Конспект урока по русскому языку (4 класс). Родительный падеж.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Вольгина Татьяна Павловна

Данный конспект урока соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku_.roditelnyy_padezh.docx54.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Класс: 4

Составитель: Вольгина Татьяна Павловна

Программа : Школа 2100.

Раздел: Имя существительное

Тема: Родительный падеж.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений отличать Родительный падеж от Винительного падежа при одинаковой форме слова.

Содержательная цель: расширение знаний о родительном падеже, за счет изучения нового способа отличия родительного падежа  от винительного  падежа.

Предметные УУД:Развитие умений определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять выбор падежной формы с опорой на подстановку.

Метапредметные:

Познавательные ууд

  1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные  ууд:        

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

Коммуникативные ууд:        

  1. Развиваем умение слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3.  Оформлять свои мысли в устной форме.
  4. Умение работать в паре, в группе.

Личностные ууд:        

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.(хочу+могу+надо)

Приветствие.

Приветствие.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

У нас сегодня урок открытия нового знания.

Какой первый этап урока?

Фронтальный опрос

На какие 2 группы делятся признаки у имен сущ.?

Назовите постоянные признаки

Назовите непостоянные признаки

Показ сценки учениками.

Учитель:  Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.

Ученик выходит к доске и готовится писать. Учитель(диктует): «Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться».                                                  Ученик пишет под диктовку на доске. Учитель: Прекрасно!  Определи, в каких падежах стоят все существительные. Понял?                                                            Ученик: Да!                                                Учитель: Начинай!                                          Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.                                                        Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж  именительный.                                      Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.

 Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал ! Вот и всё! Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?                         Ученик:  Какую? Конечно, пятёрку!                Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “пятёрку”? Ученик:  В предложном!     Учитель: В предложном? Почему же? Ученик:  Ну, я же её сам предложил.

Ребята, какое задание было дано Петрову?

Правильно ли он определял падежи у имен существительных?

Почему?

Поднимите руку,  кто знает, как нужно определять падеж у имен существительных?

Те ребята, кто забыл, внимательно послушайте своих одноклассников.

Как определяют падеж?

Давайте вспомним название падежей. их вопросы и слова-помощники. Прием «Цепочка».

Давайте объясним Петрову, как надо определять падеж. И исправим его ошибки в первом предложении.

Учитель:Петров, тебе понятно ?(понятно).Разбери последнее предложение..(разобрал)

Учитель: Неси дневник,  Петров.

Поднимите руку, кому еще непонятно как определять падеж у имен существительных? Можем идти дальше?                                                         Ребята, как вы думайте, учитель какую отметку  поставит Петрову?                                  На доске предложение:                                   У Петрова в дневнике стояла пятерка.  Что вам надо сделать?    

1)Вы смогли определить падеж у существительного Петрова?  

Итак, мнений много. Значит, что возникло?

Этап актуализации знаний или повторение необходимых знаний для изучения новой темы.

Постоянные и непостоянные

Одуш.инеодуш.(характеристика.)

нариц.и собственные(характеристика)

Род(характеристика)

Число

падеж

Запись предложений учениками

Определить падеж у имен существительных.

Нет.

ответы

Подняли

Падеж у имен существительных  определяют с помощью вопроса и слова-помощника.

  Выполняют.

Ученик у доски. Остальные работают в тетради.

ответы

Определить падеж  у имен существительных.

Есть ребята, которые вообще не определили падеж,(испытали затруднение) есть те, кто написали что В.п., могут быть и те, кто написал Р.п.(но не могут объяснить выбор)

затруднение.

3.Выявление места и причины затруднений.

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основевыявить места и причины затрудненияявляется осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

В чем именно возникло затруднение?

В чем причина затруднения?

Какой проблемный вопрос возникает?

Не смогли определить падеж у слова Петрова.Нет, так как вопрос одинаковый (у кого?)

Приходят к выводу, что слово помощник не помогает, т.к.- окончание не изменяется.

Нам не хватает знаний, для определения падежа, если окончание одинаковое.

Как определить падеж у имен существительных, если окончание одинаковое?

