«Безударные гласные в корне» Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 3 классе (УМК "Школа России") по теме "Безударные гласные в корне". На уроке использованы такие технологии: дифференцированный подход и технология разноуровневого обучения. Даны карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 33 КБ |
Презентация к уроку | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Кулуевская средняя общеобразовательная школа Аргаяшского района Челябинской области |
«Безударные гласные в корне» |
Конспект урока по русскому языку в 3 классе |
УМК «Школа России» |
подготовила
учитель начальных классов
с. Кулуево 2013 |
Каюмова Гульфия Тимергазеевна
Тема урока: «Безударные гласные в корне»
Тип урока: Урок закрепления изученного материала.
Цели урока: формировать умения правильно писать корень слова с безударным гласным;
отрабатывать умения подбирать проверочные слова к слову с безударным гласным в корне.
Предполагаемый результат: ученик знает виды орфограмм гласных; два способа проверки безударных гласных в корне;
умеет видеть в словах орфограмму безударная гласная в корне; находить проверочные слова; проверять по словарю
Технология: дифференцированный подход и технология разноуровневого обучения
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями; учебник В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. – М.: Просвещение, 2013. В 2 частях.
Этап урока | Содержание | Формирование УУД |
I. Орг. момент Создание психологического комфорта на уроке (дети стоят) | -Необычный день у нас И гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? Видеть вас мы очень рады! -Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Урок русского языка. И тот, кто считает, что готов к уроку, может садиться | РУУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Самоопределение к деятельности | -Сформулируйте тему урока (Приложение 1) (По модели видно, что тема урока «Безударная гласная в корне») -Что означают эти гласные? (Гласные а, о, е, и, я - наиболее опасные) -Теме «Безударная гласная в корне» мы посвятили ни один урок, продолжаем и сегодня. С какой целью, как вы думаете? (Чтобы правильно писать слова с безударной гласной в корне; отрабатывать умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне.) -Совпали у нас цели? Хорошо. Подумайте, что вам нужно знать и уметь, чтобы достичь эти цели? (знать: виды орфограмм гласных; два способа проверки безударных гласных в корне; уметь: видеть в словах орфограмму безударная гласная в корне; находить проверочные слова; проверять по словарю) -А насколько хорошо это вы всё знаете и умеете, оценим в конце урока. А сейчас за работу. Приготовили тетради. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу, Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. | РУУД: Формулировать тему урока по модели. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено. К УУД: Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
III. Тренировка в чистописании. Связь со словарно-орфографической работой | - Начнём с разминки «чистописание» Каждый прописывает «свою» букву. Кто готов рассказать о букве, которую написал? (Возможный ответ: Я прописал букву «я», она гласная. Бывает в словах ударная, бывает безударная. Обозначает два звука, в словах может обозначать 2 звука после гласной и если стоит 1-я, например…. Может обозначать 1 звук после согласной, например…) -Оценили свою работу по чистописанию. Критерии оценивания все помним? Кто поработает на камеру? (Я прописал (а) букву «а» правильно, как по образцу; расстояние между буквами одинаковые, значит ставлю на высокий уровень.) -Встали, кто поставил на высокий уровень ….. средний…. низкий…… Почему? -А теперь, напишите три словарных слова. Условие: безударная гласная в слове должна быть ваша буква. -Взаимопроверка. Как проверить? (По орфографическому словарю или по памяти, если хорошо помнишь словарные слова) -Критерии оценивания: если все три слова выбраны и написаны правильно – ставим на верхний уровень, если 1-2 слова – на средний уровень, ни одного правильного слова – на низкий уровень. -Что скажите? (Дети высказывают своё мнение о работе соседа) -Обобщим работу. С какими безударными гласными писали слова? (С гласными а, о, е, и, я) -Как проверяли? (По орфографическому словарю или по памяти, если хорошо помнишь словарные слова) - Почему надо запоминать некоторые слова с безударными гласными или проверять их по словарю? (Они непроверяемые) | РУУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей КУУД: Контролировать действия партнера. |
