Урок русского языка во 2 классе по теме: "Перенос слов по слогам".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России". Тема урока:  "Перенос слов по слогам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Перенос слов по слогам29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Школа

МКОУ «Любанская СОШ имени А.Н. Радищева»

Учитель начальных классов

Кириллова Елена Николаевна

Тема урока

Перенос слов по слогам

Класс

2

УМК

«Школа России»

Педагогические цели

Создать условия для ознакомления учащихся с переносом слов по слогам, формирования умения переносить слова, развивать речь.

Тип урока

Открытие нового знания;

Задачи:

Знакомить с особенностями переноса слова,

сравнивать слова по принципу возможности их переноса с одной строки на другую,

переносить слова по слогам.

Планируемые 
результаты 
(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, 
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Объяснять понятия слово, слог, переносить слова по слогам.

Личностные 
результаты

Осознавать роль языка и речи в жизни людей,

Чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи.

Осознавать ответственность за свои поступки.

Универсальные 
учебные действия 
(метапредметные)

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; логические – сравнивают, классифицируют по заданным 
критериям.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Образовательные 
ресурсы

Учебник В. П. Канакина,, В .Г. Горецкий ч.1,с.71-72, электронное приложение к учебнику, рабочая программа,. таблица «Правила переноса слова», орфоэпический словарь,, карточки, презентация.

Ход урока.

Этапы урока

Формы, методы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности.

(Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

-Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания.

Вперёд к открытиям!

Приветствуют учителя. Организуют свое 
рабочее место

Проявляют готовность

к работе на уроке

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

II. Актуализация знаний

1.Минутка чистописания

Работа в рабочей тетради

Индивидуальная

Практический.

Назовите буквы: о,ж,э,в,с.ю,ф,к,у,ы,н,м

-На какие группы можно разделить буквы?

-Запишите только гласные

Работа в тетради.

Чистописание.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо , не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Следить за посадкой и положением тетради.)

Называют буквы.

гласные и согласные

записывают о,э,ю,у,ы

Вырабатывают каллиграфический почерк

Повторяют правила посадки

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,

2.Словарная работа

Фронтальная.

Отгадайте загадки и запишите отгадки:

1.Белый камень

В воде тает

(сахар)

2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

(ветер)

3.Ствол белеет, шапочка зеленеет.

( береза)

4.Синоним к слову мгновенно (быстро)

5. Куда бежит – сама не знает.

В степи ровна,

В лесу плутает,

Споткнется у порога.

Что это? …

дорога)

6.Антоним к слову

до свидания (здравствуйте)

7.Синоним к слову до свидания ( прощай).

Слайд 1 .Проверить.

Отгадывают загадки, записывают отгадки

Проверка в паре. Оценивают работу товарища(! + -)

Вырабатывают каллиграфический почерк, проверяют знания написания словарных слов

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя, беседа

Мы записали слова. Всем ли хватило места на одной строке? Как вы вышли из положения?

Слдайд 2

Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва

Я перенёс:

Е-ДВА

Как получил за это «ДВА».

Укол

Я перенёс:

У-КОЛ

И получил

За это «КОЛ».

Опять

Я перенёс:

О-ПЯТЬ

Теперь,

Наверно,

Будет «ПЯТЬ».

Как вы думаете, будет у ученика «пять»?(Нет.)

Почему? (Он не знает правила переноса.)

Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)

.

Слайд 3

Определяют тему урока: Перенос слов.

Цель: узнать правила переноса

 Как переносить 
слова с одной строки 
на другую?

Слушают учителя 
и отвечают на вопрос

Переносим по слогам

1 букву не оставляют и не переносят.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Расширяют свои знания о языке. Сравнивают слова по возможности переноса 
с одной строки 
на другую

Выяснение причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы урока.

IV. Усвоение 
новых знаний 
и способов

1. Работа в группах

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

Предлагает познакомиться 
с правилами переноса слов с одной строки на другую

И сейчас, ребята, вы сами их откроете.

-У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

План работы такой:

1. Прочитай слова.

2. Обрати внимание на выделенные буквы.

3. Посмотри, где стоит знак переноса.

4. Сформулируй правило переноса слов.

