«Безударные гласные в корне» Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку в 3 классе (УМК "Школа России") по теме "Безударные гласные в корне". На уроке использованы такие технологии: дифференцированный подход и технология  разноуровневого обучения. Даны карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока33 КБ
Файл Презентация к уроку1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                

 Кулуевская средняя общеобразовательная школа                                     Аргаяшского района Челябинской области

«Безударные гласные в корне»

Конспект урока                                                            по русскому языку в 3 классе

УМК «Школа России»

подготовила

учитель начальных классов

с. Кулуево

2013

 Каюмова Гульфия Тимергазеевна


Тема урока: «Безударные гласные в корне»

Тип урока: Урок закрепления изученного материала.

Цели урока:  формировать  умения правильно писать корень слова с безударным    гласным;

отрабатывать умения подбирать проверочные слова к слову с безударным гласным в корне.

Предполагаемый результат: ученик знает виды орфограмм гласных; два способа проверки безударных гласных в корне;

умеет видеть в словах орфограмму безударная гласная в корне; находить проверочные слова; проверять по словарю

Технология: дифференцированный подход и технология  разноуровневого обучения

Оборудование: мультимедийный  проектор; компьютер; карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями; учебник В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. – М.: Просвещение, 2013. В 2 частях.

Этап урока

Содержание

Формирование

УУД

I.  Орг. момент

Создание психологического комфорта на уроке (дети стоят)

-Необычный день у нас

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Видеть вас мы очень рады!

-Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Урок русского языка. И тот, кто считает, что готов к уроку, может садиться

РУУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Самоопределение к деятельности

-Сформулируйте тему урока (Приложение 1)

(По модели видно, что тема урока «Безударная гласная в корне»)

-Что означают эти  гласные?

(Гласные а, о, е, и, я - наиболее опасные)

-Теме «Безударная гласная в корне» мы посвятили ни один урок, продолжаем и сегодня. С какой целью, как вы думаете?

(Чтобы правильно писать слова с безударной гласной в корне; отрабатывать умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне.)

-Совпали у нас цели? Хорошо. Подумайте, что вам нужно знать и уметь, чтобы достичь эти цели?

(знать: виды орфограмм гласных; два способа проверки безударных гласных в корне;

уметь: видеть в словах орфограмму безударная гласная в корне; находить  проверочные слова; проверять по словарю)

-А насколько хорошо это вы всё знаете и умеете, оценим в конце урока. А сейчас за работу. Приготовили тетради.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

РУУД:

Формулировать тему урока по модели.

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

К УУД:

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

III. Тренировка в чистописании. Связь со словарно-орфографической работой

- Начнём с разминки «чистописание»

Каждый прописывает «свою» букву. Кто готов рассказать о букве, которую написал?

(Возможный ответ: Я прописал букву «я», она гласная. Бывает в словах ударная, бывает безударная. Обозначает два звука, в словах может обозначать 2 звука после гласной и если стоит 1-я, например…. Может обозначать 1 звук после согласной, например…)

-Оценили свою работу по чистописанию. Критерии оценивания все помним? Кто поработает на камеру?

(Я прописал (а) букву «а»  правильно, как по образцу; расстояние между буквами одинаковые, значит ставлю на высокий уровень.)

-Встали, кто поставил на высокий  уровень …..              средний….

низкий…… Почему?

-А теперь, напишите три словарных слова. Условие: безударная гласная в слове должна быть ваша буква.

-Взаимопроверка. Как проверить?

(По орфографическому словарю или по памяти, если хорошо помнишь словарные слова)

-Критерии оценивания: если все три слова выбраны и написаны правильно – ставим на верхний уровень, если 1-2 слова – на средний уровень, ни одного правильного слова – на низкий уровень.

-Что скажите?

(Дети высказывают своё мнение о работе соседа)

-Обобщим работу. С какими безударными гласными писали слова?

(С гласными а, о, е, и, я)

-Как проверяли?

(По орфографическому словарю или по памяти, если хорошо помнишь словарные слова)

- Почему надо запоминать некоторые слова с безударными гласными или проверять их по словарю?

(Они непроверяемые)

РУУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

КУУД:

Контролировать действия партнера.

IV. Физминутка

-Молодцы! Разминка с гласными.