IV. Физминутка | -Молодцы! Разминка с гласными. Каждый делает свои упражнения, контролируя себя сами А – 2-3-2 О – 1-2-1 Е – 3-2-3 И – 2-2-2 Я – 1-4-1 | ЛУУД: Самоконтроль, установка на здоровый образ жизни |
V. Повторение пройденного о проверяемых безударных гласных |
-Внимание на доску, что скажите? Б*РЁЗА – Д*РЖАТЬ – С*ЛИТЬ – П*ТНИСТЫЙ – Х*Л*ДА – (Возможные рассуждения: написаны слова и в них нужно вставить буквы; лишнее слово берёза – оно словарное, а остальные – можно проверить; возможно, лишнее слово холода – два безударных гласных….) - Вставим буквы, чем будем пользоваться? (Алгоритмом проверки безударной гласной в корне) Приложение 2 -Работаем по алгоритму в тетради, один желающий на доске 2. «Устный диктант» -Игра «Поймай букву», для этого «свернём» алгоритм, т. е. рассуждаем про себя сокращённо и быстро. Я диктую слова, а вы показываете безударную гласную в корне. САДЫ, ВАРЕНЬЕ, ВОДА, ОЗЕРО, ПИСЬМО, ЛЕТАЮТ | РУУД: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Осуществлять пошаговый контроль. |
VI. Обобщение. Рассказ по таблице | -Молодцы те, кто умеет работать по «свёрнутому» алгоритму. Для каких безударных гласных подходит этот алгоритм? (Для проверяемых безударных гласных) -Сколько видов орфограмм безударных гласных вы знаете? (Два) -Кто желает рассказать по таблице? (Виды орфограмм гласных. Есть проверяемые гласные корня, есть непроверяемые гласные корня. Если безударный гласный проверяемый, то надо помнить два способа проверки: изменить слово, например: столы – стол или подобрать родственные слова, например: котёнок – кот. Если безударный гласный проверить нельзя, то надо посмотреть в словарь, запомнить или спросить у кого-нибудь. Например: морковь, морковный, морковка.) | РУУД: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
VII. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой, проверкой в группе | -Поработаем самостоятельно. (Приложение 3)Задания на карточках с минимальным уровнем – зелёного цвета, средний уровень – на жёлтой карточке, максимальный уровень – на красной карточке. Самопроверка по эталону для минимального уровня (з) – на обратной стороне доски, для среднего уровня – на листочках, которые лежат на столе у учителя, а с максимальным уровнем – будут проверять в группе. Приступаем, право выбора за вами. Читаем, карточки можно поменять на более лёгкую или наоборот на более сложную. Определились? -Кто проверит, оценивает: ! – всё понял + - остались вопросы, надо повторить - -ничего не понял, нужна помощь -У кого на полях -? +? !? | РУУД: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона ПУУД: Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
VIII. Рефлексия | -Я знаю…. -Я умею… - Что дал мне урок русского языка сегодня? - Оцените с помощью смайлика… -Я хочу открыть вам секрет великих людей, которые добились успехов, точнее научу: для этого все вдохнули и выдохнули….а теперь, вспомните весь урок и момент, где вам особенно что-то удалось, похвалите себя одним спокойным предложением: «Я молодец!» -Вы действительно молодцы! Помните: это очень важно уметь самостоятельно замечать всё хорошее, что вы сделали, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом новых побед! | РУУД: Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Л УУД смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок. - нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |
IX. Итог. Домашнее задание | - Подготовиться к проверочным тестам по теме «Безударная гласная в корне» |
Список использованной литературы:
- Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М. ВАКО, 2014
- Шаталина З. С. Пути повышения грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Челябинск: изд-во Марины Волковой, 2007
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2008
- Львов М. Р. Правописание в начальных классах. Пособие для учителя – М.: Флинта, Наука, 1998
Приложение 1
Приложение 2
Алгоритм проверки безударной гласной в корне
-Прочитай слово.
-Поставь ударение.
-Выдели корень.
-Подчеркни безударные гласные в корне.
-Подбери проверочные слова.
(Сколько безударных гласных в корне,
столько проверочных слов)
-Напиши слово, вставь буквы.
-Обозначь орфограмму.
