;

- уметь применять на практике алгоритм правописания безударных падежных окончаний.

Личностные:

- уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям, развитие творческого воображения;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Тип урока: рефлексия.

Оборудование: Учебник  «Русский язык» Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., 3 класс 3 часть (Перспективная начальная школа), раздаточный материал, наглядный материал, учебная презентация.

Челябинск, 2021 г.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

Метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Цель - организовать внимание к началу урока

2 минуты  

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Надеюсь, наш урок принесёт нам радость общения и открытия новых знаний. Присаживайтесь, пожалуйста.

- Сегодня у нас урок-путешествие. Мы отправимся в путешествие вот на такой симпатичной русской тройке.

(Картинка лошадей на 1 слайде). 

- И так, отправляемся в путешествие! Сегодня вам предстоит задача наблюдателя! И у каждого наблюдателя есть свой дневник. Вашими дневниками будут ваши тетради. Ваша задача- записывать свои наблюдения в нее. Положите свои тетради правильно и готовьтесь внимательно слушать и наблюдать.

- Глазками прочтите число: Девятнадцатое января

- Классная работа. Словарь. Запишите в свои тетради, не забывая про орфограммы. (Слайд №2).

Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Записывают число, классная работа, словарь.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: повторение теории

Практический: словарная работа

5

мин.

- Выполним словарную работу.

- Начнём наше путешествие со станции «Повторение» (Слайд №3). Давайте вспомним, как определить склонение существительных? Для этого я предлагаю вам сейчас посмотреть на доску. Вы видите там инструкцию, которая поможет вам правильно написать безударное падежное окончание существительного.

- Но инструкция перепутана. Ваша задача: в течение двух минут подумать, как правильно собрать инструкцию, после я вызову к доске желающего.

- Вы большие молодцы, а кто скажет, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

- Как замечательно вы справляетесь! Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, отгадки на которые вы должны записать в три столбика: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение, поставить ударение, выделить окончания. А теперь внимательно слушайте меня, я начинаю читать загадки.

1. Отправляясь в путешествие

Обязательно интересуются,

какая будет …… (Погода)

2.Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи….

Нет опоры для ноги. (Болото)

3. Подкованы ноги,

Бежит по дороге:

Грива дугою, а хвост метлою. (Лошадь)

4. Первый месяц зимы. (Декабрь)

5. Не живая – а идет

Неподвижна – а ведет. (Дорога)

6. Первый месяц года. (Январь)

7. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен

Нужен только красный нос. (Морковь)

8. Что за дерево стоит –

Ветра нет, оно дрожит. (Осина)

9. Днём спит на ней подушка,

А по ночам – Андрюшка. (Кровать)

10. Самый короткий месяц года. (Февраль)

 Работа в парах.

- А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. И выполните проверку по образцу на слайде (Слайд № 4) Посчитайте количество правильных ответов и оцените работу соседа простым карандашом, в соответствие с критериями на  экране. (Слайд №5)

- Давайте поведем  с вами итог: кто допустил ошибки в словах?

Кто неверно определил склонение? Для чего важно уметь определять склонение?

1. Поставить сущ. в начальную форму.

2. Определить падеж.

3. Выделить окончание, подобрать нужное окончание по таб. на с.6 ИЛИ подобрать опорное слово.

1 скл.- существительные женского рода и мужского рода с окончаниями -а и -я.

2 скл.- существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о и -е.

3 скл.- существительные женского рода с нулевым окончанием.

Записывают отгадки по трём столбикам, потом проверяют по образцу:

1 скл. - погода, осина, дорога.

2 скл. - болото, декабрь, январь, февраль.

3 скл. - лошадь, морковь, кровать.

Выполняют взаимопроверку по образцу.

Ответы детей.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный: формулировка темы и задач урока

Составление плана урока

Практический:

Выборочное списывание с грамматическим заданием

5 минут

- Давайте определим тему урока.

- На доске записано стихотворение Владимира Набокова «Зима». (Слайд № 6)

Только ёлочки упрямы - зеленеют - то во мгле, то на солнц… Пахнут рамы свежим кле..м, на стекле перламутровый и хрупкий вьётся ине… цветок, на лазур…, в белой шубк… дремлет сказочный лесок.