Каждый делает свои упражнения, контролируя себя сами

А – 2-3-2

О – 1-2-1

Е – 3-2-3

И – 2-2-2

Я – 1-4-1

ЛУУД:

Самоконтроль,

установка на здоровый образ жизни

V. Повторение пройденного о проверяемых безударных гласных

  1. Работа по алгоритму

-Внимание на доску, что скажите?

Б*РЁЗА –

Д*РЖАТЬ –

С*ЛИТЬ –

П*ТНИСТЫЙ –

Х*Л*ДА –

(Возможные рассуждения: написаны слова и в них нужно вставить буквы; лишнее слово берёза – оно словарное, а остальные – можно проверить; возможно, лишнее слово холода – два безударных гласных….)

- Вставим буквы, чем будем пользоваться?

(Алгоритмом проверки безударной гласной в корне) Приложение 2

-Работаем по алгоритму в тетради, один желающий на доске

2. «Устный диктант»

-Игра «Поймай букву», для этого «свернём» алгоритм, т. е. рассуждаем про себя сокращённо и быстро. Я диктую слова, а вы показываете безударную гласную в корне.

САДЫ, ВАРЕНЬЕ, ВОДА, ОЗЕРО, ПИСЬМО, ЛЕТАЮТ

РУУД:

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль.

VI. Обобщение. Рассказ по таблице

-Молодцы те, кто умеет работать по «свёрнутому» алгоритму. Для каких безударных гласных  подходит этот алгоритм?

(Для проверяемых безударных гласных)

-Сколько видов орфограмм безударных гласных вы знаете?

(Два)

-Кто желает рассказать по таблице?

(Виды орфограмм гласных. Есть проверяемые гласные корня, есть непроверяемые гласные корня. Если безударный гласный проверяемый, то надо помнить два способа проверки: изменить слово, например: столы – стол или подобрать родственные слова, например: котёнок – кот.

Если безударный гласный проверить нельзя, то надо посмотреть в словарь, запомнить или спросить у кого-нибудь. Например: морковь, морковный, морковка.)

РУУД:

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

VII. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой, проверкой в группе

-Поработаем самостоятельно. (Приложение 3)Задания на карточках с минимальным уровнем – зелёного цвета, средний уровень – на жёлтой карточке, максимальный уровень – на красной карточке. Самопроверка по эталону для минимального уровня (з) – на обратной стороне доски, для среднего уровня – на листочках, которые лежат на столе у учителя, а с максимальным уровнем – будут проверять в группе. Приступаем, право выбора за вами.

Читаем, карточки можно поменять на более лёгкую или наоборот на более сложную. Определились?

-Кто проверит, оценивает:

! – всё понял

+ - остались вопросы, надо повторить

- -ничего не понял, нужна помощь

-У кого на полях -? +? !?

РУУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

ПУУД:

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

VIII. Рефлексия

-Я знаю….

-Я умею…

- Что дал мне урок русского языка сегодня?

- Оцените с помощью смайлика…

-Я хочу открыть вам секрет великих людей, которые добились успехов, точнее научу: для этого все вдохнули и выдохнули….а теперь, вспомните весь урок и момент, где вам особенно что-то удалось, похвалите себя одним спокойным предложением: «Я молодец!»

-Вы действительно молодцы! Помните: это очень важно уметь самостоятельно замечать всё хорошее, что вы сделали, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом новых побед!

РУУД:

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Л УУД

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.

- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

IX. Итог. Домашнее задание

- Подготовиться к проверочным тестам по теме «Безударная гласная в корне»

Список использованной литературы:

  1. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М. ВАКО, 2014
  2. Шаталина З. С. Пути повышения грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Челябинск: изд-во Марины Волковой, 2007
  3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2008
  4. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. Пособие для учителя – М.: Флинта, Наука, 1998

Приложение 1

Приложение 2

Алгоритм  проверки безударной гласной в корне

-Прочитай слово.

-Поставь ударение.

-Выдели корень.

-Подчеркни безударные гласные в корне.

-Подбери проверочные слова.

(Сколько безударных гласных в корне,

 столько проверочных слов)

-Напиши слово, вставь буквы.

-Обозначь орфограмму.

Виды орфограмм гласных (таблица)

Орфограм-

мы

Способы действия

Примеры

Проверяе-

мые гласные корня

- измени слово

- подбери родственное слово,

чтобы в корне был ударный гласный

стена – стены

зима - зимний

Непроверяемые гласные корня

- смотри словарь, запомни, спроси

морковь, морковка, морковный

Приложение 3

Карточки

Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне, напиши в скобках проверочные слова, обозначь орфограмму и выпиши 1 слово с непроверяемой  безударной гласной в корне

      Байкал – одно из древнейших озёр мира. Это гордость России. Байкал знаменит чистый водой. Вода озера – удивительный природный клад.

