Технологическая карта урока по русскому языку для обучающихся с НОДА и УО Тема: «Ударение»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Евсеева Татьяна Ивановна

Технологическая карта урока по русскому языку для обучающихся с НОДА и УО

Тема: «Ударение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

                Государственное бюджетное обшеобразовательное учреждение Самарской области «Школа – интернат № 113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»

Технологическая карта урока по русскому языку в 3Б классе для обучающихся с НОДА и УО

Тема: «Ударение»

                                                                                                                                                                     Учитель: Евсеева Т.И.

                                                                                   2016-2017 учебный год

                                                      Технологическая карта урока по русскому языку

                                                в 3 классе ГБОУ школы – интерната № 113 г.о.Самара

                                                                                 по программе VIII  вида.

Тема

Смыслоразличительная роль ударения

Тип урока

Урок коррекции и закрепления материала

Цель

Обеспечить условия для усвоения обучающимися роли ударения и ударного слога

Задачи

Предметные

Образовательные: научить различать гласные ударные – безударные, уточнить представления обучающихся об особенностях ударения в слове; закрепить роль ударения в слове; расширить знания о букве «Ё»

Развивать наглядно – образное и логическое мышление, выразительную речь, умение выделять голосом нужный звук.

Воспитывать уважение к мнению других людей.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные: объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (вилки – вилки), выделять ударные слоги при произнесении различных слов, определять на схеме место ударения в слове.

Личностные: принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, искать способ её решения, осуществляя пробы

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коррекционные: развивать наблюдательность на примере слов, различающихся ударением, фонематический слух, внимание; стимулировать ориентировочно – поисковую деятельность учащихся путём специального моделирования ситуаций (условий).

Планируемый результат

Предметный: знать, что в слове может быть только один ударный слог, ударение меняет своё место в слове (меняется и смысл самого слова), в однослоговом слове ударение не ставится, Ё – всегда под ударением, правильно ставить ударение и выделять голосом ударный гласный звук.

Метапредметный: уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать и защищать свои мысли; уметь работать в группе (слышать и понимать речь других, договариваться); добывать информацию и использовать её для решения проблемы, строить алгоритм действий; умение анализировать свою работу под руководством педагога

.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Развитие речи

Ресурсы

Компьютерная презентация к заданиям урока

Индивидуальные карточки с буквами, слогами, словами, предложениями

Схемы слов для определения места ударения (1, 2,3 слоговые слова)

Разрезная азбука

Перфокарты

Технологии

ЭОР

Здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физкультминутки для снятия общей усталости, мелкой моторики).

ИКТ.

Игровые.

Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А.Виноградской. Школа России. 1 класс. Москва, «Просвещение»

Детский игровой журнал «Познайка»

http://www.posnayko.com/index.htm.

«Начальная школа» Уроки «Кирилла и Мефодия»

http://nachalka.info/

Методы обучения

Словесные, наглядные, игровые, поисковые, практические

Ход урока.

Этапы урока

Форма деятельности

Деятельность  и указания учителя

Деятельность обучающихся

Коррекционные задачи, УУД

I. Организационный момент

Фронтальная беседа, практическая деятельность обучающихся

Входит в класс, приветствует обучающихся, проговаривает четверостишие: создаёт условия для возникновения у обучающихся потребности к организованности и аккуратности

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте,

Всё ли в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё что нужно – под рукой.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

Проявлять положительное отношение к учебной деятельности.

II. Формирование представлений об смыслоразличительной роли ударения.

1. Актуализация опорных знаний и умений

Фронтальная работа с наглядным материалом, игровой момент (дифференцированно по группам)

Фронтальная работа с карточками, работа в парах (задание разной сложности для разных групп); схемы по звуковому и слоговому анализу

Организует актуализацию умений решать логические задачи с опорой на наглядный материал. Обращает внимание на раздаточный материал, объясняет задание: Ребята, у вас на партах карточки с буквами. Надо выбрать сначала все гласные. Какие выбрали? Какие остались?

Предлагает вспомнить отличительные признаки гласных и согласных звуков:

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Нацеливает обучающихся вспомнить слогообразующую роль гласных:

Гласные и согласные звуки очень разные, но всё равно дружат друг с другом. Как я об этом догадалась?