1 гр. Ка-ран-даш, то-пор, мо-роз.

2 гр. Стол, крот, класс

3 гр. Улей, змея

4 гр. Зай-ка, Конь-ки

5 гр. Ван-на, кас-са

,На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Сколько правил мы открыли?

-Проговорим их ещё раз.

Прослушайте аудиозапись.. Составим алгоритм: как будем действовать, если надо перенести слово. Слайд 4-5

Алгоритм переноса слов

1.Читаем слово.

2.Делим на слоги

3. Вспоминаем, какое правило подходит.

4. Записываем

Почему выделены слова «вспоминаем правило»?

Читают, отвечают

на вопросы, выполняют задания

Переносим по слогам

1 букву не оставляют и не переносят

Слог, состоящий из 1 гласной Й и ь не отделяются.

Знак переноса ставится между удвоенными согласными.

Сравнивают с учебником делают вывод: мы сделали всё правильно

Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.

Без правил можем перенести неправильно

. Расширяют свои знания о языке. Сравнивают слова по возможности переноса 
с одной строки 
на другую

Сформулированное правило.

Физкульт минутка

Коллективная. Практический

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

2 Работа по учебнику.

Перенос слов

с одной строки

на другую 
(упр. 108)

Фронтальная. Практический.

Объясняет задание, контролирует его выполнение

Выполняют задание

Выдвигают критерии группировки слов

Выполненное задание

Физкультминутка для глаз

Коллективная. Практический

« Ладонь – кружок»

Выполняют движения

под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления.

3. . Игра «Найди ошибку»

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический,. Письмо

– Прочитайте слова.

Найдите ошибки.

Оси- нью

Ль-ют

Желтею-т

Даж –ди

Чяс-то

Лист-опад

Выполняют задание.
Комментирование с места

Находят ошибки.

Обосновывают свой выбор, опираясь на правила.

4. Развитие речи.

Фронтальная. Практический.

Составить свои предложения про осень

Слайд 6.

Записывают одно предложение.

Осенью часто льют дожди.

Составляют предложения..

Записывают.

Комментируют, выделяют основу.

Выполненное задание

V. Закрепление знаний и способов действий.

. Перенос слов

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,

практический.

Перед вами на столе лежат по 2 карточки,

вы должны выбрать одну по своим силам и выполнить задание.

Комментирует задания, 
контролирует их выполнение

Делят слова на слоги, находят слова, которые не переносятся.

Устанавливают причинно-следственные связи. Группируют слова по выделенным критериям

Выполняют учебные действия по алгоритму. Применяют полученные знания

Выполненное задание

V I. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Фронтальная.

Словесный.

Осознание учащимися своей учебной деятельности самооценка деятельности

-Какое открытие мы сегодня сделали?

-Для чего нам понадобились эти правила?

-Как нам удалось открыть правила.

– Закончите предложения:

Сегодня на уроке русского языка по теме «Перенос слов» я:

• узнал(а)

• понял(а)…

• научился (лась)…

• выполнял(а) задание…

Правила переноса слов.

Нужно было перенести слово.

Не смогли перенести слово.

Слово не входило на строку

Мы работали в парах, выполняли задание.

Заканчивают

предложения

в зависимости

от своего впечатления от урока

Дают словесную оценку

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

VII. Домашнее 
задание.

Деление слов 
на слоги и для 
переноса 
(упр. 112)

. Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Комментирует задание, 
проверяет понимание его выполнения

Слушают учителя,

делают записи

Принимают цель, содержание и способы выполнения задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка. Программа "Школа России". Тема " Перенос слов"

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Слайды с заданиями по теме "Перенос слов"...

Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....

Презентация к уроку по русскому языку 2 класс по теме "Перенос слов"

Урок по теме "Перенос слов" был бы неполноценным без использования данной презентации. Она мобилизирует внимание учащихся, повышает интерес к изучаемому материалу, позволяет самим определить и объявит...

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Урок русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема. "Ударение. Ударный слог"

На уроке ведется наблюдение за изменениями значения слов в зависимости от ударения на примере слов-омографов. Ребята участся различать постановку ударения в словах-омографах, выполнять учебное задание...