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Тема урока?

Цель урока?

Ребята, а зачем надо уметь изменять существительные по падежам? Разве нам пригодится в жизни?

Давайте составим план урока.

Что мы сейчас с вами делали?

Новое о родительном падеже.

Научится отличать существительные Р.п. от В.п., имеющего одинаковую форму.

Пригодится, так как падежные окончания служат для связи слов в предложении

 

1) Узнать,  как отличать В.п. от Р.п., имеющего одинаковую форму.

 2) Упражнение в определении  Р. и В. падежей у имен существительных.

3)Самостоятельно определять падежи у имен сущест.

Формулировали тему урока и составляли план

5.Реализация построенного проекта.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Что сейчас мы с вами будем делать?

У Петрова в дневнике стояла пятерка.  

Опираясь на таблицу, какие есть предположения, как же понять в каком падеже находится имя существительное?

подсказка, попробуйте вставить другое слово, чтобы окончание изменилось.

Какой именно признак у существительного изменили?

Что может являться словами-помощниками для разграничения Р.п. и В.п. одушевлённых существительных?

Мы ответили на вопрос  первого пункта плана?

Так как же определять падеж, если форма слов одинаковая?

Проверка по эталону.

Чтение правила в упр. 141.

– Какое окончание у подставленных существительных ж.р. указывает на В.п., а какое – на Р.п. А мы с вами договоримся, что у нас будет одно слово ж.р. –это слово –ЛИСА.

Пересказ правила друг другу.

Возвращаются к проблемной ситуации, опираясь на новое правило определяют падеж.

Искать выход из затруднения.

Придумывают существительные,

заметили, что окончание не совпадает у сущ. женского рода.

Род, перевели из м.р. в ж.р.

Существительные ж.р.

Да

Мы подставляем вместо существительных м.р. существительные ж.р.

Читают.

Работа в паре. Взаимоконтроль.

У лисы(Р.п.) стояла пятерка,

Значит у Петрова (падеж родительный)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Что нам сейчас предстоит делать?

Работа в группах (5 групп).

 

У  учеников , которые ошиблись выявляю место ошибки и причину затруднения.

Упражняться в определении падежей.

Медальон брата (Р.п.)

Портрет Пушкина. (Р.п.)

Хвост белки.(Р.п)

Рисую картину (В.п)

Алгоритм:

1)Определяю главное слово

2) От него задаю вопрос

3) если вопрос одинаковый, подставляю слово-помощник.

4) если окончание существ-ых Р.п и В.п. одинаковые, подставляю слово Лиса.

Самоконтроль по эталону

Самооценка «Смайлик»

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Какой пункт плана ещё остался?

1 вариант: Мальчик поймал ежа.

2 вариант: Охотник увидел зайца.

 У учеников , которые ошиблись, выявляю место ошибки и причину затруднения.

Самоконтроль по эталону.

Взаимоконтроль

Самооценка ученика по алгоритму

Самооценка «Волшебные линеечки»

8.Включение в систему знаний повторение.

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса,

Выполнение морфологического разбора у имен сущ. (стр… упр…)

Самоконтроль по эталону, самооценка «Волшебные линеечки»

9. Рефлексия УД на уроке.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Какая тема и цель урока?

Кто достиг цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

«5 пальцев»

Ответы детей

Самооценка

Дом.зад.

1) упр

2. Запомнить предлоги родительного падежа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Родительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и пре...

конспект урока по русскому языку 4 класс. «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».

Тема урока: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: учить распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа, формиров...

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Родительный падеж" УМК "Перспетива"

Класс: 3УМК "Перспектива"Тема: "Родительный падеж"Цель урока: Познакомить с особенностями русского языка; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу; определять падеж ...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»...

Русский язык 3 класс "Родительный падеж"

Русский язык 3 класс "Родительный падеж" имен существительных...

Разработка урока по русскому языку на тему "Родительный падеж"

В разработке урока дано описание всех этапов урока, расписаны разнообразные формы, которые использовались на данном уроке.Данную разработку можно использовать при проведении открытого урока....