Виды орфограмм гласных (таблица)
Орфограм- мы | Способы действия | Примеры |
Проверяе- мые гласные корня | - измени слово - подбери родственное слово, чтобы в корне был ударный гласный | стена – стены зима - зимний |
Непроверяемые гласные корня | - смотри словарь, запомни, спроси | морковь, морковка, морковный |
Приложение 3
Карточки
Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне, напиши в скобках проверочные слова, обозначь орфограмму и выпиши 1 слово с непроверяемой безударной гласной в корне Байкал – одно из древнейших озёр мира. Это гордость России. Байкал знаменит чистый водой. Вода озера – удивительный природный клад. |
Списать предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках написать проверочные слова. Обозначить орфограмму. С….ва - н..чная птица. Днём совы спят на ств…лах д…ревьев. |
Спиши, вставляя пропущенные буквы, подбери проверочные слова, обозначь орфограммы: С…ды - …, дв…ры - …, цв…тут - …., п…сьмо - ….. . |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока : формировать умения правильно писать корень слова с безударным гласным; отрабатывать умения подбирать проверочные слова к слову с безударным гласным в корне.
Предполагаемый результат : ученик знает : ученик умеет : видеть в словах орфограмму безударная гласная в корне; находить проверочные слова; проверять по словарю виды орфограмм гласных; два способа проверки безударных гласных в корне;
Чистописание Самопроверка
Словарь Напишите два словарных слова. Условие: безударная гласная в слове должна быть ваша буква. Взаимопроверка
Разминка А – 2- 3 -2 О – 1- 2 -1 Е – 3- 2 -3 И – 2- 2 -2 Я – 1- 4 -1 Самоконтроль
Алгоритм проверки безударной гласной в корне -Прочитай слово. -Поставь ударение. -Выдели корень. -Подчеркни безударные гласные в корне. -Подбери проверочные слова. (Сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов) -Напиши слово, вставь буквы. -Обозначь орфограмму.
Орфограм - мы Способы действия Примеры Проверяе - мые гласные корня - измени слово - подбери родственное слово, чтобы в корне был ударный гласный ст е на – стены з и ма - зимний Непроверяемые гласные корня - смотри словарь, запомни, спроси м о рковь, м о рковка, м о рковный Виды орфограмм гласных
Выпиши 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне, напиши в скобках проверочные слова, обозначь орфограмму и выпиши 1 слово с непроверяемой безударной гласной в корне Байкал – одно из древнейших озёр мира. Это гордость России. Байкал знаменит чистой водой. Вода озера – удивительный природный клад. Выбор за тобой! Спиши, вставляя пропущенные буквы, подбери проверочные слова, обозначь орфограммы. С… ды - …, дв … ры - …, цв …тут - …., п… сьмо - ….. . Списать предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках написать проверочные слова. Обозначить орфограмму. С…. ва - н.. чная птица. Днём совы спят на ств … лах д… ревьев .
Высокий – 4-5 «+» Средний – 2-3 «+» Низкий – 0-1 «+» Я правильно поставил ударение. Я правильно выделил корень. Я правильно подобрал проверочное слово. Я правильно записал данное слово. Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.
Рефлексия Я знаю… Я умею…
- всё понял - остались вопросы, надо повторить - ничего не понял, нужна помощь
Я молодец!
Список использованной литературы : 1. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М. ВАКО, 2014 2. Шаталина З. С. Пути повышения грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Челябинск: изд-во Марины Волковой, 2007 3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2008 4. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. Пособие для учителя – М.: Флинта, Наука, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)
На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....
Конспект урока русского языка. 1 класс. "Школа России"
Тема: "Звуки и буквы"....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
"Правописание безударных гласных в корне слова" - урок русского языка во 2 классе
Тема "Безударные гласные в корне слова" является достаточно сложной для учащихся начальных классов. Как показывает практика при проведении контрольных работ учащиеся допускают ошибки на даннную орфогр...
Открытый урок. Безударные гласные в корне. Зима в природе.3 класс УМК Школа России.
Урок построен с учетом возрастных особенностей младших школьников. Использование стихов русских писателей, музыкальное оформление создают положительный эмоциональный...
Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.
Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....
План-конспект урока русского языка. 1 класс . Школа России
Данный урок осуществляет в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном процессе, развивает познавательный интерес и воспитывает у детей бережное отношение к приро...