Урок русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема урока " Развитие умения определять склонение имён существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 336 КБ |
презентация к уроку | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 4 класс
Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных..
Цели:
Образовательные:
- повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;
- закреплять умения склонять имена существительные;
- развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать орфографическую зоркость.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, воображение;
- развитие сенсорных модальностей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Здоровьесберегающие:
- развитие и поддержание зрительных функций глаза;
- создание положительного психологического климата на уроке;
- поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.
Оборудование:
- интерактивная доска, проектор
- индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока.
- Организационный момент.
Психологический настрой на урок с учетом модальностей учащихся.
- Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.
Дети рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.
- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.
Дети шепчут отметку в дневник.
- Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся!
2. Стадия вызова.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Я вам задаю вопросы, а вы если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет сомнение, то обведите этот номер в кружок.
1.Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
2.Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
3.Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?
4.Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
5.Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
6.Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
7.Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
8.Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?
( Ответ: + - - - + + + + )
– Есть ли такие высказывания, которые вызвали сомнения? Почему?
Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.
Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.
Сформулируйте тему урока.
3.Сообщение темы и целей урока.
Какие цели мы перед собой поставим?
Цели:
- Вспомнить, что такое склонение.
- Какие падежи существуют в русском языке.
- Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по предлогу, по окончанию, по роли в предложении)
- Отрабатывать умение определять падежи, склонения.
- Ставить слова в нужный падеж.
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям.
4.Чистописание
В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/ (↓-д, ↑-б)
Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.
↑елка си↓ела в ↓упле. (Белка сидела в дупле).
- Дополни предложение.
- Выполним синтаксический разбор предложения.
- Назовите существительные, определите падеж, склонение.
5.Работа по теме урока.
Учитель: Ни один волшебник не обходится без теории. Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.
- Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!
Работа в парах на карточках в парах.
- Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.
Даю И.п. кем? чем?
Вижу Р.п. кому? чему?
Думаю Д.п. о ком? о чём?
Нет В.п. кого? что?
Любуюсь Т. П . кого? чего?
Есть П.п. кто? Что?
Проверка фронтально.
- Что такое склонение?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите отличительные признаки падежей.
- Теперь никакая практическая работа для волшебников не страшна!
Задание на карточке.
- Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение и падеж выделенных существительных с безударными окончаниями.
Живые барометры.
Снегирь под окном з__мой чирикает – к оттепел___. Ласточки летают ни__ко над землёй – к непогод__ .
Сом перед гр__зой поднимается к поверхност___ р__ки.
В Африк__ о погод__ узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност__, потому что в низин___ много воды. Это гр__зит им гол__дом и опасностью для жизн__ .
- Что вы узнали нового про животных?
5.Физкультминутка.
Учитель: Только самые внимательные могут быть волшебниками.
(Повторение знаний о склонении, развитие внимание.)
Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1 скл. – приседает, 2 скл.- тянется вверх, 3 скл.- хлопает в ладоши.
Слова для физминутки: снег, метель, мороз, вьюга, стужа, заморозок, оттепель, снежинка,
6. Закрепление изученного материала.
1) Разноуровневые задания .
1 группа: Спишите предложения, у существительных определите склонение.
Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.
2 группа: Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение.
Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.
3 группа: Составьте предложение по схеме. Запишите. У существительных определите склонение.
- Игра «Третье лишнее» ( устно)
Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.
Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.
Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.
3) Отгадывание загадок.(Самостоятельная работа в тетрадях.)
Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.
- Семь одежек,
Все без застежек. (Капуста) - Белая вата
Поплыла куда-то. (облако) - Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (медведь) - Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель) - И железные рога,
И железная нога,
На цепи на дно пойдет-
Остановит пароход. (Якорь)
Взаимопроверка.
7. Домашнее задание.
С.145-146 упр.165, повторить словарные слова
8. Итог урока.
- Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Какие цели перед собой ставили? Чего достигли?
9.Рефлексия.
- Какие знания, ты получил на уроке?
- Что сегодня я делал и достиг?
- Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?
Дорисуйте лицо девочке. У кого она улыбается? Грустит?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра « Верные и неверные утверждения».
Тема и цель урока. Развитие умения определять склонение имён существительных. Цель: повторить и обобщить знания об изменении имён существительных по падежам и склонениям.
ЧИСТОПИСАНИЕ.
Работа в парах. Дать И.п. кем? чем? Вижу Р.п. кому? чему? Думаю Д.п. о ком? о чём? Нет В.п. кого? что? Любуюсь Т. П . кого? чего? Есть П.п. кто? что?
Задание по карточке. Живые барометры . Снегирь под окном з и мой чирикает – к оттепел и . Ласточки летают ни з ко над землёй – к непогод е . Сом перед гр о зой поднимается к поверхност и р е ки. В Африк е о погод е узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност и , потому что в низин е много воды. Это гр о зит им гол о дом и опасностью для жизн и .
ФИЗМИНУТКА.
Запишите предложения, определите склонение у имен существительных. 1 группа: Спишите предложения, у существительных определите склонение. Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом . 2 группа: Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. 3 группа: Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение . с п Когда? Где? П С Какое? Где?
Игра « Третий лишний» Весна, река, стекло. Стена, сверло, озеро. Скворец, гора, звонок. Вьюга, ласточка, рысь. Дочь, конь, ночь.
ЗАГАДКИ.
Домашнее задание. С. 145 – 146, упр. 165. Повторить словарные слова.
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....