Конспект урока по русскому языку (4 класс). Родительный падеж.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный конспект урока соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu_yazyku_.roditelnyy_padezh.docx | 54.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку.
Класс: 4
Составитель: Вольгина Татьяна Павловна
Программа : Школа 2100.
Раздел: Имя существительное
Тема: Родительный падеж.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений отличать Родительный падеж от Винительного падежа при одинаковой форме слова.
Содержательная цель: расширение знаний о родительном падеже, за счет изучения нового способа отличия родительного падежа от винительного падежа.
Предметные УУД:Развитие умений определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять выбор падежной формы с опорой на подстановку.
Метапредметные:
Познавательные ууд
- Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные ууд:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
Коммуникативные ууд:
- Развиваем умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре, в группе.
Личностные ууд:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этап | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.(хочу+могу+надо) | Приветствие. | Приветствие. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | У нас сегодня урок открытия нового знания. Какой первый этап урока? Фронтальный опрос На какие 2 группы делятся признаки у имен сущ.? Назовите постоянные признаки Назовите непостоянные признаки Показ сценки учениками. Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую. Ученик выходит к доске и готовится писать. Учитель(диктует): «Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться». Ученик пишет под диктовку на доске. Учитель: Прекрасно! Определи, в каких падежах стоят все существительные. Понял? Ученик: Да! Учитель: Начинай! Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж именительный. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный. Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал ! Вот и всё! Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить? Ученик: Какую? Конечно, пятёрку! Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “пятёрку”? Ученик: В предложном! Учитель: В предложном? Почему же? Ученик: Ну, я же её сам предложил. Ребята, какое задание было дано Петрову? Правильно ли он определял падежи у имен существительных? Почему? Поднимите руку, кто знает, как нужно определять падеж у имен существительных? Те ребята, кто забыл, внимательно послушайте своих одноклассников. Как определяют падеж? Давайте вспомним название падежей. их вопросы и слова-помощники. Прием «Цепочка». Давайте объясним Петрову, как надо определять падеж. И исправим его ошибки в первом предложении. Учитель:Петров, тебе понятно ?(понятно).Разбери последнее предложение..(разобрал) Учитель: Неси дневник, Петров. Поднимите руку, кому еще непонятно как определять падеж у имен существительных? Можем идти дальше? Ребята, как вы думайте, учитель какую отметку поставит Петрову? На доске предложение: У Петрова в дневнике стояла пятерка. Что вам надо сделать? 1)Вы смогли определить падеж у существительного Петрова? Итак, мнений много. Значит, что возникло? | Этап актуализации знаний или повторение необходимых знаний для изучения новой темы. Постоянные и непостоянные Одуш.инеодуш.(характеристика.) нариц.и собственные(характеристика) Род(характеристика) Число падеж Запись предложений учениками Определить падеж у имен существительных. Нет. ответы Подняли Падеж у имен существительных определяют с помощью вопроса и слова-помощника. Выполняют. Ученик у доски. Остальные работают в тетради. ответы … Определить падеж у имен существительных. Есть ребята, которые вообще не определили падеж,(испытали затруднение) есть те, кто написали что В.п., могут быть и те, кто написал Р.п.(но не могут объяснить выбор) затруднение. |
3.Выявление места и причины затруднений. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основевыявить места и причины затрудненияявляется осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | В чем именно возникло затруднение? В чем причина затруднения? Какой проблемный вопрос возникает? | Не смогли определить падеж у слова Петрова.Нет, так как вопрос одинаковый (у кого?) Приходят к выводу, что слово помощник не помогает, т.к.- окончание не изменяется. Нам не хватает знаний, для определения падежа, если окончание одинаковое. Как определить падеж у имен существительных, если окончание одинаковое? |
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Тема урока? Цель урока? Ребята, а зачем надо уметь изменять существительные по падежам? Разве нам пригодится в жизни? Давайте составим план урока. Что мы сейчас с вами делали? | Новое о родительном падеже. Научится отличать существительные Р.п. от В.п., имеющего одинаковую форму. Пригодится, так как падежные окончания служат для связи слов в предложении
1) Узнать, как отличать В.п. от Р.п., имеющего одинаковую форму. 2) Упражнение в определении Р. и В. падежей у имен существительных. 3)Самостоятельно определять падежи у имен сущест. Формулировали тему урока и составляли план |
5.Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Что сейчас мы с вами будем делать? У Петрова в дневнике стояла пятерка. Опираясь на таблицу, какие есть предположения, как же понять в каком падеже находится имя существительное? подсказка, попробуйте вставить другое слово, чтобы окончание изменилось. Какой именно признак у существительного изменили? Что может являться словами-помощниками для разграничения Р.п. и В.п. одушевлённых существительных? Мы ответили на вопрос первого пункта плана? Так как же определять падеж, если форма слов одинаковая? Проверка по эталону. Чтение правила в упр. 141. – Какое окончание у подставленных существительных ж.р. указывает на В.п., а какое – на Р.п. А мы с вами договоримся, что у нас будет одно слово ж.р. –это слово –ЛИСА. Пересказ правила друг другу. Возвращаются к проблемной ситуации, опираясь на новое правило определяют падеж. | Искать выход из затруднения. Придумывают существительные, заметили, что окончание не совпадает у сущ. женского рода. Род, перевели из м.р. в ж.р. Существительные ж.р. Да Мы подставляем вместо существительных м.р. существительные ж.р. Читают. Работа в паре. Взаимоконтроль. У лисы(Р.п.) стояла пятерка, Значит у Петрова (падеж родительный) |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Что нам сейчас предстоит делать? Работа в группах (5 групп).
У учеников , которые ошиблись выявляю место ошибки и причину затруднения. | Упражняться в определении падежей. Медальон брата (Р.п.) Портрет Пушкина. (Р.п.) Хвост белки.(Р.п) Рисую картину (В.п) Алгоритм: 1)Определяю главное слово 2) От него задаю вопрос 3) если вопрос одинаковый, подставляю слово-помощник. 4) если окончание существ-ых Р.п и В.п. одинаковые, подставляю слово Лиса. Самоконтроль по эталону Самооценка «Смайлик» |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | Какой пункт плана ещё остался? 1 вариант: Мальчик поймал ежа. 2 вариант: Охотник увидел зайца. У учеников , которые ошиблись, выявляю место ошибки и причину затруднения. | Самоконтроль по эталону. Взаимоконтроль Самооценка ученика по алгоритму Самооценка «Волшебные линеечки» |
8.Включение в систему знаний повторение. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, | Выполнение морфологического разбора у имен сущ. (стр… упр…) | Самоконтроль по эталону, самооценка «Волшебные линеечки» |
9. Рефлексия УД на уроке. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Какая тема и цель урока? Кто достиг цели? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? «5 пальцев» | Ответы детей Самооценка |
Дом.зад. | 1) упр 2. Запомнить предлоги родительного падежа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Родительный падеж имен существительных"
Предмет: Русский языкКласс: 3 «е»Тема урока: Родительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и пре...
конспект урока по русскому языку 4 класс. «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».
Тема урока: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: учить распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа, формиров...
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Родительный падеж" УМК "Перспетива"
Класс: 3УМК "Перспектива"Тема: "Родительный падеж"Цель урока: Познакомить с особенностями русского языка; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу; определять падеж ...
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»...
Русский язык 3 класс "Родительный падеж"
Русский язык 3 класс "Родительный падеж" имен существительных...
Разработка урока по русскому языку на тему "Родительный падеж"
В разработке урока дано описание всех этапов урока, расписаны разнообразные формы, которые использовались на данном уроке.Данную разработку можно использовать при проведении открытого урока....