Списать предложения, вставляя пропущенные буквы.

В скобках написать проверочные слова. Обозначить орфограмму.

      С….ва -  н..чная птица.  Днём совы спят на ств…лах д…ревьев.

Спиши, вставляя пропущенные буквы,  подбери проверочные слова, обозначь орфограммы:

С…ды - …,   дв…ры - …,   цв…тут - ….,   п…сьмо - …..  .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Безударные гласные в корне » УМК «Школа России» Урок русского языка в 3 классе подготовила Каюмова Гульфия Тимергазеевна учитель начальных МОУ Кулуевская СОШ с. Кулуево а о е и я

Слайд 2

Цели урока : формировать умения правильно писать корень слова с безударным гласным; отрабатывать умения подбирать проверочные слова к слову с безударным гласным в корне.

Слайд 3

Предполагаемый результат : ученик знает : ученик умеет : видеть в словах орфограмму безударная гласная в корне; находить проверочные слова; проверять по словарю виды орфограмм гласных; два способа проверки безударных гласных в корне;

Слайд 4

Чистописание Самопроверка

Слайд 5

Словарь Напишите два словарных слова. Условие: безударная гласная в слове должна быть ваша буква. Взаимопроверка

Слайд 6

Разминка А – 2- 3 -2 О – 1- 2 -1 Е – 3- 2 -3 И – 2- 2 -2 Я – 1- 4 -1 Самоконтроль

Слайд 7

Алгоритм проверки безударной гласной в корне -Прочитай слово. -Поставь ударение. -Выдели корень. -Подчеркни безударные гласные в корне. -Подбери проверочные слова. (Сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов) -Напиши слово, вставь буквы. -Обозначь орфограмму.

Слайд 8

Орфограм - мы Способы действия Примеры Проверяе - мые гласные корня - измени слово - подбери родственное слово, чтобы в корне был ударный гласный ст е на – стены з и ма - зимний Непроверяемые гласные корня - смотри словарь, запомни, спроси м о рковь, м о рковка, м о рковный Виды орфограмм гласных

Слайд 9

Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне, напиши в скобках проверочные слова, обозначь орфограмму и выпиши 1 слово с непроверяемой безударной гласной в корне Байкал – одно из древнейших озёр мира. Это гордость России. Байкал знаменит чистой водой. Вода озера – удивительный природный клад. Выбор за тобой! Спиши, вставляя пропущенные буквы, подбери проверочные слова, обозначь орфограммы. С… ды - …, дв … ры - …, цв …тут - …., п… сьмо - ….. . Списать предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках написать проверочные слова. Обозначить орфограмму. С…. ва - н.. чная птица. Днём совы спят на ств … лах д… ревьев .

Слайд 10

Высокий – 4-5 «+» Средний – 2-3 «+» Низкий – 0-1 «+» Я правильно поставил ударение. Я правильно выделил корень. Я правильно подобрал проверочное слово. Я правильно записал данное слово. Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.

Слайд 11

Рефлексия Я знаю… Я умею…

Слайд 12

- всё понял - остались вопросы, надо повторить - ничего не понял, нужна помощь

Слайд 13

Я молодец!

Слайд 14

Список использованной литературы : 1. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М. ВАКО, 2014 2. Шаталина З. С. Пути повышения грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Челябинск: изд-во Марины Волковой, 2007 3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2008 4. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. Пособие для учителя – М.: Флинта, Наука, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

"Правописание безударных гласных в корне слова" - урок русского языка во 2 классе

Тема "Безударные гласные в корне слова" является достаточно сложной для учащихся начальных классов. Как показывает практика при проведении контрольных работ учащиеся допускают ошибки на даннную орфогр...

Открытый урок. Безударные гласные в корне. Зима в природе.3 класс УМК Школа России.

Урок  построен с учетом возрастных особенностей младших школьников. Использование стихов русских  писателей,  музыкальное оформление создают  положительный  эмоциональный...

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

План-конспект урока русского языка. 1 класс . Школа России

Данный урок осуществляет в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном  процессе, развивает познавательный интерес  и воспитывает у детей бережное отношение к приро...