Организует выполнение задания по теме с опорой на имеющиеся знания:

Молодцы. Разложите карточки со словами по схемам (слова из двух, трёх частей с ударением):

- Травы, поле, лето;

- Грибы, земля, свеча;

- снегири, молоко, машинист. Покажите товарищу.

Какое правило помогло нам выполнить задание?.

Учащиеся выбирают карточки с гласными и убирают в сторону (разное количество карточек, разный шрифт)

На столе остались согласные.

Ответы детей: гласные поются, произносятся свободно, легко. Согласные не поются, им мешают зубы, губы, язык.

Вместе они составляют слог, а из слогов состоят слова.

Дети читают слова и соотносят их со схемами, ориентируясь на количество слогов, взаимопроверка

Сколько гласных в слове, столько и слогов (частей).

Мотивировать свои действия, осознанно и произвольно строить  высказывание в устной форме, развивать концентрацию внимания

Учиться делать выводы с помощью педагога, развивать прочность запоминания

Использовать схемы для решения учебной задачи, выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание узнать больше

2. Коррекция и закрепление стержневых знаний и умений

Физкультминутка

3. Выработка умений применять знания по образцу в сходных ситуациях

Исследовательская работа с ударным звуком

Фронтальная практическая работа и индивидуальная дифференцированная

Выполнение физических упражнений всеми обучающимися

Фронтальная работа по учебнику. Игровые приёмы. Самостоятельное  дифференцированное выполнения задания

Направляет обучающихся на проведение исследовательской работы по определению ударного слога: А слоги все равны между собой?

Давайте проверим. Спросите: «это лиса?», «это белка?», «это сорока?». Что вы заметили? Правильно, один слог поётся, мы его выделяем голосом. Это самый главный слог в слове, главная гласная.

Тренировочные упражнения на умение выделять голосом ударный звук, определять его место в слове: Назовите главную гласную в этих словах (а, е, о). В словах «болото, золото,…» по три «О». Учит обучающихся на практике применять ранее полученные знания: Как узнать, какая из них главная, ударная?

Правильно.

Активизирует знания:

. Как мы обозначаем ударение?

Корректировка стержневых знаний: Для обозначения ударения, если это необходимо, используют знак (  ), который ставится над ударным гласным звуком. Например: «Солнце село за село» (написано на доске). Поясняет задание, организует работу в парах: Поставьте ударение во всех словах на карточках. Анализирует результат работы.

Организует выполнение действий под музыку (физпауза)

«Назвали все правила по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки 1,2,3.

Лёгкие прыжки – 1,2,3.

Быстрая присядка -1,2,3.

Мягкая посадка -1,2,3.»

Способствует выработке умения слушать друг друга и делать совместно выводы

Ударение играет важную роль. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся правильно, мы вдумываемся только в значение слов, на ударение не обращаем никакого внимания. Но стоит нам услышать, что слово произносится неправильно, как наше внимание задерживается на этом слове.

Учит выполнять задание по образцу. Проводит

 работу по учебнику, уточняет задание.

Откройте учебник на стр.51 упр.5 Незнайка неправильно поставил ударение в словах. Мы должны ему помочь исправить ошибки.

Оценивает результат работы.

Учащиеся выполняют задание в устной форме, исправляют допущенные ошибки, упражняются в правильном выделении голосом ударного звука

Ответы детей  сильной группы на вопросы учителя,

 объясняют особенности ударного звука.

Обучающиеся называют слова, выделяя голосом все гласные по порядку

Делают вывод своей исследовательской работы под руководством педагога

Ответы обучающихся на вопросы. Выполняют практическую работу по постановке ударения в словах и целом предложении. Контролируют правильность выполнения задания на доске и на своей карточке и у товарища

Обучающиеся выполняют физические упражнения под музыку, согласуя их со словами текста

Дети идут вперёд

Прыгают на месте

Приседают около парт, садятся

Учащиеся воспринимают объяснение учителя, осмысливают его содержание

Открывают и

работают по учебнику: находят упражнение, определяют задание, записывают слова.