- Прочитайте эти строки. Где пропущены орфограммы?

(Какая это часть речи? На окончание падает ударение? Значит, окончание какое?)

- Сформулируйте тему урока. Чем будем заниматься на уроке? Определим задачи урока. (Слайд №7)

- И так, тема урока «Безударные окончания существительных в единственном числе». (Слайд №8) Найдите эту тему в содержании учебника и откройте учебник на странице №7-8.

- Давайте составим план нашей работы:

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Формировать навыки правописания падежных окончаний имен существительных. (Слайд №9)

- Желаю вам успехов в сегодняшней работе!

- А теперь выпишите имена существительные со словами, к  которым они относятся, вставив пропущенные окончания, определив склонение и падеж. Давайте на доске разберем один из примеров: зеленеют на солнцЕ.

- Как вы действовали при написании окончаний? Проведите исследовательскую работу. (Слайд № 10) На солнце (2 скл., П.п.), клеем (2 скл., Т.п.), инея (2 скл., Р.п.), в лазури (3 скл., П.п.), в шубке (1скл., П.п.)

- Кто скажет, как можно проверить написание безударных падежных окончаний?

Читают стихотворение.

- Орфограмма пропущена в окончании, ударение не падает, значит, окончание безударное.

- Безударные окончания существительных в единственном числе.

Участвуют в определении задач урока, помогают составить план.

Обучающиеся выполняют задание самостоятельно. Воспользовались алгоритмом действия и таблицей падежных окончаний, словами – помощниками (см. на с.6 – 8 в уч. № 3)


Ответы детей.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

5

минут.

- Мы прибыли на станцию «Учебный центр». (Слайд №.11) Работа по учебнику. Упражнение 26 на с. 30, выполнить задание.

Ходит (по чему?, где?) по книге (1скл., Д.п.) (стене),

Ходит ( в чём?, как?) в шапке (1 скл., П.п.) (стене).

- Ребята, вы так усердно работали, давайте сделаем небольшой перерыв. Попрошу вас встать. (Слайд №12 «Отдохни»).

 Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели

Пользуются таблицей, инструкцией, словами - помощниками (учебник №3, с.6-8), самостоятельно выполняют упражнение, проверяют с учителем.

Встают из-за парт, выполняют физминутку за учителем.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

V. Закрепление знаний и способов действий.

Групповая работа.

Теоретические задания:

Соотнесение орфограммы и используемого правила

10

минут.

- Мы прибыли на станцию «Существительное». (Слайд №13)

- Сейчас каждая группа получает конверт с заданием.

1 группа. Вставить окончания существительных. Определить склонение, падеж. Выбрать нужное правило и слово- помощник.

В воздух… ( ) кружились пушистые снежинки. В пушистом убор…( ) стоят деревья.. С друг…м ( )можно разделить и радость и беду. Выбери нужное правило.

1. Существительные 1 склонения в Р.п. имеют окончание -и, а в Д.п. и П.п. – окончание –е, а в Т.п. – окончание -ой, -ей, слово – помощник: СТЕНА.

2. Существительные 2 склонения в П.п. имеют окончание –е, а в Т.п. – окончание -ом, -ем, слово – помощник: СТОЛ.

3. Существительные 3 склонения в имеют окончание -и, в Р.п., Д.п. и П.п., а в Т.п. – окончание -ю, слово – помощник: СТЕПЬ.

 2 группа. Вставить окончания существительных. Определить склонение, падеж. Выбрать нужное правило и слово- помощник.

С горк…( ) катались на санках. По тропинк….( ) вышли к деревн….( ). В избушк….( ) горела печка. Выбери нужное правило.

1. Существительные 1 склонения в Р.п. имеют окончание -и, а в Д.п. и П.п. –окончание –е, а в Т.п. – окончание -ой, -ей, слово – помощник - СТЕНА.

 2. Существительные 2 склонения в П.п. имеют окончание –е, а в Т.п. – окончание -ом, -ем, слово – помощник - СТОЛ.