Дети пишут, выполняют задание по цепочке, предварительно проговаривая правильный вариант

Сопереживать радостям и бедам товарищей, выразительно читать текст, участвовать в групповой работе

Слушать и понимать речь других, формировать умение выделять частное и общее

Сотрудничать с учителем и сверстниками, развивать наглядно – действенное мышление

Профилактика общего утомления

Учатся осуществлять анализ устной речи с выделением существенных и несущественных признаков, формировать умение самоконтроля

Учить осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи

Учить работать коллективно, слушать и понимать речь других

4.Выработка умений переносить стержневые знания в новые условия

Фронтальная работа со схемами (по подгруппам), игровой приём, исследовательская работа, просмотр слайдов, работа с учебником и схемами слов

Учит обучающихся переносить знания в новые условия. работу в тетрадях, с учебником

Ударение может изменить целое слово, которое обозначает предмет.

Здесь две схемы к словам. Какие они?

Правильно, одинаковые. И слова за ними спрятались тоже одинаковые: вилки и вилки.

Организует просмотр слайдов, объясняет задание: Где поставите ударение (по схемам): на 1,2,3 слоге? (слайды с картинками и словами):

кружки, стрелки, гвоздики, замок, ирис, рожки, полки, хлопок.

Сравнивают предложенные схемы, делают вывод.

Учащиеся соотносят слова с изображением, выделяют ударный звук, сравнивают написание слов.

Использовать знаково-символические средства, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, контролировать результат деятельности

5. Тренинговые упражнения

Пальчиковая гимнастика

Самостоятельная работа по закреплению материала на перфокартах, самопроверка по слайдам

Практическая отработка умения голосом выделять ударный звук (фронтально и индивидуально). Работа на перфокартах

Устное выполнение задания по учебнику, упражнение в выделении ударного звука

Фронтальное  и индивидуальное выполнение задания

Закрепление и корректировка знаний. Поясняет задание: Поставьте правильно ударение в словах, которые написаны одинаково (слайды и перфокарты):

  1. У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне.
  2. У Маши цветы в комнате. Маши нам рукой.

 3 В парке я видел белок. В яйце есть белок и желток.

4. У зайца два длинных уха. Варилась  уха.

Обучение выразительному проговариванию одинаковых по написанию слов. умению делать выводы: Прочтите слова парами, выделяя ударный звук. Что можно сказать? Правильно. От ударения зависит смысл слова.

Предлагает найти разницу между написанным и услышанным словом, сделать вывод: : Есть ли разница в написании слов (маши, белок, уха, кати)? В произношении? Коснёмся волшебной палочкой слова –она оставит след – ударение (выполняют задание на перфокартах).

Какой можно сделать вывод?

(есть слова, которые одинаково пишутся, но по – разному слышатся. Актуализация знаний об ударных слогах. Корректировка и закрепление знаний по теме: Сколько ударных слогов может быть в слове?(только 1). Остальные называются безударными. Кто расскажет стихотворение про ударение?

Организует работу по учебнику, даёт объяснение задания, активизирует знания: В домике какого цвета живёт ударение ( в красном) и почему (гласный)?

Выделите ударение в кличках животных : позовите их к себе (I группа): Орлик, Хрюша, Шалун, Рыжик, Красотка, Жучок.

Организация пальчиковой гимнастики:

Сколько птиц к кормушке

Нашей прилетело?

Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зернышек.

Учащиеся выполняют задание на перфокартах: ставят ударение в выделенных словах, а затем сравнивают с текстом на слайде. Проводят самопроверку.

(I группа)

(II группа)

Ребята читают слова, написанные одинаково, но с разным ударением. Делают простые выводы самостоятельно.

Обучающиеся воспринимают объяснение, отвечают на вопросы, контролируют ответы товарищей

Анализируют правильность выполнения своего задания, по наводящим вопросам делают вывод

Обучающиеся слушают вопросы учителя и отвечают на них.

Чтение детьми стихотворения про ударение

«Ударный звук, ударный звук!

Он назван так недаром.

Эй, молоточек, верный друг,

Отметь его ударом!

И молоток- стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит!»