3. Существительные 3 склонения в имеют окончание -и, в Р.п., Д.п. и П.п., а в Т.п. – окончание -ю, слово – помощник - СТЕПЬ.

3 группа. Гости прощались без печал….( ) и тоски. Дети радовались жизн…( ). На пристан….( ) толпились люди. Выбери нужное правило.

1. Существительные 1 склонения в Р.п. имеют окончание -и, а в Д.п. и П.п. –окончание –е, а в Т.п. – окончание -ой, -ей, слово – помощник - СТЕНА.

2. Существительные 2 склонения в П.п. имеют окончание –е, а в Т.п. – окончание -ом, -ем, слово – помощник - СТОЛ.

3. Существительные 3 склонения в имеют окончание -и, в Р.п., Д.п. и П.п., а в Т.п. – окончание -ю, слово – помощник - СТЕПЬ.

- Ребята, скажите, как объяснить правописание безударного падежного окончания имени существительного?

Обучающиеся в группах выполняют задания, потом объясняют, как выполнили, то есть защищают свои проекты.

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

VI.  Применение

знаний и способов

действий.

Письменный опрос.

7 минут.

- Наша прекрасная тройка прибыла на станцию «Проверь свои знания». (Слайд №14) 

- Сейчас я раздам вам карточки, Вам предстоит самостоятельно выполнить задания. (Карточки прилагаются).

- Прочитайте здания и выберите те, с которыми сможете справиться.

- У вас есть пять минут на выполнение задания. По окончании времени передайте свои листочки с задних пар на первые.

Выполняют задание.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

 

VII. Закрепление полученных знаний.

3 минуты.

- И так, ребята, мы с вами прибыли на станцию «Конечная» (Слайд № 15)

- Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итог!

• Над чем мы сегодня работали?

• Какие задачи мы ставили перед собой, чтобы достичь данной цели?

• Для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

- Правильно! Формируя умение правильно писать безударные падежные окончания существительных, вы повышаете уровень грамотности письменной речи.

- Повторяли склонение существительных, падежи, учились правильно записывать окончания существительных. Эти знания помогут правильно говорить, грамотно писать.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

2 минуты.

- Кто считает, что он справился с поставленными задачами? Кто самостоятельно может распознавать падежи и правильно писать безударные окончания существительных? Поднимите ручки свои выше! Умницы!

- А теперь кто ещё не совсем усвоил. С вами мы постараемся поработать лучше в следующий раз.

- Вы сегодня хорошо работали. Молодцы! Наш урок окончен, большое спасибо! (Слайд № 16)

Ученики поднимают руки, так как считают правильным, исходя из индивидуальных итогов урока.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение.

Домашнее задание

- Дома выполните упражнение в учебнике упр. 3 на с. 10 повторить правила на с.7 – 8.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже»

Урок русского языка в 3-м  классе по теме: «Окончания существительных во множественном числе в  родительном  падеже» УМК "ПНШ" ...

Технологическая карта урока + презентация "Написание глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времен"

Климанова, Л. Ф. Русский Язык. Учебник для образоват. учреждений. учебник 4 класс 2 часть УМК «Перспектива»....

Конспект урока русского языка «Окончания существительных во множественном числе в разных падежах» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка определения падежа у имен существительных во мн.ч., написания падежных окончаний существительных во мн.ч.; развитие орфографической зоркости путем нахожд...

Технологическая карта урока русского языка «Окончание существительных во множественном числе в Родительном падеже» (УМК Перспективная начальная школа); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения правильно употреблять в речи на письме существительные во множественном числе в Р.п.Задачи урока:Дидактические:научить правильно употре...

Технологическая карта по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе в Р.п. (нулевое, -ов, -ев, ей)" (3 класс, УМК "Школа XXI века")

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление навыка правописания окончаний существительных во множественном числе в Р.п. Задачи урока: Дидактические:1. Закрепить знания учащихся о поняти...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род и число имён существительных" - 3 класс

Тип урока: открытие «нового» знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об изменении имени существительного по числам и определении его рода.Задачи урока:Дидактические:1. ...