Дети  работают с учебником устно. Упражняются в правильном выделении ударного звука, слушают товарищей, принимают участие в оценивании ответов

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

Учить осуществлять анализ письменной и устной речи, осознанно строить речевое высказывание, Развивать концентрацию внимания, прочность запоминания

Проявлять интерес к учебному материалу, соблюдать нормы речевого этикета, выразительно читать текст, контролировать и оценивать результаты деятельности

Определять границы собственного знания и «незнания», формировать познавательные мотивы, Развивать устойчивость внимания

Слушать и понимать речь других, развивать слуховое восприятие

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимательность, помощь, осуществлять анализ иллюстраций

Предупреждение утомления, развитие мелкой моторики

7. Повторение ранее усвоенных знаний

Самостоятельная работа с карточками (разной сложности), чтение стихотворения учащимися

Способствует развитию умения использовать свои знания для решения проблемы: Где надо ставить ударение в таких словах:

мак, лак, сом, сыр, сон, дом.

Закрепление знаний о букве Ё, напоминание правила:

Есть такие слова (у детей на карточках).Читайте и старайтесь выделить ударную гласную: ёжик, ёлка, Алёнушка, телёнок, зелёный, монтёр, котёнок, ребёнок, самолёт, утёнок.

Что заметили?

Чтение стихотворения:

«Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё – бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:

Ничего житьё, течёт.

Я – ударная всегда!

Ой –ё – ёй. Вот это –да!»

Молодцы. Ударение работает всегда, но и у него есть два выходных: когда в слове один слог ; когда в слове есть буква Ё.

Обучающиеся отвечают на вопросы, опираясь на свои знания, доказывая правильность своего ответа: Ударение не надо ставить, потому что только одна гласная,  один слог , и она ни с кем не «спорит»  (кто главный)

Дети читают и голосом выделяют ударный звук

Во всех словах ударение падает на гласную Ё. Вспоминают правило и делают вывод: Ё всегда ударная, её не отмечают ударением; ударение не ставится, если в слове одна гласная.

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, проявлять интерес к учебному материалу, сотрудничать с учителем и сверстниками, участвовать в групповой работе

Развивать переключаемость внимания, опосредованное запоминание, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

III. Итоги урока

Фронтальная и индивидуальная беседа. Чтение стихотворения об ударении. Просмотр слайдов.

Обучает умению анализировать свою деятельность и работу других детей на уроке. Способствует умению выделять и называть основные моменты урока, определять объём своих знаний: Давайте вспомним, что мы теперь знаем об ударении:

1. Меняет смысл слова (пример)

2. стоит на любом месте (1, 2, 3 слог)

3. Не ставится , если один слог в слове (выходной)

4. Ё – всегда ударная (ударение отдыхает)

Послушайте, какое стихотворение про ударение выучила Олеся:

Учащиеся вспоминают и называют правила про ударение, его особенности, с помощью учителя делают выводы и повторяют их с целью закрепления

Чтение стихотворения обучающимся:

На листья делится листва,

На слоги делятся слова.

Мы в слове слог ударный

Найдём элементарно.

Тот слог ударный мы зовём,

Запомни, если хочешь,

Который мы произнесём

Сильнее всех и громче.

Учить делать выводы, участвовать в процессе говорения и слушания, строить логические цепи рассуждений, формулировать собственное мнение

Оценка ответов детей

Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы.

Адекватно воспринимать качественную оценку своей работы

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку для обучающихся 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"

Тема:  Главные члены предложения Цель: сформировать новые знания и умения  учащихся по теме: «Главные члены предложения»Тип: урок изучения нового материала.Планируемые результаты:личнос...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением" (2 класс)

В технологической карте урока представлены задачи, содержание и описание УМК по указанной теме. Также описаны ожидаемые результаты изучения темы учащимися....

Технологическая карта урока Предмет: Русский язык 3 класс. Автор - Иванов С.В. Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Данный урок проводится в 3 классе по программе "Начальная школа ХХI века" во второй четверти. Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС НОО....

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России тема " Сочинение-отзыв по картине Грабара "Февральская лазурь"

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России тема " Сочинение-отзыв по картине Грабара "Февральская лазурь"...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России Тема "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России Тема "Обобщение знаний об имени прилагательном"...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК «Начальная школа XXI», 2 класс, тема: «Омонимы»

Цель урока: формирование у учащихся представления о понятие "омонимы", умения определять омонимы, отличать их от многозначных слов.Задачи урока:Дидактические:1)дать представление о том, как ...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК «Начальная школа XXI», 2 класс, тема: «Значение слова в словаре и тексте»

Цель урока: формирование у учащихся представления о том, как работать со словарями.Задачи урока: Дидактические:1)дать представление о том, как определить лексическое значение слов;2) учить опреде...